В связи с этим возникает вопрос можно ли объявлять неверным джахмитов персонально? Другими словами, является ли неверным каждый, кто вынашивает в себе убеждения джахмитов?
Для ответа на этот вопрос и устранения затруднения в этой теме предоставим слово шейх аль-Исламу Ибн Таймийе, да помилует его Аллах. Так, он писал: «Может быть так, что некие слова будут являться неверием: как например отрицание обязательности молитвы, закята, поста и хаджа, или разрешение прелюбодеяния, вина, азартных игр и заключения брака с близкими родственниками. Однако произнёсший нечто подобное может являться тем, до кого не дошла речь Аллаха. В таком случае отвергающий ее не будет являться неверующим. К таким относятся люди, недавно принявшие Ислам, или живущие в далеких пустынях, до которых не дошли сведения о законоположениях Ислама. Такие не становятся неверными за то, что отрицают что-либо из того, что было ниспослано посланнику Аллаха, при условии, что они делают это неосознанно. Сюда же следует отнести и высказывания джахмитов, которые представляют собой отрицание сущности Всевышнего Господа и того, что было ниспослано Им Своему посланнику». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 3/354)
Также он писал: «Причиной спора возникшего между последователями Сунны относительно персонального обвинения в неверии джахмитов явилось столкновение различных указаний. Так, с одной стороны они располагали доказательствами, обязывающими их применить к джахмитам постановления касающихся неверных, а с другой, видели, что конкретные личности, из числа придерживающихся взглядов джахмитов, исполняли требования веры, что не позволяло судить о них как о неверных. На самом деле, суть этого недопонимания заключалась в том, что их сбила с толку обобщённость высказываний имамов подобно тому, как некоторых ученых из первых поколений сбили с толку обобщения, используемые в текстах Шариата. Всякий раз как они встречали слова имамов, которые говорили: «Кто сказал то-то и то-то, тот неверный» - им казалось, что любой, говорящий подобное является неверным, совершенно не задумываясь о том, что процедура обвинения в неверии имеет свои условия и препятствия, а также что обвинение в неверии в общем, не обязательно означает персональное обвинение в неверии конкретной личности. Разъяснением же этого недопонимания является тот факт, что имам Ахмад и основная масса имамов, от которых исходили эти обобщенные высказывания, не обвиняли в персональном неверии большинство из тех, кто говорил эти слова неверия…
Итак, слова и действия имама Ахмада и других имамов, взятые вкупе, являются прямым указанием на то, что они не обвиняли в неверии конкретных личностей из числа джахмитов, которые говорили, что Коран сотворен или, что Аллах не будет узрен в Последней жизни. Вместе с тем, от имама Ахмада передаются сообщения о том, что были и такие, которых он обвинил в неверии за это персонально. Однако следует принимать во внимание, что когда от имама передаются два разных сообщения по одному и тому же вопросу, то вопрос следует доследовать или дать детальные пояснения каждому из этих сообщений, увязав их между собой. Поэтому следует говорить, что в отношении тех, кого имам Ахмад обвинил в неверии персонально, собрались воедино все условия этой процедуры и отсутствовали факторы препятствующие ей. Что же касается тех, кого он не обвинял в неверии, то объяснением этого служит то, что в отношении этих людей необходимые требования данной процедуры соблюдены не были». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/487-489)
