О том, что и муж, и жена могут искупать друг друга

Джаназа

Сокращённо, из материалов, переведённой и подготовленной общиной мусульман КБР

«Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной»

Предисловие

Хвала Аллаху –Господу миров, Который создал смерть и жизнь для испытания, чтобы увидеть, чьи деяния окажутся лучше! Никому не сбить с пути истинного того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути, тому никто его не укажет. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников!

Поистине, похоронные обряды в Исламе являются наилучшими из всех существующих обрядов похорон. Эти обряды превосходят обряды заблудших общин, ведь они включают в себя хорошее отношение к умершим и в наилучшем образе представляют их к Аллаху. Что же касается наших дней, то мы видим, что Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по приготовлению умерших и обрядов похорон уже близка к исчезновению во многих местах, где проживают мусульмане. Это и побудило нас к составлению брошюры, в которой коротко, но подробно описывались бы обряды похорон в Исламе, в соответствии с Къураном и Сунной.

В данной брошюре мы старались использовать только достоверные предания от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и праведных предшественников, избегая при этом слабые и сомнительные предания. Ведь наша религия и так полна хорошими и достоверными хадисами.

Мы надеемся, что этот труд будет весьма полезен для каждого мусульманина, поскольку, как нам известно, по данному вопросу нет подобающей литературы на русском языке.

Напоминание о смерти

Аллах Всевышний упоминает о смерти в Къуране 164 раз, что придаёт этому вопросу огромную значимость. Так, Всевышний Аллах говорит: «Где бы ни были вы, смерть настигнет вас, даже если бы укрылись вы в башнях, высоко вознесённых». (Женщины,78).

Всевышний Аллах в трёх сурах Священного Къурана также сказал: «Всякая душа вкусит смерть…»(Семейство Имрана,185; Женщины, 35; Паук, 57). Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Этим аятом выражено соболезнование всему человечеству, ибо нет на земле ни одного из людей, кого бы ни постигла смерть". См. “Тафсир Ибн Касир” 2/107.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений - смерть, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему лёгким». аль-Баззар. 682. Хадис хороший.

Однажды к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек из числа ансаров, и поприветствовав его, сказал: "О посланник Аллаха, кто из верующих является наилучшим?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Наилучшие из них нравом». Тот спросил: "А кто из верующих является самым умным?" Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Те, которые чаще других вспоминают о смерти и кто лучше всех готовится к тому, что будет после неё. Они и есть умные!» Ибн Маджа 4259, хадис хороший.

О пользе частого поминания смерти наши праведные предшественники говорили следующее: "Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделён тремя благами: Быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: Оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением". См. «'Азабуль-Къабри уа на'имуху» 20, А. ‘Ашур.

Приготовление к смерти

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истиной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами». (Семейство Имрана 3: 102).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, в момент своей смерти окажется верующим в Аллаха и в Последний день». Муслим 1844.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас, умирая, не ожидает от Всемогущего и Великого Аллаха ничего, кроме хорошего». Муслим 2877.

Умирающему следует надеяться на милость Аллаха и бояться Его наказания. Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл к одному умирающему юноше и спросил: «Как ты?» Тот сказал: "Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я надеюсь на милость Аллаха и переживаю за свои грехи". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в подобном состоянии в сердце раба соберутся эти два чувства, то Аллах обязательно дарует ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится». ат-Тирмизи 983, Ибн Маджа 4261. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, чьи последние слова были "Нет божества, кроме Аллаха" (Ля иляха илля-Ллах) войдёт в Рай». Абу Дауд 8/385. Хадис достоверный.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто умер, не выплатив свой долг, динар или дирхам, то это будет выплачено его благими деяниями, поскольку не будет уже ни динаров, ни дирхамов». Ибн Маджа 2114. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Поведение тех, кто присутствует возле умирающего

Возле умирающего следует находиться тому, кто лучше всех знает его, ибо, если, умирающий не сможет нормально изъясняться, он лучше других сможет понять, что ему нужно. Находящимся возле него не следует причитать и кричать, а следует напоминать ему о словах: Ля иляха илля-Ллах.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: "Нет божества, кроме Аллаха", ибо тот, чьи последние слова были "нет божества кроме Аллаха" рано или поздно войдет в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». Ибн Хиббан 719. Иснад хадиса хороший.

