ГЛАВА 6. Слова, с которыми Всевышний Господь обратится в День воскресения к пророкам и другим людям.

2132 (7509). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения мне будет предоставлено право заступничества, и я скажу: “О Господь мой! Введи в рай тех, у кого было в сердце (веры хотя бы) с горчичное зерно!” - и они войдут (в рай), а потом я скажу: “Введи в рай тех, у кого было в сердце (хоть) что-нибудь (от веры)!”»

Анас сказал: «И у меня до сих пор стоят перед глазами пальцы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».[3259] См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 780.

2133 (7510). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам следующее: «Когда настанет День воскресения, людей охватит волнение, и будут они (в смятении обращаться) друг к другу, после чего явятся к Адаму и взмолятся: “Заступись за нас перед твоим Господом!” - а он скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Ибрахиму, ибо, поистине, он - возлюбленный Аллаха!”[3260] Тогда они явятся к Ибрахиму, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мусе, ибо, поистине, Аллах говорил с ним!” Тогда они явятся к Мусе, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к ‘Исе, ибо, поистине, он - дух Аллаха и Его слово!” Тогда они явятся к ‘Исе, который скажет: “Я (недостоин быть заступником), а вам следует пойти к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!” Тогда они явятся ко мне, и я скажу: “Я (заступлюсь за вас)!” - и обращусь к своему Господу за разрешением[3261], и разрешение (на это) будет дано мне, а затем Он внушит мне слова хвалы, с которыми я обращусь к Нему и которых не знаю сейчас. И я воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, после чего мне будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” - а (мне) будет сказано: “Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) ячменного зерна!” - и я пойду и сделаю (это). Потом я вернусь, (снова) воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” - а (мне) будет сказано: “Ступай и выведи из (пламени ада) тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) пылинки или горчичного зерна!” - и я пойду и сделаю (это). Потом я вернусь и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” - а Он скажет (мне): “Ступай и выведи тех, у кого в сердце было веры (хоть на вес) мельчайшей части горчичного зерна, выведи (таких) из огня!” - и я пойду и сделаю (это)».

В другой версии (этого хадиса, передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также) сказал:

- А потом я вернусь в четвёртый раз и (снова) воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и (мне) будет сказано: «О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!» Тогда я скажу: «О Господь мой, позволь мне (обратиться к Тебе с заступничеством) за тех, кто говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”!» - и Он скажет: «Клянусь Своей славой, величавостью и величием, Я обязательно выведу оттуда тех, кто говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”!»

ГЛАВА 7. Взвешивание слов и дел в День воскресения. Аллах Всевышний сказал: «И установим Мы справедливые Весы для Дня воскресения…»(“Пророки”, 47).

2134 (7563). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Есть два слова[3262], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/”». Этот хадис передали Ахмад 2/232, аль-Бухари 7563, Муслим 2694, ат-Тирмизи 3467, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10666, Ибн Маджах 3806, Ибн Хиббан 831, Абу Йа’ля 6096, Ибн Абу Шейба 30026. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1537, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4572, «Мишкатуль-масабих» 2298.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Начало откровений

ГЛАВА 1. О том, как откровения начали ниспосылаться посланнику Аллаха, & .

Книга веры

ГЛАВА 1. Слова пророка, & : «Ислам основывается на пяти столпах …»

ГЛАВА 2. Дела веры.

ГЛАВА 3. Мусульманином является тот, кто не причиняет своим языком и своими руками вреда (другим мусульманам).

ГЛАВА 4. Чей ислам является наилучшим?

ГЛАВА 5. О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений ислама.

ГЛАВА 6. О том, что желать своему брату того же, чего желаешь самому себе, (значит обладать) частью веры.

ГЛАВА 7. Любовь к посланнику, & , происходит от веры.

ГЛАВА 8. Сладость веры.

ГЛАВА 9. О том, что любовь к ансарам является признаком веры.

ГЛАВА 10. Бегство от искушений является признаком приверженности к религии.

ГЛАВА 11. Слова пророка, & : «Я знаю об Аллахе больше, чем вы!»

ГЛАВА 12. Превосходство верующих друг над другом определяется их делами.

ГЛАВА 13. Стыдливость - от веры.

ГЛАВА 14, содержание которой имеет отношение к словам Аллаха Всевышнего: «А если они покаются, и будут молиться, и станут давать закят, то не становитесь у них на пути…»

ГЛАВА 15. Вера есть действие.

ГЛАВА 16. Если ислам того, кто его принял, не является истинным.

