Глава 56. ликом аллаха можно испрашивать только рая. стр.: 143.
Глава 57. О выражении «если бы...». Стр.: 144.
Глава 58. О запрете ругать ветер. Стр.: 146.
Глава 59. О слове Всевышнего Аллаха: «Они несправедливо думали об Аллахе так, как делали это во времена невежества». Стр.: 146.
Глава 60. О тех, кто отрицает Предопределение. Стр.: 148.
Глава 61. О создающих изображения (живых существ). Стр.: 150.
Глава 62. О многочисленности клятв. Стр.: 151.
Глава 63. О защите Аллаха и его Пророка, да благословит его аллах и приветствует. Стр.: 152
Глава 64. О клятве от Имени Аллаха. Стр.: 154.
Глава 65. Нельзя просить ходатайства Аллаха перед его творениями. Стр.: 155.
Глава 66. О защите Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, неприкосновенности таухида и преграждении им путей и ширку. Стр.: 156.
Глава 67. О слове Всевышнего Аллаха: «Не ценили они Аллаха достойным образом». Стр.: 158.
Приложение. Арабские теологические термины. Стр.: 163-164.
Глава 1. Основное.
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись*Мне» (Рассеивающие, 56).
*[Из «Фатх аль-Маджид»]:Ибн Теймийа сказал: «Поклонение - это подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому, что приказал Аллах устами пророков». Он же сказал: «Поклонение - это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен».
Ибн аль-Каййим сказал, что поклонение «зиждется на пятнадцати столпах, и кто усовершенствует их, тот усовершенствует степень своего поклонения». Объясняется это тем, что поклонение делится на поклонение сердцем, языком и телом, а предписаний для поклонения пять: обязательное, предпочтительное, свободное, порицаемое и запрещенное, и каждое из них относится к поклонению сердцем, языком и телом.
Ибн Касир сказал: «Поклонение Ему - это подчинение Ему в совершении того, что Он повелел, и отказ от совершения, запрещенного Им, в чем и заключается сущность Ислама как религии, потому что смысл слова «Ислам» - это покорность Всевышнему Аллаху, высшее повиновение, подчинение, смирение».[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].
[Пишет автор книги]: Он сказал также: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута"**» (Пчелы, 36).
**[Из «Фатх аль-Маджид»]:Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Тагут - это Шайтан». Джабир же сказал: «Тагуты - это предсказатели, в которых вселился Шайтан». Это передал Ибн Абу Хатим. Имам Малик сказал: «Тагут - это все, чему поклоняютсяпомимо Аллаха».
В этом аяте содержится указание на то, что Всевышний Аллах послал в каждый народ посланников с призывом поклоняться только Аллаху и избегать тагута. Ибн Касир сказал: «Все они призывали к поклонению Аллаху и запрещали поклонение кому-либо, кроме Него, и Аллах не переставал посылать к людям посланников с этим повелением с момента появления первого ширка в роду Адама - в народе пророка Нуха, который был послан к ним. Он был первым посланником, посланным Всевышним Аллахом к обитателям Земли, а последний из них - Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призыв которого охватил людей и джиннов на Востоке и на Западе. О них (посланниках - Ред.) Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не сообщив ему, что нет божества, кроме Меня - поклоняйтесь же Мне!»(Пророки, 25). И в этом священном аяте Всевышний сказал: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!"» (Пчелы, 36).
И как может кто-либо из мушриков после этого сказать: «Если бы пожелал Аллах, то мы бы не поклонялись ничему, кроме Него...» (Пчелы, 35). Они не могут оправдываться, опираясь на волю Всевышнего Аллаха, вытекающую из Его Шариата, потому что Он запретил им ширк устами Своих посланников. Его воля Предопределения дала им возможность сослаться на Него, однако нет для них оправдания в Предопределении Аллаха, потому что Всевышний создал Огонь и его обитателей - шайтанов и неверующих, но Он не доволен неверием Своих рабов. И в этом для Него прекрасное и убедительное обоснование. Всевышний сообщил, что Он угрожал им наказанием в этом мире после предостережения посланников, и сказал: «Среди них были те, кого Аллах поставил на прямой путь, и были те, для кого долею было заблуждение» (Пчелы, 36).
