Восполнение пропущенных дней поста
Некоторые имамы считают, что, если по прошествии рамадана и наступлении нового верующий не восполнил пропущенные дни поста, он обязан компенсировать их соблюдением поста в другие дни и, кроме этого, уплатить фидью. Иными словами, за каждый день пропущенного поста он должен накормить бедняка пищей, преимущественно традиционной для конкретного района, количество которой должно быть достаточным, чтобы человек насытился. Это так, если следовать нормам шафиитского и ханбалитского мазхабов. Имамы, представляющие другие исламские толки, не считают это обязательным.
Во всяком случае, если верующий вольно или невольно попадает в такую ситуацию, он должен, и относительно этого у улемов нет разногласий, компенсировать пропущенный пост постом в другие дни. Что же касается предоставления пищи нуждающемуся или уплаты фидьи, то, если верующий поступит подобным образом, будет хорошо, а если он этого не сделает, то особых проблем не возникнет, поскольку по этому поводу посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не дал никаких наказов и повелений.
Если же есть какие-либо сомнения относительно точного числа пропущенных дней, то верующий в большинстве случаев и действуя наверняка, чтобы избежать греховного небрежения в отношении своих собственных религиозных чувств и для очищения совести, увеличивает число дней компенсации поста, т.е. верующий, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поступает в соответствии с его наказом, да будет над ним мир: "Все, что вызывает у тебя сомнения, замени тем, в чем нет у тебя сомнения". Так поступает истинно верующий и за это он в любом случае в Судный день получит дополнительное вознаграждение.
Восполнение пропущенных дней поста в месяце шаъбан
Пропущенные дни поста в месяце рамадан мусульманин или мусульманка обязаны восполнить по мере возможности при ближайшем удобном случае в течение года в любой месяц до наступления следующего благословенного рамадана. Иными словами, у мусульманина, пропустившего несколько дней поста, в запасе имеется одиннадцать месяцев, в течении которых он в удобное для него время может восполнить пропущенный пост независимо от того, пропустил ли он его по болезни или по другой уважительной причине, которой может быть, время, проведенное в пути, кормление грудного ребенка, беременность, послеродовое или менструальное кровотечение.
Шариатом предусмотрен определенный диапазон возможностей для компенсации пропущенного поста. Это можно сделать в месяце шавваль, т.е. непосредственно после рамадана, и в последующие месяцы, но, безусловно, чем быстрее будет компенсирован пропущенный пост, тем лучше. Аллах Всевышний сказал: "Спешите творить добро".(2/148) И нам неведомо число отпущенных нам дней в земной жизни, и поэтому мы в любое время должны быть готовы к переходу в мир иной достойным образом. Для обеспечения своей жизни в будущем верующий обязан восполнить то, что он пропустил. Если верующий пропускает пост из-за высокой температуры, физической слабости, состояния здоровья или неожиданных и неотложных забот, он может отложить компенсацию до следующего рамадана. Если случится так, что он не смог компенсировать пропущенные дни поста до наступления месяца шаъбан, он может компенсировать их и в месяце шаъбан, поскольку представившаяся возможность будет для него последней. Подобным образом довольно часто поступала жена Мухаммада Аиша, да будет доволен ею Аллах. В этом нет ничего предосудительного и шариатом это вполне допускается, хотя некоторые улемы подвергают сомнению правомерность такой компенсации. Однако на наш взгляд у такой точки зрения нет никакой правовой основы, и компенсировать пропущенные дни поста можно в любом из месяцев года.
Но, если верующий по причине болезни не восполнил пропущенный пост, и к наступлению следующего рамадана не выздоровел, то он может откладывать компенсацию пропущенного поста до лучших времен, не забывая при этом, что долг остается за ним. Истинны слова Всевышнего: "Аллах хочет для вас облегчения и вовсе не хочет затруднения". (2/185)