Раздел 6. О запрете внешнего уподобления многобожникам во время поклонения.

Абу Умама рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте намаз при восходе солнца. Поистине, оно восходит меж двух рогов шайтана и делает ему поклон в это время каждый неверующий. Не совершайте намаз при заходе солнца…». (Хадис достоверный из-за подкрепляющих его цепочек; Ахмад 22299).

В этом хадисе довод на то, что единобожник иногда оставляет совершение некоторых видов поклонения, если понимает, что при их совершении возникнет внешнее уподобление многобожникам. Именно по причине того, что солнцепоклонники поклоняются солнцу во время его восхода и заката, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мусульманам совершать намаз в это время. Ведь это приведет к тому, что посторонний человек может решить, что этот мусульманин тоже поклоняется солнцу, подобно солнцепоклонникам.

Раздел 7. Некоторые виды поклонения, которые запрещено совершать в местах захоронений.

Намаз.

а) Намаз около могилы, не направляясь в ее сторону.

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся земля является местом для поклонения, кроме кладбищ и бань».

(Хадис достоверный; Ахмад 11801; Абу Дауд 492; Тирмизи 317; Ибн Маджа 745 и др; шейх аль-Албани, Мукбиль и др. назвали хадис достоверным. См. «аль-Ируа» 1/320 и «ас-Сахих уль-Муснад» № 380).

Анас ибн Малик рассказывал:«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать намаз между могилами».(Хадис достоверный, все его передатчики сильные; аль-Баззар 441, 442 и др.).

Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершайте намаз также и в своих домах, не превращайте их в кладбища». (Хадис достоверный; Бухари 432; Муслим 777; Ахмад 4511, 4653, 4065; Абу Дауд 1448; Ибн Маджа 1377).

Большинство ученых сделало из этого хадиса вывод о том, что места захоронений не являются местом для намаза. Среди этих ученых имам аль-Бухари, ибн Хаджар, Багауи, Хаттаби и др. [См. «аль-Аусат» 2/183; «Ма’алим ус-Сунан» 1/127; «Шарх ус-Сунна» 2/146; «Фатх уль-Бари» 1/529].

Все эти хадисы говорят о запрете совершения намаза Аллаху на местах захоронений, в любом их месте, независимо от местоположения могил.

б) Намаз в сторону могилы.

Абу Марсад аль-Ганауи рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте намаз, направившись в сторону могил, и не садитесь на них». (Хадис достоверный; Муслим 972; Абу Дауд 3229; Тирмизи 1050; Насаи 759; и др.).

В этом хадисе содержится запрет на совершение намаза, повернувшись в сторону могилы.

Однако, здесь необходимо обратить внимание на следующее: если человек совершает намаз, повернувшись к могиле, но совершает его ради Аллаха, то это запрещено (харам) и человек получает грех. Если же он при этом имеет убеждение, что этот его намаз более велик по награде, чем намаз, совершаемый не в сторону могилы, то это уже не просто запрещено, но и является нововведением (бид’а). Если же он совершает намаз, повернувшись к могиле, с намерением возвеличить эту могилу или праведника, захороненного в ней, то это явное многобожие (ширк).

Сказал один из ученых ханафитского мазхаба ‘Али аль-Кари: «А если же тот, кто совершает намаз в сторону могилы, имеет намерение оказать этим почет и возвеличить эту могилу или захороненного в ней, то он становится неверующим». [«аль-Миркат уль-Мафатих» 2/372].

Анас ибн Малик рассказывал: «Однажды, ‘Умар ибн уль-Хаттаб увидел, что я совершаю намаз у могилы и начал говорить мне: «Могила, могила, не совершай намаз в ее сторону».

(Сообщение достоверное; Бухари в подвешенном виде (му’алляк) перед хадисом 427; ‘Абдурраззак 1/404 (1581); Ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат 2/186).

в) Намаз в мечети, в которой есть могила.

