Гордость Всевышнего этими людьми — доказательство на достоинство зикра, указание на любовь Всевышнего к ней и на её превосходство над другими делами.
Постоянно практикующий поминание Всевышнего, войдёт в Рай, улыбаясь. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил, что: «Тот, чей язык постоянно занят поминанием Аллаха, Велик Он и Славен, войдет в Рай, улыбаясь».
55. Выполнение религиозных обрядов имеет одну цель — претворение в действительность поминания Всевышнего. Всевышний сказал: «… и совершай молитву в Мое воспоминание!»[172].
Буква «в» несет оттенок причинности, то есть, «совершай молитву для Моего поминания». Притом, исходя из этого, уже, само собой разумеется, то, что совершение молитвы происходит во время Его поминания[173]. Также Всевышний сказал: «Следуй тому, что открылось тебе из Писания, и выстаивай молитву. Поистине молитва удерживает от мерзости и неодобряемого [174]. А поминание Аллаха более велико»[175].
Смысл этих божественных слов следующий: в молитве вы поминаете Всевышнего, в то время как Он сам, поминает всех тех, кто вспоминает Его. Причем, Его поминание вас намного величественнее поминания Его вами.
Подобное толкование передается от ибн Аббаса, Салмана Фарси, Аби Абу Дарды и ибн Мас'уда, да будет доволен ими Аллах.
Ибн Аби Дунья передавал от Фудайла ибн Марзука, что Атыи, да помилует их Аллах, сказал: «А поминание Аллаха более велико» объясняется аятом: «Помяните же Меня, Я помяну вас...»[176].
Поминание Всевышнего вас, более велико, чем ваше поминание Его»» Ибн Зайд и Катада ибн Ду'ама, да будет доволен ими Аллах, объясняли этот аят так: «Поминание Всевышнего превыше всего».
Однажды Салмана Фарси, да будет доволен им Аллах, спросили: «Какое из дел наиболее предпочтительно?». Он ответил: «Неужели вы не читали в Коране, что: «А поминание Аллаха наиболее велико». Шейху-ль-ислам Абу Аббас ибн Таймия, да помилует его Аллах, рассказывал: «Верно то, что смысл аята в следующем: у молитвы две грандиозные цели, одна из которых больше другой — это удержание от впадения в мерзость и неодобряемое, и то, что она содержит в себе поминание Всевышнего, причем поминание Всевышнего значимей удерживания от порицаемого».
У Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, однажды спросили: «Какое дело самое наилучшее?». Он ответил: «Поминание Всевышнего превыше всего».
58. Поминание Всевышнего — наилучшая помощь для служения и подчинения Ему /Всевышнему/. Именно зикр внушает рабу любовь к ней, облегчает и делает ее приятной. Превращает ее в отдохновение для очей его, в наслаждение и радость до такой степени, что он не находит в ней даже малейшего неудобства, бремени или тяжести, которую ощущает небрежный. Практика тому свидетель. А если быть более точным, то:
59. Поминание Всевышнего дает облегчение при трудностях, упрощает сложное, уменьшает тяжесть проблем. Как только вспоминается Аллах, любая трудность, становится нипочем, любая возникшая сложность отступает, проблема, какой бы она не была, разрешается, печали рассеиваются. Поминание Аллаха — радость после несчастий, облегчение после трудностей, утешение от беспокойств и печали, это объясняется тем, что:
Зикр прогоняет все внутренние страхи и удивительным образом создаёт чувство безопасности. Нет ничего полезней для боящегося, чем поминание Всевышнего. По мере того насколько он в зикре, настолько ему спокойней, даже возможно, что вещь, в которой он видел угрозу, предстаёт перед ним в ином, совершенно безопасном виде. Небдительный, испытывает страх, даже будучи в полной безопасности. Имеющий даже скромную духовную практику знаком с этим.
61. Зикр дает поминающему силу, позволяющей ему делать то, что он не способен совершить без него. Я сам, лично, видел необыкновенно удивительную силу шейху-ль-ислама ибн Таймии проявляющуюся в его походке, речи, отваге и в его письме. Он мог за один день написать столько трудов, сколько переписывал профессиональный переписчик в выходной день, а иногда и больше. Солдаты, тоже свидетельствуют о его поразительной силе на поле боя[177].
Пророк, посоветовал свой дочке Фатиме и Али, да будет доволен ими Аллах, чтобы они перед сном прославляли Всевышнего 33 раза, восхваляли Его 33 раза и возвеличивали Его 34 раза, когда она попросила его нанять ей прислугу и пожаловалась ему на тяжесть домашней работы и добавил, что: «Это лучше для вас обоих, чем прислуга»[178].
Считается, что тот, кто будет постоянно практиковать это, почувствует в своем теле силу, которая избавит его от нужды в прислуге.
Произнесение слов: «Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха», оказывает удивительное воздействие при выполнении тяжелой работы, перенесении трудностей, во время вхождения к правителям, при страхе и в экстремальных ситуациях.
Эти слова любил произносить Хабиб ибн Салама при встрече с врагами или когда он брал крепость. Однажды он потерпел неудачу при захвате римской цитадели, тогда все мусульмане произнесли эту фразу и крикнули: «Аллаху Акбар». Неприступная крепость пала.