Этот аят указывает на то, что Аллах посылал пророков для призыва их общин к поклонению Одному Аллаху и запрещения поклонения кому-либо, кроме Него. Всевышний сказал: «Или вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена Израилевы были иудеями или христианами? Скажи: "Вы лучше знаете или Аллах?"» (Корова, 140). Он также сказал: «Это завещал Ибрахим своим сыновьям, а также Йакуб: "Сыны мои! Аллах избрал для вас эту религию, потому умирайте только покорными Аллаху [мусульманами]"» (Корова, 132).Религия всех пророков и посланников основывалась на таухиде и полной покорности Аллаху, несмотря на то, что их шариаты (религиозные уставы) отличались, как сказал Всевышний: «Каждому из вас[пророков] Мы устроили устав и дорогу» (Трапеза, 48).
Этот аят также указывает на то, что вера неотделима от деяний сердца и органов.[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].
[Пишет автор книги]: Всевышний сказал: «Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять благодеяние к родителям. Если один из них или оба достигнут при тебе старости, то не говори им "тьфу", и не кричи на них, а говори с ними словами почтительными.
И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господь! Будь милостив к ним, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким"»*** (Перенес ночью, 23 - 24).
Всевышний Аллах сказал: «И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего, делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, соседу близкому по родству и соседу чужому, другу по соседству, путнику и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив, тщеславен!» (Женщины, 36).
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего и делайте добро родителям; не убивайте ваших детей по причине бедности - Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, ни к явным из них, ни тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам,- может быть, вы будете рассудительны! И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет зрелого возраста; соблюдайте справедливость в мере и весе. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме того, что ей по силам. А когда вы говорите, то будьте справедливы, даже в отношении родственников. И будьте верны завету Аллаха. Это завещал Он вам,- может быть, вы размыслите! Это есть мой путь, прямо ведущий; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете богобоязненны!"» (Скот, 151-153).
Ибн Масуд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на котором есть его печать,пусть прочтет слова Всевышнего: «Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего...» до слов «...Это есть мой путь прямо ведущий» (Ат-Тирмизи [3072]. Он назвал этот хадис хорошим, и он действительно является таким).
Муаз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня: О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чем - обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязанность Аллаха* перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего. Я спросил: "О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима (30)**.
*[Из «Фатх аль-Маджид»]:Ибн Теймийа сказал: «Подчинившийся раб заслуживает вознаграждения, и это - его право благодаря благодеянию и милости [Аллаха], а не по праву возмещения, подобному праву одного творения перед другим. Есть люди, которые говорят, что слово "обязанность" означает лишь то, что Аллах сообщил об этом, и что Его обещание - истина. Однако большинство ученых утверждают, что слово "обязанность" несет больший смысл, как указывают на это Книга и Сунна. Всевышний сказал: «Обязанность Наша - помощь верующим» (Румы, 47). Приверженцы Сунны по этому поводу говорят: "Он Сам предписал Себе милость и вменил Себе в обязанность истину, а не творения обязали Его". Муътазилиты же заявляют, что Его обязанность аналогична обязанностям творений, и что рабы подчиняются Ему самостоятельно. Они считают, что это не Он сделал их подчинившимися Ему, что Он не причастен к этому и что они заслуживают за это воздаяния. В этом и заключается их ошибка».
**Аль-Бухари- имам Абу АбдуЛлах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Бардазба аль-Джуфи (194 (810)-256 (870)), великий мусульманский ученый-мухаддис, автор книг «аль-Джами' ас-Сахих», «ат-Тарих аль-Кабир», «аль-Адаб аль-Муфрад» и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбала, апь-Хамиди, Ибн аль-Мадини и их современников. Его учениками были Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Фирабри и др.
Достоинства этого ученого трудно описать. Он обладал прекрасной па-мятью и сказал о себе: «Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них - по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, иснада которого я бы не помнил» («Табакат аль-Ханабиля» 1/275, «Тарих Багдад» 2/10, «Тахзиб аль-Камаль» 1170). Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Память закончилась на четырех людях из Хорасана: Абу Зуре ар-Рази, Мухаммаде ибн Исмаиле аль-Бухари, Абдулле ибн Абдуррахмане ас-Самарканди и аль-Хасане ибн Шуджжа аль-Балхи». («Тахзиб аль-Камаль» 1171).