При рассмотрении вопросов данного раздела мы выяснили, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)запретил совершать намаз в местах захоронений, независимо от того, где именно находятся могилы от молящегося. В рассматриваемой же главе мы уяснили, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)запретил также возводить мечеть над могилой. Из всего этого берется запрет на совершение намаза в мечети, построенной над могилой, или же в мечети, в которую была внесена могила.

А что касается хадиса, который любят приводить крайние суфии со слов Абу Хурайры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ту ночь, в которой я был перенесен из Мекки в Иерусалим, Джибриль сказал мне: «Это могила твоего отца Ибрахима, спустись же и соверши на ней намаз», то этот хадис является ложным, так как в его иснаде Бакр ибн Зияд. Сказал о нем Ибн Хиббан: «Он был даджалем, который выдумывал хадисы от имени крепких передатчиков. Не разрешено упоминать его в книгах, кроме как для того, чтобы разъяснить его лживость». Сказал имам аз-Захаби: «Правду сказал Ибн Хиббан».

г) Является ли намаз, совершенный в местах захоронений действительным?

Достоверным мнением в этом вопросе является то, что намаз, совершенный в местах захоронений, или в мечети, в которой есть могила, или намаз у мавзолеев и гробниц, является недействительным и его необходимо совершить заново в ином месте. Это потому что намаз это поклонение, и если его совершают там, где это запрещено, то оно недействительно. Это потому что запрет несет за собой недействительность деяния и грех, совершающего его. Как может человек быть подчиняющимся Аллаху, ослушиваясь Его?! Как он может быть из тех, кто выполняет приказ Аллаха, совершая то, что Он запретил?! Как он может приблизиться к Аллаху, совершив то, что отдаляет от Аллаха?! [См. «аль-Мугни» 2/477].

На это указывает хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если, кто-то совершит дело, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто».

(Хадис достоверный; Муслим 1718 со слов ‘Аиши).

Это мнение поддержали имам Ахмад [Сказал Ибн Хазм: «Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Тот, кто совершит намаз на кладбище, или в сторону могил, тот должен совершить этот намаз заново в любом случае». («аль-Мухалля» 4/32)], имам Ибн Ражаб [«аль-Кауа’ид» с. 11.], Ибн Муфлих [«аль-Фуру’» 1/372.], Ибн Хазм, Ибн Таймия [«аль-Ихтиярат» с. 44], Ибн уль-Кайим, аш-Шаукани. Из современных ученых это мнение высказали шейх Ибн Баз, Ибн уль-‘Усаймин, Мукбиль ибн Хади и др.

Если же могилы будут выкопаны, удалены, и это место перестанет быть местом, в котором захоронены люди, то совершение намаза в этом месте не порицается и намаз является действительным. Доводом на это то, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине была построена на месте могил многобожников, после того, как эти могилы были вскопаны и удалены, а земля была выровнена. [Хадис достоверный; Бухари 428; Муслим 524].

Если мечеть будет построена на местах захоронений, то намаз в ней недействителен, так как эта мечеть возведена на могилах, что многократно запрещал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). [«аль-Мугни» 2/475].

Если же кладбище организовали вокруг уже построенной мечети или прямо перед ней, то намаз в этой мечети также недействителен, так как этот намаз совершается в сторону могил, что также было запрещено пророком (да благословит его Аллах и приветствует). [«аль-Фуру’» 1/375].

Если же человек не знал, что то место, в котором он совершал намаз, является местом захоронений, то на нем нет греха, однако намаз он должен совершить заново, подобно тому, кто совершил намаз в нечистом месте, должен совершить его заново, даже если не знал о наличии нечистот. [«аль-Мугни» 2/469].

д) Каково постановление совершения намаза джаназа на кладбище?

В этом вопросе ученые разногласили на два мнения:

1) Узаконенность и разрешенность этого, при этом без разницы, совершен ли был намаз джаназа над умершим до этого или нет. Это мнение большинства ученых, среди которых имам Ахмад, аш-Шафи’и, а также захириты.

