Глава 17-я: О заступничестве
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«Предостерегай им тех, которые страшатся того, что они будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Быть может, они устрашатся!» Сура «аль-Ан’ам», аят 51.
А также:
«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком»» Сура «аз-Зумар», аят 44.
А также:
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Сура «аль-Бакъара», аят 255.
А также:
«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» Сура «ан-Наджм», аят 26.
А также:
«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» Сура «Саба», аяты 22-23.
Абу аль-‘Аббас Ибн Таймийя сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он отверг владение собственностью или долей ее кем-либо, кроме Него, и отверг наличие у Него помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это дозволит. Господь сказал:
«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» Сура «аль-Анбийа», аят 28.
Подобное заступничество, на которое уповают многобожники, будет абсолютно недействительно в день Воскресения, так как его отверг Коран. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что в день Суда он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твое заступничество будет принято».
Однажды, Абу Хурайра спросил Пророка ﷺ: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твое ходатайство?» Он ответил: «Это те, кто сказал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от чистого сердца». Такое заступничество, с позволения Аллаха, предоставляется только тем людям, которые были искренными перед Аллахом, и недоступно оно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей.
Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам, прощая им грехи их через ду’а того, кому Он дозволил заступничество, то есть Своему Пророку ﷺ оказав ему тем самым почесть и удостоив его «восхваляемого места».
Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в котором замешан ширк, и именно поэтому Аллах определил случаи, когда оно допускается. Пророк ﷺ разъяснил, что заступничество применимо только в отношении муваххидов (единобожников) и искренних в религии Аллаха людей».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Это глава о заступничестве «шафа’а». Шейх привел эту главу именно в том месте, где она и должна быть. Если ты приведешь довод через таухид рубубийя тем, которые просят пророка, мир ему и благословение Аллаха, и святых, они скажут: «Да мы согласны с вами. Однако те, у кого мы просим, они приближенные Аллаха и занимают у Него великое место. Поэтому они смогут заступиться за нас перед Аллахом. Если попросить их об этом, то они обязательно заступятся». Как будто бы шейх вспомнил эти слова многобожников и привел эту главу. Шейх даже написал отдельную книгу, где рассказал о том, какие доводы приводят многобожники.
После всех глав, которые разъяснил шейх, у многобожников остался только довод о заступничестве. Поэтому и глава посвящена именно этому вопросу.
Слово « الشفاعة » взято от слова « الشفع », то есть «пара». То есть тот, кто требует заступничества, становится парой тому, у кого он требует. Заступничество «шафа’а» — это ду’а. Поэтому любой довод из Корана и Сунны о запрете ду’а к кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, подходит и в этой теме. Тот, кто просит заступничества, он делает ду’а к тому, у кого просит. Например, кто-то придет к могиле пророка, мир ему и благословение Аллаха, или к могиле святого и скажет: «Я прошу у тебя заступничества», — это значит, что он делает ду’а к этому человеку. Поэтому просить заступничества /шафа’ата/ у кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха, является большим ширком, так как в своей основе это ду’а. Этот человек просит заступничества у мертвого, то есть делает ду’а другому, помимо Всевышнего Аллаха.
Теперь ты узнал смысл слова «шафа’а». Ты узнал, что если человек просит у мертвого заступничества, то это является большим ширком. А если же человек жив, то можно попросить у него заступничества, то есть попросить, чтобы он сделал сейчас за тебя ду’а. Может быть Всевышний Аллах ответит на его ду’а, а может быть не ответит. Всевышний Аллах дозволил просить заступничества на этом свете, то есть делать за кого-то ду’а. Поэтому сподвижники при жизни Пророка ﷺ приходили к нему и просили заступничества, то есть просили сделать за них ду’а.
Вопрос заступничества из тех вопросов, который многие не понимают. Некоторые ученые ошиблись, разрешив просить заступничества у могилы пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они привели различные рассказы, как люди просили заступничества у могилы пророка, мир ему и благословение Аллаха, не порицая это. Так, например, поступил имам Науауи и Ибн Къудама, да смилуется над ними Аллах. Это нельзя приводить как разногласие.