Также он писал: «Итак, если это было усвоено, то выясняется, что нельзя приступать к процедуре обвинения в неверии конкретного лица из числа этих невежд и им подобных, судя о нем как об одном из неверных до тех пор, пока ему не будет предъявлен довод, разъясняющий, что он противоречит посланникам Аллаха. И это при том, что его слова вне всяких сомнений являются неверием. Таково общее правило в вопросе персонального обвинения в неверии каждого отдельно взятого лица, даже несмотря на то, что некоторые из этих нововведений ужаснее других, а также, что в некоторых приверженцах нововведений меньше веры, чем в остальных. В любом случае, никому не позволено обвинять в неверии кого-либо из мусульман, даже если он допускает ошибку и заблуждается, до тех пор, пока ему не будет предъявлен довод и не будет разъяснен верный путь. Ибо вера человека, установленная фактом, в котором невозможно усомниться, не устраняется на основании вероятности и предположения. Об отсутствии веры можно судить лишь после предъявления довода и устранения сомнений человека». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/500)
Также он писал: «Так, например, имам Ахмад имел непосредственные контакты с джахмитами, которые призывали людей уверовать в то, что Коран является сотворенным, а также в отрицание божественных качеств. С джахмитами, которые выискивали несогласных с их взглядами путем дознания, а затем наказывали их, и имам Ахмад вместе с остальными учеными его времени были в числе тех, кто подвергся их дознанию. Жертвами джахмитских репрессией стали многие верующие мужчины и женщины, которые отказались принять джахмизм: их подвергали бичеванию, заключали под стражу, отстраняли от занимаемых должностей, лишали возможности зарабатывать на жизнь, не принимали их свидетельские показания, а также не освобождали из рук врагов. Более того, многие представители власти из числа губернаторов провинций, судей и других служебных лиц, которые являлись джахмитами, считали неверными каждого, кто не был согласен с их взглядами о сотворенности Корана и отрицании божественных качеств Аллаха…
Очевидно, что все это было проявлением крайнего джахмизма. Ибо призывающий к заблуждению хуже, чем тот, кто просто его придерживается. Поощряющий сторонников заблуждения и наказывающий несогласных с ним хуже, чем просто призывающий к нему. А убивающий несогласных со своими взглядами хуже, чем секущий за это.
Тем не менее, после всего этого имам Ахмад обращался к Аллаху с мольбами за халифа и других из числа тех, кто подверг его бичеванию и поместил под стражу. Он просил прощения за них у Аллаха, и простил им то зло, что они причинили ему, а также призыв к словам неверия. И если бы они были в его глазах вероотступниками, то он не позволил бы обращаться к Аллаху с просьбой об их прощении, так как просить Аллаха о прощении неверных запрещено Писанием Аллаха, Сунной и единогласным мнением». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 12/488-489)
Теперь, что касается сомнений относительно авторства данной книги:
Некоторые обладатели знаний высказали свои сомнения в отношении того, принадлежит ли данный труд перу имама Ахмада, да помилует его Аллах.[5] Более того, были и такие, кто заявлял, что у имама вообще не было никаких книг за исключением «Муснада», опираясь на то, что имам Ахмад запрещал писать книги. Такая версия хоть и допустима, однако не является однозначно верной.
Да, поначалу имам Ахмад запрещал заниматься писательской деятельностью, сидеть с приверженцами нововведений и опровергать их взгляды. Однако, когда ситуация изменилась и заблуждения стали прикрываться силами султана, возникла острая необходимость в противостоянии этому злу и его уничтожении.
Ад-Дарими, да помилует его Аллах, говорил: «Когда джахмиты осмелели и стали открыто провозглашать свои заблуждения, заявив, что Речь Аллаха является сотворенной, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак выступил с их критикой, сказав: «Речь Аллаха не сотворена, ибо поистине, кто говорит, что слова Аллаха: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня» - сотворены, является неверным».
Рассказал мне Яхья аль-Хаммани от аль-Хасана ибн ар-Раби’а, что ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак порицал разговоры об их заблуждениях до тех пор, пока они не заявили о них во всеуслышание. Когда же они сделали это, то он сам начал критиковать и осуждать их за это».