В довод за это мнение были приведены следующие хадисы:

а) Хадис о женщине, которая убиралась в мечети, затем скончалась. Ее захоронили без ведома посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он сказал: «Почему же вы не известили меня? Укажите мне на ее могилу».После чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)совершил над ней намаз джаназа. (Хадис достоверный; Бухари 1337; Муслим 956; со слов Абу Хурайры).

б) Хадис о мужчине, который заболел, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) навещал его. После этого он скончался ночью, и его захоронили. Утром об этом сообщили пророку (да благословит его Аллах и приветствует), на что он сказал: «Что помешало вам известить меня?»Сподвижники ответили: «Была ночь, и мы не хотели затруднить тебя». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился на его могилу и совершил над ним намаз джаназа. (Хадис достоверный; Бухари 1247; со слов Ибн ‘Аббаса).

в) Также хадис от Анаса ибн Малика о том, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)совершил намаз над могилой».(Хадис достоверный; Муслим 955).

Подобное же действие пришло от некоторых сподвижников. Пришло достоверно от Ибн ‘Умара, что он совершил намаз над своим братом ‘Асымом ибн ‘Умаром через три дня после его похорон. Также от ‘Аиши, что она совершила намаз над могилой своего брата ‘Абдуррахмана через месяц после его захоронения.

2) Второе мнение в вопросе заключается в том, что намаз джаназа над могилой не узаконен. Этого мнения придерживались Ибрахим ан-Наха’и, Абу Ханифа, Малик, ас-Саури. Что же касается вышеприведенных хадисов, то приверженцы этого мнения заявили о том, что узаконенность намаза джаназа над могилой касалась только пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Более правильным мнением является мнение первое. А то, что это было узаконено только пророку, отвергается тем, что сподвижники также совершали намаз джаназа над могилой, причем после смерти посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Остается только отметить то, что при намазе джаназа человек встает так, что могила оказывается между ним и кыйблой. Также то, что в намазе джаназа нет поясных и земных поклонов.

[См. «аль-Мугни» 3/444, «аль-Мухалля» 581, «Фатх уль-Бари» под хадисом 1337, «аль-Аусат» Ибн уль-Мунзира 5/411-413, «Мусаннаф» ‘Абдурраззака 3/519, «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба 3/361].

Жертвоприношение.

а) Жертвоприношение в местах захоронений.

Нет никаких разногласий среди ученых Ислама в том, что резать животное в местах захоронений является сильно порицаемым деянием.

Что же касается ученых ханафитского мазхаба [См. «Табйин уль-Хакаик» 2/246], маликитского [См. «аль-Мадхаль» 3/267], шафиитского [См. «аль-Мажму’» 5/290] и ханбалитского [См. «аль-Фуру’» 2/269], то все они считают жертвоприношение в местах захоронений запретным деянием (харам) и одним из самых мерзких нововведений (бид’а).

Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет в Исламе принесения в жертву животных у могил».

(Хадис достоверный, соответствует условиям Бухари и Муслима; Абу Дауд 3222; Ахмад 13055; аль-Бейхакый 7069 и др.).

Сказал ‘Абдурраззак ибн Химмам: «Многобожники во времена невежества приносили в жертву у могилы корову или барана».

Сказал шейх уль-Ислам: «Что же касается жертвоприношения у могил, то это абсолютно запрещено. Имам Ахмад запрещал есть мясо животного, зарезанного на могиле». [«Иктида» с. 182].

Сказал имам ан-Науауи: «Жертвоприношение у могилы порицается, опираясь на хадис Анаса ибн Малика». [«аль-Мажму’» 5/320].

