ГЛАВА 5. (Следует подавать) милостыню, пока её принимают.

674 (1411). Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подавайте милостыню, ибо, поистине, настанут для вас такие времена, когда человек будет искать, (кому бы подать) её, но не найдёт никого, кто бы её принял, а тот, (кому он станет предлагать это,) скажет: “Если бы ты принёс (свою милостыню) вчера, я бы принял её, а сегодня я в ней не нуждаюсь”».

675 (1412). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не настанет Час этот до тех пор, пока не умножатся ваши богатства до такой степени, (что вам некуда будет их девать,) а обладатель богатства будет озабочен поисками того, кто принял бы от него милостыню, когда же он станет предлагать её, тот, кому он её предложит, скажет: “Я не нуждаюсь (в ней)”».

676 (1413). Сообщается, что ‘Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды,) когда я находился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришли двое мужчин, один из которых стал жаловаться на бедность, а другой − на грабежи на дорогах. (Выслушав их,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается грабежей, то пройдёт совсем немного времени, и караваны смогут отправляться (из Медины) в Мекку без охраны. Что же касается бедности, то, поистине, не наступит Час этот до тех пор, пока каждый из вас не станет повсюду ходить со своей милостыней, но не найдёт того, кто принял бы её от него. А потом каждый из вас обязательно предстанет перед Аллахом, и не будет меж ними ни преграды, ни толмача, который стал бы переводить (слова человека), и (Аллах) обязательно спросит (человека): “Разве не даровал Я тебе богатство?” − и тот ответит: “Даровал”. Потом Он обязательно спросит: “Разве не направил Я к тебе посланника?” − и тот ответит: “Направил”, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пламени (ада), и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки финика[1035], а если не найдёт и этого, то − с помощью доброго слова!» Этот хадис передали Ахмад 4/256, аль-Бухари 1413, Муслим 1016.См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 115.

677 (1414). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Обязательно настанет для людей такое время, когда человек станет повсюду ходить, (желая подать) милостыню золотом, но не найдёт таких, кто принял бы от него (подаяние), и (в это время) можно будет увидеть одного мужчину, за которым станут следовать сорок женщин, ищущих его защиты, ибо мужчин будет мало, а женщин много”.

ГЛАВА 6. Защитите себя от огня хотя бы половинкой финика или небольшим подаянием.

678 (1416). Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам подавать милостыню, мы стали ходить на рынок и переносить грузы, получая за это по мудду (зерна), а сегодня некоторые из (занимавшихся этим) имеют и по сто тысяч[1036]».

679 (1418). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Я рассказала ему (об этом), и он сказал: “Девочки послужат защитой от пламени (ада) тому, кому они были посланы в качестве испытания[1037]”».

ГЛАВА 7. Какая милостыня является наилучшей?

680 (1419). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Один человек, пришедший к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть(, чтобы лишь тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то[1038]».Этот хадис передали Ахмад 2/231, 250, 415, 447, аль-Бухари в своём «Сахихе» 1419, 2748 и в «аль-Адабуль-муфрад» 778, Муслим 1032, Абу Дауд 2865, ан-Насаи 5/68, 6/237, Ибн Хиббан 3312, 3335. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1111, «Ирвауль-гъалиль» 1602, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 598.

ГЛАВА 8.

681 (1420). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды некоторые из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили его: «Кто из нас первой присоединится к тебе?»[1039] Он ответил: «Та, у которой самые длинные руки». Тогда они стали измерять длину своих рук с помощью тростинки, и оказалось, что самые длинные руки у Сауды. (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И только потом мы поняли, что под длиной рук подразумевалась милостыня, так как она[1040] первой присоединилась к нему и она (действительно) любила раздавать милостыню».Этот хадис передали аль-Бухари 1420, Муслим 2452, ан-Насаи 5/66. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир»963, «Мухтасар Муслим» 1675, «Фикху-с-сира» 66.

Наши рекомендации