Краткое перечисление различий между суннитами и шиитами, упомянутых в этом послании
Ахлю-с-Сунна и остальные мусульмане | Шииты |
Коран | Коран |
Единодушно считают его истинным и защищённым от любых добавлений и изъятий. Они понимают его в соответствии с основами арабского языка, верят в каждую его букву, и верят в то, что он — слово Всевышнего Аллаха, не появившееся и не созданное, и что к нему не может подобраться ложь ни спереди, ни сзади. Это первый источник для всех убеждений и взаимоотношений мусульман. | Некоторые ставят под сомнение его истинность. Находя в нём противоречия их убеждениям, они дают этим аятам странные толкования, дабы они согласовывались с их мазхабом. Поэтому их назвали мутааввилитами или «толкователями». Любят указывать на разногласия, возникшие в начале письменной фиксации, и приводить слова своих имамов, взятые из признанных у них шариатских источников. |
Хадис | Хадис |
Это второй шариатский источник, разъясняющий Коран, и нельзя противоречить нормам, содержащимся в любом хадисе, переданном от Пророка r достоверным путём. Проверку достоверности хадисов производят в соответствии с основами, относительно которых согласны факыхи мусульманской общины в науке о терминологии хадисов, а именно: посредством исследования иснада, вне зависимости от пола передатчиков — эти различия учитываются только в том, что касается свидетельств надёжных людей. У каждого передатчика — своя история и определённые, известные хадисы, как достоверные, так и те, достоверность которых поставлена под сомнение. Мусульмане добились этого посредством самого кропотливого труда, который только знала история. Не принимаются хадисы, передаваемые лжецами, неизвестными. Родственные связи или фамильная принадлежность любого рода также не могут служить основанием для принятия хадисов, потому что это величайшая ответственность, которая выше любых подобных факторов. | Опираются только на сообщения, возводимые к Ахлю-ль-бейт, и некоторые сообщения тех, кто участвовал в политических сражениях ‘Али на его стороне, и отвергают всё остальное. Не уделяют внимание иснаду сообщения и научным методам, и часто говорят например: «От Мухаммада ибн Исма‘иля от одного из наших товарищей от другого человека, что он сказал…». Их книги наполнены десятками тысяч сообщений, проверить достоверность которых невозможно, и на этих сообщения они основывают свою религию. При этом они отвергли больше трёх четвертей Сунны Пророка r. И это одно из важнейших различий между ними и мусульманами. |
Сподвижники | Сподвижники |
Единодушно уважают сподвижников и при упоминании о них говорят: «Да будет доволен ими Аллах». Разногласия, имевшие место между сподвижниками, они относят к иджтихадам, которые они сделали, будучи искренними, и всё это в прошлом и мы не имеем права растить на основании этих событий злобу, передаваемую из поколения в поколение. Сподвижники — это те, о ком Аллах отозвался лучше, чем о какой бы то ни было общине. Он похвалил их во многих местах Своей Книги и особо оправдал некоторых из них, так что никто не имеет права обвинять их после этого оправдания, и никакого блага никому эти обвинения принести не могут. | Шииты считают, что сподвижники стали неверующими после кончины Посланника Аллаха r, за исключением нескольких (их можно пересчитать по пальцам двух рук). ‘Али же они отводят особое место. Некоторые из них считают его преемником Пророка r, другие считают его пророком, третьи — Богом. И о мусульманах они судят по их отношению к ‘Али. Тех, кто был избран правителем до ‘Али, они считают притеснителями или неверующими. И каждый, кто противоречит его мнению — притеснитель, неверующий или нечестивец. Так же дело обстоит и с теми, кто противоречил его потомкам. Таким образом, они создали в истории огромную подлость и наполнили её враждебностью и клеветой, и шиизм превратился в историческую школу, пронёсшую это вредоносное учение через многие поколения. |
Единобожие | Единобожие |
Они верят, что Аллах — Единственный, Одолевающий, и у Него нет сотоварищей и нет равных и подобных Ему, и нет посредников между Ним и Его рабами. И они верят в аяты, в которых упоминаются Качества Аллаха в таком виде, в каком они были ниспосланы, не истолковывая их, не отрицая, и не уподобляя Качества Аллаха качествам творений: «Нет ничего подобного Ему…». И они верят, что Он направил посланников и поручил им донести Его послание, и они донесли его, не утаив ничего. И они верят, что сокровенное известно только Аллаху, и что заступаться пред Аллахом можно будет только при соблюдении определённых условий: «Кто станет заступаться перед Ним, кроме как с Его позволения». И они верят, что мольба, обет, жертвоприношение и устремление могут быть посвящены только Ему, Всевышнему и не могут посвящаться никому другому. И только Он владеет добро и злом, и никто не