Сообщается от Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, Ангелы говорят Амин после ваших слов». Муслим 919.

После того, как человек умер можно его поцеловать в лоб. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал умершего ‘Усмана ибн Маз’уна, и я видела, как из глаз его текли слёзы”. Ахмад 6/4355, Абу Дауд 3163. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Близким умершего следует выплатить за него долги, прежде чем делить его наследство. Сообщается со слов 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Долг следует выплатить прежде распределения завещания». аль-Байхакъи, хадис хороший. См. «Сахихуль-Джами’» 3419.

О важности принятии участия в похоронных обрядах

и достоинствах этого

От аль-Бара ибн 'Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посещайте больных и сопровождайте джаназа, ибо это напоминает вам о жизни будущей». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 518, Ибн Абу Шайба 4/73, ат-Таялиси 1/224, аль-Багъауи 1/166. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросил: «Кто из вас этим утром соблюдает пост?» Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Барк сказал: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто из вас сегодня присутствовал на похоронах?» Абу Бакр сказал: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто сегодня накормил нуждающегося?» Абу Бакр сказал: "Я". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в человеке собрались в один день эти деяния, то он обязательно войдет в Рай».

Муслим 3/92.

Му’аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершил одно из пяти деяний, находится под покровительством Аллаха Всевышнего и Всемогущего: навестивший больного; или сопроводивший джаназа; или вышедший в военный поход (на пути Аллаха); или зашедший к имаму-правителю, с целью укрепить его (в истине) и оказать ему почет; или пребывавший в своём доме, уберегая людей от себя и себя от людей». Ахмад 5/241, Ибн Абу ‘Асым 1021. Хадис достоверный.

Об извещении о смерти

Сообщать о смерти близкого родственникам или друзьям дозволено, поскольку так поступал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но об этом не следует объявлять в многолюдных местах или как это делают в наши дни, использовать для этого рупора, радио или средства массовой информации. Сообщается, что когда у Хузайфы (да будет доволен им Аллах) умирал близкий человек, он говорил: "Не сообщайте об этом, ибо я боюсь, что это будет возвещением о смерти, так как я слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал возвещать о смерти". Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 986, Ибн Маджа 1476. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) объясняя это, пишет: "Возвещать о смерти запрещено в той форме, которую использовали во времена джахилии, возвещая о смерти кого-либо на базарах или в многолюдных местах. Что же касается извещения родственников умершего, то это разрешено, поскольку есть достоверные хадисы, указывающие на дозволенность этого". См. “Фатхуль-Бари” 3/93.

Соболезнование

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждого правоверного мусульманина, выразившего соболезнование своему брату (в Исламе) в его несчастии, Аллах, Свят Он и Велик, обязательно оденет в одеяния благочестия в День воскрешения». Ибн Маджа 1601, аль-Байхакъи 4/59. Хадис хороший. Подобный хадис от Анаса также приводят аль-Хатыб 7/397, Ибн 'Асакир 1/41.

Соболезнование является Сунной, поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал это. Къурра ибн аль-Мазани рассказывал, что "когда умер малолетний ребёнок одного из сподвижников, пророк (да благословит его Аллах и приветствует), встретив его, выразил ему своё соболезнование". Ахмад 5/35, аль-Хаким 1/384, хадис достоверный.

Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенёс то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха. Однако соболезнование рукопожатием или объятием не является Сунной. Наилучшее же соболезнование это соболезнование пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал своей дочери, когда умер у неё ребёнок: «...Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». аль-Бухари 1284, Муслим 923.