В том же ключе высказался и Ибн Ханбаль, сказавший: «До тех пор пока они не осмелели, мы считали, что не нужно давать огласку их взглядам. Когда же они стали открыто провозглашать свои заблуждения, нам не осталось ничего кроме как заявить о своем несогласии и взяться за их опровержение». (См. «Накду имами Аби Са’ид ‘Усман ибн Са’ид ‘аля аль-Мариси аль-‘анид» 1/537-538)
Аллах оказал мне огромную милость, облегчив работу над посланием «Опровержение взглядам джахмитов и вольнодумцев», ибо содействие в деле служения наследию этого выдающегося имама Сунны, да помилует его Всевышний, - большая честь для меня и великое благодеяние от Аллаха! О Аллах, я прошу Тебя воскресить меня вместе с этим имамом под знаменем господина всех посланников Мухаммадом сыном ‘Абдуллаха, да благословит его Аллах и приветствует! И да сделает нас Аллах, по милости Своей и щедрости, из числа тех, посредством которых оживает Сунна, гибнут нововведения, крепнут сердца приверженцев истины и сжимаются души сторонников прихотей и страстей!
Самым сильным доказательством того, что данное послание принадлежит авторству имама Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах, является тот факт, что шейх аль-Ислам Ибн Таймийя и его ученик Ибн Кайим аль-Джаузийя опирались на него в своих трудах, при изложении вероубеждений последователей Сунны. Если бы мы стали утверждать обратное, то это означало бы, что мы сомневаемся в книгах двух великих имамов, Ибн Таймиййи и Ибн аль-Кайима, подозревая их в том, что они опирались на послание, ложно приписанное постороннему автору. Однако, хвала Аллаху, мы не допускаем мысли о том, что два этих славных ученых стали бы опираться на подложные тексты. Более того, мы уверены в достоверности того, что данное послание написано имамом Ахмадом так же, как мы уверены в том, что он является величайшим предводителем последователей Сунны и единой общины. И хвала Аллаху во веки веков!
Если бы я отследил и привел все места в книгах имамов, в которых они упоминали данное послание или цитировали его для подтверждения тех или иных своих мыслей, то это заняло бы очень много места. Поэтому я ограничился тем, что счел необременительным, однако и этого оказалось не мало. Повторюсь, если бы я стал исследовать дальше, то нашел бы еще больше.
1) «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийя» (издательство «Джами’а аль-Имам», редакция д. Мухаммада Рашада Салима, т.2/ стр.484-486)
Шейх аль-Ислам писал: «…это возражение не ново и является одним из возражений отрицающих божественные качества. Еще имам Ахмад поведал о нем в «Опровержении взглядов джахмитов», сказав: «Джахмиты сказали…………………………………………(до слов) … вот также и Аллах, и заслуживает Он наивысшего сравнения, является Одним Единым Богом со всеми присущими Ему качествами»?!».[6]
Упомянутое имамом Ахмадом содержит в себе ключи к пониманию данных вопросов, а также разъяснение разницы между утверждениями, соответствующими ясному разуму, с которыми явились посланники, тем, что говорят джахмиты, и тем, что качества Аллаха являются неотъемлемой частью названий Его имен…»
В другом месте этой же книги (т.2/стр.568) шейх аль-Ислам писал: «…это то, что отрицали джахмиты отрицающие божественные качества, и то, за отрицание чего, их критиковали предшественники и имамы. Об этом упоминали имамы мусульман, составившие труды посвященные опровержениям джахмитов. Как, например, имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, в своем «Опровержении взглядов джахмитов»…»
В другом экземпляре «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийя» (издательство «Дар аль-Кутуб аль-‘Ильмийя», с примечаниями и указаниями источников ‘Абдуллаха Махмуд Мухаммада ‘Умара, т.3/ стр.108)
Шейх аль-Ислам писал: «Во вступительном слове к своей книге «Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом», написанной им в тюремном заключении, имам Ахмад сказал: «Хвала Аллаху, Который в каждую эпоху отсутствия божьих посланников…»
2) «Ар-Рисаля ат-Тадаммурийя» (в составе комментария «Ат-Тухфа аль-Махдийя», издательство «Дар аль-Уатан», стр. 259 )
Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, писал: «…поэтому имамы, как имам Ахмад и не только, критиковали джахмитов и подобных им, которые меняли местами слова в Писании, интерпретируя неявные аяты Корана неподобающим образом. Как сказал об этом имам Ахмад в своей книге «Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом»…»
В своих комментариях к «Ар-Рисаля ат-Тадаммурийя» шейх Фалих ибн Махди Али Махди писал: «…Эту книгу имам Ахмад ибн Ханбаль написал, находясь в заключении. Об этом произведении от него упоминает аль-Халляль в своей книге «ас-Сунна», аль-Кады Абу Я‘ля, Абу аль-Фадль ат-Тамими, Абу аль-Уафа ибн ‘Акыль и многие другие соратники имама Ахмада».
