Такфир того, кто произнёс два свидетельства, то есть приписал себя к Исламу.

Что касается такфира того, кто сказал «Ля иляха илля Ллах», то это очень важный и великий вопрос, и является обязательным мусульманину изучать его и не оставлять его без внимания, чтобы не попадать в ошибку, и не вынести хукм Ислама на того, кого назвал кафиром сам Аллах, и не вынести хукм куфра на названного верующим самим Аллахом Всевышним.

И вкратце упоминая этот вопрос, скажем, что личный такфир сказавшего «Ля иляха илля Ллах» или же причисляющего себя к Исламу, если рассматривать его со стороны видов куфра делится на три части:

1)Нарушивший основы религии, необходимые для того, чтобы войти в Ислам изначально, а именно два свидетельства, как совершивший поклонение идолу, или могиле, или мёртвому, или отсутствующему, или ангелу, или джинну, или приписывание сыфатов Аллаха кому либо другому, или ширк в Господстве, также сюда относятся крайние своим заблуждением группировки, не вобравшие в себя основы этой религии, необходимые для действительности двух свидетельств, или аннулировавшие эти основы, как не уверовавшие в один из столпов Имана, или уверовавшие во лже пророка после Мухаммада, как группа лжеца Мусейлимы, и подобные им насегодня, и как группа ибн аль Араби, или джахмиты, из них крайние мурджииты, крайние къадариты (отрицающие знание Аллаха), крайние рафидиты, суфии-могилопоклонники, и многие другие группировки, куфр которых очевиден, и касательно куфра таких людей не разбирается вопрос дохождения худжи, чтобы не опускать на них хукм Ислама, так как они либо не знают Ислама, и потому не описали себя им, либо знают, но не описали себя им.

Однако некоторые ученые обусловливают дохождение худжи, чтобы утерждать о том, что они вечно в огне. И есть категоричное иджма касательно этого вида совершившего куфр, что он является кафиром по отношению к этой дунья, то есть опускаются на него все ахкамы кафира, кроме убийства и наказания до тех пор, пока ему не дойдёт посланническая худжа. И тексты ученых касательно этого также будут приведены позже.

Прочитал Ибн Аббас аят: «Они полагают, что они на чём-то, однако они и есть лжецы», и сказал: «Клянусь Аллахом, это кадариты, клянусь Аллахом, это кадариты!»

Источник: «Аль-Ибана аль-Кубра», Ибн Батты, 1540

Сказал Ибн Аббас: «В Судный День прикажет Аллах направить кадаритов в Огонь, и они скажут: «О Господь наш! Почему нас ведут в Огонь, ведь клянемся Аллахом, мы не совершали ширка абсолютно, в то время как группа людей таухида делали грехи, мы считаем что их надо приказать направить в Огонь, а нас оставить, а приказали направить в Огонь нас, а они оставлены. Ведь клянемся Аллахом, мы абсолютно не совершали ширка!»

И будет сказано им: «Вы совершили ширк, не зная этого..»

Источник: Передал Ибн Батта, в «Аль-Ибана аль-Кубра», 1541, также передали по разным путям аль-Мардавейхи в тафсире, Абу Исхак ас-Са’ляби в «аль-Кафш уаль Баян», 9/263, ас-Сирджани, в «Аль-Джуз», 5, также упомянул аль-Мальты, в «Ат-Танбих фи ар-Родд аля ахлиль ахуа уаль бид’а», 172, упомянул Ибн Араби в «Аридатуль ахуази», 1/147 с иснадом как ривая Ибн Мусаййиба

Передал Ибн Аби Шейба, от Абдуллаха Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что упомянули перед ним хариджитов, и их усердность (иджтихад), и он сказал:

"Они не сильнее иджтихадом, чем монахи!". Источник: "Фатх аль-Бари", 19/386

Сказал Абдуллах Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах:

"Тафсир Корана есть четырёх видов: "Вид, который знают арабы из своих слов, вид, в котором никто не оправдан по своему невежеству, вид, который знают ученые, и вид, который не знает никто, кроме Аллаха, Свят Он и Велик"