Свидетельств уникальной памяти этого ученого очень много. Хашид ибн Исмаил рассказывал: «Абу АбдуЛлах аль-Бухари сопровождал нас к шейхам Басры, когда он был ребенком, но ничего не записывал. Мы сказали ему: "Ты сопровождаешь нас, но ничего не записываешь. Что же ты делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Вы очень назойливы и много спрашиваете. Покажите мне, что вы написали". Мы показали ему то, что у нас было: там было более пятнадцати тысяч хадисов. Тогда он прочел их все наизусть, да так, что мы сверяли свои записи по его памяти. Затем он сказал: "Вы думали, что я сопровождаю вас попусту и зря трачу свое время?!" Тогда мы поняли, что его никто не сможет превзойти» («Табакат аль-Ханабиля» 1/276-277, «Тарих Багдад» 2/14-15, «Табакат ас-Сабаки» 2/217).
Хафиз Абу Ахмад АбдуЛлах ибн Ади рассказывал: «Я слышал, как несколько шейхов говорили о том, что в Багдад приезжает Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари. Когда знатоки хадисов услышали о нем, они собрались и выбрали сто хадисов. Затем они перемешали их иснады и тексты: соединили текст одного хадиса с иснадом другого, а иснад одного с текстом другого хадиса. Каждому ученому они дали по десять хадисов, чтобы он прочел их на собрании у аль-Бухари. Когда собрался народ, поднялся первый из них и спросил аль-Бухари об одном из десяти своих хадисов. Он ответил: "Я не знаю его". Он спросил о следующем, и он опять ответил: "Я не знаю его". Так продолжалось, пока он не закончил свои десять хадисов. Ученые переглянулись и сказали: "Он догадался". А те, кто не знал об этом, смотрели на него, как на беспомощного. Затем поднялся второй ученый и сделал то же, что и первый. Аль-Бухари опять отвечал: "Я не знаю его". Затем поднялся третий, четвертый, и так все десять. Однако он ничего не прибавлял к словам "Я не знаю его". Когда он увидел, что они закончили, он повернулся к первому из них и сказал: "Твой первый хадис такой, второй - такой, третий - такой, и так все десять. Он сопоставил все тексты с их иснадами. То же самое он сделал и с хадисами других ученых. Тогда люди отдали должное его памяти» («Тарих Багдад» 2/20-21, «Тахзиб аль-Камаль» 1171, «Табакат ас-Сабаки» 2/218-219).
Требования, которые аль-Бухари представлял к равиям (передатчикам хадисов) были очень строгими, поэтому в его сборнике «ас-Сахих» почти все хадисы достоверны. Абу Аммар аль-Хусайн ибн Хурис сказал: «Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов» («Мукаддима аль-Фатх», стр. 484). Сам имам сказал: «Я встречался с более чем тысячью ученых в Хиджазе, Ираке, Шаме и Египте, и я не видел ни одного из них, кто бы расходился в одном - в том, что религия - это слова и дела, и что Коран - это Слово Аллаха».
Благородная дань, отданная салафами этому ученому, выражается в словах Йахйи ибн Джафара, который сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада ибн Исмаила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть - уходом знаний» («Тарих Багдад» 2/24, «Тахзиб аль-Камаль» 1172).
Муслим - имам Абу аль-Хусайн ибн Хаджжадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури (204(817)-261(875)), автор книг «аль-Джами' ас-Сахих», «аль-Илал», «аль-Вахдан» и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбала, Йахйи ибн Маина, Абу Хайсамы, Ибн Абу Шайбы, аль-Бухари и их современников. Его учениками были ат-Тирмизи, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан и др. Одних только хадисов, включенных в сборник «ас-Сахих», он собрал от 220 ученых. Да смилостивится Аллах над ними обоими и простит их грехи!
[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].
Здравое слово о главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):
«Данная глава указывает на цель этой книги от первой и до последней ее страницы. Я избавлен от необходимости пространной речи, поскольку в этом труде раскрывается сущность таухида Аллаха в Его Божественной природе и поклонении с пониманием его заповедей, ограничений, условий, благ, аргументов в его пользу, его основ и частностей, его мотивов, плодов и требований, а также того, что укрепляет и усиливает его, и того, что его ослабляет и подрывает, а также других сопутствующих обстоятельств.
Знай же, о мой брат в Исламе, что абсолютный таухид представляет собой знание и убежденность в Единственности Господа в Его атрибутах совершенства, утверждение Его Единственности в обладании атрибутами величия и великолепия, а также обращение поклонения Ему Одному.
