Аллах объявляет ложным утверждение о том, что Коран может быть чем-то иным, нежели несотворенным откровением
Аллах сказал: «Клянусь падающей звездой!»(«Звезда», 1)
Когда курайшиты стали называть Коран стихами, сказаниями прошлых лет и бессвязными мечтаниями, говоря: «Мухаммад сам придумал Коран или же его кто-то подучил этому», Аллах ниспослал: «Клянусь падающей звездой!» -т.е. «Клянусь нисходящим Кораном»[89]
«…Не заблудился ваш товарищ»- т.е. Мухаммад[90]«… и не сошел с пути. Он не говорит от прихоти»- т.е. Мухаммад не говорит этот Коран от себя
«…это не что иное как»- т.е.этотКоран не что иное, как «…откровение, которое внушается».
Этими словами Аллах отверг любую мысль о том, что Коран может быть чем-то иным, нежели откровением.
Далее Аллах сказал: «…Научил его»- т.е. научил Мухаммада Корану Джибриль«…обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он вознесся…»
и далее до слов«…Он внушил в откровении Своему рабу то, что внушил».(«Звезда», 10)
Так Аллах назвал Коран Своим откровением, но нигде не назвал его Своим творением.
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал: «Скажите нам: Коран – это что-то сущее?»
Мы говорим: «Да, Коран – это что-то сущее».
Джахм сказал: «Но ведь Аллах Творец всего сущего! Почему же Коран, который вы признаете чем-то сущим, не является сотворенным как все остальное сущее?!»
Клянусь, он выдвигает тезисы, в которых усматривает возможность обоснования своих притязаний, а затем этими тезисами начинает вносить сумятицу в умы людей.
Нашим ответом будет следующее:
Аллах не называет в Коране Свою речь «чем-то сущим» из созданного. Напротив он называет таким «чем-то» лишь то, что возникает в результате Его Слова. Разве вам неизвестны слова Аллаха: «Когда Мы хотим «что-то», то стоит Нам лишь сказать: «Будь!» – как оно появляется».(«Пчелы», 40)
А это означает что такое «что-то» - не есть Слово Аллаха. Этим «что-то» является исключительно то, что возникает в результате Его Слова.
В другом аяте Аллах сказал: «Когда Он желает «что-то», то стоит Ему приказать: «Будь!» – как оно появляется».(«Йа Син», 82)
В этом аяте веление Аллаха также не выступает в роли такого «чего-то». Этим «что-то» является исключительно то, что возникает в результате Его веления.
Когда Аллах говорит, что Он является Творцом всего сущего это не означает, что Он включает в это созданное сущее и Свою Речь. Указанием на это, являются следующее:
Аллах сказал о ветре, который Он послал для уничтожения ‘адитов: «Он уничтожает все сущее по велению своего Господа».(«Пески», 25)
Тем не менее, этот ветер уничтожил не абсолютно все сущее, по которому прошелся. Так, например, уцелели дома ‘адитов, а также горы, в которых они устраивали свои жилища. Однако Аллах все равно сказал о нем: «Он уничтожает все сущее».
Вот также и со словами Аллаха:«Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего».(«Скот», 102) – они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Душу, Свою Речь и Свое Знание, хотя все это тоже является сущим.
В таком же ключе нужно понимать и слова Аллаха, сказанные о царице Савской: «Ей было даровано все сущее».(«Муравьи», 23) – так например ей не было даровано царство Сулеймана, мир ему, который жил с ней в одно время.
Вот также и со словами Аллаха: «Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего»– они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Речь, хоть она тоже является сущей.
Это можно сравнить с аятами, в которых Аллах повествует о Своей Душе (нафс):
«Я избрал тебя для Своей Души».(«Та Ха», 41)
«Аллах предостерегает вас от Своей Души».(«Семейство ‘Имрана», 30)
«Ваш Господь предписал Своей Душе быть Милосердной».(«Скот», 54)
«Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что в моей душе, а я не знаю того, что в Твоей Душе».(«Трапеза», 116)
Вместе с этим Аллах говорит: «Все души вкусят смерть».(«Семейство ‘Имрана», 30)
Любой человек, обладающий здравыми представлениями об Аллахе, понимает, что эти слова не означают, что Душа Аллаха вкусит смерть вместе с остальными душами, хоть Он и сказал «все души».