Источник: "Тафсир Ат-Табари", 1/76

Сказал имам Ибн Касир:

"И из Корана есть то, по незнанию чего не оправдан ни один человек, как ясно сказал об этом Ибн Аббас". Источник: "Тафсир Ибн Касир", 1/14

Сказал аль-Маварди аш-Шафии (ум. 450 г.х.) в шархе этих слов Ибн Аббаса:

"Что же касается того, в чём никто не оправдан по незнанию этого - то это то, что обязательно знать на каждом из Корана - из установлений Шариата и доводов Таухида"

Источник: "Ан-Нукат уаль Уаюн", 1/36

Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, опровергая его аргументацию словами Ибн Теймии о необходимости установления довода перед такфиром конкретной личности: "И ведь слова шейха (Ибн Теймии) не касательно ширка и вероотступничесива, однако касательно частичных вопросов, все равно, будь это в основах или ответвлениях религии"

Источник: "Ад-дурар ас-сания", 13-67, "Ар-расаиль аш-шахсыя", 1-130

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

«Основы религии – это либо те вопросы в которых человек обязан быть убежденным, и упоминать их словом и совершать действием, как вопросы таухида, и Сыфатов, и предопределения, и пророчества, и воскрешения в Судный День. Или доводы этих вопросов.

И что касается первого раздела – то это всё в познании чего человек нуждается, и должен быть убежденным в этом, считать это истиной из числа эти вопросов. И разьяснили это Аллах и Его Посланник полным разьяснением отрезающим оправдание, ведь это самое великое что донёс Посланник ясным донесением, и разьяснил это людям, и эти вопросы – самое великое из того чем Аллах установил довод над людьми своими Посланниками, которые разьяснили это и донесли это». Источник: «Дар ат тааурид», 1/18

Сказал шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:

«Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Кто воззвал Али Ибн Аби Толибу – тот кафир, и кто сомневается в его куфре тот тоже кафир»

И если таково положение того, кто сомневается в его куфре, тем не менее враждуя с ним, и ненавидя его – то что сказать про того, что убежден что он муслим, и не враждует с ним? Что же сказать про того, кто любит его? Что сказать про того, кто защищает его и его путь?». Источник: «Муфид аль-Мустафид», 1/22

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

«И если зарезал не Аллаху, приближаясь этим к кому то другому, то это становится харамом, даже если он сказал – «С Именем Аллаха», как это делает группа мунафиков этой Уммы, которые приближаются к авлия, и звёздам посредством зарезания жертв, и окуриваний, и тому подобный. И хотя то, что зарезают эти муртадды не разрешено ни в каком случае, однако может собраться в зарезанном сразу два запрещающих фактора. И сюда же входит то, что делают джахили (невежды) в Мекке, и других местах, зарезая жертву для джинна». Источник: «Иктида ас-сырат аль-Мустакым», 1/259

И назвал шейх уль Ислам их муртаддами, и запретил зарезанное ими мясо, в то время как охарактеризовал их невежеством.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия перечислив деяния могилопоклонников:

«Известно, что это – куфр в Посланника и то с чем он пришёл, и ширк по отношению к Господу Миров. И не делает такого тот, кто знает, что Посланник пришёл с противоположным этому, и что Посланник пришёл с истиной которой не дозволено противоречить. И делает такие вещи лишь тот, кто является невеждой о Сунне Посланника, или тот, выбрал себе другой путь вместо следования Посланнику, подобно тем, кто называет Посланника посланным лишь к простолюдинам, а самого себя или своего шейха – из особых людей, которые не нуждаются в следовании за Посланником, или что у них есть путь лучший чем путь Посланника, и тому подобному. И все они кафиры!». Источник: «Ар Родд аля аль-Ахнаи», 1/129

Посмотри же, как шейх уль Ислам сначала сказал, что такое делают только несколько категорий людей – первое – невежды о Сунне, второе и третье – зиндыки, и затем сказал, что все они кафиры, что включает в себя и невежд!