ГЛАВА 17. Неблагодарность по отношению к мужу и различные степени неверия.

ГЛАВА 18. Грехи совершаются из-за невежества, но совершающего их не следует обвинять в неверии, если только он не впал в грех многобожия.

ГЛАВА 19, содержание которой имеет отношение к словам Аллаха Всевышнего: «Если две группы верующих вступят в сражение (между собой), то примирите их».

ГЛАВА 20. О различных степенях несправедливости.

ГЛАВА 21. Признаки лицемера.

ГЛАВА 22. Совершение молитв в ночь предопределения является признаком веры.

ГЛАВА 23. Участие в джихаде - от веры.

ГЛАВА 24. Добровольные ночные молитвы, совершаемые во время рамадана в надежде на награду Аллаха, являются признаком веры.

ГЛАВА 25. Соблюдение поста во время рамадана в надежде на награду Аллаха - от веры.

ГЛАВА 26. Религия легка.

ГЛАВА 27. Молитва является частью веры.

ГЛАВА 28. Об искреннем исповедании ислама человеком.

ГЛАВА 29. Больше всего Аллах Всемогущий и Великий любит такие религиозные дела, которые совершаются с наибольшим постоянством.

ГЛАВА 30. Увеличение и уменьшение веры.

ГЛАВА 31. Выплата закята является частью ислама.

ГЛАВА 32. Участие в проводах покойного является признаком веры.

ГЛАВА 33. Страх верующего перед тем, что (благие) дела его окажутся тщетными, а он и не заметит этого.

ГЛАВА 34. Джибрил спрашивает пророка, & , о вере, исламе и чистосердечии.

ГЛАВА 35. О достоинстве того, кто освобождается (от сомнительного) ради своей религии.

ГЛАВА 36. Выплата пятой части является частью веры.

ГЛАВА 37. О том, что дела оцениваются по намерению. ГЛАВА 38. Слова пророка, & : «Религия есть проявление искренности по отношению к Аллаху, к Его посланнику, к мусульманским правителям и ко всем мусульманам вообще».

Книга знания

ГЛАВА 1. Достоинство знания.

ГЛАВА 2. О том, кому задали вопрос, когда он был занят беседой, и кто закончил её, а потом ответил задавшему вопрос.

ГЛАВА 3. О возвышающем свой голос с (целью передачи) знания.

ГЛАВА 4. Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, каково их знание.

ГЛАВА 5. О том, что было сказано относительно знания.

ГЛАВА 6. О том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там.

ГЛАВА 7. Слова пророка, & : «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно».

ГЛАВА 8. О том, что пророк, & , проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения.

ГЛАВА 9. Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага.

ГЛАВА 10. О глубине понимания.

ГЛАВА 11. Завидовать следует знанию и мудрости.

ГЛАВА 12. Слова пророка, & : «О Аллах, научи его Книге!»

ГЛАВА 13. О том, с какого возраста можно выслушивать слова малолетнего.

ГЛАВА 14. Достоинство знающего и передающего знание.

ГЛАВА 15. Устранение знания и появление невежества.

ГЛАВА 16. Достоинство знания.

ГЛАВА 17. Фетва сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё.

ГЛАВА 18. О том, кто давал фетву, делая знак рукой или кивая головой.

ГЛАВА 19. Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи.

ГЛАВА 20. Очерёдность в приобретении знания.

ГЛАВА 21. О состоянии гнева во время проповеди и наставлении, данном тем, кто увидел нечто ненавистное ему.

ГЛАВА 22. О повторявшем свои слова трижды для того, чтобы его понимали.

ГЛАВА 23. Обучение человеком своей рабыни и своей жены.

ГЛАВА 24. Увещание и обучение женщин имамом.

ГЛАВА 25. Стремление к (изучению) хадисов.

ГЛАВА 26. Как будет исчезать знание.

ГЛАВА 27. Следует ли назначать специальный день для того,

чтобы наставлять женщин (в религии)?

ГЛАВА 28. О том, кто услышал нечто(, не понял этого) и переспросил, чтобы понять.

ГЛАВА 29. Пусть присутствующий известит отсутствующего.

ГЛАВА 30. Грех того, кто возводит ложь на пророка, & .

ГЛАВА 31. Письменная фиксация знания.

ГЛАВА 32. Знание и увещание ночью.

ГЛАВА 33. Ночной разговор о знании.

ГЛАВА 34. Сохранение знания.

ГЛАВА 35. Необходимо молча прислушиваться к словам знающих.