Вот также и со словами Аллаха: «Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего». – они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Душу, Свое Знание, и Свою Речь, хотя все это тоже является сущим.[91]
Этих доказательств и разъяснений будет вполне достаточно для того, кто, поразмыслив, познает Аллаха истинным образом! И да смилуется Аллах над тем, кто отречется от слов, противоречащих Корану и Сунне, и впредь будет говорить об Аллахе лишь правду.
Поистине Аллах взял со Своих творений завет, сказав: «Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду?» («Преграды», 169)
А также сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете».(«Преграды», 33)
Аллах строжайшим образом запретил возводить на Него навет и сказал: «В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся?»(«Толпы», 60)
Да убережет нас всех Аллах от смуты заблудших!
Аллах во многих местах Корана упомянул о Своей Речи, назвав ее Своими Словами, и не разу не назвав Своим творением![92]
Так, Аллах сказал:
«Адам принял Слова от своего Господа…».(«Корова», 37)
«…некоторые из них слышали Слово Аллаха».(«Корова», 75)
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним…».(«Преграды», 143)
«О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей Беседе».(«Преграды», 144)
«Аллах разговаривал с Мусой Речью».(«Женщины», 164)
«Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова».(«Преграды», 144) – в этих словах Аллах сообщает нам, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал в Аллаха и в Его Речь.
«Они хотят изменить Слово Аллаха».(«Победа», 15)
«Скажи: «Если бы море стало чернилами для Слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море».(«Пещера», 109)
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха».(«Покаяние», 6) – и ведь не сказал Аллах «…чтобы он мог услышать творение Аллаха».
Все эти тексты сказаны на ясном арабском языке, а ясное не нуждаются в каких-либо дополнительных пояснениях.
Джахмитам нужно сказать следующее:
«Аллах велит говорить:
«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха…»(«Корова», 136)
«Говорите людям благое…»(«Корова», 83)
«Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам…»(«Паук», 46)
«…говорите правое слово».(«Сонмы», 70)
«…Скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».(«Семейство ‘Имрана», 64)
«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».(«Пещера», 29)
«…говори им: «Мир вам!»(«Скот», 54)
Однако мы ни разу не встречали слов, в которых Аллах сказал бы: «Говорите, что Моя Речь – создана!»
Также Аллах говорит:
«…и не говорите: «Троица!»(«Женщины», 171)
«…и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий»(«Женщины», 94)
«Не говорите Пророку: «Заботься о нас!» – а говорите: «Присматривай за нами!»(«Корова», 104)
«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!»(«Корова», 154)
«Никогда не говори: «Я сделаю это завтра», не добавив: «если пожелает Аллах»…»(«Пещера», 23-24)
«не говори им: «Тьфу!»(«Перенес ночью», 23)
«Не взывай наряду с Аллахом к другим богам…»(«Рассказы», 88)
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты…»(«Скот», 151)
«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее…»(«Перенес ночью», 29)
«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права…»(«Скот», 151)
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему».(«Скот», 152)
И тому подобные аяты, которых в Коране великое множество. Все эти слова повествуют о том, что запретил нам Аллах, и среди них мы не найдем аята, в которых Аллах сказал бы: «Не говорите, что Коран – это Речь!»
Ангелы назвали Речь Аллаха речью и не назвали ее Его созданием.
Аллах сказал: «Когда страх покинул их сердца, они сказали: «Что сказал ваш Господь?»(«Саба», 23) - в этом аяте речь идет об ужасе ангелов, в который их привел звук откровения, внушаемого Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ибо они не слышали его уже со времен пророка ‘Исы, мир ему. Когда Аллах начал сообщать откровение Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и ангелы услышали громкий звук, исходящий от него, подобный грохоту железа обрушившегося на камни, они пришли в ужас и пали ниц, подумав, что грянул Час Дня Воскресения.
Затем «…Когда страх покинул их сердца, они сказали: «Что сказал ваш Господь?»- т.е. когда ужас, охвативший их сердца, отступил, ангелы подняли свои головы и стали расспрашивать друг друга, говоря: «Что сказал ваш Господь?»[93]
И ведь не сказали они: «Что сотворил ваш Господь?»[94]
Одного этого указания будет достаточно для того, кого Аллах пожелал наставить на верный путь.
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал: «Я нашел аят в Писании Всеблагого и Всевышнего Аллаха, доказывающий, что Коран – сотворен! И это аят, в котором сказано: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание(зикр)от их Господа, они выслушивали его, забавляясь».(«Пророки», 2)
На основании этого он заявил, что Коран является новым (мухдас), а все новое неизбежно является сотворенным.