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

«Приверженцы нововведений и невежества делают то, что является причинением неприятностей Аллаху и Его Посланнику, и оставляют то что приказал Аллах, из Его прав, и они думают, что они возвеличивают его, также как делают христиане с Исой. И заблуждает их шайтан также как заблудил христиан, и они полагают что они поступают правильно, и те кто посещают могилы Пророков и праведников и совершают к ним паломничество, чтобы делать к ним дуа и просить у них и поклоняться им, и взывать к ним помимо Аллаха они мушрики». Источник: «Аль-Ихнаия», 1/188

Шейх уль Ислам здесь упомянул, что могилопоклонники полагают, что поступают правильно, и наряду с этим, сказал, что они мушрики.

В основном приводятся слова ибн Теймии потому что имено словами ибн Теймии пытаются аргументировать адвокаты мушриков не понимая его мазхаб в этом вопросе до конца.

Сказал имам алляма Ибн аль-Каййим:

"Каждый кто отвернулся от таухида - мушрик, хочет он этого, или нет, и каждый кто отвернулся от Сунны - заблудший нововведенец, хочет он этого, или нет". Источник: Игасату аль Ляхфан, 1/214

Что же касается слов Ибн аль-Каййима в «Ат-Турук аль-Хакима», где он даёт оправдание некоторым ахлюль бид’а, говоря о фиске в вероубеждениях, то он сам конкретизировал, кого имел ввиду сказав в «Мадаридж ас-саликин» говоря об теме фиска в убеждениях:

«Что же касается фиска в убеждениях, то это подобно фиску ахль-бид’а, которые веруют в Аллаха и Его Посланника, и Судный День, и запрещают то что запретили Аллаха и Его Посланник, и считают обязательным то, что обязали Аллах и Его Посланник, однако отрицают многое, что утвердили Аллах и Его Посланник, по причине невежества, тауиля и таклида за шейхами, и также утверждают то, что не утвердили Аллах и Его Посланник.

И это как хариджиты, и многие из рафидитов, кадаритов, и му’тазилитов, и джахмитов, которые не являются крайними в джахмизме. Что же касается крайних джахмитов, также как и крайних рафидитов то у этих двух групп нет в Исламе никакой доли». Источник: «Мадаридж ас-саликин», 1/362

И объяснил Ибн аль-Каййим здесь, что имел ввиду под оправданием умеренных приверженцев нововведений, и указал на это и в тех словах в книге «Ат-Турук аль-Хакима», сказав в начале:

«Кто из приверженцев нововведений впал в куфр по причине его мазхаба, как тот, кто отрицает сотворенность мира, или воскрешение тел в Судный День, или знание Аллаха обо всём что будет, и что Аллах действуем по своему желанию – то не принимается его свидетельство, так как он не на Исламе». Источник: «Ат-Турук аль-Хакима», 1/254

И исключил также имам Ибн аль-Каййим отсюда крайних кадаритов, сказав:

"И крайние кадариты - единогласны саляфы на их такфире и постановили убивать их". Источник: "Шифа аль-алиль", 1/186

Сказал имам Ибн аль-Каййим:

И Ислам – это уединение Аллаха, и поклонение лишь Ему одному, не придавая Ему соучастника, и вера в Аллаха, и Его Посланника, и пока не придет раб с этим – он не будет мусульманином, и даже если он не будет противящимся истине кафиром, то он – невежественный кафир.

Источник: "Тарик аль-Хиджратейн", 1-608

Сказал Ибн аль-Каййим говоря о поклонении могилам:

"И дошло состояние этих мушриков до того, что написал один из их крайних об этом книгу, и назвал ее "Манасик аль-Машахид" ("Обряды связанные с посещением мавзолеев").

И не скроется ни от кого, что это - вылет из религии Ислам, и вхождение в религию идолопоклонников"

Источник: "Игасату аль-ляхфан"

И автор книги "Манасик аль-Машахид" - известный шиит, Ибн аль-Муфид (336 - 413 г.х.), и вынес Ибн аль-Каййим ему такфир, в то время как неизвестно, доносил ему кто-то или нет.

И обратите внимание, как Ибн аль-Каййим назвал их мушриками.