Как мы сказали, этот вопрос непонятен для многих. Поэтому некоторые ученые сказали: «Доведение довода отличается в зависимости от сомнений! Если человек обращается к кому-либо кроме Аллаха, то легко ему привести довод. А самый запутанный вопрос для простых людей — это вопрос заступничества». Поэтому шейх привел этот раздел. Он привел доводы из Корана и Сунны о том, что заступничество разрешено только при определенных условиях. Не каждое заступничество будет принято. Будет принятое заступничество, но будет и отвергнутое. Поэтому заступничество делится на два вида:
1. Что касается отвергаемоего заступничества – это то, что отверг Всевышний Аллах от многобожников. Шейх привел далиль, что Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَأَنْذِرْ بِهِ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْ يُحْشَرُوا إِلَى رَبِّهِمْ لَيْسَ لَهُمْ مِنْ دُونِهِ وَلِيٌّ وَلَا شَفِيعٌ ﴾
«Предостерегай им тех, которые страшатся того, что они будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника» Сура «аль-Ан’ам», аят 51.
Это отвергаемое заступничество.
2. Что касается единобожников, то заступничество будет для них только при определенных условиях:
o Дозволение Всевышнего Аллаха.
o Всевышний Аллах должен быть доволен и заступником, и тем, за кого заступаются.
То есть в основе заступничество делает Всевышний Аллах и никто, кроме Него. Поэтому шейх после этого привел слова Аллаха:
﴿ قُلْ لِلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا ﴾
«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком»» Сура «аз-Зумар», аят 44.
Любое заступничество находится под властью Всевышнего Аллаха. В основе нет никакого покровителя и заступника, помимо Всевышнего Аллаха. Поэтому заступничество будет только с дозволения Аллаха и после Его довольства. В этих аятах Всевышний Аллах указал на то, что заступничеством владеет только Он. Поэтому неправильно связывать свое сердце с кем-либо помимо Аллаха, в надежде, что он за тебя заступится.
Однако от заступничества будет польза, если оно соответствует условиям. Шейх привел аяты, в которых содержатся эти условия. Всевышний Аллах говорит:
﴿ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ ﴾
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Сура «аль-Бакъара», аят 255.
А также:
﴿ وَكَمْ مِنْ مَلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا إِلَّا مِنْ بَعْدِ أَنْ يَأْذَنَ اللَّهُ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَرْضَى ﴾
«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» Сура «ан-Наджм», аят 26.
Из первого аята видно, что условием заступничества является позволение Всевышнего Аллаха. Никто не сможет заступиться, если не дозволит Всевышний Аллах. Не сможет заступиться без дозволения Аллаха ни пророк, ни ангел, ни приближенный, так как заступничеством владеет Всевышний Аллах. А второе условие: довольство Всевышнего Аллаха заступником и тем, за кого заступаются. В этом указание на то, что никто не владеет заступничеством, как полагали многобожники, надеясь, что их божества смогут заступиться за них перед Аллахом. Многобожники до прихода Пророка ﷺ были убеждены в том, что если они попросили у своего божества заступничества, то это божество обязательно за них заступится. Они думали, что если посвятить мертвому поклонение и попросить у него заступничества, то он обязательно будет заступаться и Всевышний Аллах не отвергнет такое заступничество. Однако в аятах указание на несостоятельность таких воззрений.
Если доказано, что заступничеством владеет только Всевышний Аллах, и Он позволит заступаться только если доволен обоими, то, как после этого связывать свое сердце с творениями? Необходимо связывать свое сердце с тем, кто владеет этим заступничеством. Мы знаем, что Пророк ﷺ обязательно будет заступаться, однако у кого просить этого заступничества? Просить надо у Всевышнего Аллаха. Мы должны говорить: «О Аллах! Сделай так, чтобы Твой пророк за нас заступился». Потому что только Всевышний Аллах дозволит и внушит Пророку ﷺ заступаться за такого-то и такого-то.
Поэтому шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ قُلْ ادْعُوا الَّذِينَ زَعَمْتُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ لَا يَمْلِكُونَ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِنْ شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُمْ مِنْ ظَهِيرٍ *وَلاَ تَنفَعُ الشَّفَاعَةُ عِنْدَهُ إِلَّا لِمَنْ أَذِنَ لَهُ ﴾
«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» Сура «Саба», аяты 22-23.