إِنَّ لِلَّهِ مَا أَخَذَ، وَ لَهُ مَا أَعْطَى وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى...فَلْتَصْبِرْ وَالْتَحْتَسِبْ

/Инна ли-Лляхи ма ахъаза, уа ляху ма а'та уа куллю шей ин 'индаху би аджалин мусамма. Фаль-тасбир уаль-тахтасиб/.

Для принесения соболезнования нет определенного срока, и бытующее мнение большинства людей, что соболезнование ограничивается первыми тремя днями - слабое. Выражать соболезнование следует в то время, когда это будет наиболее уместно.

Имам ан-Науауи писал, что имам аш-Шафи'и, аш-Ширази и другие учёные (да смилуется над ними Всевышний) считали нежелательным сидения родственников в доме, для того, чтобы люди приходили и выражали им соболезнования. Наоборот им следует заниматься своими делами, а если кто-либо их встретит, то он выразит им своё соболезнование. И нет разницы между сиденьями мужчин и женщин в нежелательности этого. См. «аль-Маджму'» 5/306.

` Нельзя выражать соболезнования мусульманину, у которого умер неверный родственник!

О строгом запрещении причитания

Передают со слов Абу Малика аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если женщина, громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей собственной смерти, то в День воскрешения она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и панцире из струпьев». Муслим 934.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах проклял женщин, которые царапают себе лица, рвут на себе одежду, и призывают беду и погибель». Ибн Маджа, см. “Сахихуль-Джами” 5092.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два дела, совершаемые людьми, являются признаком их неверия: поношение происхождения других и громкие причитания по покойному». Муслим 67.

Со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не относятся к нам бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи (невежества)». аль-Бухари 1297, Муслим 103.

Передаётся со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Покойный подвергается мучениям в своей могиле из-за того, что по нему причитают». аль-Бухари 1292.

О дозволенности плача над умершим, но без громких

рыданий и причитания

Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к своему сыну Ибрахиму, когда он был уже при смерти, и из глаз посланника Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) полились слезы, а ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф сказал: “И ты плачешь, о посланник Аллаха?” На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» аль-Бухари 1303, Муслим 2315.

От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы, текущие из глаз, ни за скорбь сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!», - и пророк указал на свой язык.аль-Бухари1304, Муслим 924.

Примечание: По истечении трёх со дня смерти человека, плакать по нему уже нельзя. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Джа’фара, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) через три дня после смерти Джа’фара пришел к его семье, и сказал: «Не плачьте над моим братом после этого дня». Ахмад 1750, Абу Дауд 2/194. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса достоверным.

О том, что следует спешить с захоронением умершего

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Несите носилки покойного побыстрей» аль-Бухари 1315, Муслим 944.

Этот хадис указывает на то, что все обряды похорон, такие как обмывание умершего, заворачивание в саван, быстрое перемещение носилок и быстрое захоронение, необходимо совершать быстро. Можно не торопиться лишь в том случае, когда задержка принесёт больше пользы. Например, обязательно нужно повременить в случае внезапной смерти, чтобы убедиться, что человек действительно умер, а не лишился сознания в результате какого-либо приступа. Можно также повременить для того, чтобы собрались родственники и побольше мусульман, для совершения обрядов похорон. Если веления пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было спешить с подготовкой покойного к погребению, то ещё большую поспешность следует проявлять в выплате за него долгов, ибо покойный нуждается в этом больше. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Душа правоверного привязана к его долгу, пока он не будет выплачен». Ибн Маджа 2413. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

О том, кто выполняет обряды похорон по умершему

Если умерший не завещал, чтобы обряды его похорон после смерти совершил кто-то определённый, то желательно чтобы их совершили его близкие родственники - мусульмане. От 'Амира сообщается, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти искупали 'Али, Фадль и Усама ибн Зайд (да будет доволен ими Аллах), и они же спустили его в могилу, и вместе с ними также спустился 'Абдур-Рахман ибн 'Ауф. Когда 'Али закончил, он сказал: "Поистине, за дела человека (после его смерти), берутся члены его семьи". Абу Дауд 3209, аль-Байхакъи 4/53, достоверное предание.

