Управления по научным исследованиям и фетвам

Выступление шейха Салиха бин Мухаммада аль-Люхайдана,

да хранит его Аллах[21]

Уважаемые телезрители, мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

Хвала Аллаху, что бы ни случилось, хвала Аллаху, по милости Которого вершится благое, хвала Аллаху, Которым было все предопределено и предустановленно!

Люди задают нам и друг другу множество вопросов относительно случившегося, о том, что привело к расхождениям во мнениях, и о бедствии, постигшем США, желая знать, как оцениваются подобные события с точки зрения шариата.

Нет сомнений в том, что исламский шариат является всеобъемлющим религиозным законом, который применим к любым событиям, содержит в себе решение любых проблем и позволяет выносить суждения о любых бедствиях и их масштабах, в том числе и о тех, которые недавно имели место. Чаще всего люди спрашивают о том, как шариат относится к подобным событиям, допускается ли это шариатом и одобряют ли такие действия мусульманские богословы?

Что же следует сказать об отношении Ислама к подобным событиям?

Мусульманские богословы обязаны говорить обо всем происходящем и разъяснять людям отношение шариата к несчастьям, постигшим как мусульман, так и немусульман.

Нет сомнений в том, что все происходит согласно предопределению и предустановлению Аллаха и что шариат применим к любым событиям. Аллах - мудрейший из мудрых и милостивейший из милостивых, и Он является справедливым Судьей. Он запретил несправедливость Самому Себе и объявил ее запретной в отношениях между Его рабами, о чем, как сообщается в одном из священных хадисов, Аллах сказал так:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» «Сахих» Муслима, хадис № 6572.

Когда насилию подвергается невинный и убивают того, кто не совершил никакого преступления, это является проявлением несправедливости. Пророк Мухаммад, благословения и мир ему, пророк милосердия, сострадания и милости, направленный не только к людям, но и к джиннам, дал людям вое необходимые указания. Он принимал участие в военных походах и боевых действиях, а когда готовил отряд к походу, говорил воинам:

«Бы не должны убивать ни ребенка, ни женщину, ни дряхлого старика, ни поклоняющегося[22], который находится в своей келье» «Сахих» Муслима, хадис №4522.

Это значит, что Ислам разрешает убивать лишь тех, кто сам убивает, сражается и нападает на мусульман.

Ввиду этого подобные преступления, жертвами которых становятся грудные дети и женщины, старики и старухи, больные и здоровые, преступления, наносящие ущерб имуществу и его владельцам, считаются величайшими преступлениями и опасными прегрешениями. Шариат приравнивает их к распространению нечестия на земле, уничтожению посевов и приплода скота, что запрещается Исламом, поскольку подобное запретил Аллах и запретил Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Сообщается, что пророк, увидевший во время одного из военных походов убитую женщину, сказал: «Не следовало воевать с ней» «Сунан» Абу Дауда, хадис №2669, а это значит, что ее убийство являлось абсолютно запретным делом.

Я видел по телевидению, как были нанесены удары по этим зданиям и как перед самым их разрушением людей охватил страх, будто настал День воскресения, что было видно по лицам тех, кто в растерянности метался в разные стороны. Вот почему люди, которые совершили это, как и все совершающие подобные преступления, с точки зрения Ислама являются опаснейшими преступниками и поступают наихудшим образом. Если же кто-нибудь считает, что хоть один из мусульманских богословов, знающих о целях шариата, Корана и Сунны пророка, мир ему и благословение Аллаха, одобряет подобные действия, значит, он придерживается о них дурного мнения.

Мусульманину не пристало радоваться беде даже врага, если с ним поступили несправедливо, ибо несправедливость неприемлема, а враждебные действия против того, кто не заслуживает наказания, запретны и отвратительны. Но что же тогда сказать о преступлении, которое было совершено при свидетелях, получило широкую огласку и внушило страх тем, кто его виден, и как можно говорить, что мусульмане одобряют подобные действия?!