Здесь указано на три положения:
1. Всевышний Аллах говорит: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Разве они владеют чем-то на небесах или на земле? Нет, они ничем не владеют.
2. «И не являются совладельцами чего-либо» — в этих словах указание на то, что они не являются сотоварищами Аллаха!
3. «Нет у Него среди них помощников» — потому что некоторые люди думают, что есть кто-то, кто помогает Всевышнему Аллаху руководить всем, как например, ангел или пророк. Поэтому они обращаются к этим творениям, думая, что те помогают Аллаху.
Они уподобили Всевышнего Аллаха созданиям. Они увидели земных царей, у которых есть помощники. Если эти помощники придут к царю и заступятся за кого-либо, то царь не сможет отвергнуть это заступничество, так как он нуждается в помощнике. Поэтому они решили, что если Аллаху кто-то помогает, то Аллах не может отвергнуть заступничество Своего помощника. Всевышний Аллах отверг подобные убеждения. Он опроверг то, что эти божества владеют заступничеством. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلاَ تَنفَعُ الشَّفَاعَةُ عِنْدَهُ إِلاَّ لِمَنْ أَذِنَ لَهُ حَتَّى إِذَا فُزِّعَ عَنْ قُلُوبِهِمْ قَالُوا مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ قَالُوا الْحَقَّ وَهُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِير ﴾
«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же испуг покинет их (ангелов) сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?». Они скажут: «Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий»» Сура «Саба», аят 23.
Поэтому заступничество будет полезным, только если Всевышний Аллах дозволит. А кому Он дозволит заступаться? Ответом будут слова шейхуль-Ислама ибн Таймийи, которые привел шейх Мухаммад. Мы видим, что шейх привел аяты по порядку. В первых двух аятах указание на то, что заступничеством владеет только Всевышний Аллах. Заступничество будет только с Его дозволения. То есть, как мы говорили ранее, у заступничества два условия.
Кому же тогда будет дозволено заступаться? Ответ в словах шейхуль-Ислама ибн Таймийи, который сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он отверг владение собственностью или долей её кем-либо, кроме Него, и отверг наличие у Него помощников. Таким образом, остаётся только заступничество, однако оно возможно только для того, кому Он это дозволит. Господь сказал:
﴿ وَلاَ يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنْ ارْتَضَى ﴾
«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» Сура «аль-Анбийа», аят 28.
Подобное заступничество, на которое уповают многобожники, будет абсолютно недействительно в день Воскресения, так как его отверг Коран. Пророк ﷺ рассказывал, что в день Суда он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему».
Многобожники были убеждены в том, что заступничество будет без дозволения Аллаха и без Его довольства. Потому что они думали, что тот, у кого они просят, владеет заступничеством. Далее ибн Таймийя говорит: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что в день Суда он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему и не начиная с заступничества или ходатайства. Затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, ходатайствуй, и твое заступничество будет принято»».
Однажды, Абу Хурайра спросил Пророка ﷺ: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твое ходатайство?» Он ответил: «Это те, кто сказал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от чистого сердца» Бухари, 6570.
Первый довод указывает на то, что Пророк ﷺ господин сынов Адама, не будет заступаться, пока не дозволит Всевышний Аллах. Потому что заступничеством владеет только Всевышний Аллах. А во втором хадисе пришло второе условие, а это довольство Всевышнего Аллаха. Доволен Всевышний Аллах будет исренними людьми, то есть людьми таухида. Поэтому шейхуль-Ислам говорит: «Такое заступничество, с позволения Аллаха, предоставляется только тем людям, которые были искренными перед Аллахом, и недоступно оно тем, кто приобщает к Аллаху сотоварищей». Отсюда мы понимаем, что кто обращается к мертвому, к пророку, к посланнику, к праведнику и неправедному, прося у них заступничества, тот многобожник. Потому что в основе он взывает к другому помимо Всевышнего Аллаха. И те, к кому они обращаются, смогут заступиться только при наличии двух условий. Всевышний Аллах будет доволен только единобожниками, а единобожники не просят никого, кроме Всевышнего Аллаха.