Здесь необходимо обратить внимание на следующее: если человек приносит жертву одному Аллаху и Его Именем, но делает это в местах захоронений, то это запрещено и является нововведением. Если же при этом человек имеет убеждение, что жертвоприношение у могилы желательно, или лучше, чем в остальных местах, то это заблуждение и нововведение более великое, нежели первое. Если же человек совершает жертвоприношение, посвящая его захороненному в могиле, как, например, для того, чтобы этот праведник исполнил их просьбу, или излечил больного, или вернул пропавшего, то этот человек многобожник, совершающий явное многобожие, выводящее из Ислама. Не говоря уже о том, что некоторые из них отмечают животное уже при его рождении для принесения его в жертву определенной могиле. По их убеждениям это животное нельзя заменить или кастрировать, так как это считается недостатком, неподобающим величию могилы. [«аль-Ма’ариж уль-кабуль» 1/407].

Сказал шейх аль-Албани: «Если человек режет животное у могилы ради одного Аллаха, то это запрещено. Если же он режет его ради умершего, как это делают некоторые невежды, то это явное многобожие. Есть мясо этого животного запрещено и является нечестием, как сказал ВсевышнийАллах: "Не ешьте из того, над чем не было произнесено Имя Аллаха, ибо это есть нечестие».(6: 121), а также сказал: «А также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха».(6: 145)». [«Ахкам уль-джанаиз» с. 260].

Точно также, если человек дал обет Аллаху, что зарежет животное у могилы, то его обет недействителен и выполнять его запрещено. [«Кашшаф уль-Кана’» 2/149].

Вот некоторые выдержки из интернета, говорящие о том, что жертвоприношения в Булгаре и Билярске совершаются:

«Огорченные такой встречей мы зашли на территорию «Святого источника». И тут наши животики забулькали и захотели нормальной пищи, потому что вокруг царил пир, толпы поклонников готовили в специально отведенных местах в очагах, на кострах пищу. Жарились куски мяса, плов, супы и прочие вкусные блюда. У меня сложилось такое ощущение, что вокруг какой-то праздник, на самом деле это поклонники приносили в жертву животных и готовили из этого мяса пищу».

«Столб для жертвоприношений находится где-то на середине горы».

«Вернемся обратно к Святому источнику. Сейчас это облагороженная территория с дорожками, кабинками для обливания, местами для чтения молитв, как христиан, так и мусульман, крытые беседки для паломников и принятия пищи, очаги для разведения огня и приношения в жертву».

Также, здесь необходимо разъяснить причину того, почему запрещается резать животных у могил. Причиной этому то, что человек, который приносит жертву Аллаху у могилы, внешне похож на многобожников, так как этим он совершает деяние из их обычаев. Что же касается его намерения, то оно неизвестно окружающим или проходящим мимо людям. Именно поэтому, мясо животного, зарезанного таким образом, запрещено употреблять в пищу, так как нет гарантии, что оно зарезано ради Аллаха. [Однако, если точно известно, что человек зарезал животное ради одного Аллаха и произнес при этом Имя Аллаха, то такое мясо употреблять в пищу разрешается. Это мясо животного зарезанного на основе нововведения, а не многобожия. Это подобно мясу животного, зарезанного для угощения людей на поминках по случаю 7-и дней, или 40-а, годовщине и т.п. Само по себе это мясо разрешено для употребления в пищу, но лучше не употреблять его в знак отречения от нововведения и порицания этого явления]. Поэтому о запрете употребления этого мяса в пищу высказался имам Ахмад. [«аль-Фуру’» 2/296].

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Никому не узаконено резать животное в местах захоронений, даже если человек не выбирает это место специально. Этим шариат закрыл путь к многобожию. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать намаз во время восхода и заката солнца. В эти времена солнцу поклоняются язычники. И запретил он это, даже если мусульманин совершает намаз ради одного Аллаха и не имеет даже мысли о поклонении солнцу». [«аль-Фатауа» 27/496].

Что же касается того, кто будет резать животное, посвящая его захороненному в могиле, или его духу и т.п., то этим он выходит из Ислама и становится неверующим. Это потому что жертвоприношение – это одно из самых великих поклонений, которые нельзя посвящать никому, кроме Аллаха.

Сказал Аллах: "Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман».(6: 162-163).

А также:«Поэтому совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».(108: 2).