Что бы ни придумывалось дня обоснования случившегося, эти объяснения являются неприемлемыми, а подобные действия не могут быть оправданы, если оценивать их на основании критериев Ислама. Обращаясь к мусульманам, Аллах Всевышний говорит в священном Коране:

«...и пусть ваша ненависть по отношению к (кому-либо из) людей (не доводит) вас до того, чтобы вы отклонялись от справедливости. Будьте справедливы, (ибо) это ближе к благочестию...»(Сура «Трапеза», аят 8).

На справедливости держатся небеса и земля, что же касается массового наказания, то это никоим образом не сообразуется со справедливостью и будет записано только как проявление несправедливости, насилие и мерзкое деяние. Ведь если убийство даже одного невинного человека есть великое преступление, то сколь же тяжким является убийство множества людей, среди которых были младенцы, маленькие дети и беременные женщины, которые от ужаса, возможно, разрешились от своего бремени, будто уже настал День воскресения!

Разум мусульманина не может одобрить ужасные сцены, свидетелями которых стали люди в результате совершения этого преступления, как не может принимать в расчет оправдания тех, кто его совершил, даже если они выросли в мусульманской среде и в мусульманской стране, существенным же является то, что говорят богословы, и то, что шариат относит подобные действия к разряду опасных преступлений.

Когда в Королевстве Саудовская Аравия стало известно о первых угонах самолетов, среди которых тогда еще не было ни одного саудовского самолета, богословы этой страны вынесли решение о запретности подобных действий независимо от того, мусульманами или немусульманами являются пассажиры. Богословы сочли, что подобная несправедливость запретна, а необоснованное насилие и попытки устрашения людей относятся к числу величайших мерзостей и являются проявлением нечестия.

Нет ничего удивительного в том, что Королевство Саудовская Аравия, являющееся исламским государством и следующее установлениям шариата, выразило свое осуждение подобным действиям и тем, кто их совершает, ведь что бы ни предпринимало это государство, его шаги не должны противоречить Исламу. Это значит, что, осуждая подобные действия, государство руководствуется установлениями религии и выступает с позиций Ислама, поскольку на его территории находятся две мусульманские святыни и с этой земли начало распространяться послание Ислама, так стоит ли удивляться, что оно не одобряет подобные мерзости, порицает преступления тех, кто их совершает, и осуждает каждого, кто укрывает преступников или одобряет их действия.

Человек, исповедующий Ислам, осведомленный о целях шариата и знающий о том, сколь милосерден и сострадателен шариат по отношению к рабам Аллаха, считает подобные действия наиболее отвратительными и наносящими наибольший вред людям.

Прежде чем я согласился на выступление, мне было задано множество вопросов. Учитывая их многочисленность и пожелания людей услышать слова главы судебного ведомства, чтобы понять позицию органов юстиции Королевства Саудовская Аравия, я посчитал нужным выступить и заявить следующее: подобные действия достойны порицания, однако следует помнить о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только преступник виноват в совершенном им преступлении» «Сунан» ат-Тирмизи, хадис №2159; «Сунан» Ибн Маджи, хадис №3659.

Это значит, что если кто-либо совершает преступление или попирает те или иные устои, ответственность за это несет только он сам и не следует возлагать ее на других. Отвечая на вопросы одной из газет незадолго до моего выступления перед этой камерой, я пояснил, что эта ужасная акция не имеет оправданий и приведет только к проявлениям ненависти и актам мести, направленным против мусульман, которые не одобряли и не восхваляли подобные действия. Однако справедливость и разум требуют, чтобы каждый отвечал только за свой грех и чтобы ни с отдельных личностей, ни с групп людей не требовали отчета за грехи других, о чем пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только преступник виноват в совершенном им преступлении». В Коране же сказано:

«...и никто не понесет бремени (грехов) другого» (Сура «Звезда», аят 38).

Это значит, что не следует возлагать на невинного человека вину за грех совершившего дурное, а того, кто не причиняет вреда другим, не следует наказывать за преступление, совершенное преступником.

В некоторых средствах массовой информации был поднят вопрос относительно американского народа и возможности того, что американцы станут с предубеждением смотреть на находящихся в стране мусульман американского происхождения или на прибывающих туда арабов или представителей других народов. Людей интересует, можно ли считать подобное разумным?

