Человек имел средний достаток, потом стал богатым и женился на второй жене. Считается ли, что он несправедливо поступил по отношению к своей первой жене?
Вопрос: Человек говорит: «Я имел средний достаток или даже был ближе к бедности, когда женился на своей первой жене. Она жила со мной в доме моих родителей, много терпела вместе со мной в течение нашей совместной жизни, разделяла со мной мои радости и горе. Сейчас Аллах даровал мне Свою милость и обогатил меня, я стал обладать миллионами, которых хватит мне для того, чтобы я справедливо, с соизволения Аллаха, расходовал на других жен, и сейчас я хочу жениться на второй жене. Мой вопрос такой: считается ли моя женитьба на другой женщине, когда я нахожусь в состоянии богатства, зульмом (несправедливостью) по отношению к моей первой жене, которая жила со мной в моем сложном положении раньше? Джазакумуллаху хайран, и я жду от вас развернутый ответ».
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Во-первых: женитьба на второй жене в основе не является зульмом (несправедливостью) по отношению к первой жене, женитьба на третьей – не зульм по отношению к первой и второй женам, а женитьба на четвертой жене не является зульмом для предыдущих жен, и кто утверждает такое, тот приписал к пречистому шариату побуждение к зульму! Это абсурдно, и зульм – отвратителен и запрещен согласно иджмаъ (единогласному мнению ученых); зульм – это нападение на других, отнятие их прав, но разве права первой жены несправедливо забирают, когда ее муж женится на другой жене?!
Многоженство по своей сути и в основе не является зульмом. Зульм совершает тот, кто крадет права первой жены, например, не выполняя то, что Всевышний Аллах сделал обязательным для мужа по отношению к ней, и этот зульм также может случиться по отношению ко второй жене! Зульм может исходить и от одноженца, и это случается даже чаще, и шариатские суды кишат такими исками и делами, и самая большая доля исков исходит от единственных жен. Зульм исходит от поведения мужа, а не от того, что он женится. Тот, кто будет склоняться ко второй жене и отнимет у первой ее права в ночевке, содержании и предоставлении жилья, – будет несправедливым с ней, а тот, кто каждой из жен даст ее право, будет справедлив.
Ученые постоянного комитета так ответили на вопрос, считается ли зульмом по отношению к первой жене женитьба мужа на второй:
«В упомянутом никахе нет зульма для первой жены, потому что Всевышний Аллах разрешил многоженство. Всевышний Аллах сказал:
فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ
«…женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех».
Шейх Абдулазиз бин Баз, шейх Абдуллах бин Гудайян, шейх Салех аль-Фаузан, шейх Абдулазиз Аль аш-Шейх, шейх Бакр Абу Зейд («Фатаваль-ляджнатид-даима», 18\444,445).
Во-вторых: что касается положения, когда муж женится на другой жене после того, как Аллах его обогатил, и он стал способным быть справедливым к обеим своим женам, то в этом нет ничего плохого, и здесь нет никакого зульма, кроме того случая, если он будет плохо обращаться с первой женой или отрицать ее достоинства и терпение, которое она проявляла, живя с ним раньше.
Шейх Абдуррахман ас-Саъди رحمه الله сказал: «Вместе с этим, ему разрешено иметь 4 жены, если он уверен, что не будет чинить несправедливость и произвол, будет соблюдать их права. Если же он боится этого, то пусть ограничится одной женой или наложницей.
ذَلِك
«Это…», – т.е. ограничение одной женой или наложницей.
أَدْنَى أَلا تَعُولُوا
«…ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)», – т.е., ближе к тому, чтобы не было зульма (несправедливости).
И если раб хочет предпринять дело, в котором он боится несправедливости и произвола и того, что он не будет делать обязательное, то даже если это дело разрешенное, ему не следует его делать, и ему надлежит жить в достатке и благополучии, и благополучие и здоровье – лучшее, что дается рабу» («Тафсир» ас-Саъди, стр. 163).
Что касается вражды, которая происходит между женами одного мужа, то подобное или даже хуже может происходить и между членами одной семьи, и это не препятствует разумным людям достигать ожидаемой пользы от своего второго брака, если они желают его или нуждаются в нем.