Таухид имеет три составляющие:
Первая - Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (Таухид аль-Асма' ва-с-Сифат). Данное положение подразумевает Единственность Господа - беспредельно величие Его - в Его абсолютном совершенстве во всех аспектах Божественных качеств величия, великолепия и красоты, и что Ему нет равных в обладании ни одним из этих качеств. Эти имена и качества, их значения и сущность сообщил нам Сам Аллах в Своей Книге, и сообщил о Нем Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, в Сунне. Все это изложено соответствующим Его величию и великолепию образом, и недопустимо даже малейшее отрицание, непризнание, искажение Его Божественных качеств или уподобление Ему.
Отрицается только то, что отвергнуто Самим Аллахом или Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, в отношении каких бы то ни было недостатков или пороков, противоречащих Его совершенству.
Вторая - Единственность Аллаха в господстве (Таухид ар-Рубубиййа). Суть этого заключается в убежденности раба в том, что Аллах является Единственным Творцом, Кормильцем и Управителем всего сущего, Который одарил благами все Свои творения, а выдающихся людей, то есть пророков и их последователей, наградил истинными вероубеждениями, прекрасной моралью, полезными знаниями, а также стремлением творить праведные дела. Подобное воспитание полезно для сердец и душ и обеспечивает счастье как в этом мире, так и в Будущей жизни.
И третья - Единственность Аллаха в Божественной природе, иначе говоря, в поклонении (Таухид аль-Улухиййа, или Таухид аль –'Ибада). Суть этого заключается в знании и убежденности в Божественности только Одного Аллаха, обращении поклонения Ему Одному и преданности религии Одного Аллаха. Эта последняя составляющая таухида подразумевает и включает в себя первые две, поскольку Божественность, как атрибут, охватывает все качества совершенства и все качества господства и величия. Аллах обожествляется и является объектом поклонения в силу присущих Ему атрибутов величия и величественности, а также дарованных Им Своим творениям достоинств и добродетелей. Единственность Всевышнего в Его атрибутах совершенства и Его единоличность в господстве исключает обожествление и поклонение чему-нибудь еще помимо Него.
Цель призыва всех посланников, от первого и до последнего, заключается в призыве всех людей к таухиду на этой основе*.
Автор книги по этому поводу привел тексты, свидетельствующие о том, что Аллах создал творения для поклонения и преданности Ему. Это представляет собой обязательный долг всех их по отношению к Нему.
Все небесные Книги и все посланники призывали к этому таухиду, категорически запрещая противоположные этому принципу ширк и приобщение к Аллаху равных. Особо настоятельно к этому призывали Священный Коран и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, безоговорочно повелевая придерживаться таухида и предписывая его в обязательном порядке, разъясняя очень подробно данное положение и указывая при этом, что обрести спасение, блаженство и счастье можно только исповедуя эту концепцию таухида. Все имеющиеся разумные, письменные, объективные и духовные аргументы представляют собой свидетельства и доводы, подтверждающие обязательность и необходимость таухида.
Таким образом, таухид представляет собой неотъемлемое право Аллаха в отношении Его рабов, обязательное для всех них.
Это величайшее повеление религии, основа всех основ и платформа всех дел».
[Конец слов шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади].
*Ибн Теймийа сказал: «Таухид, с которым пришли посланники, содержит в себе утверждение Божественности только Одного Аллаха, ибо чело-век, свидетельствующий, что нет божества, кроме Аллаха, не поклоняется никому, кроме Него, не уповает ни на кого, кроме Него, дружит только ради Него, враждует только ради Него и совершает все свои дела только ради Него. Он [таухид] включает в себя подтверждение всех имен и качеств, которыми Он охарактеризовал Себя. Всевышний сказал: «Бог ваш - Бог Единый. Нет божества, кроме Него - Милостивого, Милосердного» (Корова, 163). «Аллах сказал: "Не принимайте двух божеств! Истинно, есть только Один Бог; потому только Меня чтите"» (Пчелы, 51). Всевышний также сказал: «А кто взывает вместе с Аллахом к другому божеству, - нет у него для этого доказательства, и расчет его только у его Господа! Не найдут блаженства неверующие!» (Верующие, 117).