ГЛАВА 36. Какой ответ желательно дать знающему, если его спросят: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?»

ГЛАВА 37. О том, кто стоя задал вопрос сидевшему, который обладал знанием.

ГЛАВА 38. Слова Аллаха Всевышнего: «Даровано вам знания лишь немного».

ГЛАВА 39. О том, кто передавал знание одним и не передавал его другим, не желая, чтобы (его слова были неправильно) поняты.

ГЛАВА 40. Проявление стыдливости в (процессе приобретения) знания.

ГЛАВА 41. О том, кто устыдился и велел задать вопрос другому.

ГЛАВА 40. Обучение и вынесение решения в мечети.

ГЛАВА 41. О том, кто дал спросившему ответ более широкий, чем поставленный вопрос.

Книга (частичного) омовения

ГЛАВА 1. Молитва без омовения не принимается.

ГЛАВА 2. О достоинстве омовения.

ГЛАВА 3. Человеку не следует (снова) совершать омовение до тех пор, пока он не убедится.

ГЛАВА 4. Облегчение омовения.

ГЛАВА 5. Полное совершение омовения.

ГЛАВА 6. Омовение лица одной пригоршней воды.

ГЛАВА 7. Что следует сказать (перед посещением) отхожего места.

ГЛАВА 8. (Необходимо обеспечивать) наличие воды рядом с отхожим местом.

ГЛАВА 9. Не следует обращаться лицом к кибле при удовлетворении малой или большой нужды(, если человек находится на открытом месте).

ГЛАВА 10. Об удовлетворявшем большую нужду, сидя на двух кирпичах.

ГЛАВА 11. О выходе женщин из дома по большой нужде.

ГЛАВЫ 12 - 13. Подмывание после удовлетворения естественной потребности.

ГЛАВА 14. Запретность использования правой руки для подмывания.

ГЛАВА 15. Очищение с помощью камней.

ГЛАВА 16. Не следует использовать для очищения навоз.

ГЛАВА 17. Совершение однократного омовения каждой части тела.

ГЛАВА 18. Совершение двукратного омовения каждой части тела.

ГЛАВА 19. Совершение трёхкратного омовения каждой части тела.

ГЛАВА 20. Промывание носа во время омовения.

ГЛАВА 21. Очищение с помощью камней нечётное число раз.

ГЛАВА 22. Омовение ног, обутых в сандалии.

ГЛАВА 23. Во время совершения частичного или полного омовения (следует) начинать с правой части тела.

ГЛАВА 24. Поиски воды для омовения с наступлением времени молитвы.

ГЛАВА 25. Вода, используемая для омовения волос человека.

ГЛАВА 26. (Что следует делать,) если собака попьёт воды из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас.

ГЛАВА 27. Тот, кто считал, что нет необходимости совершать омовение снова, если только не имело место выделение мочи или кала.

ГЛАВА 28. Человек помогает совершить омовение своему товарищу.

ГЛАВА 29. Чтение Корана и совершение прочих вещей после осквернения.

ГЛАВА 30. Полное протирание головы (во время омовения).

ГЛАВА 31. Использование воды, оставшейся после омовения.

ГЛАВА 32. Омовение, совершаемое человеком вместе со своей женой.

ГЛАВА 33. Пророк, & , поливает оставшейся после омовения водой, человека, который лишился сознания.

ГЛАВА 34. Использование каменного сосуда для совершения частичного и полного омовения.

ГЛАВА 35. Совершение омовения одним муддом (воды).

ГЛАВА 36. Протирание кожаных носков влажными руками.

ГЛАВА 37. О том случае, когда человек надевает кожаные носки на чистые ноги.

ГЛАВА 38. О том, кто, поев баранины и савика, не стал совершать омовение заново.

ГЛАВА 39. О том, кто прополоскал рот после савика и не совершил омовение заново.

ГЛАВА 40. Следует ли полоскать рот после молока?

ГЛАВА 41. Об омовении после сна.

ГЛАВА 42. Омовение без малого осквернения.

ГЛАВА 43. Не препятствовать попаданию собственной мочи (на свою одежду и тело) - значит совершать тяжкий грех.

ГЛАВА 44. О том, что было сказано относительно использования воды после удовлетворения малой нужды.

ГЛАВА 45. Поливание водой следов от мочи в мечети.

ГЛАВА 46. Моча детей.

ГЛАВА 47. Удовлетворение малой нужды стоя и сидя.