"Тот, кого упомянул Ибн аль-Каййим - это один из авторов, чьё имя Ибн аль-Муфид. И ты видел, что он сказал о нём, так как же причисляют его (адвокаты мушриков) к тем кто отрицает такфир конкретной личности?". Источник: "Маджму аль-муалляфат", 1/303

Сказал шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан в ответ на слова врага недждийского призыва, ученика Дауда Ибн Джорджиса, Усмана Ибн Мансура, что те кто поклоняются могилам – ошибающиеся муджтахиды:

"И не упомянули уляма, ни из числа саляфов, ни из числа поздних, что в ширке допустим иджтихад, и оправдывается делающий его по причине иджтихада. И эти его заявления – ложь на Коран, Сунну, и иджма ученых Уммы". Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 11/548-549

Передал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль в "Китаб ас-сунна", со своим иснадом, от одного из больших последователей табиинов, Умары Ибн Зарана, что он сказал:

"Достигло меня сообщение о том, что кадариты будут воскрешены в Судный День вместе с мушриками, и скажут: "Клянусь Аллахом, мы не делали ширк". И будет им сказано: "Вы совершили ширк, не зная об этом".

Источник:: "Китаб ас-сунна", 2-392

Сказал имам Абу аль Музаффар ас-Сам'ани аш Шафии ас-Саляфи:

"Аят: "Они взяли шайтанов в покровители помимо Аллаха и полагают что они на прямом пути" - в нём довод на то, что тот, кто ищет ясности, и впал в куфр, полагая что он на истине, и тот, кто зная истину упрямо противостоит ей - одинаковы"

Источник: "Тафсир ас-Сам'ани", 2/177

Сказал автор "Бадаи ас-санаи" ханафитской книги по фикху:

"Истинно, Абу Юсуф передал от Абу Ханифы да смилуется над ним Аллах, это выражение, и сказал: "Абу Ханифа да будет доволен им Аллах имел обыкновение говорить: "Нет оправдания никому из творений в его невежестве о познании их Творца, поскольку обязательным на всех творениях является познание Господа, Свят Он и Велик, и таухид, по той причине, что он видит на небесах и земле, и сотворения себя, и всего что сотворил Аллах, Свят Он и Велик. Что же касается обязательств, то тот кто не знает их, и не дошло до него (знание о них), то истинно, над ним не установился довод"

Источник: "Бадаи ас-санаи", 15-412, также упомянул эти слова Ибн Абидин, см. "АльХашия", 3-185, и другие ханафиты.

Сказал имам Абу Зейд ад Дабуси аль Ханафи (ум. 430 г.х.), их лидер и автор их главной книги в усуль аль фикх:

"Разве ты не видишь, что поклонения спадают по причине юности, также спадают по причине невежества с того, кто принял Ислам в земле войны, и не знал о поклонениях?

Но что касается того, если он убежден о другом объекте поклонения, или в том что является куфром, касательно описания своего Господа тем, что не подобает Ему, то он не будет оправданным в этом". Источник: "Таквим аль адилля", 3-528

Сказал Абу Зейд ад Дабуси говоря об оправдании по невежеству:

"Как же может порицаться это, когда Аллах передал от кафиров: "Если ты спросишь их, кто их сотворил, они скажут: "Аллах". И также – мы не видим ни одного кафира, кроме как он признаёт Создателя, а их куфр лишь по причине их описания Аллаха тем, что Ему не подобает, как сотоварищ, сын, скупость Рук, и подобное этому, что передал от них Аллах. И оправдания нет в подобном без разногласий!". Источник: "Таквим аль-адилля", 3-532, цитируется по бахсу "Добт каида ат-тауиль".

Сказал известный ханафит Содруддин аль-Кунави аль-Ханафи ад-Димашкы (ум. 764 г.х.):

"Если человек произнесёт слово куфра добровольно без принуждения, не будучи убежденным в нём - он становится кафиром, так как он довольствовался совершением произнесения этого слова. И даже если и не доволен его хукмом, подобно шутящему - то он становится кафиром. И он не оправдан по невежеству, и это у всех учёных, в отличие от некоторых"

Источник: "Шарх аль-фикх аль Акбар", 241 (по книге "Арид аль-Джахль", 392 стр.)