может обладать властью или распоряжаться вопреки Его воле, будь то живой или мёртвый. Все без исключения нуждаются в Его милости. И познание Аллаха, как они верят, должно осуществляться посредством Шариата и аятов Аллаха прежде разума, потому что разум может и не прийти самостоятельно к правильным выводам, а уже потом человек должен размышлять, применяя свой разум и обретая покой. | Верят во Всевышнего Аллаха и Его Единственность, однако к этим убеждениям, примешивают действия, которые являются ширком. Они обращаются с мольбами не только к Аллаху, но и к Его рабам и говорят: «О ‘Али!», «О Хусайн!», «О Зейнаб!» и дают обеты и совершают жертвоприношения не Аллаху и обращаются к умершим с просьбами. У них много мольб и стихов, которые могут служить подтверждением этого. Они используют их в своём поклонении и считают своих имамов непогрешимыми и приписывают им знание сокровенного и способность распоряжаться во Вселенной. Именно шииты придумали суфизм для утверждения этих искажённых понятий. Они считают, что праведники (авлийа), «святые» и Ахлю-ль-бейт обладают особой силой. Они вкладывают в своих последователей понятие классовости внутри религии и передачи положения по наследству. Всё это не имеет никакого обоснования в религии. Познание Аллаха у них должно осуществляться с помощью разума, а не Шариата, а упомянутое в Коране — всего лишь подтверждение заключений, которые делает разум, а не что-то принципиально новое. |
Можно ли увидеть Аллаха? | Можно ли увидеть Аллаха? |
Аллаха можно увидеть только в мире вечном, поскольку Сам Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». | Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире вечном. |
Сокровенное | Сокровенное |
Сокровенное знает только Всевышний Аллах, и Он открыл нечто из сокровенного Своим пророкам, в том числе и Мухаммаду r с определёнными целями: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает». | Они утверждают, что знание сокровенное — исключительное право их имамов, и даже Пророк r не имеет права сообщать о чём-то из сокровенного. Поэтому некоторые обожествляют этих имамов. |
Семья Посланника r | Семья Посланника r |
Согласно наиболее правильному мнению, это все его последователи исповедующие исламскую религию. Говорят также, что это богобоязненные члены его общины. Говорят также, что это его верующие родственники из числа бану Хашим и бану ‘Абду-ль-Мутталиб. | Это только его зять ‘Али и некоторые из сыновей ‘Али, а также их дети и внуки. |
Шариат и истина | Шариат и истина |
Они считают, что Шариат — это и есть истина, и что Посланник Аллаха r не утаил от своей общины ничего из знания, и нет такого блага, на которое он не указал им, и нет такого зла, от которого бы он не предостерёг их. И Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». Источниками религии являются Коран и Сунна, и они не нуждаются в каких-либо дополнениях, поскольку то, как нужно действовать, поклоняться и поддерживать связь с Аллахом, вполне ясно и понятно без всяких посредников. И только Аллах знает правду о Своих рабах и нельзя никого обелять наперекор Аллаху. И из слов всех людей что-то принимается, а что-то отвергается, кроме непогрешимого Пророка r. | Они считают что Шариат — это нормы, принесённые Пророком r и касающиеся исключительно простых людей и тех, кто имеет лишь поверхностные знания о религии. А истина (или особое знание об Аллахе) дарована исключительно имамам Ахлю-ль-бейт (то есть только некоторым членам семьи Пророка r), и они получают знание по наследству — оно передаётся из поколения в поколение и они держат его в секрете. И имамы непогрешимы и все их действия — божественный закон. И все их действия являются дозволенными, и связь с Аллахом можно поддерживать только через посредников, коими являются имамы. Поэтому они придумывают себе названия и титулы, свидетельствующие о чрезмерном превознесении самих себя, например: «валиййуЛлах» (приближённый Аллаха), «бабуЛлах» (врата Аллаха), «ма‘сум» (непогрешимый), «худжатуЛлах» (довод Аллаха) и так далее. |
Фикх | Фикх |
Ахлю-с-Сунна в точности придерживаются норм, установленных Кораном. Эти нормы разъясняются словами и действиями Посланника, зафиксированными в пречистой Сунне. Они опираются также на слова сподвижников и их надёжных последователей, потому что их эпоха была ближайшей к эпохе Посланника r и они были наиболее искренними по отношению к нему. И никто не имеет права устанавливать новые законы в религии после того как Аллах завершил её. Однако в новых, возникающих вопросах и обстоятельствах и в том, о чём Шариат не говорит подробно, следует обращаться к надёжным мусульманским учёным, которые выносят решения исключительно в рамках Корана и Сунны. | Они опираются на особые источники, которые приписывают своим имамам (нескольким конкретным), а также на толкования, которые они дали аятам Аллаха. При этом они намеренно противоречат большинству представителей мусульманской общины. Они считают также, что их непогрешимые имамы-муджтахиды имеют право устанавливать новые нормы, что и произошло в действительности. Так, были установлены новые нормы, касающиеся: — Азана, времён совершения молитвы, и способа её совершения. — Времени начала поста и разговения. — Действий хаджа и других паломничеств (зийара). — Некоторых вопросов закята и тех, кому отдаётся закят. — Наследования. И так далее. Они стараются противоречить приверженцам Сунны и масштабы этих противоречий постоянно увеличиваются. |