(См. «Ат-Тухфа аль-Махдийя»/260-262)
3) «Иктида ас-Сырат аль-Мустакым ли мухаляфати Асхаб аль-Джахим» (издательство «Дар аль-Муслим», редакция д. Насыра ибн ‘Абдуль-Карима аль-‘Акля, т.2/стр.800-801)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «…Всевышний Аллах является сущностью, описанной неотъемлемыми для Себя качествами. Аллах это не просто имя, подразумевающее под собой сущность, свободную от каких-либо качеств, существование чего невозможно в принципе. Именно поэтому имам Ахмад, да помилует его Аллах, в своих прениях с джахмитами сказал: «Мы не говорим «Аллах и Его знание…», «Аллах и Его мощь…» или «Аллах и Его свет…». Однако говорим: «Аллах со Своим знанием, могуществом и светом – Бог Единый…»[7]
4) «Джауаб Ахль аль-‘Ильм уа-ль-Иман би тахкыки ма ахбара бихи расуль ар-Рахман мин анна «Куль хууаЛлаху ахад» та’дилю сулюс аль-Куръан» (Издательство «Дар аль-Уатан», стр. 95)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «…Их цель состояла в том, чтобы доказать этим правильность своего нововведения, но имам Ахмад, да помилует его Аллах, возразил им тем, что разрушило его полностью. Имам Ахмад ответил им на это в своем «Опровержении взглядов джахмитов»…»
5) «Даръу Та’аруд аль-‘акль уа ан-Накль» известная также как «Мувафака сахих аль-Манкуль ли сарих аль-Ма’куль» (издательство «Дар аль-Кутуб аль-‘Ильмийя», откорректированная и исправленная ‘Абдуль-Лятыфом ‘Абдур-Рахманом, т.1/стр.377-378)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «…Ахмад в своем «Опровержении взглядов джахмитов» сказал: «Глава об отрицании джахмитов того, что Аллах мог разговаривать с Мусой речью»………………………………………………………………(до слов)… «когда же Муса вернулся к своему народу, они сказали: «Опиши нам речь твоего Господа» - на что он ответил: «Пречист Аллах, разве я смогу описать ее вам?!» Тогда они сказали: «Ну, укажи нам, на что она похожа», он сказал: «Слышали ли вы раскаты грома, которые звучат так словно это самое сладкое из того, что вам доводилось слышать? Она чем-то напоминает это».[8]
Затем шейх аль-Ислам прокомментировал эту цитату, после чего продолжил: «Ахмад сказал: «Мы говорим джахмитам: «Кто же тогда скажет в День Воскресения: ««О ‘Иса сын Марьям! Ты ли сказал людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом?»………..……………………………………………………………………………….(до слов)… и мы не говорим: «Аллах был, но не обладал Величием, пока не создал это Величие для Себя…»[9]
В другом месте этой же книги (т.1/стр.380-381) шейх аль-Ислам писал: «…именно поэтому в начале своего вступительного слова к «Опровержению взглядов вольнодумцев и джахмитов» имам Ахмад сказал: «………..» после чего упомянул его вступительное слово…
В другом месте этой же книги (т.2/стр.407-408) шейх аль-Ислам писал: «…Имам Ахмад сказал: «Глава о разъяснении отрицания джахмитов того, что Аллах мог разговаривать с Мусой речью»………………………………………………………………………………………(до слов)…и мы не говорим: «Аллах был, но не ничего не знал, пока не создал Себе знание, после чего стал знать…»[10]
В другом месте этой же книги (т.2/стр.410) шейх аль-Ислам писал: «…Ахмад сказал: «Таким образом Джахм и его приспешники призывали людей к неявным текстам Корана и хадисов…………………………………………………………………………………..(до слов) …и последовали за его словами люди из числа соратников Абу Ханифы и ‘Амра ибн ‘Убайда в Басре. Так и была установлена религия джахмитов…»[11]