Я клянусь, этим неявным по смыслу аяту он внес сильную путаницу и неясность в умы людей.[95]
С помощью Аллаха и внимательно изучив Его Писание, мы отвечаем, и нет силы и мощи кроме как с Аллахом:
Знайте, если два объекта, один из которых выше другого по положению, охарактеризованы одним общим названием, то в контексте одобрения и похвалы, под этим названием будет иметься в виду превосходящий объект, а в контексте порицания и упрека – превосходимый. Примером этого могут являться следующие слова Аллаха:
«Воистину, Аллах сострадателен и милостив к людям».(«Хадж», 65)
«Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями».(«Человек», 6)
Указание этих аятов распространяется лишь на благочестивых, но никак не на грешников, несмотря на то, что понятие «люди» и «рабы Аллаха» включают в себя обе эти категории.
Так, в словах Аллаха «Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями»имеются в виду именно благочестивые рабы Аллаха, так как именно они удостаиваются одобрения, когда упоминаются обособленно от грешников. Как, например, в словах Аллаха: «Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве».(«Раскалывание», 13). Когда же Аллах упоминает обособленно грешников, Он говорит: «Воистину, грешники окажутся в Аду».(«Раскалывание», 14).
То же самое и со словами «Воистину, Аллах сострадателен и милостив к людям».Хоть понятие «люди» в равной степени включает в себя как верующих, так и неверных, все же указание этого аята распространяется именно на верующих, поскольку именно эта категория людей удостаивается одобрения и похвалы, когда упоминается обособленно. Так, Аллах говорит: «И милостив Он к верующим».(«Сонмы», 43). Когда же Аллах упоминает обособленно неверных, Он говорит о них в контексте порицания и упрека. Так, Аллах говорит: «Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками!»(«Худ», 18), а также: «Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они пребудут в мучениях вечно».(«Трапеза», 80) – те о ком повествуется в этих словах, никоим образом не подпадают под указание аята о милости Аллаха.
Примером обратного применения этого правила могут служить слова Аллаха: «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле».(«Совет», 27). Понятие «раб Аллаха» одинаково применимо как к верующим, так и к неверным, однако в данном аяте имеются в виду именно неверные, поскольку, когда в Коране повествуется об увеличении удела верующих, об этом упоминается в ином контексте - контексте одобрения и похвалы. Так, Аллах говорит: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями».(«Различение», 67), а также: «…которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили».(«Корова», 3). Аллах увеличил удел пророку Сулейману сыну Дауда, Зуль-Карнейну, Абу Бакру, ‘Умару и подобным им, и никто из них не стал бесчинствовать на земле. Когда же в подобных обстоятельствах упоминаются исключительно неверные, то именно они характеризуются бесчинством и притеснением. Так говоря о Каруне, Аллах сказал: «Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей».(«Рассказы», 76) В таком же отрицательном контексте в Коране упоминается и Намруд сын Кан’ана, который стал оспаривать господство Аллаха после того, как Он даровал ему власть, а также Фараон в словах Мусы, мир ему: «Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути».(«Йунус», 88)
Так если в Коране используется некое общее определение, которое может включать в себя и верующих и неверных,[96] но при этом в контексте повествования оно будет охарактеризовано таким качеством как бесчинство и притеснение, то под ним будут иметься в виду неверные. И наоборот, если оно будет использовано в положительном контексте, то под ним будут иметься в виду верующие.
Возвращаясь к словам Аллаха: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа…», следует отметить, что понятие «назидание» может быть одинаково применимо как к назиданию от Аллаха, так и к назиданию от пророка. Однако что касается аятов, в которых назидание от Аллаха упоминается обособленно, то оно нигде не именуется чем-то «новопроизведенным». Говорится лишь: «А Назидание Аллаха более велико».(«Паук», 45) или: «Это – благодатное Назидание, которое Мы ниспослали».(«Пророки», 50).
Когда же обособленно упоминается назидание от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то оно именуется «новопроизведенным». Как, например, в словах Аллаха: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».(«Стоящие в ряд», 96). Так, назидание от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является его деянием, которое Аллах сотворил и произвел в реальности.