Лояльность | Лояльность |
Подразумевается абсолютная покорность. Они считают, что такая покорность может быть только по отношению к Посланнику Аллаха r, потому что Всевышний Аллах сказал: «Кто покорен Посланнику, тот покорен Аллаху». Что же касается всех остальных людей, то лояльность по отношению к ним ограничивается рамками Шариата, поскольку не может быть покорности творению в том, что является ослушанием Творца. | Они считают лояльность одним из столпов веры. У них это вера в имамов (в том числе и в того, который обитает в подвале). И тот, кто не лоялен по отношению к Ахлю-ль-бейт, у них не называется верующим, под его руководством нельзя совершать молитву, ему нельзя отдавать ничего из обязательного закята, однако можно подавать обычную милостыню как неверующему. |
Такыйя | Такыйя |
Подразумевается сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных во избежание зла. Они считают, что мусульманину не разрешается обманывать мусульман словами или внешним видом, поскольку Пророк r сказал: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас». Сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных разрешается только по отношению к неверующим врагам религии и только во время войны, поскольку война есть хитрость. Мусульманин должен быть правдивым и смелым, когда дело касается истины, и не делать ничего напоказ, не лгать и не поступать вероломно, а давать благие советы, побуждать к одобряемому исламом и удерживать от порицаемого им. | Несмотря на различия между шиитскими группами, все они считают такыйю обязанностью, без которой мазхаб не может существовать. Они обучаются основам её втайне и открыто и применяют её на практике, особенно когда попадают в трудные обстоятельства — они начинают чрезмерно восхвалять тех, кого в действительности считают неверующими, заслуживающими убийства и уничтожения. Неверующим же они считают каждого, кто не следует их мазхабу. Они применяют принцип «Цель оправдывает средство». Такыйя разрешает шиитам любые формы лжи, козней и лицемерия[34]. |
Имамат или управление государством | Имамат или управление государством |
Государством должен управлять халиф, который избирается из числа мусульман. Основным требованием к халифу является соответствие[35] занимаемой должности, то есть он должен быть разумным, благоразумным, обладать знаниями, быть известным своей праведностью и честностью и способностью нести подобную ответственность. Его выбирают самые достойные и благоразумные представители мусульманской общины. И они же смещают его, если он перестаёт отвечать необходимым условиям или идёт против постановлений Корана и Сунны. Все мусульмане обязаны подчиняться ему. Они считают правление тяжким бременем и ответственностью, а не почётом и трофеем. | Власть у них передаётся по наследству от ‘Али и сыновей Фатымы (существуют разногласия между шиитскими группами в отношении конкретных личностей). По этой причине они никогда не бывают искренне преданными правителям, не относящимся к вышеупомянутой категории. А поскольку их теория не осуществилась в истории так, как они ожидали, то они добавили теорию о возвращении в этот мир (радж‘а), которая состоит в утверждении о том, что в конце времён появится их последний имам, именуемый Предстоятелем (аль-Каим) и, выйдя из своего подвала, уничтожит всех своих политических противников и вернёт шиитам их права, узурпированные другими группами на протяжении многих веков. |
Заключение
Моей целью было опубликовать советы и наставления одного из учёных аль-Азхара адресованные шейху Аль-Азхара и содержащие предостережения от оказания поддержки мазхабу имамитов-джа‘фаритов, и утверждение о невозможности сближения между Ахлю-с-Сунна и шиитами-джа‘фаритами, поскольку некоторые представители аль-Азхара в Сирии и Ливане сообщили, что положение шиитов совершенно не изменилось и они по-прежнему крайне далеки от арабов и ислама и невозможно достичь согласия с ними. Да благословит Аллах учёных, дававших благие советы — устазов: шейха Мухаммада Арафа, члена Совета крупнейших учёных, шейха Таха Мухаммада ас-Сакита, шейха ‘Абду-ль-Лятыфа ас-Субки, а также ту статью шейха Ибрахима аль-Джабхана, опубликованную в журнале «Райат аль-ислям» в эр-Рияде, и так далее.
