Али наилучший среди сподвижников
Мы убеждены: Имам Али (да будет мир с ним) был среди сподвижников наилучшим во все отношениях, а после Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) стал духовным руководителем всех мусульман. Сам Пророк говорил мусульманам: «Наилучший мужчина среди вас – Али ибн Аби Талиб».[153] Однако так же как и Пророк он является рабом Аллаха. Поэтому запрещается превозносить его сверх меры, придавая ему качества, которых достоин лишь Всевышний Аллах. Поэтому те лица, которые убеждены в том, что он или кто-либо другой из рабов Аллаха обладает божественными атрибутами, не достойны считаться представителями мусульманской общины. Их убеждения не имеют ничего общего с учением последнего Пророка Аллаха и имамов из его рода. Шиитские ученые во все времена заявляли о несостоятельности подобных убеждений, и всегда отдалялись от людей, придерживающихся таких взглядов.
Сподвижники
Мы убеждены: Среди сподвижников и последователей Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) были поистине великие личности, искренние верующие, готовые отдать все ради торжества божественной религии. В Священном Коране и исламских хадисах имеется большое количество упоминаний их достоинств и добродетелей. Однако это не означает того, что абсолютно все сподвижники были праведными и справедливыми, а все их деяния без исключения безупречными. Так как во многих аятах Священного Корана (в аятах сур Покаяние, Свет, Лицемеры) говорится о нечестивых людях, которые внешне относились к сподвижникам Пророка, но на самом деле в их сердцах не было искренней веры, а аяты Корана обещают им наказание за их неблаговидные деяния. С другой стороны в числе сподвижников Пророка были лица, которые после его ухода в мир иной послужили причиной появления разногласий среди мусульман, вылившихся в кровавые битвы и смерть тысячи людей. Они расторгли свою присягу с наместником пророка и имамом своего времени. Можно ли полагать, что эти люди чисты и справедливы?
Возьмем к примеру верблюжью битву и битву при Сиффине, в которых с обеих сторон принимали участие сподвижники Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Можно ли считать стоящими на истинном пути и тех и других? Можно ли сказать, что и те и другие старались воплотить в жизнь идеи Посланника Аллаха и поэтому воевали друг с другом? Конечно же это не так, и мы не принимаем подобного разъяснения причин этих битв. Мы уверены, что одна сторона была права и отстаивала интереса подлинного Ислама, а другая сторона последовала за своими страстями и желаниями.
Также мы не принимаем слова тех, кто утверждает, что сподвижники в тех битвах действовали на основе своего собственного понимания происходящих событий, и одни из них были правы, а другие ошиблись. Они говорят, что сподвижники обладают высоким положением, и те из них, чье мнение было ошибочным, все равно любимы Аллахом и им причитается награда.
Мы убеждены: Все люди, включая сподвижников Пророка Ислама, являются заложниками своих деяний и убеждений. Аят Корана «Воистину, самый почитаемый из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный и благочестивый»[154] относится также и к сподвижникам. Для того чтобы верно судить о них, необходимо рассмотреть их деяния, их цели и стремления. Лишь тогда мы сумеем определить, кто из них являлся благочестивым и праведным, а кто не был таковым. Тогда мы сможем сказать, что те из них, кто был искренен в своей вере при жизни Пророка Ислама, а после его ухода в мир иной остался верен завету с ним и завету со Священным Кораном, были настоящими последователями Пророка, и нужно оказывать им почести и уважение. А тех из них, кто во время жизни Пророка причинял ему страдания своими деяниями и словами, а после его смерти отвернулся от справедливости и совершил поступки, обернувшиеся злом для мусульман и всего Ислама, мы не чтим и не проявляем к ним уважения.
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него».[155]
Действительно, те, кто отвернулся от идей Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) при его жизни или после его смерти, по нашему убеждению не достойны почестей, похвалы и уважения. Но не следует забывать, что среди сподвижников Пророка были по настоящему благочестивые и набожные люди, все старания и желания которых были направлены к победе истины и истинной религии. Эти люди заслужили похвалу Всевышнего Аллаха и Его особое отношение к ним. Не только сподвижники, но и мусульмане следующих поколений, которые уже перешли в мир иной или еще не родились, заслуживают наилучшего отношения к ним, если они будут следовать по пути истинных последователей Пророка. «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали за ними в благе. И они также довольны Аллахом».[156]
Это лишь краткое изложение шиитского вероучения о сподвижниках Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род).
Знания имамов
Мы убеждены: Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в многочисленных и достоверных хадисах предписал нам всегда держаться Священного Корана и имамов из его рода, чтобы мы никогда не сходили с истинного пути. Поэтому мы считаем имамов из его рода безгрешными и неподверженными ошибкам, их слова и деяния являются доводом для нас. Таким образом, традиции и пример безгрешных имамов являются для нас одним из источников исламского вероучения, подобно Корану и традициям Пророка Ислама.