Ибн Теймийа продолжил: «Под таухидом не подразумевается только Таухид ар-Рубубиййа, то есть убеждение в том, что только Один Аллах сотворил Вселенную, а именно так полагают мутакаллимы (специалисты по догматическому богословию) и суфии. Они предполагают, что если кто подтвердит это доказательством, тот подтвердит совершенный таухид, а кто засвидетельствует это и будет всецело предан ему, тот предастся совершенному таухиду. Однако человек, который признает все Его качества, признавать которые обязал его Всевышний Господь, отдаляет от Него все", от чего Он далек, и признает, что Он Один является Творцом всего, не станет муваххидом, пока не засвидетельствует, что нет божества, кроме Одного Аллаха, пока не признает, что Аллах Один является божеством, достойным поклонения, и пока не станет придерживаться поклонения Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. "Божество" - это объект обожествления и поклонения, достойный поклонения ему. Слово "божество" не означает "способный к изобретению (сотворению - Ред.)"». Далее он писал: «Это передавали от Абу аль-Хасана [Али ибн Исмаила аль-Ашари - Ред.] и его последователей, но они не познали сущности таухида, с которым Аллах отправил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Арабы-мушрики тоже признавали, что Аллах Один является Творцом всего сущего, но вместе с тем они оставались мушриками. Всевышний сказал: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
Некоторые салафы сказали:«Мы их спрашиваем: "Кто создал небеса и землю?" Они отвечают: "Аллах", но вместе с тем поклоняются другим». Всевышний же сказал:«Скажи: "В чьей власти Земля и кто на ней, если вы знаете?" Они скажут: "Аллаха". Скажи: "Неужели же вы не опомнитесь?" Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Так что же вы не боитесь Его?" Скажи: "В чьей руке власть над всякой вещью, и Он покровительствует, а Сам не нуждается в покровительстве, если вы знаете?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "От чего же вы в таком оболыцении?"» (Верующие, 84-89).
[Конец слов шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл сотворения джиннов и людей.
2. Под поклонением подразумевается единобожие, потому что именно это было причиной вражды [Имеется в виду вражда между пророками и их народами. – Прим. пер.].
3. Кто не исповедует единобожие, тот не поклоняется Аллаху, и в этом состоит смысл слов: «А вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я» Аль-Кафирун 109:3.
4. Смысл направления посланников.
5. Миссия посланников охватила все народы.
6. Религия всех пророков едина.
7. Важный вопрос заключается в том, что поклонение Аллаху немыслимо без неверия в тагута. Именно в этом заключается смысл слов: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» Аль-Бакъара 2:256.
8. Тагутами являются все, кому поклоняются помимо Аллаха.
9. Огромное значение, которое ранние мусульмане придавали трем ясным аятам из суры “Аль-Ан’ам”, в которых освещаются десять вопросов, первым из которых является запрещение многобожия.
10. Ясные аяты из суры “аль-Исра”, освещающие восемнадцать вопросов и начинающиеся следующими словами Аллаха: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и по кинутым» Аль-Исра 17:22.Заканчиваются же они словами Аллаха: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» Аль-Исра 17:39. Пречистый Аллах указал нам на важность этих вопросов, сказав: «Такова часть мудрости, ко торая внушена тебе в откровении от твоего Господа» Аль-Исра 17:39.
11. Аят из суры “ан-Ниса”, называемый “аятом десяти обязанностей”, который Всевышний Аллах начинает следующими словами: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей».
12. Указание на завещание Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перед смертью.
13. Знание нашей обязанности перед Аллахом.
14. Знание обязанности Аллаха перед рабами, которые исполняют свою обязанность.
15. Этот вопрос не был известен большинству сподвижников.
16. Допустимость скрывать знание в общих интересах.
17. Похвальность передачи мусульманину благой вести, которая обрадует его.
18. Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.
19. Долг человека, которого спрашивают о том, чего он не знает, сказать: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». [В настоящее время, когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нет в живых, следует говорить: «Аллаху это ведомо лучше». – Прим. пер.].
20. Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других*.
21. Скромность Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ехавшего на осле и позволившего своему спутнику сидеть позади него.
22. Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.
23. Превосходство Муаза ибн Джабаля.
24. Огромное значение вопроса о единобожии.
*Имеются в виду знания, не относящиеся к необходимым для выполнения предписаниям религии. Скрывающим же подобные знания Всевышний сделал суровое предупреждение, сказав: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослали Мы из ясных знамений и прямого руководства после того, как Мы разъяснили это людям в Книге, - тех проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (Корова, 159).
___________________________________________