В сборнике стихов сеййида Абу-р-Рахмана ибн Убайдуллаха ас-Саккафа, которого друзья называют муфтием Хадрамаута, и в сборнике, которого можно встретить проявления ширка, — в упомянутом сборнике есть поэма, которую ‘Абду-р-Рахман ас-Саккаф адресовал имаму Йемена Яхье Хамидуддину (да помилует его Аллах) и ответ имама на эту поэму. На с. 446 есть такие строчки:
Мы открыто ругаем ваших врагов, и да пребудет
Над ними проклятие Бога всегда, повторяясь!
Как спасётся противник ваш, если вы в День
Расчёта вместе с пречистою Девою будете собраны?..
А на с. 447 приводится ответ имама:
Сунне пречистой следуют они неуклонно,
Сунне лучшего из тех, кто ступал по земле…
Такой не захочет сделать своим мазхабом рафидитов религию
И не станет он джабаритом, подобно Джахму!
Комментатор пишет: «Рафидиты — группа шиитов, которые отвергли имама Зейда ибн ‘Али и откололись от него, когда он отказался отрекаться от двух шейхов (Абу Бакра и ‘Умара). А Джахм — основатель истинного джабаризма.
Имам Яхья (да помилует его Аллах) не одобрял мнение рафидитов, согласно которому следует отрекаться от двух шейхов — Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), и он не говорил о них, что они несправедливо поступили с пречистой девой Фатымой, дочерью Пророка r, отказавшись отдавать ей её наследство (Фадак). Он не считал это несправедливостью, поскольку от Пророка r передаётся достоверным путём, что он не оставит наследства, и его дядя аль-‘Аббас не претендовал на наследство и жёны Пророка r не требовали отдать им их наследство в Фадаке.
И когда сейид Мухаммад ‘Акыль подарил ему (да помилует его Аллах) книгу «Ан-насаих аль-кафийа ли-ман йатавалля Му‘авийа» (Достаточные наставления тому, кто лоялен к Му‘авии), он запретил распространение этой книги, оправдав своё решение аятом: «Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили».
До того как он пришёл к власти в Йемене, суннитские сборники хадисов (аль-Бухари, Муслим и так далее) читались только тайком. Зейдиты-джарудиты называли эти книги книгами навасыб (врагом Ахлю-ль-бейт) и запрещали читать их, поэтому эти книги читали только тайком. А когда он пришёл к власти, их стали читать открыто. Он покупал их и распределял по мечетям. Кто читал перечень книг в книгохранилище аль-Мутаваккиля в Сане (Йемен), напечатанных в Сане, обнаруживает там перечень современных суннитских книг, которые имам Яхья (да помилует его Аллах) сделал вакфом. А некоторые учёные Йемена сказали, что времена изменились и умерли Омейяды и ‘Аббасиды, так почему же до сих пор люди упорно возвращают к жизни трагедии тех лет?..
Это то, что мне удалось собрать на данную тему. И да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!
Мухаммад Насыф
14 раджаба 1380 г. х.