ГЛАВА 48. Удовлетворение малой нужды за спиной спутника и под прикрытием стены.

ГЛАВА 49. Смывание (следов) крови.

ГЛАВА 50. О смывании (следов) семени и удалении его.

ГЛАВА 51. О том, что было сказано относительно мочи верблюдов, овец и других животных, а также о загонах для них.

ГЛАВА 52. О том нечистом, что попадает в масло и воду.

ГЛАВА 53. Мочеиспускание в стоячую воду.

ГЛАВА 54. О том, что, если на спину молящегося положат нечто нечистое или падаль, от этого его молитва не станет недействительной.

ГЛАВА 55. Сплёвывание и сморкание в (полы) одежды.

ГЛАВА 56. Женщина смывает кровь с лица своего отца.

ГЛАВА 57. Сивак.

ГЛАВА 58. Вручение зубочистки старшему.

ГЛАВА 59. О преимуществе того, кто отходит ко сну, совершив омовение.

Книга полного омовения

ГЛАВА 1. Совершение частичного омовения перед омовением полным.

ГЛАВА 2. Совершение мужчиной полного омовения вместе со своей женой.

ГЛАВА 3. Совершение полного омовения приблизительно одним са‘ воды.

ГЛАВА 4. Троекратное обливание головы.

ГЛАВА 5. О том, кто, приступая к полному омовению, начинал с подойника.

ГЛАВА 6. О неоднократном совершении полового сношения.

ГЛАВА 7. О том, кто умащался благовониями, а потом совершал полное омовение.

ГЛАВА 8. Прочёсывание волос пальцами во время совершения полного омовения.

ГЛАВА 9. Если во время пребывания в мечети, кто-нибудь вспомнит, что он находится в состоянии осквернения, ему следует покинуть мечеть, не прибегая к очищению песком.

ГЛАВА 10. О том, кто купался обнажённым в одиночестве.

ГЛАВА 11. (Необходимо) закрываться от людей во время совершения полного омовения.

ГЛАВА 12. Верующий не бывает нечистым.

ГЛАВА 13. Человек, находящийся в состоянии осквернения, может отойти ко сну, совершив только частичное омовение.

ГЛАВА 14. (О необходимости совершения полного омовения) в случае соединения мужского и женского половых органов.

Книга месячных

ГЛАВА 1. Веление женщинам, у которых начались месячные.

ГЛАВА 2. Женщина, у которой начались месячные, моет голову своего мужа и причёсывает его.

ГЛАВА 3. Чтение Корана человеком, лежавшим головой на коленях своей жены, у которой начались месячные.

ГЛАВА 4. Использование слова “нифас” для обозначения месячных.

ГЛАВА 5. Прикосновения к жене, у которой начались месячные.

ГЛАВА 6. Женщине, у которой начались месячные, следует прекратить поститься.

ГЛАВА 7. Неотлучное пребывание в мечети женщины, у которой истечение крови продолжается и после завершения месячных.

ГЛАВА 8. Использование женщиной благовоний во время совершения полного омовения после завершения месячных.

ГЛАВА 9. Женщине, совершающей полное омовение после завершения месячных, следует тщательно протереться.

ГЛАВА 10. Совершив полное омовение после завершения месячных, женщине следует причесаться.

ГЛАВА 11. Женщине следует распустить волосы во время совершения полного омовения после завершения месячных.

ГЛАВА 12. Женщина, у которой начались месячные, не должна возмещать пропущенные молитвы.

ГЛАВА 13. Не возбраняется спать в одной постели с женой, у которой начались месячные и которая одета в свою одежду.

ГЛАВА 14. Участие женщины, у которой начались месячные, в праздновании обоих праздников.

ГЛАВА 15. Жёлтые и тусклые выделения после завершения месячных.

ГЛАВА 16. О том случае, когда месячные у женщины начинаются после обхода Каабы.

ГЛАВА 17. О совершении заупокойной молитвы по умершей при родах женщине в соответствии с сунной.

ГЛАВА 18.

Книга очищения песком

ГЛАВА 1. Аллах Всевышний сказал: «Если же вы … не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй»

ГЛАВА 2. Очищение песком, осуществляемое тем, кто не находится в пути, но не может найти воды и боится пропустить молитву.

ГЛАВА 3. Следует ли очищающемуся песком сдувать пыль со своих рук?

ГЛАВА 4. Чистая земля может заменить мусульманину воду.

Книга молитвы

ГЛАВА 1. О том, как во время ночного путешествия было предписано совершать молитву.

Наши рекомендации