Что касается мнения первой жены, что ее муж будет к ней несправедлив, женясь на второй жене, в своем сердце или имуществе, то удел и средства к существованию исходят от Всевышнего Аллаха, и Он – их создатель, и Он разделяет их между Своими рабами:
И бедняк не знает, когда будет его богатство…
И богач не знает, когда станет нуждающимся.
Что касается соучастия в любви, то никто не может утверждать, что сердце не может любить двух и более жен, кроме фантазирующих поэтов и влюбленных, и кто может проникнуться их утверждениями?!
Разве сердце отца не может любить двух и более детей, сколько бы их ни было? Так что же мешает его сердцу любить двух и более жен, столько, сколько разрешил Аллах?!
Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити رحمه الله сказал: «То, что считают некоторые безбожники из числа врагов исламской религии, – что многоженство делает обязательным вражду и постоянные беспорядки, приводящие к тяжкой жизни, потому что каждый раз, как муж сделает довольной одну из двух жен, другая начинает гневаться, и он будет всегда между двух огней, и что это немудро, – это порочные слова, как это видно любому здравомыслящему человеку. Вражды и ссоры между членами одной семьи нельзя избежать полностью, и они случаются между человеком и его матерью, между ним и его отцом, между его детьми, между ним и единственной женой, и это обычное дело, которое не имеет большого значения, особенно по сравнению с великой пользой, которая содержится в многоженстве, – с охранением и защитой женщин, облегчением им всем выхода замуж, увеличением числа уммы, чтобы мусульмане встали перед врагами ислама в своей многочисленности, и такая большая польза предпочитается отражению мелкого вреда.
Если мы предположим, что заявленные беспорядки в полигамии – действительно вред, или что причинение боли первой жене из-за второй жены – вред, то та польза, которую мы упомянули, перевешивает такой вред.
Коран разрешил полигамию из интересов женщины, – чтобы она не была лишена брака, из интересов мужчины и из интересов уммы, – чтобы она увеличивалась и могла противостоять своему врагу, чтобы слово Аллаха было превыше всего, и это – закон Мудрого, Сведущего. Его порицает только тот, чью проницательность ослепил Аллах тьмой куфра» («Адвауль-баян», 3\23,24).
В-третьих: пусть уважаемая жена знает, что богатство – источник фитны, и что мысли мужа о том, чтобы удовлетворить свою страсть шариатским никахом, следует поощрять из боязни, что он впадет в фитну, в которой находятся многие богатые люди. То, что у этого богатого человека будет несколько домов и дети от каждой жены, заставит его сдерживать свою похоть, контролировать поведение и не находить свободного времени, которое другие богатые люди проводят в совершении запретного. Мы считаем, что в интересах религии мужа, которого Всевышний Аллах наделил богатством, думать о том, чтобы жениться на второй и третьей жене, и не следует порицать его и препятствовать тому, что он намеревается сделать – получить желаемое с женщиной, на которой он женится в согласии с Кораном и сунной.
Шейха Мухаммада Насеруддина аль-Альбани رحمه الله спросили о случае, когда у человека увеличилось богатство, и первое, о чем он подумал – жениться на другой жене, но не для того, чтобы построить семью, а для удовольствия. Шейх رحمه الله сказал в своем ответе: «Это разрешено, и на нем нет никакого греха, но мы повелеваем ему, чтобы этот мубах (разрешенное) включил в себя мустахабб (желательное), – увеличение уммы Мухаммада صلى الله عليه وسلم и увеличение его аджра (награды) у своего Господа путем воспитания себя и своего потомства» (кассеты “Сильсилятуль-гуда ванн-нура», кассета № 521).
Вывод:
В том, чтобы муж женился на второй жене после того, как Всевышний Аллах обогатил его, не содержится зульма по отношению к первой жене, при условии, чтобы он соблюдал справедливость, которую ему Аллах вменил в обязанность, и это – справедливость в расходовании, проведении ночей, в жилье и одежде.
И Аллах знает лучше.