ОГЛАВЛЕНИЕ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ........................................................ 2
ВСТУПЛЕНИЕ........................................................................ 8
Тема сближения между мазхабами и исламскими группами 10
Вопросы такыййи.............................................................. 14
Очернение Корана........................................................... 15
Ложь, возводимая даже на ‘Али.................................... 20
Радость миссионеров....................................................... 21
Их мнение о правителях.................................................. 24
Злоба по отношению к Абу Бакру и ‘Умару................... 25
Возвеличивание убийцы ‘Умара.................................... 26
Правление......................................................................... 27
От шиизма к коммунизму................................................ 29
Стремление к разрушению и мести............................... 30
Догмат о возвращении в этот мир (радж‘а).................. 33
Их мышление не изменилось......................................... 34
Ухищрения против зафиксированной истории.......... 35
Имамы знают сокровенное............................................. 37
Положение имамов выше положения посланников 39
Вероломство аль-‘Альками и Ибн Абу аль-Хадида...... 42
Спасение возможно только посредством верности Ахлю-ль-бейт 44
Шииты противоречат мусульманам, не только во второстепенных вопросах, но и в основах 45
Раскол нусайритов............................................................ 48
История врат и подвала................................................... 48
Лояльность мусульман.................................................... 49
Взаимная любовь праведных халифов......................... 50
Почему мы должны отрекаться от них?......................... 52
Отделение исмаилитов.................................................... 54
Сами шииты желают не сближения, а распространения своего мазхаба 56
Смута бабидов.................................................................. 58
Полезный комментарий.................................................. 60
Краткое перечисление различий между суннитами и шиитами, упомянутых в этом послании 65
Заключение....................................................................... 74
ОГЛАВЛЕНИЕ..................................................................... 77
[1] Зейдиты, (араб. الزيدية) приверженцы одной из умеренных шиитских сект, образовавшаяся в VIII в. в Арабском халифате. Основатель — Зейд ибн Али ибн аль-Хусайн ибн Али ибн Абу Талиб. Зейдиты получили широкое распространение в Иране, Ираке и Хиджазе, сформировав зейдитские государства: Идрисидов в Северной Африке в 789 г. (просуществовало до 926 г.), в Табаристане в 863 г. (просуществовало до 928 г.), Йемене в 901 г. Ветвь зейдитов — нуктавиты — распространены в Иране. Зейдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962. Составляют значительную часть населения Йемена. В богословии Зейдиты следуют мутазилитам. Несмотря на то, что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение пересекается с суннизмом и ближе к нему, чем учение других шиитских групп. В противоположность остальным шиитам, зейдиты не признавали учения о «скрытом» (двенадцатом) имаме, о такыйе (сокрытии истинных убеждений и демонстрации противоположных), отказывались ругать праведных халифов Абу Бакра и Умара, непогрешимыми считали только Али, Фатыму, аль-Хасана и аль-Хусайна, запрещали временный брак (мута), отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. Их численность на конец XX в. — 7 миллионов человек.
[2] ‘Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени ‘Абдуллаха ибн ‘Ибада, сформулировавшего взгляды ‘ибадитов. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X веков). В современном мире ‘ибадиты составляют большую часть населения Омана, и имеют общины в Алжире, Тунисе, Ливии и на острове Занзибар.
[3] Такая политика была у шиитов, когда у них не было еще своего государства. Что же касается нашего времени, то они с яростью набрасываются на ахлю сунна и в открытую заявляют о том, что ахлю сунна - вообще не мусульмане. События, происходящие в Ираке и Ливия, самые явные тому доказательства. А также проклинание ими сподвижников, ругань в адрес Аиши и других известных личностей, все это явно указывает на их нежелание к сближению.
[4] Подобный «альтруизм» демонстрируется далеко не впервые в истории. Проповедники, которых шиитское государство посылает с данной целью, это как раз те люди, благодаря которым Ирак превратился из суннитской страны с шиитским меньшинством в шиитскую страну с суннитским меньшинством. В эпоху аль-Джаляля ас-Суюты из Ирана в Египет прибыл проповедник, о котором ас-Суюты упоминает в своём сборнике фетв «Аль-хави» (Издательство «Аль-мунириййа», т. 1, с. 330). Этот иранский проповедник послужил причиной написания послания ас-Суюты «Мифтах аль-джанна фи-ль-итисам би-с-Сунна» (Ключ к Раю — приверженность Сунне).
[5] То есть списку Корана, составленному во времена халифа ‘Усмана ибн Аффана, которым пользуется сегодня весь исламский мир.
