Четырнадцать «Иджма» от Ученых-салафов по поводу того, что Аллах над Троном


1- Имам Исхакъ ибн Рахаувейх (умер в 238 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах сказал: «Милостивый Возвысился над Троном». У Ученых существует «Иджма» на то, что Он Возвысился над Троном». Приводит с иснадом Имам аз-Захаби в книге «аль-Улув» под номером 487. Шейх аль-Албани, подтвердил достоверность этого иснада. Имам аз-Захаби сказал: «Взгляни же, как этот Имам приводит «Иджма» в этом вопросе»!
الامام اسحاق بن راهويه قال رحمه الله: قال الله تعالى: (الرحمن على العرش استوى) إجماع أهل العلم أنه فوق العرش استوى ويعلم كل شيء في أسفل الأرض السابعة.
ذكر اسناده الحافظ الذهبي في العلو ( برقم 487) وصححه المحدث الألباني في مختصره.
قال الذهبي: اسمع ويحك إلى هذا الإمام كيف نقل الإجماع على هذه المسألة.


2- Имам Къутейба ибн Саид (150-240 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это слова Имамов Ислама, Имамов Ахлю-Сунны и Джамаата: «Мы знаем нашего Господа, (который) над седьмым небом, над Троном Своим, как сказал Он Величайший: «Милостивый Возвысился над Троном». Приводит с иснадом Имам аз-Захаби в книге «аль-Улув» под номером 470. Шейх аль-Албани, подтвердил достоверность этого иснада. Имам аз-Захаби сказал: «Это Къутейба, известный своей правдивостью и титулом Имама, приводит Иджма в этом вопросе. А он ведь встречал Имама Малика, ал-Лейса, Хаммада ибн Зейда и других великих ученых. Он жил долгие годы и многие ученые Хафизы толпились у порога его дома…».
الامام قتيبة بن سعيد (150-240) هـ
قال رحمه الله: “هذا قول الائمة في الإسلام والسنة والجماعة: نعرف ربنا في السماء السابعة على عرشه ، كما قال جل جلاله: الرحمن على العرش استوى”.
ذكر اسناده الحافظ الذهبي في العلو ( برقم 470) وصححه المحدث الألباني في مختصره.
قال الذهبي: فهذا قتيبة في امامته وصدقه قد نقل الإجماع على المسألة،وقد لقي مالكا والليث وحماد بن زيد والكبار، وعمر دهرا وازدحم الحفاظ على بابه.


3,4- Имам Абу Зуръа (умер в 264 г.) и Имам Абу Хатим ар-Рази (умер в 277 г.). Передает от них Ибн Абу Хатим: «Я спросил отца и Абу Зуръу о мнении Ахлю-Сунны в основах религии, известном для них от ученых, которых они встречали там, где побывали и то, в чем они сами убеждены. Они ответили: «Мы встречали ученых в разных местностях: Хиджазе, Ираке, Шаме, Йемене, и их мнением было: «То, что вера – это слово и дело. Она увеличивается и уменьшается…. То, что Аллах над Троном Своим, отделен от творений, так как Он Сам Себя описал в Книге и на языке Своего посланника,да благословит его Аллах и приветствует, без вопроса «как»? Он все охватил Своим Знанием: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Приводит Имам ал-Ляликаи в книге «Шарх усуль аль-Иътикъад» под номером 321.
الإمام أبو زرعة ت264 هـ والإمام أبو حاتم الرازيان ت 277 هـ
قال ابن أبى حاتم : سألت أبي وأبا زرعة عن مذاهب أهل السنة في أصول الدين وما أدركا عليه العلماء في جميع الأمصار وما يعتقدان في ذلك ؟
فقالا: أدركنا العلماء في جميع الأمصار حجازا وعراقا وشاما ويمنا فكان مذهبهم:
الإيمان قول وعمل يزيد وينقص.…وأن الله عز وجل على عرشه بائن من خلقه كما وصف نفسه في كتابه وعلى لسان رسوله صلى الله عليه وسلم بلا كيف أحاط بكل شيء علما ليس كمثله شيء وهو السميع البصير
رواه اللالكائي في شرح أصول الاعتقاد برقم 321.