Я говорил прежде и скажу теперь, что от американцев, которые называют себя выдающимися защитниками демократии и поборниками справедливости, вряд ли можно ожидать, что они станут подобным образом относиться к собственным согражданам и приезжающим к ним арабам и другим мусульманам или к арабам, не являющимся мусульманами. Невозможно допустить, чтобы американцы, отличающиеся стойкостью, благоразумием и многими другими достоинствами, смотрели на тех, кто не совершил ничего дурного, как на злодеев, поскольку преступник и невинный не равны друг другу, а на мирного человека нельзя возлагать вину за того, кто совершает акты насилия.

Я еще раз подчеркиваю, что Ислам считает подобные действия недопустимыми. Ранее, я указывал, что во время войн участники боевых действий обычно не думают ни о вреде, наносимом мирным жителям, ни об их гибели. Однако Ислам запрещает убивать тех, кто не принимает участия в боевых действиях, как запрещает убивать детей, не участвующих в сражениях, женщин, стариков и монахов, которые занимаются делами поклонения в своих кельях. Последователи религии, посланник которой, направленный к разным народам и отдельным людям, придерживался таких взглядов, не могут одобрять подобные чудовищные действия. Эти действия представляют собой большую опасность и не имеют прецедентов, а их совершение и содействие им во всех отношениях должны приравниваться к преступлению. Кроме того, следует принять все необходимые и известные специалистам меры для предотвращения подобных действий.

Нет сомнений в том, что шариат содержит в себе необходимые средства профилактики, которая лучше печения, что имеет отношение не только к физическим, но и к социальным недугам, ибо предотвращение опасностей относится к числу целей шариата и требований разумных и здравомыслящих людей.

Не желая говорить слишком долго, подчеркивая, что мусульманская община в лице ее богословов и политического руководства, не может одобрять подобные действия. Кроме того, я убежден, что американское общество и западное общество в цепом не может предъявлять претензии к государству, граждане которого совершают преступления не по его воле, и предпринимать враждебные шаги против такого государства из-за действий того, кто не получал на них санкций и не ставил государство в известность, поскольку я не думаю, что кто-либо из совершивших это отвратительное преступление поставил в известность о своих замыслах кого-либо из официальных представителей своей страны. Официальным лицам везде следует придерживаться непредвзятого мнения о своих соотечественниках, особенно с учетом того, что многие мусульмане, живущие там постоянно или приезжающие на время, являются выходцами из стран, против которых выдвигаются обвинения. Что же касается Ислама, то он не делает различий между мусульманами по цвету кожи или по языку.

Еще раз повторяю, что действия, от которых пострадали США, более ужасны, чем действия диких зверей или террористов и преступников в привычном для нас смысле слова. Все случившееся является крайне опасным и отвратительным.

Молю Аллаха Всевышнего уберечь нас в этой жизни от всякого зла, указать каждому заблудшему правильный путь, помочь истине и ее поборникам, оставить без поддержки ложное и тех, кто его поддерживает, сделать так, чтобы все наши дела были угодны Ему, и оказать нам милость, ибо никто не поможет тем, кому не окажет милость Аллах. Да благословит Аллах и да приветствует посланника Аллаха, всех его братьев из числа других пророков и посланников и всех тех, кто искренне придерживается истины. Хвала Аллаху, Господу миров, нет мощи силы ни у кого, кроме Аллаха, Высокого, Великого.

Ответы шейха Салиха бин Фаузана аль-Фаузана, да хранит его Аллах

Вопрос: «Да окажет вам милость Аллах. Являются ли такие действия, как убийства и взрывы правительственных учреждений в немусульманских странах, необходимыми и можно ли назвать это джихадом[23]»?

Ответ: «Убийства и взрывы недопустимы, поскольку они только навлекают на мусульман бедствия и приводят к их убийствам и преследованиям, что же касается джихада на пути Аллаха, то речь может идти только об открытом бое и только при определенных условиях. В этом необходимо следовать примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха, которому до переселения в Медину, когда он находился среди неверных в Мекке, было ниспослано следующее откровение:

«Разве не видел ты тех, ному было сказано: «Воздержитесь (от войны), творите молитву и выплачивайте закят»» (Сура «Женщины», аят 77).

