Перевод: Даниял Абу Исмаил Ар-Руси
Перевод: Даниял Абу Исмаил Ар-Руси
То, что мы можем извлечь из следования истинным ученым ислама
SalafiManhaj.com
Разъяснение понятий "саляфит" и "саляф"
То, что мы можем извлечь из следования истинным ученым ислама
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
«Улучшит, исправит последних этой уммы то, что улучшило, исправило первых из них»1
Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого.
[Аль-Анбия, 7]
И в наших попытках воплотить этот замечательный аят мы сталкиваемся с пророческим хадисом:
َ
«Воистину, Аллах не станет забирать знание просто, лишая его людей. Но Он забирает знание со смертью ученых. И когда не останется ни одного ученого, тогда люди возьмут себе в руководители невежд. Они будут задавать им вопросы, а те станут выносить решения без знания. В результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других». Хадис передали аль-Бухари (100) и Муслим (2673), со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра.
С одной стороны, нам, обычным людям, приказано спрашивать людей знания, но с другой стороны, мы знаем, что определение истинных людей знания – трудная задача, потому что (1) их число медленно сокращается и (2) мы не обладаем соответствующей методологией для отделения ученых от лишь претендующих на знание.
Шейх Салих Аль-Фаузан прокомментировал вышеупомянутый хадис следующими словами:
|
Что еще больше усугубляет эту дилемму – это всплеск использования YouTube. С ним появился всплеск своих «15 минут славы» для каждого. Теперь мы имеем в своем народе самозванцев из числа невежественных мусульман, «ученых» и личностей, которые читают лекции массам из своих электронных блогов и распространяют свой контент. YouTube наряду со многими другими сайтами социальных сетей и ресурсами обмена видео открыли путь любому мусульманину с камерой и подвешенным языком
к тому, чтобы опробовать себя в проповедях и обучении людей. Эти самозваные ученые приходят в самых разных формах. Некоторые из них занимаются сравнительным анализом религий и религиозной полемикой; другие участвуют в том виде призыва, который сливается с образованием и развлечениями (например, обсуждением теорий заговора и мотивационными разговорами), другие практикуют методику т.н. «уличного призыва», пытаясь общаться на уровне простых людей в городах, используя сленг и непристойное поведение.
Тем не менее, все эти сцены «новой эпохи призыва» бледнеют в сравнении с ситуацией, когда речь идет о самозваном ученом, у которого на повестке дня стоит подрыв ценности истинных ученых, что доказывает его некомпетентность, когда речь заходит о религиозных вопросах, которые воспринимаются как особенные для западного общества. Все эти самозваные ученые и личности из числа мусульман, небрежно или преднамеренно, но размывают линии, отделяющие истинного ученого от подражателя, а это, в свою очередь, порождает миграцию людей на бесплодную почву, где не произрастает живое знание. В результате те, кто был достаточно компетентен, чтобы его слушали, стали неизвестны или были оставлены, а те, кто сам должен слушать и учиться, -- это те, кого теперь слушают массы людей.
Итак, как же нам ориентироваться в предательских водах всемирного Интернета? Прежде, чем мы отличим истинных ученых от поддельных, мы должны ознакомиться с индикатором, который отделяет их друг от друга.
Прежде, чем углубиться в вопрос о том, кто такой «саляф» и кто такой «саляфит», важно ознакомиться с лингвистическим и исламским смыслом этих терминов. Многие люди размывают значение слов «саляф» и «саляфит», и степень этой проблемы такова, что появляются даже отдельные исламские деятели, которые требуют определенных постановлений ислама относительно этих слов. Мы можем вкратце рассказать, что «саляф» -- это ваш предшественник, тот, кто предшествует вам во времени. Чтобы сделать пример более понятным, мы можем просто сказать, что ваш отец – саляф (предшественник) для вас, а его отец – ваш саляф и вашего отца. Таким образом, термин «саляф» всегда относится к тому, кто предшествует вам в какой-то мере, будь то знание, происхождение и т.д.
Чтобы понять его религиозный смысл, мы сначала предоставим пророческий хадис, который служит неотъемлемой частью формирования исламского использования слова «саляф». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучшее поколение — мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них». Аль-Бухари 3651, Муслим 2533. В этом достоверном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, последовательно сообщает нам о лучшем из мусульманских поколений. Он начинает со своего поколения, широко известного как поколение сахабов (сподвижников). Сахабы, бесспорно, лучшие из этой Уммы, потому что Аллах сделал их прямыми наследниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Хафиз Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Самое правильное из того, что мне встречалось, это то, что сахабы (сподвижники) – это те, кто встретил Пророка, веря в него, и умер как мусульманин.
Это также включает в себя тех, кто оставался с ним в течение долгого или короткого времени, тех, кто передал что-то от него и тех, кто этого не сделал, и тех, кто видел его, но не сидел с ним, и тех, кто не мог его видеть из-за своей слепоты». Сказал Ибн Масуд: «Аллах заглянул в сердца Своих рабов и нашел лучшее из сердец, сердце Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и поэтому Он избрал его для Себя и послал его с Посланием. Затем он заглянул в сердца Своих рабов и по сердцу Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, нашел сердца его спутников лучшими. Поэтому Он сделал их сторонниками Пророка, которые боролись за Его религию. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называет свое поколение (т.е. поколение сподвижников) лучшим, а затем называет то, которое сразу же следует за ним. Это поколение табиинов, последователей сподвижников. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, упоминает третье поколение, которое приходит после табиинов. Это поколение таби ат-табиин, преемники последователей сподвижников. Таким образом, эти три поколения выделены с восхвалением и превосходством над всеми другими поколениями мусульман. Таким образом, термин «саляфу салих» собирает в себе первые три поколения мусульман. Эти три поколения являются эталоном для всей уммы мусульман с точки зрения правильного вероучения, праведных деяний и благородных манер вплоть до наступления Часа.