5- Имам Усман ибн Саид ад-Дарими (умер в 280 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «Рад аля Бишр аль-Мариси» стр. 154.: «Стало единогласным слово мусульман, что Аллах Всевышний над Троном Своим над небесами Своими».
الامام عثمان بن سعيد الدارمي (280)
قال رحمه الله في النقض على بشر المريسي (ص154):
وقد اتفقت الكلمة من المسلمين أن الله تعالى فوق عرشه فوق سمواته.
6- Имам Закарья ас-Саджи (умер в 307г.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Словом в вопросах вероубеждений, на котором я встретил наших ученых Хадиса, из тех что встречал, это то, что Аллах Всевышний над Троном Своим, над небесами Своими, приближается к творениям Своим как пожелает». Приводит с иснадом Ибн Батта, а так же аз-Захаби в «аль-Улув». аз-Захаби сказал:«ас-Саджи был Шейхом города Басры и известным в ней Хафизом. От него Абу Хасан аль-Ашари взял знания по хадису и мнения Ахлю-Сунны».
الامام:زكريا الساجي ت 307 هـ
قال رحمه الله: “القول في السنة التي رأيت عليها أصحابنا أهل الحديث الذين لقيناهم أن الله تعالى على عرشه في سمائه يقرب من خلقه كيف شاء “.
رواه ابن بطه كما في العلو للذهبي ( برقم 524).
قال الذهبي: وكان الساجي شيخ البصرة وحافظها وعنه اخذ أبو الحسن الاشعري علم الحديث ومقالات أهل السنة.


7- Имам Ибн Абу Зейд аль-Къайравани (умер 386 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Джами фи ас-сунан в аль-Адаб ва аль-магъази ва ат-тарих» стр. 107-108: «Из того в чем вся Умма выражала свое единогласное мнение в вопросах религии, и что является Сунной а противоречащее этому является новшеством и заблуждением, есть следующее: «Поистине Аллах да святится Имя Его, Ему принадлежат прекрасные Имена и высочайшие Атрибуты и Он не переставал быть ими описан… Поистине Он над небесами Своими над Троном Своим, не на земле, а Знание Его повсюду».
الامام ابن أبي زيد القيرواني ( 386)
قال رحمه الله في الجامع في السنن والآداب والمغازي والتاريخ ( ص 107-108):
فمما أجمعت عليه الأمة من أمور الديانة، ومن السنن التي خلافها بدعة وضلالة؛ أن الله تبارك اسمه له الأسماء الحسنى والصفات العلى لم يزل بجميع صفاته…..وأنه فوق سماواته على عرشه دون أرضه وأنه في كل مكان بعلمه.


8- Имам Ибн Батта аль-Акбарий (304-387 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Ибана» в главе «Вера в то, что Аллах над Троном Своим, отделен от творений Своих, а знание Его охватывает всякую вещь»: «Сподвижники и их последователи а так же все Ученые единогласны в том, что Аллах Свят Он и Велик, над Троном Своим, над небесами Своими, отделен от творений, а знание Его охватывает каждую вещь».
. الامام ابن بطة العكبري ( 304-387) هـ
قال رحمه الله في كتابه الإبانة عن شريعة الفرقة والناجية:
“باب الإيمان بأن الله على عرشه بائن من خلقه وعلمه محيط بخلقه
أجمع المسلمون من الصحابة والتابعين وجميع أهل العلم من المؤمنين أن الله تبارك وتعالى على عرشه فوق سمواته بائن من خلقه وعلمه محيط بجميع خلقه
ولا يأبى ذلك ولا ينكره إلا من انتحل مذاهب الحلولية وهم قوم زاغت قلوبهم واستهوتهم الشياطين فمرقوا من الدين وقالوا : إن الله ذاته لا يخلو منه مكان”. انتهى