Таким образом, ему было велено отказаться от войны с неверными, ведь если бы хоть один из них был бы убит, неверные погубили бы всех мусульман. Ясно, что убийства, совершаемые в тех странах, где живут мусульмане, приведут к убийствам мусульман, что, как вам известно, и происходит ныне. Это не имеет никакого отношения к исламскому призыву и не является джихадом на пути Аллаха. То же самое можно сказать и о взрывах, ввергающих мусульман в пучину бедствий».

Вопрос: «Совершал ли посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники что-нибудь подобное, когда жил в Мекке?»

Ответ: «Никогда, поскольку им было это запрещено».

Вопрос: «Уничтожал ли он имущество неверных, когда находился в Мекке?»

Ответ: «Никогда, поскольку ему было это запрещено, а велено ему было заниматься только исламским призывом и доносить до людей послание Аллаха».

РАЗДЕЛ 2

РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ О ВЫСТУПЛЕНИИ

ПРОТИВ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ

Ответы имамов относительно выступлений против мусульманских правителей

Шейх-уль-ислам[24] Ибн Таймийя[25], да помилует его Аллах, сказал: «И поэтому большинство приверженцев Сунны не считают возможным восставать против правителей и вести с ними вооруженную борьбу, даже если те проявляют несправедливость, на что указывают достоверные хадисы. Дело в том, что распространение нечестия и смуты, к которым приведут сражения, принесут больше вреда, чем несправедливость правителей без сражений и смут. Возможно, что люди, выступающие против правителя, не знают, что вред от их выступления окажется больше того вреда, причину которого они хотят устранить» «Минхадж ас-Сунна ан-набауийа», 3/390.

Имам[26] Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Проявление искренности по отношению к правителям мусульман несовместимо с ненавистью и обманом, поскольку искренность является противоположностью ненависти. Приверженность общине истинных мусульман также очищает сердце от ненависти и обмана, ибо человек, приверженный мусульманской общине, желает ее членам того же, чего желает и самому себе, и не желает для них того же, чего не желает себе. Его огорчает или радует то же, что огорчает или радует их, в отличие от тех, кто отделился от членов этой общины и принялся порочить и порицать их, как поступили рафидиты[27], хариджиты[28], мутазилиты[29] и прочие. Сердца таких людей исполнены ненавистью и обманом, и поэтому ты видишь, что рафидиты в наибольшей степени удалились от искренности, что они наиболее лживы по отношению к правителям и членам мусульманской общины и что они дальше всех находятся от истинных мусульман» «Мифтах дар ас-саада», 1/62.

Ибн аль-Каййим также сказал:

«Примером может служить то, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, вменил в обязанность членам своей общины отвергать порицаемое, чтобы благодаря этому прийти к тому одобряемому, что любят Аллах и Его посланник. Однако если отрицание порицаемого приведет к тому, что достойно порицания в еще большей степени и более ненавистно Аллаху и Его посланнику, то оснований отвергать порицаемое нет, даже если Аллах ненавидит и это, и тех, кто придерживается подобного. Речь идет о таких случаях, когда непризнание царей и властителей находит свое выражение в восстаниях против них, ибо это является основой всякого зла и бесконечной смуты.

Сообщается, что однажды сподвижники, да будет доволен ими Аллах, попросили у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешения сражаться с теми правителями, которые станут проводить молитвы позже установленного времени, и сказали: «Не следует ли нам сражаться с ними?» В ответ он сказал: «Нет, пока они не прекратят совершать молитвы» «Сахих» Муслима, хадис № 4800.

Сообщается также, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Пусть тот, кто не одобрит какие-либо (дела) своего правителя, проявляет терпение и ни в коем случае не выходит из повиновения...» «Сахих» Муслима, хадис № 7054.