Сказал аль-Куртуби, говоря об аяте: "Неужели ты погубишь нас за то, что ввели заблуждающие из числа наших предков?"

"И нет оправдания мукаллиду (слепо следующему) в таухиде".

Источник: "Тафсир аль Куртуби", 7/319

Сказал имам Абу Вафа Ибн Акыль говоря о могилопоклонниках:

“А когда стали тяжелы для невежд и этих шаек шариатские обязанности, они отклонились от Шариатских положений к возвеличиванию других положений, которые они сами для себя постановили…и они для меня неверные за эти положения; (и это такие положения) как: возвеличивание могил, зажигая на них огни, целуя их, умащая их благовоньями, обращения к мертвым с просьбами, писанина на тряпочках: “О господин мой, сделай мне то-то и то-то, беря с них землю для “бараката”, орошая могилы духами, дальние путешествия для их посещения и подвешивание кусочков материи на деревья – это следование за теми, кто поклонялся аль-Лату и Уззе” Источник: "Игасату аль-ляхфан", 1-195

Сказал имам Ибн Кутейба, да смилуется над ним Аллах:

"Куфр бывает двух видов.

Первый из них – куфр в основах, подобный неверию во Всевышнего Аллаха и Его Посланников, или в ангелов, или в Писания, или в воскрешение после смерти. И это основы, и кто проявит неверие во что либо из них – выйдет из числа мусульман, и если умрёт – не наследуют от него его близкие мусульмане, и не совершается по нему молитва.

А второй вид – куфр в ответвлениях, вызванный ошибочным толкованием (тауилем). И это подобно куфру в предопределение, или отрицанию масха на кожанные носки, или отрицание действительности тройного таляка, и подобное этому. И не выходит отрицающий это из Ислама, и не говорится тому кто проявил неверие по причине тауиля во что либо из этого, что он кафир (без донесения довода и устранения сомнений – примечание)". Источник: "Тауиль мухталяф аль-хадис", 1/188

Сказал имам ад Дарими, опровергая джахмита аль-Мариси который сравнил свой джахмитский кафирский мазхаб умеренными шиитами (которые предпочитают Али над Абу Бакром, не ругая сахабов) и мурджиитами:

"И ошибся оппонент путем, и крайне отклонился в толковании! Ведь эти группы – не вынесли им такфир учёные за их разногласие. А аль-Мариси и Джахм, и их сторонники – не сомневается никто из учёных в их такфире! ..И не сравнивает (ясный) куфр с некоторыми противоречиями этих групп никто, кроме человека который ничего не знает, и не наставлен к пониманию!". Источник: "Ар родд аля аль-Мариси", 1-150

____________________________________________________________

2) Попавший в виды куфра помимо большого ширка и вещей, необходимых для входа в Ислам. То есть выполняющий Таухид и уверовавший в шесть столпов Имана, однако отрицающий, или противоречащий положениям, которые называются «Мa’люматун мин Аддийни Би Ддарура».

Это положения, общеизвестные в религии Ислам, которые не может не знать тот, кто живёт среди мусульман, и даже если не знает их, то не оправдывается незнанием.

Сказал Аль Къаррафи в «Аль Фурукъ»: «Не является невежество оправданием для мукалляфа (совершеннолетнего, разумного), способного устранить это невежество»

И в подобного рода вопросах имеется категоричное единогласие ученых, и ясные тексты из Корана и Сунны, указавшие на эти положения, поэтому отрицающий их становится кафиром даже до установления над ним худжи. Из подобных вопросов многие вопросы убеждения, обязательность пяти молитв, поста, запрещенность спиртного и ростовщичества, обязательность еды правой рукой, и многие подобные этому вещи.

Сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия в послании относительно некоторых лидеров философов: «И это что касается сложных и скрытых вопросов говорится «Не установлена над ним худжа, отвергнув которую, он станет кафиром, а что касается явных положений известных в религии, то нет сомнения в куфре того, кто это сказал» (Муфид аль Мустафид)

Из лучшего, чем можно ограничить это положение, это сказав: «Это то, в знании чего равны ученый и простолюдин."

