И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца, и глаголати.
И певчие поют молитву Господню:
Отче наш, Иже еси на небесех!..
(Матф. 6:9-13).
"Отец наш Небесный". Сколько близкого, сколько радости, надежды для всякого в одном этом Имени! И не мой только Отец, - а "наш", - общий. Отец великой человеческой семьи всех времен, по всему миру рассеянной. Знайте же вы, все, бездомные, несчастные, осиротелые, что нет и не может быть такого между вами одинокого, который бы не имел своего родного Отца на небесах, - всегда близкого к нему, всегда готового его выслушать, утешить и простить. Как часто, увы, мы это забываем, или не признаем! А между тем, Он всех нас обнимает Своей любовью; Он "Господь хранитель" каждого из нас, в каждое мгновение напояет" нас, - "ночью и днем стережет нас и прощает, прощает без конца! Многое нам еще здесь непонятно, но придет время, когда откроются у нас глаза и тогда поймем всю глубину Его мидосердия и всю истину этих слов.
(Исаии 27:3 ).
Да святится имя Твое.
О, если бы отражалось это святое Имя на всяком деле, во всяком слове нашем, - в мысли, в чувстве, в обращении друг с другом! Как бы наша жизнь могла быть хороша! Печать Твоя пусть утвердится в нас, на всем!
Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Когда мы научимся прислушиваться к Твоему голосу и заменим своеволие всецелым послушанием Тебе, когда Твоя святая воля будет руководить нашей жизнью, тогда водворится царство Божие на земле мир, свет, правда и любовь, как на небесах.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Каждый день приносит свои нужды; сил не хватило бы понести сегодняшний крест: "хлеб наш насущный даждь нам днесь"! Подкрепи нас пищей, потребной на нужды предстоящего дня, чтобы мы могли исполнить ближайшую задачу, назначенную нам Тобою, не смущаясь заранее завтрашним днем.
Научи же меня, Господи, как малого ребенка, послушно идти шаг за шагом, опираясь на Твою руку и полагаясь всецело на Тебя в твердом уповании на готовность Твоей помощи, как только она потребуется, и зная, что Ты взвесил возложенный на меня крест, никогда не превышающий моих сил.
Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Как посмеем мы ожидать от Бога прощения, - мы, вечные Его должники, если сами не умеем забыть какой-нибудь обиды наших ближних!?
Поспешим сперва сами простить и забыть все, чтобы ни было и в прошлом, и в настоящем, припоминая со стыдом, сколько случаев накопилось на нашей собственной совести, когда мы так или иначе провинялись перед другими! И Господь простит нам лишь настолько, насколько мы прощаем оскорбивших нас.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого!
В искушении, в соблазне, в минуты колебания и маловерия - приди нам на помощь, Господи, чтобы силою Твоею победить искусителя и не отпадать от истины.
Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Сами по себе мы бессильны; но Ты, Царь наш, - Ты источник силы. У Тебя ее просим и от Тебя ожидаем спасения, и потому Тебе Одному принадлежит за все хвала и благодарение во веки. Аминь.
Где царь, там равных ему нет; там он один хозяин, - там все ему подчинено, и он всем управляет: так ли это в нашем сердце?
Где царство разделено, там силы нет, там колебание, беспорядок и застой во всем.
Повторяя мысленно за священником последние слова молитвы Господней, мы в них признали не только владычество Божие во всем окружающем нас мире, но признали Его и нашим личным Царем, Владыкой нашего собственного внутреннего мира; не забудем этого и докажем на деле, что Он наш Царь.
Пока поется "Отче наш", диакон крестообразно препоясывается орарем и, после благословения священника:Мир всем,приглашает верующих:
Главы ваша Господеви приклоните.
Певчие:Тебе, Господи!
и завеса закрывается.
Тогда священник говорит, оканчивая молитву:
Благодатию и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым, и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Певчие:Аминь.
И диакон возглашает еще раз:
Вонмем, - и уходит в алтарь боковыми дверями, а священник, приподымая над дискосом освященный Агнец, в знак нашего искупления чрез крестную смерть Иисуса Христа, громко произносит слова:
Святая святым!
Святыня Божия освящает только того, кто приступает к ней очищенный покаянием, с верою и сокрушением сердца. В смиренном сознании греховности, молящиеся отвечают: