ГЛАВА 42. Обучение и вынесение решения /фетва/ в мечети.
107 (133). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) какой-то человек поднялся со своего места в мечети и спросил: “О посланник Аллаха, с какого места ты повелишь нам входить в состояние ихрама[265]?” (В ответ ему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Жители Медины должны делать это в Зу-ль-Хуляйфе[266], жители Шама − в аль-Джухфе[267], а жители Неджда − у Карна[268]”».
Ибн ‘Умар также сказал:«И утверждают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И пусть жители Йемена делают это у Йалямляма[269]”».
Ибн ‘Умар обычно говорил:«Однако лично я не помню, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это».См. также хадисы №№ 1522, 1527, 1528 и 7344. Этот хадис передали Малик 724-726, Ахмад 2/48, аль-Бухари 133, Абу Дауд 1737, ат-Тирмизи 831, ан-Насаи 2651, 2652, 2655, Ибн Маджах 2914, ад-Дарими 1790.
ГЛАВА 43. О том, кто дал спросившему ответ более широкий, чем поставленный вопрос.
108 (134). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?» Он ответил: «Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни бурнус[270], ни одежду, окрашенную жёлтым деревом или шафраном. Если он не найдёт сандалии, пусть оденет кожаные носки[271], обрезав их так, чтобы верхние края не доходили до лодыжек».См. также хадисы №№ 366, 1542, 1838, 1842, 5794, 5803, 5805, 5806, 5847 и 5852. Этот хадис передали Малик 707, Ахмад 2/4, аль-Бухари 134, Муслим 1177, Абу Дауд 1823, ат-Тирмизи 833, ан-Насаи 2666, 2667, 2669, 2674, 2675, 2680, 2681, Ибн Маджах 2929, 2932, ад-Дарими 1798, 1800.
4. Книга (частичного) омовения[272]
ГЛАВА 1. Молитва без омовения не принимается.
109 (135). Сообщается, что после того как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение», один человек из Хадрамаута[273] спросил: «А что такое осквернение /хадас/, о Абу Хурайра?» Он ответил: «Тихое или громкое испускание ветров». См. также хадис № 6954. Этот хадис передали Ахмад 2/318, аль-Бухари 135, Муслим 225, Абу Дауд 60, ат-Тирмизи 76, Ибн Хузайма 11, ‘Абду-р-Раззакъ 530.
ГЛАВА 2. О достоинстве омовения.
110 (136). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гурран мухаджжалина”[274] из-за следов омовения[275], так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду[276], сделает это».Этот хадис передали Малик 60, Ахмад 2/400, аль-Бухари 136, Муслим 246, Ибн Маджах 4306.
ГЛАВА 3. Человеку не следует (снова) совершать омовение до тех пор, пока он не убедится[277].
111 (137). ‘Абдуллах бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) он спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том(, что следует делать) человеку, которому показалось, что во время молитвы он осквернился?[278] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах». См. также хадисы №№ 177 и 2056. Этот хадис передали аш-Шафи’и 1/99, Ахмад 4/40, аль-Бухари 137, Муслим 361, Абу ‘Авана 1/238, ан-Насаи 1/98 и в «Сунан аль-Кубра» 152, Ибн Маджах 513, аль-Байхакъи 1/114, аль-Баззар 7748.
ГЛАВА 4. Облегчение омовения.
112 (138). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заснул (и спал), пока не начал храпеть, а потом (проснулся) и начал молиться, не совершив омовения[279].
ГЛАВА 5. Полное совершение омовения.
113 (139). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинувшийся с ‘Арафата (в Муздалифу[280]), достиг ущелья, он спешился и помочился, после чего совершил облегчённое омовение[281]. Я спросил: “(Настало время) молитвы, о посланник Аллаха?” − а он ответил: “(Место) молитвы перед тобой”.[282] Затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сел верхом, достигнув же Муздалифы, он спешился и совершил омовение уже самым тщательным образом. После этого было объявлено о начале молитвы, и он совершил закатную /магриб/ молитву. Затем каждый человек заставил своего верблюда опуститься на колени на своём месте, а после этого было объявлено о начале вечерней /‘иша/ молитвы, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) совершил эту молитву, а между этими двумя (обязательными молитвами дополнительных молитв) он не совершал».