Сами имамы (да будет мир с ними) всегда говорили, что то, что они говорят, они слышали от предыдущих имамов, а те от Посланника Аллаха. Поэтому все их речи на самом деле являются речами Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Всевышний Аллах даровал имамам знания Посланника Аллаха и всех предыдущих пророков. Однажды Имам Бакир (да будет мир с ним) сказал одному из своих последователей: «Если бы мы (то есть имамы) говорили вам что-либо от себя, основываясь на собственных желаниях, то мы непременно погибли бы. Однако мы говорим вам речи, которые дошли до нас от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род)».[157]
В другом хадисе говорится, однажды некий человек задал вопрос Имаму Садику (да будет мир с ним), на который имам дал ответ. После этого тот человек вступил с имамом в диспут для того чтобы он изменил свое мнение. Имам (да будет мир с ним) сказал ему: «Оставь эти разговоры, ибо то, чем я ответил тебе, является ответом Посланника Аллаха и не имеет почвы для дальнейших сомнений и споров».[158]
Также хочется обратить внимание читателей на следующий важный момент. В распоряжении шиитов имеются признанные сборники хадисов, авторами которых являются величайшие ученые, такие как Аль-кафи, Тахзиб аль-ахкам, Бихар аль-анвар и многие другие. Однако их признанность нашими учеными не означает того, что каждый хадис в этих сборниках является абсолютно достоверным, и что мы принимаем за истину любое предание, имеющееся в данных трудах. Нет, это не так. Существует отлаженная система проверки достоверности того или иного хадиса, проверки справедливости и порядочности передатчиков этих хадисов. Мы принимаем лишь те предания, которые соответствуют условиям науки хадисоведения, передатчики которых являются людьми благочестивыми и справедливыми. Смысл этих хадисов не должен противоречить Священному Корану и здравому смыслу. Таким образом, если какой-либо хадис не соответствует сказанному выше, то мы не опираемся на него ни в вероучении, ни в шариатском праве, ни в чем-либо другом.
Поэтому, все, кто желает ознакомиться с вероучением какого-либо исламского течения, в том числе с шиитским вероучением, должны полагаться лишь на те хадисы, которые считаются достоверными самими последователями этого вероучения. Нельзя доверять хадисам или книгам, не представляющим ценности для них, в ином случае у человека обязательно сложится неверное представление о последователях того или иного вероучения.
В любом случае хадисы от безгрешных имамов имеют для нас огромное значение, такое же, как аяты Корана и хадисы от Пророка Ислама, но лишь в том случае, если эти предания будут достоверными и отвечать всем необходимым требованиям и условиям.
Глава 6. Различные темы
В предыдущих главах было изложено шиитское вероучение в основных религиозных положениях. В этой главе речь пойдет о некоторых положениях, которые также отличают наше вероучение от вероучения последователей других исламских школ.
Разум человека
Мы убеждены: Человеческий разум различает, что есть хорошо, а что есть плохо, он постигает положительные и отрицательные стороны различных явлений и событий. Данная способность человеческого разума это величайший дар Всевышнего Аллаха. Поэтому, даже до ниспослания небесных религий человек постигал своим умом благо одних и скверность других деяний и явлений. Он понимал, что справедливость и благодеяния это хорошо, а гнет и мерзкие поступки это плохо. Для человека было ясно, что обладание такими нравственными качествами как правдивость, смелость, щедрость, доброта возвышает тех, кто владеет ими. А лживость, трусость, скупость, недоброжелательность и злоба наоборот унижают их обладателей в глазах окружающих.
Но человеческий разум, как и все остальное сотворенное, ограничен и потому неспособен осознать истинность ряда явлений. Несовершенные человеческие познания не в состоянии постичь их положительные и отрицательные стороны. По этой причине Всемогущий Творец отправил к людям пророков с небесными писаниями, чтобы те донесли до них божественную религию, подтверждающую все то, что говорит разум, и раскрывающую для людей истины, которые они не способны познать самостоятельно.
Если мы станем отрицать способность разума к осознанию некоторых истин, и будем утверждать, что мы не можем понять благо и зло тех или иных явлений и деяний без свидетельства небесных посланников и писаний, то несомненно познание Творца, единобожие, миссия пророков и ниспослание небесных книг потеряют свое значение для человечества. Потому что существование Всевышнего Аллаха и истинность призыва пророков можно обосновать только посредством разума и умственных аргументов! Опираться на небесные книги и высказывания пророков возможно лишь в том случае, если до этого наш разум приведет доказательства существованию Творца и тому, что Он направил к нам пророков. Доказать это, опираясь лишь на небесные книги и высказывания пророков, невозможно!
Божественная справедливость
Мы убеждены: Наш разум говорит нам, что Всевышний и Всеблагой Аллах обладает всеми атрибутами совершенства, поэтому Он справедлив, так как несправедливость есть несовершенство. Невозможно, чтобы от Него исходила несправедливость, и что Он будет угнетать кого-либо. Нельзя представить, что Он просто так накажет благочестивого человека или без причины вознаградит тирана. Невозможно, чтобы Всевышний Аллах не выполнил Своих обещаний или нарушил Свои слова. И уж тем более не может быть, чтобы Он поручил пророческую миссию подлому и грешному человеку, постоянно совершающему ошибки, и дозволил ему являть людям чудеса. Божественная справедливость требует, чтобы люди, сотворенные Им для достижения совершенства и счастья, не были оставлены без наставника и достойного руководителя, который поможет им достичь этой цели. Все перечисленное выше невозможно приписать Творцу, так как Он справедлив и не позволит Себе совершение этих недостойных поступков.
Свобода выбора
Мы убеждены: Всевышний Аллах сотворил человека свободным. Человек свободен в совершении своих действий, ему дарован выбор, и все его деяния основаны на его собственной воле. Если мы не примем эту очевидную истину, и будем придерживаться мнения, что у человека нет выбора и что он вынужден совершать те или иные действия, то в этом случае мы получим отсутствие справедливости. Получится, что наказание грешников и тиранов это несправедливость, ибо они были вынуждены вершить свои мерзкие дела. А награда для добродетельных и благочестивых не представляет никакой ценности, так как благие деяния они совершали не по собственной воле. Все это не сочетается с учением о божественной справедливости, в которую верят шииты.
Принцип свободы выбора и то, что разум человека способен различать благо и зло многих явлений и деяний, являются одной из основ исламской религии. Об этом говорится также в аятах Священного Корана и хадисах от Пророка и безгрешных имамов.