Исключением из этого вида являются две категории людей:

А) Недавно принявший Ислам

Б) Выросший в далёкой от Ислама местности

И эти исключения сделаны, потому что у любого куфра есть то, что называется «Манатъ», то есть то, за что он подвешивается. Когда есть то, за что он подвешивается, говорится, что есть куфр, а когда нет того, за что он подвешивается, выносится хукм, что и куфра нет.

Данный вид куфра подвешен за аннулирование шариатских текстов или противоречие им а также противоречие категоричному единогласию ученых.

Однако если до человека не дошли шариатские тексты в этих вопросах, то он не считается аннулирующим или противоречащим или считающим ложью что либо.

И относительно него не состоялся таклиф непосредственно в том вопросе, где он не мог изучить и попал в куфр.

Сказал Аллах Всевышний: «Мы не наказывали, пока не посылали посланника»(Аль Исра, 15)

Сказал имам аш Шафии в "Ар-Рисаля":

"Что же касается тех вопросов, где есть ясный текст Корана, или Сунна вокруг которой единогласны, то оправдание в этом отрезано, и недопустимо сомнение в чём то из этого, и кто отказался принять это – требуется с него покаяние". Источник: "Ар-Рисаля", 495

Сказал шейх Абу Бутейн:

"Так посмотри же на его разделение между скрытыми вопросами, и ясными вопросами, и он сказал о скрытых которые являются куфром, что можно сказать, что ошибшийся в них – заблудший и ошибшийся, и не становится кафиром пока не будет донесен ему довод. И не сказал Ибн Теймия такого в очевидных вопросах, однако сказал о них: "Ты находишь многих мутакаллимов попадают в эти вещи, и становятся муртаддами", и он вынес абсолютный хукм об их муртаддстве, и не остановился касательно джахиля"

Источник: "Ад Дурар ас-Сания", 13-355

Сказал шейх уль Ислам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб: "И ясно сказал Ибн Теймия, да будет доволен им Аллах, также, что его слова (о необходимости довода) в вопросах, не относящихся к очевидным вопросам. Сказал он в опровержении мутакаллимам: "И это когда будет в неясных вопросах, то может можно сказать: "Он в этом ошибающийся заблудившийся, и не установился над ним довод, по причине которого становится кафиром тот, над кем он установился". Однако, это выходит от них в ясных вопросах, которые знают как ученые, так и простые из мусульман, что они из религии мусульман, и что Мухаммад, мир ему, был послан с этим, и делал такфир тому, кто противоречил этому. Как например –поклонение Одному Аллаху, не придавая ему сотоварищей, и запрет поклоняться кому либо, помимо Аллаха, как например ангелам, Пророкам, солнцу, луне, звездам, идолам, и другим объектам поклонения. Истинно, это самое очевидное из законоположений Ислама! И также примером этого служит его приказ к пяти молитвам, и обязывание этим, и возвеличивание их положения. И также примером этого служит его вражда к иудеям и христианам, мушрикам, сабеям и огнепоклонникам. И также: запрет мерзостей, как риба, хамр, азартные игры, и подобного этому.Затем, ты видишь их глав (философов) впадают в эти вещи (то есть в отрицание их), и они являются муртаддами по этой причине. И выше этого – то что некоторые из них написали книги посвящённые религии мушриков, как сделал Абу Абдуллах ар-Рази, и это – ясное вероотступничество по единогласному мнению мусульман"- закончились его слова.

Так поразмысли же над этим, и поразмысли над тем разъяснением сомнения, которое упоминают враги Аллаха, что содержится в этих словах!"

Источник: "Ад-Дурар ас-сания", 12-415

Говорит также шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Слово тавассуль – подразумевается под ним три вещи, и на две из них есть единогласное мнение мусульман.

Первое – это основа Имана и Ислама – а это тавассуль посредством веры в Пророка и подчинения Ему.

И второе – дуа Пророка и его заступничество.

И это также приносит пользу, приближается к Аллаху посредством этого тот, за кого сделал мольбу Пророк, и удовлетворяется его заступничество по единогласию мусульман. И тот, кто отрицает тавассуль в этих двух смыслах – тот кафир муртадд, у него требуется покаяние, и если он не покается, то убивается как муртадд.