Обмывание умершего

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто обмоет покойного, скрыв от других то, что он узнал о нём, Аллах простит сорок раз». аль-Хаким 10516, аль-Байхакъи 3/395, от Абу Рафи'а. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Тот, кто искупал умершего мусульманина, получит великую награду от Аллаха, но при наличии двух условий:

1. Он должен стремиться тем самым к довольству Аллаха, не желая благодарности от людей, или ради какой-либо платы, поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не принимает никаких деяний, кроме тех, которые совершаются искренне и только ради Него». ан-Насаий 3140, от Абу Умамы аль-Бахили. Хадис достоверный.

2. Он должен утаить всё, что узнает о мёртвом во время купания. Если же на умершем были хорошие признаки, то об этом можно рассказывать.

Достоинство молитвы джаназа

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения - в два карата». Люди спросили: "А что это за два карата?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они подобны двум огромным горам». аль-Бухари 1325, Муслим 945.

О пользе, которую приносит умершему молитва "джаназа"

Передают со слов 'Аиши (да будет доволен ею Аллах) что посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято». Муслим 947.

Сообщается, что Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято». Муслим 435.

Для того, чтобы их заступничество принялось должно быть соблюдено два условия:

1. Все люди совершающие молитву джаназа должны быть единобожниками.

2. Их мольба за умершего должна быть искренней. К большому сожалению много мусульман, совершающих молитву джаназа, не знают мольбу, которую следует произносить за умершего.

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обязательно попадёт в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда». Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Тот, на ком был долг

Когда к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нём долг?» И если ему отвечали, что на нём не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нём был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал её сам. См. “Задуль-Маад”.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нём долг!» Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил над ним молитву.4 ан-Насаий 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

4 Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего должен это сделать как можно быстрее. В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встречал Абу Къатаду, он всё время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о посланник Аллаха”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Иснад хадиса хороший.

Самоубийца

Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "один человек покончил жизнь самоубийством и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершил над ним молитву".

ат-Тирмизи 1068, Ибн Маджа 1526. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Мольба за умершего.

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: "Господь наш! Прости нас инаших братьев, которые уверовали раньше нас!"»(Сбор, 10).

Сюда же относится и молитва джаназа, как мы уже упоминали об этом в разделе "о том, какую пользу приносит молитва джаназа умершему".

Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребёнок испрашивал для тебя прощения”». Ахмад 2/509, Ибн Маджа 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.

Деяния праведного ребёнка.

Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, а Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «…и нет человеку ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его это из того, что он приобрёл». Абу Дауд 2/108, ан-Насаий 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Литература

1. «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» И. Ибн Касир.

2. «Тайсируль-Карими-Ррахман»А. Ибн Наср ас-Са'ди.

3. «аль-Мууатта»Малик ибн Анас.

4. «аль-Адабуль-муфрад» И. аль-Бухари.

Сунану Аби Дауд»

Сунану т-Тирмизи»

Сунану Ибн Маджа»

Сунану н-Насаий»

9. «Китабу-Ссунна»Ибн Аби 'Асым.

10. «Фатхуль-Барий, шарху Сахихиль-Бухари» Ибн Хаджар аль-'Аскъаляни.

11. «Шарху Сахихи Муслим» Я. Ибн Шарраф ан-Науауи.

12. «Рияду-ссалихин»Я. Ибн Шарраф ан-Науауи.

13. «Сильсилятуль-ахадисис-Сахиха» М. Н. аль-Альбани.

14. «Сахихуль-джами’и-ссагъир»М. Н. аль-Альбани.

15. «Сахиху-ттаргъиби уа-ттархиб»М. Н. аль-Альбани.

16. «Мишкатуль-масабих»М. ат-Тибризи, битахкъикъ М. Н. аль-Альбани.

17. «Ируауль-гъалиль»М. Н. аль-Альбани.

18. «Ахкамуль-джанаиз уа бида’уха» М. Н. аль-Альбани.