‘Али ибн Аби Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проклял Аллах того, кто принес жертву не Ему».

(Хадис достоверный; Муслим 1978; Ахмад 855, 954, 1306).

б) Жертвоприношение Аллаху в тех местах, в которых приносят жертвы неверующие и многобожники.

Также, в этой главе необходимо разобрать еще один самостоятельный вопрос – совершение жертвоприношения там, где это делают неверующие и многобожники.

Вообще, в Булгаре и Билярске проходит множество совместных обрядов между представителями различных религий.

Чтобы убедиться в этом, достаточно привести лишь несколько выдержек:

«Сам источник поделен, по словам экскурсовода из музея города Билярск, на 3 части, расположенных рядышком, это зона мусульманская, христианская и языческая. На мой взгляд, люди сами все равно решили, что бог един и умывались, наполняли ведра для обливания и канистры для дома, пили из всех трех мест. Сама определить, какое из мест к какой религии относится, я не смогла».

«Состоялся крестный ход от церкви п. Билярск до «Святого Ключа», расположенного в7 километрахот поселка. «Святой Ключ» известен тем, что он почитается православными, мусульманами и язычниками со стародавних времен».

«На «Святом Ключе» состоялось богослужение-молебен, чтение Акафиста иконе Божией Матери «Живоносный источник» и водосвятие».

«Повыше, на склоне, вокруг старого дерева, полусожженного молнией, - старинное чувашское "киреметище", место молений и поклонения. Его почитают и татары-мусульмане - бывшие язычники, принявшие когда-то Ислам. До нашего прихода здесь на лавочках молились татарки-мусульманки. Рядом со священным деревом в середине 1990-х годов установлен большой резной столб - "юпа". Возле него - "Салам калаке". Совершаем "келе" - старинное чувашское моление, которое читает Ешентей. Повязываем свои дары».

Необходимо отметить, что многобожники всегда отличались тем, что выделяли для своих обрядов специальные места. Особенно это касается мест для жертвоприношения.

Сабит ибн Даххак рассказывал: «Один человек дал обет совершить жертвоприношение в Буане [Сказал имам аль-Багауи: «Это название местечка в нижней части Мекки со стороны Ялямляма». (см. «Фатх уль-Мажид» с. 253)] и задал об этом вопрос пророку (да благословит его Аллах и приветствует). На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)спросил его: «Стоял ли в этом месте какой-либо идол времен невежества, которому поклонялись?» Люди ответили: «Нет». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «А проводились ли в этом месте какие-либо из их постоянных собраний?» Люди сказали: «Нет». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда исполни свой обет». (Хадис достоверный, соответствует условиям Бухари и Муслима; Абу Дауд 3313; аль-Бейхакый 10/83; Табарани 1341; достоверным его назвал шейх Мукбиль (№ 186)).

Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:

1 Этот человек задал свой вопрос пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а не ограничился тем, что говорят обычаи и устои его народа или его предков, как делают сегодня татары, отмечающие маулид пророка (да благословит его Аллах и приветствует), аргументируя тем, что так поступали их предки. Этот человек понял, что после принятия Ислама, решение всех вопросов необходимо возвращать к Корану и Сунне, а не к тому, что делали предки.

2Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)не стал порицать его за его вопрос, потому что в Исламе не разрешается совершать жертвоприношение где угодно. А если бы приносить жертву можно было в любом месте, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) высказал бы ему порицание за лишние вопросы.

3Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)начал расспрашивать этого человека, что говорит о том, что есть определенные факторы, которые могут запретить совершение жертвоприношения в каком-либо месте.

4Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)начал расспрашивать его, так как решил, что возможно есть какие-то причины, которые побудили этого человека дать обет на совершение жертвоприношения именно в Буане.

5Слова «Тогда исполни свой обет» говорят о том, что если бы этот человек положительно ответил хотя бы на один из этих двух вопросов, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил бы ему резать животное в Буане.

6В этом хадисе довод на то, что совершение греха может оставлять свой след на той земле, на которой этот грех совершался.

