В чем состоит ваша обязанность, если вы увидите, что кто-то совершает действие, выводящее его из ислама?
2) Найдите в мединском издании Корана на стр. 279(аяты 103-110, сура №16 – прим. переводчика)аят, который связан с темой данного урока. Напишите номер аята и суру, где он приводится.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ
ОПАСНОСТЬ ОБВИНЕНИЯ
МУСУЛЬМАН В НЕВЕРИИ
o Шариатское законоположение об обвинении мусульман в неверии
o О недопустимости свидетельствовать, что конкретный мусульманин попадет в Рай или в Ад.
Урок четвертый
I
Тема:
ШАРИАТСКОЕ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБВИНЕНИИ МУСУЛЬМАН В НЕВЕРИИ
Мухаммад пошел в мечеть вместе со своим отцом и увидел какого-то человека, который не совершал молитву вместе с людьми.
Тогда Мухаммад сказал: «Папа, посмотри на этого человека! Он неверующий!»
Отец ответил: «Откуда ты узнал, что он неверующий?!»
Мухаммад: «Он ведь не молится! А тот, кто оставил молитву, является неверующим!»
Отец: «Сыночек, не спеши обвинять людей в неверии!»
Мухаммад: «Почему? Разве оставивший молитву не является неверующим?!»
Отец: «Конечно, оставивший молитву является неверующим, ведь пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Завет между нами и ними – молитва. Поэтому тот, кто оставил ее, является неверующим». Однако у тебя есть доказательства, что этот человек вообще не совершает молитву? Ведь, может быть, он не успел на эту молитву, или он совершил ее дома?»
Мухаммад: «Да, ты прав, папа! Если он оставил коллективную молитву и совершил ее один, то он согрешил, – ведь коллективная молитва обязательна, – но за это нельзя обвинять в неверии».
Отец: «Если бы люди увидели вора, то применили бы они в отношении него шариатское наказание самовольно?»
Мухаммад: «Нет. Им необходимо было бы отвести его к шариатскому судье. Судья собрал бы доказательства, что этот человек действительно своровал, что в отношении него действуют условия, подпадающие под определение кража, и что нет оправдательных причин, которые помешали бы применить к нему шариатское наказание».
Отец: «Так какое же из двух обвинений более тяжко: выносить суждение о человеке, что он вор, или что он неверующий?»
Мухаммад: «Конечно, выносить суждение, что он неверующий, – более тяжко!»
Полезные вывода из этого урока:
1) Мусульманину нельзя легковесно относиться к обвинению мусульман в неверии или спешить с этим;
2) Выносить суждение о человеке, что он неверующий, является более тяжким обвинением, чем судить о нем как о воре.
3) Есть разница между словами: «Совершение этого деяния является неверием» и словами: «Такой-то человек, который совершил это деяние, является неверующим».
4) Суждение о человеке как о неверующем, который действительно заслуживает обвинения в неверии, должно исходить только от исламских ученых, известных своей богобоязненностью.
II
ЗАДАНИЕ
1) Перед вами некоторые хадисы, в которых содержится запрет на поспешное обвинение мусульман в неверии. Заполните пропущенные в хадисах слова теми, что предложены ниже:
«О, неверующий!»; в неверии
(а) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Если человек скажет своему брату (по религии): «.................................................», то эти слова возвратятся к одному из них» (этот хадис привел аль-Бухари).
(б) Сабит ибн ад-Даххак, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто обвинил верующего ........................................., то это подобно его убийству» (этот хадис привел аль-Бухари).
III
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1) Какой вывод вы делаете из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха, «своему брату»?
2) Если вы услышите, что кто-то обвиняет своего брата-мусульманина в неверии, то что вы ему скажите?
3) Есть ли разница, если кто-то скажет мусульманину, что он иудей, или что он неверующий? Почему?
Урок пятый
I
Тема: