О том, что запрещено и порицаемо делать на кладбищах
* Сообщается от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, наихудшие из людей это те, которые застанут Судный Час живыми и это те, которые превращают могилы в мечети». Ахмад 1/435, Ибн Хиббан 340.
Т.е. из могил и кладбищ делают места поклонений, поклоняясь им или Аллаху рядом с ними в этом запретном месте.
* От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет жертвоприношения на могиле в Исламе». 'Абдур-Раззакъ сказал: "Они (арабы) резали барана или корову на могиле человека". Абу Дауд 3222, аль-Хаким 1/370. Хадис достоверный.
* Между могилами нежелательно ходить в обуви, так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил делать это, если только там нет колючек и т. п. Сообщается со слов Башира ибн Хасасия (да будет доволен им Аллах), что когда он шёл с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) на кладбище, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел одного человека, который ходил между могил в сандалях. И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «О тот, который в обуви, сбрось свою обувь». Тот оглянулся, и когда узнал пророка (да благословит его Аллах и приветствует), снял свои сандали. Абу Дауд 2/72, ан-Насаий 1/288, Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Хафиз Ибн Хаджар в "Фатхуль-Бари" сказал, что хадис указывает на нежелательность хождения между могилами в обуви. Абу Дауд рассказывал: "Я видел, как имам Ахмад, следуя за джаназой, снимал свои сандалии, подходя к могилам". См. «аль-Масаиль» 158.
От ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пройтись по горячему углю, или по острым мечам, или чинить свои сандалии ночами, (т. е. это дело очень трудное) предпочтительнее для меня, чем ходить по могиле мусульманина». Ибн Маджа 4/474, Ибн Абу Шайба 4/133, иснад достоверный.
* Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, сесть на горящие угли, которые прожгут одежду и доберутся до кожи, для любого из вас будет лучше, чем сесть на могилу». Муслим 971.
* Нельзя справлять нужду на кладбище, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что нет разницы между справлением нужды между могилами и центром базара.Ибн Маджа 4/474, Ибн Абу Шайба 4/133, иснад хадиса достоверный.
* Запрещено читать Къуран у могил, внушать мёртвым произнести "шахаду" давать азан и икъама. Такжене следует чрезмерно усердствовать в уходе за могилой пропалывая её или очищая от травы, кроме как от бурьяна или сорняка. И не следует класть на могилу цветы, или сажать деревья, или постоянно поливать её водой.
Не следует также повышать свой голос на кладбищах, кроме как по необходимости.
* О посещении кладбищ женщинами
Относительно дозволенности посещения кладбищ женщинами, среди учёных существуют разногласия. Те учёные, которые считают это запретным в основном опираются на хадис от Ибн 'Аббаса, в котором сказано: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники". Абу Дауд 3236, ат-Тирмизи 320, ан-Насаий 4/94, Ахмад 1/229. Однако этот хадис многие мухаддисы назвали слабым, поскольку в его иснаде Абу Салих Маула Умм Хани, который не заслуживает доверия.
Что же касается хадиса от Абу Хурайры, в котором сказано что "посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклял женщин, часто посещающих могилы". Ахмад 2/337, ат-Тирмизи 1056, Ибн Маджа 1576, то этот хадис достоверный. Исходя из всех мнений, самым сильным является мнение, согласно которому посещать кладбища женщинам нежелательно.
О том, что принесёт пользу умершему
1. Важнейшим из того, что приносит пользу умершему, являются благие деяния, совершённые им самим!
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище): члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся». аль-Бухари 6514, Муслим 2960.
Мольба за умершего.
Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: "Господь наш! Прости нас инаших братьев, которые уверовали раньше нас!"»(Сбор, 10).
Сюда же относится и молитва джаназа, как мы уже упоминали об этом в разделе "о том, какую пользу приносит молитва джаназа умершему".
Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения”». Ахмад 2/509, Ибн Маджа 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.
Деяния праведного ребёнка.
Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, а Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «…и нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его это из того, что он приобрёл». Абу Дауд 2/108, ан-Насаий 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.