В аяте «Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа…»Аллах называет это назидание новым с точки зрения прихода его к людям, а всем нам известно, что вести от Аллаха, приходят к нам не иначе как посредством наставника, который доводит их до нас. Так Аллах сказал: «И назидай, ибо назидание приносит пользу верующим».(«Рассеивающие», 55), а также: «Назидай же людей, если назидание принесет пользу». («Высочайший», 9), а также: «Назидай же, ведь ты являешься наставником».(«Покрывающее», 21)
Итак, коли «назиданием» называется как назидание от Аллаха, так и назидание от пророка, но в данном аяте оно характеризуется как нечто «новое», выясняется, что в нем имеется в виду назидание от пророка, т.к. обособленно от назидания Аллаха именно оно упоминается в Коране как нечто сотворенное и возникшее после небытия.[97]
Пока Аллах не обучил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, этому назиданию, пророк не знал о нем. А это значит, что когда Он обучил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, этому назиданию, оно стало «новым» в том числе и для пророка.
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал: «Мы нашли аят в Писании Аллаха, доказывающий, что Коран сотворен, и это аят, в котором сказано: «Мессия Иса сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово…»(«Женщины», 171), а ведь известно, что ‘Иса – являлся творением Аллаха!»
Нашим ответом ему будет следующее:
«Поистине Сам Аллах запрещает тебе применить такое твое понимание к Корану. Аллах называет ‘Ису и другими словами, которыми однако, не называет Свое Писание. Так Аллах называет ‘Ису рожденным (маулюд), младенцем (тыфль), юношей (сабий), мальчиком (гулям), вкушающим еду и пьющим. Коран же назван Речью, велящей одобряемое и запрещающей порицаемое, а также Обещанием и Угрозой. Вдобавок ко всему ‘Иса был из потомков Нуха и Ибрахима, мир ему.[98] Нам не разрешено говорить о Коране то же самое, что мы говорим об ‘Исе, мир ему. Вы вообще слышали, чтобы Аллах отзывался о Коране тем же, что Он говорит об ‘Исе?!!
Смысл же слов Аллаха, Величественна Слава Его: «Мессия Иса сын Марьям, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он послал Марьям, и дух от Него» («Женщины», 171) заключается лишь в том, что словом посланным Марьям, было слово: «Будь!», благодаря которому появился ‘Иса.
‘Иса не был самим этим словом «Будь!», он лишь возник благодаря ему. «Будь!» - это Слово, сказанное Аллахом, и это «Будь!» не сотворено!»[99]
Христиане и джахмиты возвели великую ложь на Аллаха в связи с особым положением ‘Исы, мир ему. Джахмиты сказали: «Поистине ‘Иса - есть Дух Аллаха и Его Слово, потому, что Его Слово – сотворено!» Христиане сказали: «’Иса – есть Дух Аллаха, как часть Его сущности, и Его Слово – как часть Его сущности!» в том смысле, который вкладывают в слова: «Эта ткань является частью этой одежды!»
Мы же говорим: «Воистину ‘Иса появился благодаря Слову Аллаха, но сам он не является этим Словом!»
Что касается слов Аллаха «…и дух от Него»то они означают, что дух[100] в ‘Исе появилсяот повеления Аллаха. Это подобно словам Аллаха: «Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, полностью от Себя».(«Коленопреклоненная», 13) – т.е. подчинил вам все это от Своего веления.
Выражение «дух Аллаха» означает, что дух этот был создан Словом Аллаха, а воспринимать его нужно так же, как воспринимаются выражения «раб Аллаха», «небеса Аллаха», и «земля Аллаха».[101]
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал: «Поистине Аллах говорит: «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней».(«Поклон», 4)», предположив, что Коран неминуемо должен находиться либо в небесах, либо на земле, либо между ними (и соответственно сотворенным), чем снова внес неясность и путаницу в умы людей.
Мы скажем им следующее:
«Верно ли то, что Аллах, Величественна Слава Его, применил понятие сотворенности лишь к тому, что находится в небесах, на земле и между ними?»
Они ответят: «Да».
Мы скажем: «А есть ли другие творения, поверх небес?»
Они ответят: «Да».
Тогда мы скажем: «Однако Аллах не упомянул то, что находится поверх небес, в одном ряду с сотворенными вещами. А ведь обладателям знаний известно, что поверх семи небес есть Престол (аль-Курси), Трон (аль-‘Арш), Хранимая Скрижаль (Ляух аль-Махфуз), Завесы (аль-Худжуб) и еще много чего, что Аллах не назвал и не ввел в общее число сотворенных вещей. Единственное, чего коснулось повествование этого аята, это небеса, земля и то, что находится между ними».[102]
Отвечая на их заявление, что Коран неминуемо должен находиться либо в небесах, либо на земле, либо между ними, мы говорим: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, не иначе как посредством истины».(«Румы», 8) из чего выясняется, что то, посредством чего были созданы небеса и земля, предшествовало их появлению. «Истина», благодаря которой были созданы небеса и земля – это Слово Аллаха, ибо Словом Аллаха является лишь истина. Как сказано в аятах: «Он сказал: «Вот истина! Я говорю только истину».(«Сад», 84) и: «Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю посредством истины. В тот день Он скажет: «Будь!» – и это сбудется. Его Слово является истиной». («Скот», 73)
«Истина», посредством которой были созданы небеса и земля, была до их появления, и эта «истина» есть Слово Аллаха, которое не сотворено!»