[6] У шиитов распространено имя Такыйй, которое носил, кстати, и отец ан-Навари ат-Табарси, автора «Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб рабб аль-арбаб». Это имя происходит от слова «такыййа», а не от слова «таква» (богобоязненность). Отец-шиит даёт сыну такое имя в надежде, что он будет искусным в такыййе, то есть сокрытии своих истинных убеждений и демонстрации окружающим мусульманам противоположных
[7] Под лицемерами Абу Мансур ат-Табарси подразумевает сподвижников Посланника Аллаха r, которые собирали Коран в мусхаф ‘Усмана, согласно которому поступал и ‘Али ибн Абу Талиб в течение всего периода своего правления. Если бы эти слова, которые он приписывает ‘Али в своей книге «Аль-ихтиджадж аля ахль аль-ляджадж», действительно были словами Али (да будет доволен им Аллах), это было бы с его стороны предательством по отношению к исламу: подумать только, у него утерянная треть Корана, а он никому не показывал её и сам не поступал в соответствии с ней и не велел людям следовать ему хотя бы в период его правления, притом что не было никаких препятствий для этого. Добровольное сокрытие такой значительной части Корана — лицемерие (это, конечно, в том случае если бы это действительно он сказал эту откровенную чушь). Отсюда можно понять, что Абу Мансур ат-Табарси, автор книги «Аль-ихтиджадж аля ахль аль-ляджадж», оскорбляет самого ‘Али этой своей книгой и приписывает ему вероломство, предательство и неверие, а не только очерняет сподвижников Посланника Аллаха r и приписывает им лицемерие.
[8] Мухаммад аль-Кулейни (ум. в 329/941) — крупнейший шиитский богослов мухаддис и правовед. Сыграл большую роль в развитии шиитского (джа‘фаритского) фикха. Полное имя Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Я‘куб аль-Кулейни. Аль-Кулейни родился в селении Кулейн возле Рея. Большую часть своей жизни провел в основных шиитских центрах — Рее и Куме. В конце жизни жил в Багдаде, где и умер. Свое образование он получил у выдающихся шиитских богословов. Аль-Кулейни написал несколько книг по различным аспектам богословия и права. Однако самой известной его работой является сборник хадисов «Аль-кафи фи усуль ад-дин» (Достаточный в основах религии), который он писал в течение 20 лет и собрал в нем около 16 тыс. хадисов. Он сгруппировал их темам и связал их с положениями права. Это самый ранний сборник шиитских хадисов. «Аль-кафи» сыграл исключительную роль в развитии шиитской догматики и богословия. На этот труд опираются как различные шиитские авторитеты, так и независимые исследователи, так как в нём содержится большой материал по духовной и культурной жизни и обрядности шиитских общин.
[9] «Шуджа» — смелый, отважный, «дин» — религия.
[10] Сефевиды — иранская шахская династия, правившая с начала XIV века районом Ардебиля иранской провинции Азербайджан, входившим в состав государства Ак-Коюнлу, с 1502 по 1722 гг. всем Ираном. Основателем династии был Исмаиль I (1501—1524 гг.), потомок основателя суфийского ордена Cефевие, родом из Ардебиля в Иранском Азербайджане. После победы над Алвендом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), Исмаиль победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана. Исмаиль далее подчинил себе весь Иран и в мае 1502 года провозгласил себя шахом Ирана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан. В начале правления Сефевидов в Иране они опирались на тюркские племена кызылбашей и утвердили азербайджанский тюркский язык в качестве языка двора и армии, тогда как персидский язык был языком гражданской администрации; по-персидски же писались надписи на монетах. С переносом столицы в Исфахан в государстве Сефевидов происходит усиление иранского влияния, и персидский язык вытесняет тюркский в официальных сферах, однако при Сефевидском дворе по прежнему говорили почти исключительно по-тюркски. Официальной религией государства Сефевидов был шиизм.
[11] Народная партия Ирана (НПИ; перс. حزب توده ایران Хезбе тудейе Иран; сокращённо Туде) — марксистско-ленинистская партия, действующая в Иране с 1941 года. Является преемницей Иранской коммунистической партии.
[12] Почему же его прадед ‘Али ибн Абу Талиб не сделал этого в период своего правления? Неужели его двенадцатый потомок лучше знал Коран и ислам?
[13] И это притом что Всевышний Аллах осудил вынесенное Даудом решение и сказал: «Дауд [Давид] убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся. Мы простили ему это».
[14] Уснувшие в пещере по воле Аллаха уверовавшие юноши, упомянутые в Коране.
[15] Библейский Иисус Навин, сподвижник и преемник Моисея.
[16] Это, очевидно, взято из христианской идеологии, связанной с распятием.
[17] Абу Джафар Аль-Кулайни, «Аль-кафи», с. 255.
[18] «Аль-кафи», с. 258.
[19] «Аль-кафи», с. 260.
[20] «Аль-кафи», с. 227.
[21] «Аль-кафи», с. 228.
[22] «Аль-кафи», с. 231.