9-Имам Абу Умар ат-Талманкий аль-Андалусий (339-429 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Вусуль иля маърифат аль-усуль» как передает аз-Захаби (566): «Мусульмане из Ахлю-Сунны, единогласны в том, что смысл слов Всевышнего: «И Он с вами где бы вы не были» и подобные этим словам из Корана, тут понимается Его Знание. А так же то, что Аллах Всевышний над небесами Сущностью Своей, Вознесшийся над Троном, как пожелал»…. «Сказали приверженцы Ахлю-Сунны по поводу Слов Аллаха «Милостивый Возвысился над Троном»- Поистине Возвышение Аллаха над Троном есть в истинном смысле (хакика), а не в метафорическом (маджаз)».
. الإمام أبو عمر الطلمنكي الأندلسي (339-429) هـ
قال رحمه الله في كتابه: الوصول إلى معرفة الأصول كما في العلو للذهبي (566):
” أجمع المسلمون من أهل السنة على أن معنى قوله : وهو معكم أينما كنتم . ونحو ذلك من القرآن : أنه علمه ، وأن الله تعالى فوق السموات بذاتـه مستو على عرشه كيف شاء، وقال: قال أهل السنة في قوله :الرحمن على العرش استوى:إن الاستواء من الله على عرشه على الحقيقة لا على المجاز


10-Имам Абу Усман ас-Сабуни (372-449 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «Акъыда ас-Салаф ва асхаб аль-хадис» стр. 36-37: «Асхаб аль-Хадис убеждены и свидетельствуют о том, что Аллах над семью небесами над Троном Своим как сказано в Книге Его и выражено учеными Уммы из выдающихся Имамов Салафов, они не разногласили в том, что Аллах над Троном Своим, а Трон Его над небесами».
. شيخ الإسلام أبو عثمان الصابوني ( 372-449)
قال رحمه الله في عقيدة السلف أصحاب الحديث (ص36-37): ويعتقد أصحاب الحديث ويشهدون أن الله فوق سبع سمواته على عرشه كما نطق كتابه وعلماء الأمة واعيان الأئمة من السلف ، لم يختلفوا أن الله على عرشه وعرشه فوق سمواته


11-Хафиз Абу Наим аль-Асфахани (336-430 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Иътикъад» как передает аз-Захаби в «аль-Улув» (561): «Наш путь это путь Салафов, следующих за Книгой и Сунной и Иджма нашей Уммы. Из того в чем они убеждены: Поистине Аллах во всех Своих предвечных Атрибутах не переставал быть совершенным… поистине Коран во всех своих проявлениях, читаемый, написанный, заученный наизусть, слышимый,- есть Слово Аллаха в истинном значении (хакика), а не повествование или перевод… Хадисы в которых подтвержден Трон и Возвышение Аллаха на него, они подтверждают их без вопроса «как» и без уподобления. Поистине Аллах отделен от творений, а творения отделены от Него, Он не проник в них, Он Возвышен над Троном над небесами, а не на земле».Сказал аз-Захаби:«Этот Имам привел Иджма на этот вопрос и хвала за это Аллаху. Он был Хафизом среди не арабов, без разногласий в этом… Ибн Асакир причислял его к сторонникам Абу Хасана аль-Ашари».
. الحافظ أبو نعيم الأصبهاني (336-430)
قال رحمه الله في كتاب الاعتقاد له كما في العلو للذهبي ( برقم 561)
” طريقتنا طريقة السلف المتبعين للكتاب والسنة وإجماع الأمة ، ومما اعتقدوه:
أن الله لم يزل كاملا بجميع صفاته القديمة ، لا يزول ولا يحول …. وأن القرآن في جميع الجهات مقروءا ومتلوا ومحفوظا ومسموعا ومكتوبا وملفوظا: كلام الله حقيقة لا حكاية ولا ترجمة… وأن الأحاديث التي ثبتت في العرش واستواء الله عليه يقولون بها ويثبتونها من غير تكييف ولا تمثيل ، وأن الله بائن من خلقه والخلق بائنون منه لا يحل فيهم ولا يمتزج بهم ، وهو مستو على عرشه في سمائه من دون أرضه”. انتهى.
قال الذهبي: فقد نقل هذا الإمام الإجماع على هذا القول ولله الحمد ، وكان حافظ العجم في زمانه بلا نزاع … ذكره ابن عساكر الحافظ في أصحاب أبى الحسن الاشعري


