ГЛАВА 21. О состоянии гнева во время проповеди и наставлении, данном тем, кто увидел нечто ненавистное ему.
78 (90). Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды какой-то человек сказал: “О посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву[197] вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”».
(Абу Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И я никогда не видел, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает[198], ведь среди них (могут) оказаться больные, слабые и те(, у кого есть неотложные дела)!”»[199] См. также хадисы №№ 702, 704, 6110 и 7159. Этот хадис передали Ахмад 4/118, аль-Бухари 90, Муслим 466, Ибн Маджах 984, ад-Дарими 1259.
79 (91). Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (том, что следует делать с) найденным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Сначала) узнай(, кому принадлежит) верёвка(, которой связано) найденное (или: сосуд, в котором находится найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему». (Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися верблюдами?» И тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) разгневался так, что щёки его покраснели (или: лицо его покраснело), и он сказал: «А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта?![200] Они же сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!» (Затем этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися овцами?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку».Этот хадис передали Малик 1444, Ахмад 4/116, 5/193, аль-Бухари 91, Муслим 1722, Абу Дауд 1704, ат-Тирмизи 1372, 1706, 1707, Ибн Маджах 2504, 2507.
80 (92). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) стали задавать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, такие вопросы, на которые он не хотел отвечать, однако, когда (люди, задававшие их,) принялись настаивать, он (сначала) разгневался, а потом сказал им: “Спрашивайте меня, о чём хотите”. Один человек спросил: “Кто мой отец?”[201] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Твой отец − Хузафа”. Потом встал другой человек и спросил: “Кто мой отец, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Твой отец − Салим, вольноотпущенник Шайбы”. А когда ‘Умар увидел по его лицу(, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, гневается), он сказал: “О посланник Аллаха! Поистине, мы приносим своё покаяние Всемогущему и Великому Аллаху!”[202]»Этот хадис передали аль-Бухари 92 и Муслим 2360.
ГЛАВА 22. О повторявшем свои слова трижды для того, чтобы его понимали.
81 (95). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза[203].
ГЛАВА 23. Обучение человеком своей рабыни и своей жены.
82 (97). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Троим уготована двойная награда: человеку из числа обладателей Писания, уверовавшему в своего пророка, а (затем) уверовавшему и в Мухаммада[204], подневольному рабу, если он выполняет свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяевам, а также человеку, имевшему рабыню, с которой он сожительствовал и которую должным образом воспитывал и обучал, а потом освободил её и женился на ней, − (каждому из них) уготована двойная награда”». Этот хадис передали Ахмад 4/395, аль-Бухари 97, Муслим 154, ат-Тирмизи 1116, ан-Насаи 3345 и в «Сунан аль-Кубра» 5501, Ибн Маджах 1956.См. «Мишкатуль-масабих» 11, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3073.
ГЛАВА 24. Увещание и обучение женщин имамом.
83 (98). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который вышел (из мечети) вместе с Билялом, (подошёл к женщинам,) решив, что они не слышали того, что он говорил. И он принялся увещевать их и велел им давать садаку, женщины же стали отдавать свои серьги и кольца, а Билял собирал всё это в полу своей одежды.