[23] «Аль-кафи», с. 397.
[24] «Аль-кафи», с. 399.
[25] «Аль-кафи», с. 407.
[26] Хулагу (1217 — 8 февраля 1265, Мераге, Южный Азербайджан) — монгольский правитель и военачальник. Внук Чингис-хана, сын Толуя и Сорхахтани, брат каанов Мункэ и Хубилая. Основатель династии Хулагуидов, правившей в созданном им государстве в Передней Азии.
[27] ‘Иззуддин ‘Абду-ль-Хамид ибн Абу аль-Хасан ибн Абу аль-Хадид аль-Мадаини. Автор книги «Шарх нахдж аль-баляга». По словам шиитов, один из выдающихся, достойных, заслуженных и уважаемых людей, приверженец непогрешимых и пречистых Ахлю-ль-бейт: в качестве указания на его высокое положение, большие заслуги перед религией и истинную приверженность повелителю верующих (да будет доволен им Аллах) достаточно его замечательных комментариев к «Нахдж аль-баляга», которые необычайно содержательны и заключают в себе много пользы. Он родился в первые дни месяца зу-ль-хиджжа 586 г. х. Свой двадцатитомный труд «Шарх нахдж аль-баляга» он написал для библиотеки визиря Муаййидуддина Мухаммада ибн аль-Альками. Завершив свой труд, он отправил его через брата Муваффикуддина Абу аль-Ма’али, и получил за это сто тысяч динаров, красивую одежду и коня. Раудат аль-джаннет. Т. 5. С. 20–21. Родился в аль-Мадаин. А в те времена в аль-Мадаин процветал шиизм, радикализм и фанатизм, и он пошел по их пути и принял их мазхаб. Он перенял их убеждения с семью основами, причем он склонялся к преувеличениям и радикализму. Затем он уехал в Багдад, где после крайнего шиизма стал му‘тазилитом, и это прослеживается в его комментариях. Умер в Багдаде в 655 г. х.
[28] Если у дома его отца и был подвал, то они туда точно не входили, так как у них такого права не было, поскольку дом перешёл к Джа‘фару, брату аль-Хасана аль-‘Аскари, который засвидетельствовал, что никаких сыновей у аль-Хасана не было — ни в подвале, ни за его пределами.
[29] Такое прозвище Джа‘фар получил уже после того как погиб в битве при Муте. Два войска встретились при Муте и началось сражение. После гибели двух командующих мусульман знамя подхватил Джа‘фар, который продержался достаточно долго, со всех сторон окружённый врагами. В конце концов, он спрыгнул с коня и бросился в гущу врагов со словами:
Вот он Рай! Вот он приблизился!
Его блага, его прохладное питьё!
Сначала он держал знамя в правой руке, а когда её отрубили, он подхватил знамя левой рукой. Когда отрубили и её, он прижал к себе знамя обрубками рук и так и погиб.
«…Потом знамя подхватил Джа‘фар, который продержался достаточно долго, со всех сторон окружённый врагами. В конце концов, он спрыгнул с коня, подрезал ему поджилки и бросился в гущу врагов. Сначала он держал знамя в правой руке, а когда её отрубили, он подхватил знамя левой рукой. Когда отрубили и её, он прижал к себе знамя обрубками рук и так и погиб в таком положении. Ему было всего тридцать три года. На его теле было обнаружено девяносто ран от копья, меча и стрел, причём на его спине не было ни одной раны, потому что он не поворачивался спиной к врагу, сражаясь до последнего. ‘Абдуллах сказал: «Во время этой битвы я находился с ними, а потом мы стали искать Джа‘фара ибн Абу Талиба, обнаружили его среди убитых и насчитали на его теле более девяноста ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами» [Аль-Бухари] .
Аллах даровал ему в Раю два крыла в награду за его отрубленные руки, с помощью которых он может летать, куда пожелает. После этого его стали называть обладателем двух крыльев. Сообщается, что Ибн ‘Умар, приветствуя сына Джа‘фара, говорил: «Мир тебе, о сын обладателя двух крыльев!»
Узнав из Откровения о его гибели, Посланник Аллаха r направился к дому своего двоюродного брата Джа‘фара и увидел, что его жена, которая ещё не знала о случившемся, готовится встречать мужа. Она замесила тесто, вымыла детей, умастила их благовониями и красиво одела.