Каждый, кто поразмыслит о том, что происходило с Исламом в периоды больших и малых смут, увидит, что люди не прислушивались к наставлению пророка и не проявляли терпения по отношению к тому порицаемому, устранения чего они добивались, и это привело к возникновению того, что оказалось хуже прежнего» «И’лям аль-маукаейн», 3/4.

Слова шейх-уль-ислама Мухаммада бин Абд аль-Ваххаба (род. в 170 г.),

да помилует его Аллах

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Мухаммада бин Абд аль-Ваххаба каждому из его братьев, до которого дойдет его послание.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

У вас происходит то же самое, что прежде происходило и у нас, и если с кем-либо подобное случится вновь, мы советуем нашим братьям постараться понять следующее. Дело в том, что, когда кто-либо из приверженцев религии отвергает порицаемое, в чем он совершенно прав, он иногда ошибочно может придать этому такой смысл, который заставит его делать различия между своими братьями, несмотря на то, что Аллах Всевышний сказан:

«О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, как подобает Его бояться, и не умирайте иначе как предавшимися![30] Держитесь все за вервь Аллаха[31], не разделяйтесь и помните о милости Аллаха по отношению к вам, (проявленной в то время), когда вы были врагами, а Он привел к согласию ваши сердца, и вы стали братьями по милости Его. И были вы на краю огненной пропасти, Он же спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, чтобы шли вы прямым путем»(Сура «Семейство Имрана», аяты 102-103).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, Аллах желает для вас трех (вещей): чтобы поклонялись вы только Ему и ничего не придавали Ему в сотоварищи, чтобы держались вы за вервь Аллаха и не разделялись и чтобы давали вы добрые советы тем, кого Аллах поставил над вами» «Аль-Мууатта» имама Малика, хадис № 1864; «Муснад» имама Ахмада, хадис № 8134.

Богословы говорят: «Побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого, нуждается в трех вещах: он должен знать о том, к чему побуждает и от чего удерживает, проявлять мягкость, побуждая к одобряемому и удерживая от порицаемого, и уметь претерпевать наносимые ему обиды». Вы же нуждаетесь в стремлении к пониманию этого и следованию этому на практике, ибо приверженец религии допускает ошибки в том случае, когда недостаточно следует этому на деле или понимает это не в полной мере.

Кроме того, богословы указывают на то обстоятельство, что отрицание отвергаемого становится недопустимым, если приводит к разобщению. Да поможет вам Аллах следовать тому, на что я вам указал, и постараться понять это, а если вы этому не последуете, ваше отрицание повредит религии, тогда как мусульманин стремится к тому, чтобы в его религиозных и мирских делах все было в порядке».

Шейх-уль-ислам Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб также сказал:

«Эти слова немногочисленны, но они вмещают в себя много смысла, так размышляйте же над ними, старайтесь постичь их смысл и поступайте в соответствии с тем, что было сказано, и если вы будете поступать так, это окажет помощь религии и с соизволения Аллаха все будет в порядке.

Общий смысл сказанного заключается в следующем: если правитель или любой другой человек совершит что-либо отвергаемое, ему следует мягко и тайно дать добрый совет, и если он согласится, все уладится. В противном случае к нему необходимо привести такого человека, к совету которого после беседы наедине он прислушается, если же он не сделает этого, тогда можно будет выразить ему порицание открыто. Так следует поступать со всеми, за исключением правителей, если же правителю дадут добрый совет, а он не примет его, и если к нему приведут другого человека, с которым он не согласится, тогда об этом необходимо тайно поставить в известность нас.

Пусть каждый житель страны перепишет это послание и оставит у себя его копию, а Аллах знает об этом лучше» «История» Ибн Ганнама, 1/221.

Слова богословов Сада бин Атика, Мухаммада бин Ибрахима, Умара бин Салима, Мухаммада бин Абд аль-Лятифа и Абдуллаха аль-Анкари, да помилует их Аллах

Ислам ясно указывает на то, что нет религии без согласия, нет согласия без имамата[32] и нет имамата без повиновения, что же касается выхода из повиновения правителю, то это является одной из основных причин распространения нечестия среди рабов Аллаха и отклонения от правильного пути, а Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное его владельцам, а если будете вы вершить суд среди людей, то судить по справедливости. Поистине, прекрасно то, чем увещает вас Аллах! Поистине, Аллах - Слышащий, Видящий. О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью. А если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование»(Сура «Женщины», аяты 58-59).