7Этот хадис является доводом на то, что если многобожники исполняли свои обряды в каком-то определенном месте, то единобожникам запрещается исполнять их там, так как это приводит к внешнему уподоблению единобожника многобожнику, даже если сейчас многобожники уже не исполняют своих обрядов в этом месте. А что сказать, если эти неверующие исполняют свои обряды в этих местах до сих пор, так, что обычные люди даже не способны отличить мусульманина от язычника, и не способны понять, кому посвящаются эти обряды, в числе которых жертвоприношения??!

8В этом хадисе довод на то, что уподобление многобожникам и неверующим может произойти, даже если человек не имел намерения уподобляться. И вне зависимости от того, хотел ли человек уподобляться многобожникам или не хотел, его действие запрещено, так как этот человек не имел этого намерения, но, несмотря на это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)начал его расспрашивать.

9Этот хадис является важной основой того, что нам необходимо отделяться от многобожников и отличаться от них во всем. Мы не должны выполнять свои обряды вместе с ними, или в тех местах, где совершают свои обряды они, или в те времена, когда собираются они. Эта основа несет очень большое значение, так как она исходит из обязательности различения истины и лжи, правды и неправды, прямого пути от заблуждения, и запрета на их смешение.

3 Мольба (ду’а) за себя у могилы.

Делать ду’а за умерших во время посещения кладбища является установленной Сунной.

Когда человек посещает кладбище и хочет поприветствовать умерших, то приветствует их, направившись лицом к кладбищу, и это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых маликиты [«Маухиб уль-Джалиль» 2/237], шафииты [«аль-Мажму’» 5/286], ханбалиты [«аль-Мугни» 5/466].

Что же касается ученых ханафитского мазхаба, то они разделились в этом вопросе на два мнения:

1Во время приветствия необходимо поворачиваться к Кыйбле.

2Поворачиваться необходимо к кладбищу.

Второе мнение принадлежит имаму Абу Ханифе [«Фатх уль-Кадир» 3/168].

Что же касается того, кто после приветствия делает ду’а за умерших, то все четыре имама единогласны в том, что поворачиваться при этом нужно в сторону Кыйблы, и ни в коем случае не делать ду’а повернувшись к могилам, чтобы со стороны это не выглядело так, что человек просит ду’а у умерших, а не за умерших.

Сказал имам Ибн уль-Кайим: «И все четыре имама однозначно высказались за то, что во время ду’а за умерших, необходимо повернуться в сторону Кыйблы. Чтобы не получилось так, что человек делает ду’а в сторону могил, ведь ду’а – это поклонение». [«Игасат уль-Ляхафан» 1/174].

Что же касается того, чтобы делать ду’а за себя, находясь в местах захоронений, то если это произошло случайно, проходя через эти места, или ду’а ограничена тем, что пришло в Сунне [Как это пришло в хадисе: «Я прошу за нас и за вас облегчения»], то в этом нет ничего страшного и это узаконено.

Если же человек стремится делать ду’а именно в этих местах, считая, что ду’а в этих местах принимается Аллахом лучше или быстрее, или награды за нее в этом случае больше, то это является нововведением, заблуждением и запретным убеждением.

Доводы этому следующие:

1Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)запретил совершать намаз в местах захоронений открытым текстом, что влечет за собой также запретность делать в этих местах и ду’а. Это потому что причиной запрета намаза в этих местах является боязнь того, что сердце человека привяжется к этим могилам, и он начнет проводить около них время. Однако, человек, который совершает ду’а около могил, обычно бывает в тесном положении, он обращается к Аллаху, ища решения какой-либо проблемы или выхода из тяжелой ситуации. Его положение больше предрасполагает к открытию дверей многобожия, нежели положение совершающего намаз, который обычно совершает его в полном спокойствии духа. [«аль-Иктида» 2/684].