Асма рассказывает: «Когда Посланник Аллаха r пришёл к нам, я поняла по его лицу, что он опечален. У меня появилось нехорошее предчувствие, но я не хотела спрашивать его о Джа‘фаре, потому что боялась услышать нечто страшное. Он поприветствовал меня и попросил: “Приведи ко мне детей Джа‘фара”. Я позвала их, и они бросились к нему как пищащие птенцы — каждый хотел добраться до него первым. Посланник Аллаха r обнял их. Из глаз его текли слёзы. Я спросила: “О Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя, почему ты плачешь? Ты узнал что-то о Джа‘фаре и его товарищах?” Посланник Аллаха r ответил: “Они погибли сегодня”».
Асма заплакала. Её дети, увидев, что она плачет, перестали улыбаться, притихли и сидели, не двигаясь.
Посланник Аллаха r сказал, вытирая слёзы: «О Аллах! Даруй детям Джа‘фара достойную замену! О Аллах! Даруй жене Джа‘фара достойную замену!»
Затем он сказал: «Я видел Джа‘фара в Раю. У него два крыла, обагрённых кровью…»
[30]Мулла Мухаммад Бакыр ибн Мухаммад Такыйй аль-Маджлиси (1037–1110 г. х.). Один из злейших врагов суннитов и их противников. После него и по сей день не было среди шиитов человека с таким острым языком и поливавшего своих противников столь отвратительной бранью. Они называют его «Хатимат аль-муджтахидин» и «имамом имамов среди поздних ученых». Шиит аль-Кумми сказал: «Аль-Маджлиси — шейх Ислама и мусульман, распространитель мазхаба и религии, имам, выдающийся ученый и редактор. Ни одному мусульманину не было даровано столько упорства и решительности в распространении мазхаба, возвышении слова Истины, борьбе с нововведениями и безбожием, воскрешении забытого и утраченного ясной религии, распространении высказываний имамов мусульман различными способами и прекрасными путями». Аль-куна ва аль-алькаб. Т. 3. С. 121. Этот шейх был имамом своей эпохи в науках хадиса и других шариатских науках, шейхом Ислама при правителе Исфахана, он решал религиозные и мирские вопросы, преподавал и руководил молитвой. Автор нескольких книг, среди которых «Бихар аль-анвар», в которой он собрал все виды наук. Книга эта состоит из нескольких томов. У него много сочинений на арабском и фарси. Раудат аль-джаннет. Т. 2. С. 78.
[31] Бабизм или вера Баби (24 мая 1844 — 12 января 1853) — религия, созданная Бабом (Али Мухаммад аш-Ширази) с 24 мая 1844 года в Иране. Священное Писание в бабизме — Персидский Байан. Бабизм провозглашает окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей и защиты их прав, установление священного царства бабидов и др. Демократические элементы бабизма были развиты последователями Баба во время бабидских восстаний.
[32] Чарандаб — один из районов иранского города Тебриз.
[33] Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али ибн аль-Хасан ибн Бабавейхи аль-Кумми по прозвищу «ас-Садук». Родился в начале 4-го века по хиджре, уме в 381 г. х. Вырос в Куме. Его могила находится в Рее. Один из авторитетнейших шиитских ученых и хадисоведов. Его книга «Ман ля йахдуруху аль-факых» — один из четырех самых достоверных, по их мнению, шиитских сборников хадисов. У него есть и другие книги, и его книги — основа шиитского мазхаба. Шииты говорят о нем: «В Куме не было никого с такой памятью и такими знаниями, как у него». А‘йан аш-ши‘а. Т. 1. С. 104. Аль-Хилли. Аль-хуляса. Аль-Маджлиси сказал о нем: «Все наши товарищи считают его надежным и достойным доверия, поскольку все сообщения, приводимые в его книге, достоверны, и он — одна из опор религии».
[34] Они передают от своих имамов слова: «Такыййа — моя религия и религия моих отцов» и «У кого нет такыййи, у того нет религии». А в книге «Аль-ислям сабилю-с-са‘адати ва-с-салям» (Ислам — пусть к счастью и миру) (с. 109) — а это одна из их признанных книг — говорится: «Если религиозно обязанный (мукалляф) опасается вреда для себя или своего имущества или нарушений общественного порядка, он должен отказаться от побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Это постановление относится к особенностям шиитов и именуется такыййа». Очевидно, что эти слова отменяют обязанность вести джихад и противоречат словам Всевышнего Аллаха.
[35] Некоторые Ахлю-с-Сунна также ставят условие о принадлежности правителя к любом