Глава 64-я: О клятве от имени Аллаха
Джундуб ибн Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Один человек сказал: “Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то!” Тогда Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Кто это такой, который клянётся Мне, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал тщетными все твои дела”». Этот хадис передал Муслим (2621).
В хадисе Абу Хурайры говорится: «Сказавший это был усердно поклоняющимся человеком». Затем Абу Хурайра добавил: «Он произнёс всего одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и жизнь Будущую».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Клятвы от имени Аллаха бывают двух видов. В первом случае человек клянется от имени Аллаха с надменностью и заносчивостью, словно Аллах обязан ему и принимает решения в угоду его желаниям. Безусловно, такое поведение подрывает совершенство единобожия, а иногда может разрушать его полностью. Кто впал в подобное, тому угрожает наказание, о котором сообщено в хадисе, который придет далее. Такой человек будто бы желает, чтоб Аллах вынес такое решение, которое угодно самому этому человеку. Подобное не может исходить от человека, который возвеличивает Всевышнего Аллаха.
Во втором случае человек клянется от имени Аллаха, выражая покорность, смирение и острую нужду в помощи своего Пречистого Господа. По этому поводу в хадисе говорится: «Среди рабов Аллаха есть такие, которым стоит поклясться от имени Аллаха, как Аллах непременно подтвердит их правдивость». аль-Бухари, 2703; Муслим, 1675. А причина этого заключается в их надежде на милость Великого и Могучего Аллаха. Это дозволено! Среди Его рабов есть такие, которым стоит поклясться от имени Аллаха, как Аллах непременно подтвердит их правдивость, потому что его сердце переполнено покорностью, унижением и так далее.
Джундуб ибн Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один человек сказал: “Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то!” Тогда Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Кто это такой, который клянётся Мне, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал тщетными все твои дела”». Муслим, 2621.
В хадисе Абу Хурайры говорится: «Сказавший это, был усердно поклоняющимся человеком». Затем Абу Хурайра добавил: «Он произнёс всего одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и жизнь Будущую». Передал Ахмад, 2/323; Абу Дауд, 4901; ибн Хиббан, 5712.
В этой истории говорится о двух людях, один из которых был грешником, а второй много поклонялся Аллаху. Праведник сказал: «Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то», потому что этот грешник погряз в грехах. Глядя на грешника, праведник почувствовал свое превосходство и решил, что благодаря своему поклонению Великому и Могучему Аллаху он сумел достичь такого высокого положения, что может влиять на решения Аллаха, и что Аллах не откажет ему в удовлетворении любых его просьб. Безусловно, такое поведение было неподобающим для раба, и Аллах наказал его. «Кто посмел клясться Мною?» — сказал Великий и Могучий Аллах.
Всевышний Аллах простил несчастного грешника и сделал тщетными все усердия того, кто поклонялся Ему. Из этого становится ясно, насколько опасно выказывать неуважение Великому и Могучему Аллаху и нарушать принципы единобожия. А грешник получил благо оттуда, откуда даже не ожидал. Из-за слов праведника, которые неприятно было слышать этому грешнику, Всевышний Аллах простил все его грехи. Поэтому шейх упомянул в конце главы вопрос: «Человеку может быть прощено Аллахом по причине того, что больше всего ему ненавистно». Не надо обращать внимание на то, что люди тебя презирают, не нужно смотреть на их слова, их оскорбления, не нужно смотреть на то, какие они клички тебе дают! Самое главное — то, на чем стоишь ты. Все рабы обязаны возвеличивать Всевышнего Аллаха, быть смиренными перед Ним. Каждый раб должен считать себя худшим из рабов, для того чтобы его сердце испытывало нужду в Аллахе. Что касается того, кто считает себя великим, восхваляет себя, то он не относится к тем, кто возвеличивает Всевышнего Аллаха». [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Предостережение о запрещении клятв от имени Аллаха.
2. Огонь ближе к каждому из нас, чем ремешки его сандалий.
3. Рай находится от нас на таком же расстоянии.
4. В этом хадисе то же самое, что в хадисе «Поистине, человек иногда говорит одно слово, не обращая на него внимания, и заходит в Огонь на семьдесят лет».
5. Человеку может быть прощено Аллахом по причине того, что больше всего ему ненавистно.