12- Имам Абу Насир ас-Саджзий (умер в 444 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Ибана» как передает аз-Захаби в «аль-Улув» (569): «Наши Имамы, такие как: Суфьян ас-Соуври, Малик, Суфьян ибн Уейна, Хамад ибн Сулейман, Хамад ибн Зейд, АбдуЛлах ибн Мубарак, Фудель ибн Айяд, Ахмад ибн Ханбаль, Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханзалий, были единогласны в том, что Аллах Сущностью Своей над Троном и что Знание Его повсюду, что Он будет видим в судный день глазами над Троном, что Он снисходит на ближайшее небо как пожелает, что Он гневается, радуется, говорит, как пожелает. Тот же, кто противоречит чему-то из сказанного, тот к ним не имеет никакого отношения и они к нему не причастны».
. الإمام أبو نصر السجزي (ت 444 هـ)
قال رحمه الله في كتابه الإبانة كما في العلو للذهبي ( برقم 569) :
” فأئمتنا كسفيان الثوري ومالك وسفيان بن عيينة وحماد بن سلمة وحماد بن زيد وعبد الله بن المبارك وفضيل بن عياض وأحمد بن حنبل وإسحاق بن إبراهيم الحنظلي متفقــــــــــــون على أن الله سبحانه بذاتــــــه فوق العرش وان علمه بكل مكان وانه يرى يوم القيامة بالأبصار فوق العرش وأنه ينزل إلى سماء الدنيا وأنه يغضب ويرضى ويتكلم بما شاء فمن خالف شيئا من ذلك فهو منهم بريء وهم منه براء


13-Имам Ибн Абд аль-Барр (умер в 463 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге “ат-Тамхид” 7/138, поясняя толкование 7 аята Суры аль-Муджадаля: “Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были”. “Ученые из Сахабов и Табиинов, от которых и дошёл до нас “таьвиль”- в смысле тафсир- Корана в этом аяте, (говорили), что Он над Аршем, а Знание Его повсюду. И не противоречил им в этом никто, из тех, чьи слова можно было бы считать доводом”.


14-Имам Абу Хасан аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге “Рисаля иля ахли ас-Сагр“:«Иджма восьмое: (Ученые) единогласно сошлись в том, что Он (Аллах) придет в судный день, и ангелы (придут) рядами, для расчета людей, их наказания или награды. И простит (Он) тем, кому пожелает из грешников, и накажет их них тех, кого пожелает, как Он сказал. И не означает Его приход, движение (харакат) или передвижение. Приход бывает движением и передвижением, если приходящий является телом,…
И поистине Он (Аллах) нисходит на ближайшее небо, как это поведал нам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и снисхождение Его, не является перемещением, потому что Он (Аллах) не тело…
(Ученые, единогласно согласились)то, что Он Всевышний, над небесами Своими, над Троном Своим, не на земле. И Он указал на это словом Своим:”Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?”. Сура Мульк 16 аят.
И (Аллах) сказал: ” К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние”. Сура Фатыр 10 аят.
И Он (Аллах) сказал: “Милостивый Возвысился над Троном”. Сура Та-ха 5 аят. И “истава”- возвышение Его над Троном, не означает “истиля” овладение (им), как сказали кадариты (видимо автор, имеет в виду кьадаритов-муьтазилитов), так как Он никогда не переставал быть Владеющим (муставлиан) абсолютно всем».
الإجماع الثامن
وأجمعوا على أنه عز و جل يجيء يوم القيامة والملك صفا صفا لعرض الأمم وحسابها وعقابها و&#

Наши рекомендации