2Стремление к могилам для того, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой около них не пришло в священных контекстах ни в Коране, ни от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни в сообщениях от сподвижников, ни в книгах кого-либо из имамов общины. Никто из них не ходил к местам захоронений для того, чтобы обратиться к Аллаху. Это говорит о том, что это деяние новое, запретное и порицаемое в Исламе.

3Сподвижники, их последователи, а также имамы общины не только не делали этого сами, но и порицали это. Сообщения об этом мы упоминали в разбросанном виде в разных главах книги.

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Множество ученых написало книги о достоинстве ду’а (мольбы), о тех временах и местах, в которых она получает ответ от Аллаха. И среди всех этих ученых не нашлось ни одного, кто хотя бы одной буквой упомянул, что мольба в местах захоронений лучше и достойнее. Праведные же предки отрицали это, а не подтверждали, запрещали это, а не приказывали». [«аль-Иктида» 2/728].

4Убеждение о том, что ду’а около могилы получает ответ быстрее и чаще, приводит к тому, что люди начинают собираться у могил и отправляться к ним в путь, что как раз и запретил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Что же касается суфиев-кубуритов, то они, несмотря на все доводы, продолжают утверждать, что обращение с мольбой к Аллаху у могил праведников установленное деяние, которое мусульмане совершали всегда и всюду. [«аль-Басаир» с. 99].

Тот, кто просит непосредственно у самих мертвых, тот является заблудшим многобожником, в чем нет сомнения. Разъяснение этого еще придет в одной из глав книги.

После уяснения этого параграфа, уважаемому читателю будет не тяжело понять заблуждение следующего выражения:

«Ежегодно потомки волжских булгар, современные татары, собираются в этом некогда Великом городе, чтобы посетить могилы предков. Здесь 12 июня 922 года был принят официально Ислам. Но в это время на территории Булгарии уже работали мечети и медресе. Здесь похоронены сподвижники пророка Мухаммада, мир Ему. Здесь так же могилы святых людей, которые похоронены возле малого минарета. Именно здесь каждый год, несмотря на жару, тысячи людей со всех концов России и за рубежа делают тауба (покаяние) и молятся за упокой этих святых».

Чтение Корана.

Абу Хурайра [Шейх ‘Абдуррахман ибн Хасан привел этот хадис в «Фатх уль-Мажид» (с. 394) со слов Ибн ‘Умара, что является ошибкой] рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:«Не превращайте ваши дома в кладбища, поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читается сура «аль-Бакара». (Хадис достоверный;Муслим 780).

Сказал Кады Абу Я’ля: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил дом, в котором не читается Коран с кладбищем, потому что Коран не читается на кладбище»[«ар-Риуаятейн уаль- уажхейн» 2/212].

Исходя из этого хадиса, а также из того, что ни от кого из сподвижников и их последователей не было известно чтение Корана на могилах, большинство ученых (джумхур) не разрешали читать Коран на могилах. Это мнение принадлежит также имаму Абу Ханифе [«Хашия аш-Шильби ‘аля Табйин иль-Хакаик» 2/246. Также об этом сказал имам Ибн Абиль-‘Изз в "Шарх 'Акыда ат-Тахауия", с. 534], Малику[«аль-Мадхаль» 3/ 263] и Ахмаду.

Более того, от имама Ахмада передается, что он сказал:«Чтение Корана на могиле – нововведение (бид’а)».[«Масаиль имам Ахмад риуаяту Исхак» 1/190].

Сказал Абу Хафс ибн Муслим аль-‘Абкари:«Более десяти человек передают от имама Ахмада, что чтение в местах захоронений – нововведение (бид’а)» [«ар-Риуаятейн уаль - уажхейн» 2/213].

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия:«Что же касается имама аш-Шафи’и, то от него в этом вопросе вообще ничего не пришло. Это потому что такого вообще не делали в его времена. И сказал имам Малик: «Я не знаю никого, кто бы делал такое». Из этого становится ясно, что ни сподвижники, ни их последователи такого не делали».[«аль-Иктида» с. 182].

Наши рекомендации