В другом месте этой же книги (т.2/стр.315) шейх аль-Ислам писал: «…Имам Ахмад сказал о джахмитах: «Если люди спросят их о словах Аллаха: «Нет ничего подобного Ему»……………………………………………………………………………………………….. (до слов) …и даже не почувствует, что они говорят свои слова для того, чтобы оклеветать Аллаха…»[12]
В другом месте этой же книги (т.3/стр.174-176) шейх аль-Ислам писал: «…Из тех, кто говорил об этом, был имам Ахмад, который сказал в «Опровержении взглядов вольнодумцев и джахмитов» следующее: Глава об отрицании заблудшими джахмитами того, что Аллах пребывает над Своим троном……………..……………..…..…(до слов) … тем самым они полностью откажутся от своих заблуждений, ибо этими словами выразят позицию последователей Сунны в данном вопросе…»[13]
В другом месте этой же книги (т.3/стр.177-178) шейх аль-Ислам писал: «…Эти слова имам Ахмад также опроверг, сказав: «Разъяснение слов Аллаха «И Он с вами».......................................................................................................................................(до слов) … и на этом их ложь и наговор на Аллаха, Величественна Слава Его, становится очевидной для всех людей.…»[14]
В другом месте этой же книги (т.4/стр.9) шейх аль-Ислам писал: «…Ахмад писал: «Затем джахмит сделал новое заявление, сказав: «Я нашел аят в Писании Аллаха, указывающий на то, что Коран сотворен»………………………………………………..(до слов) … а воспринимать его нужно так же, как воспринимаются выражения «раб Аллаха», «небеса Аллаха», и «земля Аллаха»…»[15]
6) «Тафсир сура аль-Ихляс» (издательства «Дар ар-Райян ли ат-Турас» и «Дар ас-Саляфийя»/Бомбей/Индия, редакция‘Абдуль-‘Али ‘Абдуль-Хамида Хамида, стр. 153-154)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах писал: «…имам Ахмад в своем вступительном слове к «Опровержению взглядов джахмитов и вольнодумцев» сказал: «………..» после чего упомянул его вступительное слово…»
В другом месте этой же книги (стр.239) шейх аль-Ислам писал: «…Слова имама Ахмада и других из числа предшественников предполагают, что под ними имеется в виду именно это. Так, Ахмад в своем «Опровержении взглядов джахмитов» упомянул, что в качестве доказательства они используют три неявных аята…»
В другом месте этой же книги (стр.274) шейх аль-Ислам писал: «…Как сказал об этом имам Ахмад в написанном им «Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев, сомневающихся в неявных аятах Корана и интерпретирующих их неподобающим образом»…»
В другом месте этой же книги (стр.317) шейх аль-Ислам писал: «…Сказал Ахмад: «Они говорят: «Не бывать вам единобожниками до тех пор, пока вы не скажете, что был Аллах, и не было ничего наряду с Ним……………………………………………………………………(до слов) …однако мы говорим: «Аллах всегда был Знающим, Могущественным и Властителем без всяких «когда?» и «как?»…»[16]
7) «Баян Тальбис аль-Джахмийя фи таъсиси бида’и-хим аль-Калямийя» известная также как «Накд таъсис аль-Джахмийя» (с исправлениями, дополнениями и примечаниями шейха Мухаммада ибн ‘Абдур-Рахмана ибн Касима, издательство «Дар аль-Касим», т.1/стр.139)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах писал: «…отправной точкой появления этого в Исламе стал спор джахмитов с материалистами (дахритами), как поведал об этом имам Ахмад, да помилует его Всевышний Аллах, рассказав о дискуссии Джахма с сумманитами, которые представляли собой одно из течений материалистов…»[17]