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал о шариатском правлении так: «Богословы говорили, что первый из ниспосланных аятов имеет отношение к правителям, которым следует возвращать доверенное его владельцам и если станут они вершить суд среди людей, то судить по справедливости. Второй же касается подданных из числа воинов и всех прочих, которым следует подчиняться правителям, руководящим ими во всех их делах, если только те не повелят им ослушаться Аллаха. Если же они велят ослушаться Аллаха, то подчиняться сотворенному существу, восставая против Творца, не следует. В случае возникновения расхождений относительно чего-либо, обращайтесь с этим к Книге Аллаха и Сунне его посланника, мир ему и благословение Аллаха, а если правители не будут поступать так, то подчиняться им следует лишь в том, что не противоречит велениям Аллаха, ибо в этом проявляется покорность Аллаху и Его посланнику и это позволит соблюсти их права, как и велят Коран и Сунна. Аллах Всевышний сказал:

«Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…» (Сура «Трапеза», аят 2).

Поскольку данный аят обязывает возвращать доверенное его владельцам и судить по справедливости, то в этом и заключается суть справедливого и хорошего правления» «Маджму’ аль-фатава», 28/246.

Сообщается, что Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В свое время) пророк, мир ему и благословение Аллаха, призвал нас к себе, а мы дали ему клятву, и среди прочего он потребовал от нас поклясться ему, что мы станем повиноваться (ему), будем деятельными и не станем проявлять нерадение, когда нам будет трудно и когда будет легко, а также в тех случаях, когда нас станут лишать того, что нам будет положено по праву. (И мы поклялись, что) не будем пытаться лишить власти законного правителя, а он сказал: «Если только не увидите, (что он впал в) явное неверие, относительно чего будут у вас доказательства от Аллаха[33]» «Сахих» аль-Бухари, хадис № 7056; «Сахих» Муслима, хадис № 1709.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто выйдет из повиновения (правителю) и отделится от общины, а потом умрет, умрет подобно тому, как умирали во времена джахилийи[34]; тот, кто станет сражаться, движимый своим невежеством и гневаясь из-за слепого пристрастия ко всему своему[35], или призывать к приверженности ко всему своему, или защищать все свое и будет убит, погибнет, как погибали во времена джахилийи, а тот, кто выступит против (членов) моей общины, убивая благочестивых и нечестивых, не остерегаясь верующих из их числа и не соблюдая договоров с теми, с кем он их заключил, не имеет отношения ко мне, а я - к нему» «Сахих» Муслима, хадис № 4848.

Передают со слов Myаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть два вида военных походов. Тот, кто (примет участие в походе) только ради Аллаха, будет повиноваться правителю, расходовать самое дорогое и проявлять мягкость по отношению к товарищу, получит награду как за свой сон, так и за бодрствование. Что же касается того, кто примет участие в походе ради похвальбы и напоказ другим, не будет повиноваться правителю и станет распространять нечестие по земле, вернется, не получив подобной (награды)» «Сунан» ан-Насаи, хадис № 3188; «Сунан» Абу Дауда, хадис №2515.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Каждому следует) повиноваться правителю и слушать его в том, что нравится (человеку) или не нравится ему, если только не повелит он ослушаться (Аллаха), ибо (в таком случае) не следует ни слушать его, ни повиноваться ему» «Сахих» аль-Бухари, хадис №7144; «Сахих» Муслима, хадис № 1839.

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После меня появятся правители, которые не станут следовать моему руководству и не будут придерживаться моей Сунны, и появятся среди вас люди с сердцами шайтанов в телах людей». Я спросил: «О посланник Аллаха, как же мне поступать, если это будет при моей жизни?» Он сказал: «Тебе следует слушать правителя и повиноваться ему, и даже если он будет бить тебя по спине и заберет твое имущество, слушай и повинуйся!» «Сахих» Муслима, хадис №1847.