Глава о том, что джахмиты отвергают в словах Аллаха:
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(«Воскресение», 22-23)
Мы говорим джахмитам: «На каком основании вы отрицаете, что обитатели Рая будут взирать на своего Господа?!»
Они отвечают: «Не пристало для Аллаха, чтобы кто бы то ни было мог взирать на Него, ибо увиденным может быть лишь тот объект, который опознан и описан некими качествами, а это значит, что увидеть можно лишь то, что Он произвел».
Мы говорим: «Но разве Аллах не сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа»?!
Они отвечают: «Смысл слов «…взирать на своего Господа»заключается в том, что они будут ожидать[103] награду от своего Господа, а видеть они будут лишь результат Его действий и Его могущества». В подтверждение этих своих слов они зачитывают следующий аят Корана: «Разве ты не видишь своего Господа, как Он простирает тень?»(«Различение», 45), говоря: «Люди никогда не видели своего Господа, и смысл этих слов таков: «Разве ты не видишь деяния своего Господа?»
Мы говорим им: «Рабы Аллаха никогда не переставали видеть Его деяния, однако в данном аяте Аллах конкретно говорит «лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа».
Они отвечают:«Здесь имеется в виду лишь то, что они будут ожидать награды своего Господа».[104]
Мы говорим: «Наряду с тем, что они будут ожидать награды, они будут смотреть на своего Господа».
Они отвечают: «Поистине Аллах не может быть узрен ни в земной, ни в Последней жизни», в подтверждение своих слов зачитывая следующий неявный по смыслу аят: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры».(«Скот», 103)
Мы говорим: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прекрасно знал смысл слов «Взоры не могут постичь Его», тем не менее, это не помешало ему сказать: «Поистине вы увидите Господа вашего».[105]
Помимо этого обратите внимание на то, что когда Муса попросил Аллаха показаться ему в этом мире, Аллах сказал ему: «Ты не увидишь Меня»[106],но не сказал: «Меня нельзя увидеть».[107]
Теперь скажите нам, за кем мы должны последовать: за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который говорит: «Поистине вы увидите Господа вашего»или джахмитом, который говорит, что мы не увидим своего Господа?!
При этом учтите, что на руках у обладателей знаний далеко не один хадис от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что обитатели Рая увидят своего Господа, о достоверности которых они не спорят между собой:
В хадисе Суфьяна от Абу Исхака от ‘Амира ибн Са’да, относительно слов Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка».(«Йунус», 26) сказано, что имеется в виду лицезрение Лика Аллаха.[108]
В хадисе Сабита аль-Бунани от ‘Абдур-Рахман ибн Абу Лейли, от Сухайба сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитателя Рая разместятся в Раю, раздастся глас, который скажет: «О обитатели Рая, поистине Аллах позволил вам получить добавку», после чего будет снята завеса и Аллах явит Себя им».(Ахмад 4/332, 6/15; Муслим/181; ат-Тирмизи/2552, 3105; Ибн Маджах/187; Ибн Мандах в «Радд ‘аля аль-Джамхийя»/83; аль-Аджурри в «аш-Шари’а»/602-604) [109]
Верующие будут взирать на Аллаха, кроме Которого нет иного Бога, и мы очень надеемся на то, что Джахм и его приспешники не будут в числе тех, кто удостоятся лицезрения своего Господа, а окажутся сред тех, кто будет отделен от Аллаха завесой, ибо неверным Аллах сказал:«В тот день они будут укрыты от своего Господа завесой».(«Обвешивающие», 15)
Кстати, если и неверный, и верующий оба будут укрыты от Аллаха, как утверждают это джахмиты, то в чем тогда окажется преимущество верующих над неверными?!![110]
Хвала Аллаху, который не сделал нас подобными Джахму и его приспешникам, и сделал нас из числа следующих, а не вводящих новшества! Хвала Одному Аллаху за все это![111]