В другом месте этой же книги (т.1/стр.315) шейх аль-Ислам писал: «…Как сказал имам Ахмад, да помилует его Аллах, в своем «Опровержении взглядов джахмитов», поведав о том какие отрицательные вещи они говорят, а также об их словах: «Аллах является противоположностью всего, что приходит тебе на ум как нечто уже известное……….(до слов) …на самом деле вы ни во что не верите, но на словах обставляете все так, чтобы люди не уличили вас в этой мерзости…»[18]
В других местах этой же книги (т.1/стр.318-319; т.2/стр.53-54; т.2/стр.350-351) шейх аль-Ислам писал: «Имам Ахмад упомянул эту историю, в ходе своего рассказа о том, как учение джахмитов просочилось в эту общину. Так, он сказал: «Дошло до нас, что враг Аллаха Джахм был родом из Термеза, что в Хорасане. Он был спорщиком, любившим поболтать........................................................................................................................................(до слов) …своими словами он ввел в заблуждение огромное количество людей…»[19] (см. также т1/стр.393, 419)
В другом месте этой же книги (т.1/стр.463-464) шейх аль-Ислам писал: «…Имам Ахмад был одним из тех, кто обратил внимание на это. В своем послании об «Опровержении взглядов вольнодумцев и джахмитов» он сказал: «Джахмиты говорят нам…….(до слов) … является Единым Богом со всеми Своими качествами».[20] (см. также т1/стр.466-467, 474)
Помимо этого книга имама Ахмада «Опровержение взглядов джахмитов» упоминается в «Баян Тальбис аль-Джахмийя» в следующих местах: т.2/стр. 12, 53, 56, 57, 60, 350, 519, 534, 542, 546, 548, 549, 551)
8) «Маджму’у Фатауа Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя» (сбор и компоновка ‘Абдур-Рахмана Мухаммада аль-Касима, т.5/стр. 496)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах писал: «…Тему о нахождении Аллаха совместно со Своими творениями имам Ахмад подробно изложил в «Опровержении взглядов джахмитов»…»
В другом месте этой же книги (т.12/стр.440-441) шейх аль-Ислам писал: «…Имам Ахмад написал «Опровержении взглядов вольнодумцев и джахмитов» находясь в заключении…»
9) «Аль-Ибана ‘ан шари’ати аль-Фирка ан-Наджия уа муджаниба аль-Фирак аль-Мазмума» имама Ибн Батты аль-‘Укбари (издательство «Дар ар-Роя», редакция д. Йусуфа ибн ‘Абдуллаха аль-Уабиля)
В главе об источниках, на которые ссылался Ибн Батта в «Аль-Ибана» доктор Йусуф ибн ‘Абдуллах аль-Уабиль пишет: «Имам Ибн Батта являлся одним из ученых-приверженцев преданий, которые в своих суждениях опирались на Коран, Сунну, высказывания сподвижников, их последователей и всех предшественников (саляф). Именно поэтому мы можем отчетливо видеть, что огромное влияние на его взгляды оказали ученые из числа первых поколений мусульман и в частности имам Ахмад ибн Ханбаль. Очень часто в своей книге он приводит его слова с непрерывной цепочкой передатчиков, рассматривая их в качестве следующей доказательной основы после Корана, Сунны и высказываний сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Львиную долю преданий, которые приводит Ибн Батта, мы можем обнаружить в книгах последователей Сунны и единой общины, живших до него. Он приводит их с непрерывной цепочкой передатчиков, возводя их до авторов этих книг, к которым, в частности относится: «Опровержение взглядов джахмитов»имама Ахмада…. (после чего привел и другие книги, на которые опирался Ибн Батта в «Аль-Ибане»)…»