Передают со слов аль-Хариса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я повелеваю вам (делать) пять вещей, которые велел мне (делать) Аллах: слушайте, повинуйтесь, ведите джихад, переселяйтесь[36] и придерживайтесь согласия. Поистине, восстанет против Ислама тот, кто отойдет от согласия на пядь» «Муснад» имама Ахмада, хадис № 17344; «Сунан» ат-Тирмизи, хадис № 2863.

Шейх Абд аль-Лятиф бин аш-Шейх Абд ар-Рахман, да помилует Аллах их обоих, сказал: «Некоторые добавляли пять вещей, упомянутых в этом хадисе, к пяти столпам Ислама[37], считая, что эти столпы могут стоять прямо и незыблемо только благодаря им. Это отличается от того, что было во времена джахилийи, основывавшейся на отсутствии согласия и повиновения».

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал о шариатском правлении так: «Необходимо знать, что управление делами людей является одной из важнейших религиозных обязанностей, более того, лишь это и позволяет заниматься религиозными и мирскими делами. Поистине, люди могут добиться блага только сообща, поскольку они нуждаются друг в друге, а общность нуждается в руководителе».

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также сказал: «Аллах Всевышний вменил в обязанность побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, однако без силы и власти осуществить это невозможно. То же самое относится и к прочим делам, которые были вменены в обязанность Аллахом, например, к джихаду, работе, совершению хаджа, проведению пятничных и праздничных молитв, оказанию помощи притесняемым или применению установленных шариатом наказаний, поскольку все это можно осуществлять только с помощью силы и власти. Вот почему кто-то сказал: «Правитель является тенью Аллаха на земле». Кто-то другой сказал: «Шестьдесят лет правления несправедливого правителя лучше, чем один день без правителя», и опыт подтверждает правильность этих слов. Вот почему наши праведные предшественники, в том числе аль-Фудайл бин Ийад, Ахмад бин Ханбаль и другие говорили: «Если бы могли мы обратиться к Аллаху с мольбой, которая была бы принята, мы обратились бы к Нему с мольбой за правителя».

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также сказал: «Следует относиться к власти как к религиозной обязанности и средству приближения к Аллаху, ибо старание правителя приблизиться к Аллаху с помощью повиновения Ему и Его посланнику относится к числу наилучших средств приближения, тогда как люди, стремящиеся к власти ради главенства и богатства, в большинстве случаев портятся» «Маджму аль-фатава», 28/390.

Ибн Раджаб сказал: «Если говорить о повиновении мусульманским правителям, то оно служит залогом счастья в земной жизни. Благодаря повиновению им обеспечиваются жизненные интересы рабов Аллаха, а это позволяет им исповедовать религию и проявлять покорность Аллаху, о чем Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал так: «Поистине, привести в порядок дела людей может только правитель независимо от того, благочестивым он является или нечестивым. Если правитель окажется нечестивцем, это поможет верующему поклоняться его Господу[38], тогда как сам нечестивый (правитель) будет нести бремя греха за свои действия, пока не настанет его срок». А вот что сказал о правителях аль-Хасан аль-Басри: «Они занимаются пятью из числа наших дел: пятничными, общими и праздничными молитвами[39], охраной границ и применением наказаний.

Клянусь Аллахом, только благодаря им поддерживается существование религии, даже если они притесняют людей и проявляют несправедливость! Клянусь Аллахом, руками правителей Аллах приводит в порядок больше, чем сами они портят! Клянусь Аллахом, хотя повиновение им и вызывает в людях гнев, отделение от них является проявлением неверия» «Джами аль-Улюм ва-ль-хикам», 2/117.

В своей книге «Аль-Адаб» Ибн Муфлих сообщает, что Ханбаль сказал: «Во время правления аль-Васика[40] факихи[41] собрались у Абу Абдуллаха[42] и сказали ему: «Дело осложнилось и получило широкое распространение[43], и поэтому мы недовольны его правлением и его властью». Поддержав их в этом, он сказал: «Вам следует отвергать подобное сердцами, однако не выходите из повиновения, не сейте раздор среди мусульман и не доводите дело до того, чтобы пролилась ваша кровь и кровь других мусульман, но думайте о последствиях и проявляйте терпение, пока благочестивый не сможет отдохнуть от нечестивого», И он также сказал: «Это[44] неверно, это противоречит тому, на что указывается в хадисах» «Аль-адаб аш-шарийа», 1/137.