Кто просит у мертвого заступничества, тот лишает сам себя этого заступничества, делая ширк. Заступничества заслуживают только единобожники, а многобожники не получат даже часть его. Далее шейхуль-Ислам говорит: «Суть этого состоит в том, что Всемогущий Аллах ниспосылает благо Своим искренним рабам, прощая им грехи их через ду’а того, кому Он дозволил заступничество, то есть Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оказав ему тем самым почет и удостоив его «восхваляемого места»».
Это является сущностью заступничества. Как мы говорили ранее, заступничеством владеет только Всевышний Аллах. Мы привели в довод слова Аллаха:
﴿ قُلْ لِلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا ﴾
«Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком»» Сура «аз-Зумар», аят 44.
А также:
﴿ وَأَنْذِرْ بِهِ الَّذِينَ يَخَافُونَ أَنْ يُحْشَرُوا إِلَى رَبِّهِمْ لَيْسَ لَهُمْ مِنْ دُونِهِ وَلِيٌّ وَلَا شَفِيعٌ ﴾
«Предостерегай им тех, которые страшатся того, что они будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника» Сура «аль-Ан’ам», аят 51.
Заступаться будут только за единобожников и это будет милостью Всевышнего Аллаха для них. Как это пришло в хадисе, когда Абу Хурайра спросил Пророка ﷺ: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслужили твое ходатайство?» Он ответил: «Это те, кто сказал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от чистого сердца» Бухари, 6570.
Поэтому, узнав это, человек не будет связывать свое сердце ни с кем, кроме Всевышнего Аллаха. А многобожники посвящали свое поклонение мертвым праведникам и ангелам, надеясь на их заступничество. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللّهِ مَا لاَ يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلاء شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللّهِ ﴾
«Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом»» Сура «Йунус», аят 18.
Почему Всевышний Аллах сразу не простит единобожников без заступничества? Шейхуль-Ислам ответил на этот вопрос, сказав: «Для того чтобы оказать пророку, мир ему и благословение Аллаха, тем самым почет и удостоить его «восхваляемого места»». Всевышний Аллах покажет достоинство того, кто будет заступаться. Потому что общеизвестно, что положение того, кто заступается выше, чем положение того, за кого заступаются.
У заступника будут близкие люди, за которых он захочет заступиться. У него будут любимые люди, за которых он захочет заступиться. Поэтому заступничество не ограничивается только пророком, мир ему и благословение Аллаха. Будут заступаться пророки, ангелы и праведники. Это будет милость Аллаха к тем, кто заступается и к тем, за кого будут заступаться.
Это все указывает на величие Всевышнего Аллаха. Он — Тот, Кто владеет всем заступничеством. Поэтому неправильно связывать свое сердце с кем-либо, кроме Него. Необходимо связывать свое сердце с Аллахом в надежде на заступничество, потому что только Он проявляет милость и дозволяет заступничество.
Затем шейхуль-Ислам сказал: «Заступничество же, отвергаемое Аллахом в Коране, это то, в котором замешан ширк». Не будет заступничества за многобожников, так как Аллах не доволен ими. Заступничество не принесет пользы ни одному многобожнику, так как оно приносит пользу только единобожникам. Единственным исключением является Абу Талиб. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделает за него заступничество, чтобы ему облегчили наказание. Это единственное исключение, которое дозволил Всевышний Аллах.
И в конце сказал шейхуль-Ислам: «Именно поэтому Аллах определил случаи, когда заступничество допускается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что заступничество применимо только в отношении единобожников и искренних в религии Аллаха людей». Отсюда следует, что то заступничество, с которым связали свои сердца многобожники, недействительно. Заступничество принесет пользу только искренним рабам. А кто просит заступничества у кого-то помимо Аллаха, тот будет его лишен». [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир аятов из сур «аль-А’нам», 51, «аз-Зумар», 44, «аль-Бакара», 255, «ан-Наджм», 26 и «Саба», 22—23.
2. Характеристика отвергаемого заступничества.
3. Характеристика утвержденного заступничества.
4. Упоминание великого заступничества Пророка ﷺ удостоенного «восхваляемого места» у Аллаха.
5. Описание действий Пророка ﷺ который сам не начинает заступничество, а делает это только когда получает на это дозволение Аллаха.
6. Кто является самым счастливым из людей, заслужившим ходатайство Пророка ﷺ.
7. Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.
7. Разъяснение истинной сущности заступничества.