Ибн Батта цитирует данное послание имам Ахмада в своей книге во многих местах:
· См. т.2/стр.86-89 (соотв. экз. Умейры/стр.101-104);
· См. т.2/стр.157, 160 (соотв. экз. Умейры/стр.106-108);
· См. т.2/стр.166-167 (соотв. экз. Умейры/стр.112-113);
· См. т.2/стр.170-171 (соотв. экз. Умейры/стр.114-115);
· См. т.2/стр.175 (соотв. экз. Умейры/стр.133-134);
· См. т.2/стр.179 (соотв. экз. Умейры/стр.110);
· См. т.2/стр.183 (соотв. экз. Умейры/стр.120);
· См. т.2/стр.195 (соотв. экз. Умейры/стр.143-144);
· См. т.2/стр.197 (соотв. экз. Умейры/стр.130);
· См. т.2/стр.198 (соотв. экз. Умейры/стр.123-125);
· См. т.2/стр.202 (соотв. экз. Умейры/стр.145);
· См. т.2/стр.301 (соотв. экз. Умейры/стр.130-131);
· См. т.3/стр.3-5 (соотв. экз. Умейры/стр.128-129)
10) «Аль-Фихрист» имама Ибн ан-Надима (с примечаниями шейха Ибрахима Рамадана, издательство «Дар аль-Ма’рифа», стр.251)
Ибн Надим, да помилует его Аллах, писал: «Ахмад ибн Ханбаль – он же Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль. Его перу принадлежат следующие книги: «Аль-‘Иляль», «Ат-Тафсир», «Ан-Насих уа аль-Мансух», «Аз-Зухд», «Аль-Масаиль», «Аль-Фадаиль», «Аль-Фараид», «Аль-Манасик», «Аль-Айман», «Аль-Ашриба», «Та’ату ар-Расуль», «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя» («Опровержение взглядов джахмитов»), «Аль-Муснад»…»
11) «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямийя» имама Ибн Кайима аль-Джаузийи (издательство «Мактаба ар-Рушд», подготовка и редакция д. ‘Аууада ‘Абдуллаха аль-Му’тика, стр.213-220)
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, писал:
«…Аль-Халляль сказал: «Я переписал эту книгу («Опровержение взглядов джахмитов») с копии ‘Абдуллаха (сына имама Ахмада), а он переписал ее с оригинала, собственноручно написанного его отцом.
Аль-Кады Абу Я’ля в своем труде «Ибталь ат-Таъуилят», а также Ибн ‘Акыль в своем произведении приводили в качестве довода цитаты из этой книги, ссылаясь на имама Ахмада.
Последователи имама Ахмада, как сегодня, так и в старину, не переставали передавать его слова из этой книги.
Ссылался на нее и аль-Байхаки, относя ее авторство к имаму Ахмаду.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя подтвердил принадлежность этой книги имаму Ахмаду и неизвестно, чтобы кто-либо из ранних или поздних последователей имама был не согласен с этим…»
«…Еще одним фактом указывающим на то, что эта книга действительно была написана имамом Ахмадом, являются слова аль-Кады Абу аль-Хусейна сына аль-Кады Абу Я‘ля, сказавшего: «Я читал эту книгу в записи Абу Джа’фара Мухаммада ибн Ахмада ибн Салиха ибн Ахмада ибн Ханбаля, написавшего в ней: «Я читал эту книгу с Абу Салихом сыном Ахмада ибн Ханбаля и он сказал мне: «Мой отец написал эту книгу, находясь в заключении, в качестве опровержения тем, кто аргументировал свои слова поверхностными смыслами Корана, оставляя разъяснения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следовать за которыми обязательно».