Однако тавассуль посредством веры в Пророка и подчинения ему – это основа религии, и это известно с предельной очевидностью из религии Ислам ученым и простым людям, и кто отрицает этот смысл – его куфр очевиден всем.

Что же касается дуа Пророка и его заступничества, и получения пользы мусульманами посредством этого, то тот, кто отрицает это – тот также кафир, однако это более скрытый вопрос, чем первый, поэтому тот, кто отрицал это по причине невежества – обьясняют ему это, и если он упёрся на отрицании этого то он муртадд» Источник: «Маджму аль-Фатауа», 1/153

Здесь шейх уль Ислам Ибн Теймия также ясно разделил между очевидным вопросом, который является основой Имана и в котором не может быть оправдания по невежеству и ошибке, и между тем, кто отрицал заступничество Пророка, а это более скрытый вопрос, где может быть невежество.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

«Однако истина состоит в том, что если предположить, что некоторые люди ошиблись в тонких моментах, которые не узнаются кроме как через анализ разума, и нет в них разъяснения прямых текстов и иджма – то не разрешено никому выносить такфир подобному человеку, или относить его к нечестивцам. И это в отличие от того, кто отрицал то, что утвердили прямые очевидные тексты, достигающие степени мутаватир, и такому намного больше прав выносить такфир, если этого из того раздела, в котором выносится такфир ошибившемуся»

Источник: «Дар ат-тааруд», 1/140

Сказал отец и учитель шейх уль Ислама Ибн Теймии, Абдуль Халим Ибн Теймия:

«Становится неверным тот кто отрицает очевидные ахкамы религии, вокруг которых единогласие, даже если он невежда простолюдин, в отличие от скрытых вопросов. И как различается в явных и скрытых вопросах в такфире – также различается и в таклиде. И также запрет таклида во всех вопросах основ – в этом есть проблема, однако истина то, что упомянул аль-Коды Абу Я’ла и Ибн аль Акыль, что запрещен таклид в таухиде и посланничестве, ведь они – два столпа Ислама, и начало призыва, и запрещающие кровь, и причина спасения и успеха. Но что касается обязывания простых людей чтобы они знали тонкие вопросы убеждений посредством довода, то это близко к тому, чтобы обязывать их эти же в фикховских ответвлениях». Источник: «Аль-Мусаввада», 1/410

И признал шейх уль Ислам Ибн Теймия делая комментарий, эти слова, и поддержал их приведя такие же слова Абу аль Хаттаба аль-Калвазани аль-Ханбали, и никак не прокритиковал.

Сказал имам Яхья аль-Имрани:

"Тот, кто оставил молитву, его спрашивают - почему ты оставил её?

И если он скажет: "Я убежден что она необязательна для меня"

То нужно посмотреть - если он вырос в местности, крайне отдалённой от мусульман, или только что принял Ислам и еще не видел мусульман, то нужно сказать ему: "Она обязательна для тебя".

Если же он из тех, кто в Исламе уже давно, и он видел мусульман, то выносится ему такфир, потому что обязательность известна из религии Пророка, мир ему, по предельной очевидности, таким путём, который обязывает категоричное знание. И обязательно убить такого по причине его отрицания обязательности, и когда он убит, то его деньги будут являться трофеем для мусульман, и не наследуют от него его наследники-мусульмане, и его не хоронят на кладбищах мусульман". Источник: "Аль-Баян фи мазхаб аль-Имам аш-Шафии", 2/18-19

Говорит имам Ибн Батта в своей книге "Аль-Ибана ас-Сугра", во вступлении, рассказывая о содержании книги: "Затем, после этого, я разъяснил вероубеждение ахли-Сунна, вокруг которого единогласны имамы, и исламская Умма, и сошлись люди религии, и собрал об этом то, о чём недопустимо для мусульманина быть в невежестве, и не оправдает Аллах того, у кого нет этого, и не посмотрит на того, кто противоречил этому и порочил это". Источник: "Аль-Ибана ас-Сугра", 23

______________________________________________

Наши рекомендации