Ситуация:два мусульманина заявляют, что они строго следуют Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, однако, когда мы анализируем их убеждения и методы практики ислама, мы видим, что они сильно конфликтуют, доказывая, что по крайней мере один из них ошибается в своем заявлении. Итак, какова же процедура проверки, какая из двух сторон верна относительно заявления о следовании Корану и Сунне? Мы выясняем, как выглядят их притязания через призму методологии «саляфу салих», праведных предшественников. Так мы добавили положение, которое эффективно может разделять между ложным и истинным утверждениями. Обращение к данной статье подразумевает, что вы можете предоставить доказательства из убеждений или каких-то практик в исламе, присущих первым трем поколениям мусульман. Но что, если кто-то скажет: «Аллах предписал нам в спорах сделать следующее
|
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!» (4:59)
И нигде в данном аяте Он не требует от нас искать решения у первых трех поколений мусульман в религиозных спорах».Мы ответили бы на это сомнение, заявив, что наставления в этом аяте было достаточно для ранних поколений ислама, потому что (1) они действительно знали, как следовать повелениям Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и (2) люди нововведений не были большинством в этот золотой период ислама, и поэтому правильное вероубеждение и соблюдение ислама были практически монолитными.
Что касается доказательств, подтверждающих то, что мы здесь упомянули, то Аллах, Свят Он и Велик, говорит в Своей Книге:
Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем.[Аль-Бакара, 138]
Любой мусульманин с каплей интеллекта и хотя бы некоторой склонностью к искренности мгновенно поймет положение, описываемое в этом прекрасном аяте. Аллах говорит в конце этого аята «…то последуют прямым путем». И это условие состоит в том, что мы верим, что те, для кого непосредственно ниспосылался этот аят,
имели наилучшую веру, и это -- сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому нельзя ожидать от человека правильного вероубеждения или праведных деяний, если он не опирается на то, что пришло от первых трех поколений.
Вот еще несколько свидетельств из Книги Аллаха и Сунны, которые по сути связывают верное руководство с ранними поколениями ислама. Аллах утверждает в Своей Могущественной Книге:
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115)
Еще раз Аллах выделяет сподвижников и тех, кто правильно следует за ними в вопросах поклонения, которое обязательно для всех, кто хочет избежать вышеупомянутой тяжкой участи. Когда Аллах говорит «последует не путем верующих», кто имеется в виду? Кто был верующим тогда, когда ниспосылался этот аят? Никто, кроме сподвижников!
Следующее доказательство еще более очевидно, чтобы говорить о пути сподвижников как о пути верного руководства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Слушайте! Поистине, люди Писания, которые были до вас, разделились на семьдесят две секты, и, поистине, эта община разделится на семьдесят три секты, из которых семьдесят две будут в огне, а одна — в раю, и это — аль-джама’а”». Этот хадис передали Ахмад 4/102, Абу Дауд 4597.
Мало того, что этот хадис абсолютно конкретно доказывает, что сподвижники являются частью того пути, который ведет к Раю, но это также говорит нам о том, что те, кто следует за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниками, действительно являются меньшинством. Нам нужно задуматься о том, что люди, которые следуют за саляфами, являются меньшинством, а ведь именно их путь спасет нас от ошибок и заблуждений. Еще больше укрепляет людей, принадлежащих к Сунне, следующий хадис:
«Ислам пришел чуждым и вернется чуждым, как в начале. Обрадуйте же чужаков!»Сахих Муслим (270).
Ас-Синди сказал в «Хашият Ибн Маджа»:
«Чуждый» относится к небольшому количеству таких людей [которые чужды остальным], а основной смысл «аль-гариб» (странник) означает нахождение далеко от своей родины. «И вернется чуждым» относится к небольшому числу, которые практикуют и поддерживают его (т.е. ислам), несмотря на то, что у ислама много приверженцев. И Тубба (дерево, упоминаемое в одном из хадисов о «чуждых – прим. переводчика) – это огромное дерево в Раю.
Из-за состояния сердец мусульман в наши дни, Коран и Сунна подмениваются различными сектами. Поэтому мы должны вернуться к ранним мусульманам, чтобы понять правильное применение того или иного аята или хадиса. В качестве примера можно привести следующее:
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими».
[Аль-Маида, 44]
Те, кто идет по пути такфиристов, используют этот аят в своих пагубных стремлениях обвинить всех мусульманских правителей неверующими, потому что они не всегда правят в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Этот аят используется для неограниченного обвинения в неверии всех правителей, независимо от причин, по которым они правят так, как правят. Однако позиция саляфии в этом вопросе такова, что неверие, упомянутое в этом аяте, не обязательно является неверием, которое ставит вас вне рамок ислама, потому что неверие бывает двух типов: (1) большое неверие, которое выводит человека из ислама и (2) малое неверие, при котором человек остается в исламе. Итак, при какой же из упомянутых противоположных точек зрения присутствует возврат к пониманию сподвижников? А правда такова, что Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, который был назван лучшим из толкователей Корана, сказал об этом аяте:
Перевод: Даниял Абу Исмаил Ар-Руси