Приведенные нами аяты Корана, хадисы пророка и слова богословов, указывают на обязательность повиновения правителю и запретность выступлений и борьбы против него, а также на то, что обеспечить религиозные и мирские интересы людей можно только с помощью верховной власти и согласия. Если понять смысл всего сказанного, будет ясно, что отказ от повиновения правителю и любые направленные против него действия, будьте ведение войны или что-либо иное, являются грехом и ослушанием Аллаха и Его посланника и противоречат тому, чего придерживаются поборники Сунны и согласия.

Если же говорить о грехах правителей и таких нарушениях с их стороны, которые не являются неоспоримым свидетельством неверия и не ставят их вне рамок Ислама, то, согласно шариату, в подобных случаях им следует в мягкой форме давать добрые советы. Кроме того, необходимо брать пример с наших праведных предшественников и не порочить правителей на встречах и в местах скопления людей. Если же кто-то считает, что в этом и состоит обязательное для рабов Аллаха порицание неподобающего, то подобное мнение является грубой ошибкой и проявлением явного невежества, а человеку, придерживающемуся таких воззрений неведомо, сколь пагубными они могут оказаться для религии и мирских дел, однако об этом хорошо известно каждому человеку, сердце которого озарил Аллах и который следует примеру наших праведных предшественников и имамов религии.

Слова шейха Абд ар-Рахмана бин Нacиpa ас-Саади,

да помилует его Аллах

«Если говорить о правителях мусульман и представителях власти вообще, начиная с верховного правителя, наместника или кади и до тех, кто обладает хоть какой-нибудь властью, то проявлять искренность по отношению к ним сообразно их положению обязательно, поскольку на них возложены более важные задачи и обязанности, чем на всех прочих. Это должно находить свое выражение в признании власти правителей, обязательном подчинении им в том, что одобряется шариатом, отказе от выступлений против них, побуждении других подданных к подчинению им и исполнению тех их велений, которые не противоречат велениям Аллаха и Его посланника, использовании всех возможностей, чтобы давать им добрые наставления, и разъяснении им того, что они должны делать для своих подданных или подчиненных в соответствии с занимаемым им положением и о чем они не знают. Кроме того, следует обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он привел правителей к благу и оказал им помощь, ибо их благо станет благом и для их подданных, как следует избегать их поношения и распространения слухов об их недостатках, поскольку это наносит великий вред.

Проявлением искренности по отношению к правителям является также предостережение их от совершения неподобающего, а поэтому каждому, кто увидит, что они делают нечто недозволенное, следует тайно и мягко предостеречь их, выбирая такие выражения, которые соответствуют положению этих людей и могут способствовать достижению поставленной цели. Это является обязанностью по отношению к каждому человеку, но особенно по отношению к правителям и представителям власти, поскольку такие предостережения приносят много блага и являются признаком правдивости и искренности» «Ар-Рийад ан-надира», сс. 49, 501.

Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База

да помилует его Аллах

Вопрос: «Уважаемый шейх, есть люди, которые считают, что совершение отдельными правителями тяжких грехов вызывает необходимость выступить против них и попытаться добиться изменений, несмотря на то, что это причинит вред живущим в этой стране мусульманам и повлечет за собой то, что создаст многочисленные трудности для всего исламского мира. Что вы об этом думаете?»

Ответ: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и да приветствует посланника Аллаха, его семейство, его сподвижников и всех тех, кто встал на верный путь благодаря его руководству.

Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью. А если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование» (Сура «Женщины», аят 59).

В этом аяте говорится об обязательности повиновения правителям, под которыми подразумеваются как обладатели власти, так и обладатели знания, а в достоверных хадисах посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указываетс<

Наши рекомендации