19. «аль-Уиджаза фи туджаххизуль-джаназа» А. Ибн аль-Гъайс.

20. «Салятуль-джаназа» А. Ибн ‘Абдур-Рахман аль-Джибрин.

21. «Сакаратуль-маут уа ‘иззатуль-маут уа шадаидуху»Мухаммад аш-Шахауи.

22. «Хукмуль-къира-ату лиль-амуат, халь йасыль сауабиха иляйхим»М. А. 'Абду-Ссалям.

23. «’Азабуль-къабри уа на’имуху»‘Абдуль-Лятыф. ‘Ашур.

24. «аль-Мугъни»И. К. аль-Макъдиси.

25. «аль-Уаджиз фи фикъхи Сунна уаль-Китабиль-‘Азиз» А. Ибн Бадауи.

26. «Задуль-ма’ад фи хадьи хъайруль-‘ибад» Ибн аль-Къайим.

27. «аль-Азкар»Я. Ибн Шарраф ан-Науауи.

28. «Джами’уль-‘улюми уаль-Хикам» З. Ибн Раджаб.

29. «Найлюль-аутар шарх мунтакъаль-Ахъбар» М. аш-Шаукани.

30. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъуль-марам» М. ас-Сан’ани.

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………...……………..…………1

Напоминание о смерти………………………………………………………....………………………..2

Приготовление к смерти…………………………………………………………....…………………..2

Поведение тех, кто присутствует возле умирающего……………………..…………….………..2

О важности принятии участия в похоронных обрядах и достоинствах этого……………….3

Об извещении о смерти……………………………………………………………...………………….3

Соболезнование…………………………………………………………………………….……………..3

О строгом запрещении причитания…………………………………………….…..…………..……4

О дозволенности плача над умершим, но без громких рыданий и причитания…..………4

О том, что следует спешить с захоронением умершего…………………………………………..5

О том, кто выполняет обряды похорон по умершему…………………….………...……………5

Обмывание умершего………………………………………………………………...………...………..5

Заворачивание в саван………………………………………………………….………………………..7

Молитва "Джаназа"……………………………………………………….…………………………..…..8

Сопровождение носилок покойного………..………………………...…………………………….15

Захоронение……………………………………………………………………………….……………...16

О памятниках…………………………………………………………………………………………….19

О посещении кладбищ………………………………………………………………………………....20

О том, что принесёт пользу умершему………………………………………………………..……21

О новшествах…………………………………………………………………………..……………..…..23

Литература…………………………………………………………………………..………….………....25

Джаназа

Сокращённо, из материалов, переведённой и подготовленной общиной мусульман КБР

«Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной»

Предисловие

Хвала Аллаху –Господу миров, Который создал смерть и жизнь для испытания, чтобы увидеть, чьи деяния окажутся лучше! Никому не сбить с пути истинного того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути, тому никто его не укажет. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников!

Поистине, похоронные обряды в Исламе являются наилучшими из всех существующих обрядов похорон. Эти обряды превосходят обряды заблудших общин, ведь они включают в себя хорошее отношение к умершим и в наилучшем образе представляют их к Аллаху. Что же касается наших дней, то мы видим, что Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по приготовлению умерших и обрядов похорон уже близка к исчезновению во многих местах, где проживают мусульмане. Это и побудило нас к составлению брошюры, в которой коротко, но подробно описывались бы обряды похорон в Исламе, в соответствии с Къураном и Сунной.

В данной брошюре мы старались использовать только достоверные предания от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и праведных предшественников, избегая при этом слабые и сомнительные предания. Ведь наша религия и так полна хорошими и достоверными хадисами.

Мы надеемся, что этот труд будет весьма полезен для каждого мусульманина, поскольку, как нам известно, по данному вопросу нет подобающей литературы на русском языке.

Напоминание о смерти

Аллах Всевышний упоминает о смерти в Къуране 164 раз, что придаёт этому вопросу огромную значимость. Так, Всевышний Аллах говорит: «Где бы ни были вы, смерть настигнет вас, даже если бы укрылись вы в башнях, высоко вознесённых». (Женщины,78).

Всевышний Аллах в трёх сурах Священного Къурана также сказал: «Всякая душа вкусит смерть…»(Семейство Имрана,185; Женщины, 35; Паук, 57). Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Этим аятом выражено соболезнование всему человечеству, ибо нет на земле ни одного из людей, кого бы ни постигла смерть". См. “Тафсир Ибн Касир” 2/107.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений - смерть, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему лёгким». аль-Баззар. 682. Хадис хороший.

Однажды к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек из числа ансаров, и поприветствовав его, сказал: "О посланник Аллаха, кто из верующих является наилучшим?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Наилучшие из них нравом». Тот спросил: "А кто из верующих является самым умным?" Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Те, которые чаще других вспоминают о смерти и кто лучше всех готовится к тому, что будет после неё. Они и есть умные!» Ибн Маджа 4259, хадис хороший.

О пользе частого поминания смерти наши праведные предшественники говорили следующее: "Тот, кто часто вспоминает о смерти, будет наделён тремя благами: Быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто забыл о смерти, будет наказан тремя вещами: Оттягиванием покаяния, недовольством своего удела и ленивым поклонением". См. «'Азабуль-Къабри уа на'имуху» 20, А. ‘Ашур.

Приготовление к смерти

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истиной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами». (Семейство Имрана 3: 102).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, в момент своей смерти окажется верующим в Аллаха и в Последний день». Муслим 1844.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас, умирая, не ожидает от Всемогущего и Великого Аллаха ничего, кроме хорошего». Муслим 2877.

Умирающему следует надеяться на милость Аллаха и бояться Его наказания. Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл к одному умирающему юноше и спросил: «Как ты?» Тот сказал: "Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я надеюсь на милость Аллаха и переживаю за свои грехи". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в подобном состоянии в сердце раба соберутся эти два чувства, то Аллах обязательно дарует ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится». ат-Тирмизи 983, Ибн Маджа 4261. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, чьи последние слова были "Нет божества, кроме Аллаха" (Ля иляха илля-Ллах) войдёт в Рай». Абу Дауд 8/385. Хадис достоверный.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто умер, не выплатив свой долг, динар или дирхам, то это будет выплачено его благими деяниями, поскольку не будет уже ни динаров, ни дирхамов». Ибн Маджа 2114. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Поведение тех, кто присутствует возле умирающего

Возле умирающего следует находиться тому, кто лучше всех знает его, ибо, если, умирающий не сможет нормально изъясняться, он лучше других сможет понять, что ему нужно. Находящимся возле него не следует причитать и кричать, а следует напоминать ему о словах: Ля иляха илля-Ллах.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Внушайте умирающим, чтобы они говорили: "Нет божества, кроме Аллаха", ибо тот, чьи последние слова были "нет божества кроме Аллаха" рано или поздно войдет в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». Ибн Хиббан 719. Иснад хадиса хороший.

Сообщается от Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы посещаете смертельно больного или умершего, то говорите только благое. Поистине, Ангелы говорят Амин после ваших слов». Муслим 919.

После того, как человек умер можно его поцеловать в лоб. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал умершего ‘Усмана ибн Маз’уна, и я видела, как из глаз его текли слёзы”. Ахмад 6/4355, Абу Дауд 3163. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Близким умершего следует выплатить за него долги, прежде чем делить его наследство. Сообщается со слов 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Долг следует выплатить прежде распределения завещания». аль-Байхакъи, хадис хороший. См. «Сахихуль-Джами’» 3419.

О важности принятии участия в похоронных обрядах

и достоинствах этого

От аль-Бара ибн 'Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Посещайте больных и сопровождайте джаназа, ибо это напоминает вам о жизни будущей». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 518, Ибн Абу Шайба 4/73, ат-Таялиси 1/224, аль-Багъауи 1/166. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит

Наши рекомендации