Как для мужчин, так и для женщин
Молитва тарауих берет свое начало от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сначала совершал ее вместе с людьми, а затем, опасаясь того, что она будет вменена им в обязанность, перестал совершать ее с ними. ‘Аиша рассказывала: “Однажды поздно ночью посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома и стал молиться в мечети, и некоторые люди тоже стали совершать молитву вместе с ним. Наутро же эти люди стали рассказывать об этом другим, и на следующую ночь их собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали об этом другим. На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел из дома, он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру, на четвертую же ночь мечеть уже не смогла вместить всех, желавших помолиться. А наутро пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнес слова свидетельства и сказал: «А затем. Поистине, то, что вы находились здесь, не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что эта молитва будет сделана для вас обязательной, и вы не сможете ее совершать!» А потом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер и люди оставили это”. аль-Бухари 2012, Муслим 2/177.
В другой версии сообщается, что ‘Аиша сказала: “И пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал эту молитву в Рамадан”. аль-Бухари 2011.
Еще в одной версии сказано: “А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, все осталось так же. Так было и во время правления Абу Бакра. Затем во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, он собрал людей за Убай ибн Ка’бом. И это было первый раз, когда люди собрались за одним чтецом в Рамадан”. ан-Насаи 4/155.
‘Абдур-Рахман ибн ‘Абдуль-Къари рассказывал: “Однажды с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом в одну из ночей Рамадана мы вышли к мечети, и люди молились по отдельности. И тогда ‘Умар сказал: «Я считаю, что если соберу этих людей за одним чтецом, это будет лучше!» И он собрал их за Убай ибн Ка’бом. Затем, когда я вышел с ним в следующую ночь, люди молились вместе с чтецом и ‘Умар сказал: «Как прекрасно это новшество!»” аль-Бухари 2010.
Что же касается слов ‘Умара: «Как прекрасно это новшество!», то речь идет о нововведении в языковом значении, поскольку поступок ‘Умара никак не мог быть нововведением в религии, так как подобное имело основание в шариате, поскольку сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал эту молитву с людьми, но прекратил это, опасаясь того, что она будет вменена им в обязанность. После смерти посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже не было опасности, что эта молитва станет обязательной и поэтому ‘Умар во время своего правления собрал всех мусульман для совершения молитвы тарауих за одним имамом, тем самым, оживив Сунну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
И нет в этих словах ‘Умара никакого указания на такие понятия, как «хорошее нововведение» или «плохое нововведение»! Как и кто может определить границы хорошего нововведения и плохого?! Как можно заявлять о существовании «хорошего нововведения», тогда как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое нововведение – это заблуждение». Муслим 2/135.
А Ибн ‘Умар, словно предвидев подобное заявление некоторых из числа поздних поколений, говорил: «Любое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим!» ад-Дарими 1/39. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Таким образом, ‘Умар был первым, кто оживил Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха) в виде совершения групповых намазов в ночи Рамадана, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников ему возразил в этом поступке.
Имам Ибн Са’д говорил: “Умар был первым, кто собрал людей и возродил совместные молитвы в ночи Рамадана. И он написал об этом в различные города. И это произошло в месяце Рамадан четырнадцатого года по Хиджре”. См. “ат-Табакъат” 3/213.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Умар не установил ничего, кроме того, что установил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) из того, что он любил и чем был доволен, и он не порицал этого кроме как из опасения, что ночная молитва станет обязательной для его уммы, а он был по отношению к верующим мягким и милосердным. И ‘Умар, зная все это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и зная, что обязанности не могут быть ни увеличены, ни уменьшены после его смерти, оживил этот поступок и повелел людям совершать это!” См. “Ишракъ аль-масабих” 1/168.
Ан-Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Однажды мы совершали ночную молитву вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) двадцать третьего Рамадана до первой трети ночи. Затем мы совершили с ним двадцать пятого Рамадана молитву до середины ночи. А когда мы совершали с ним ночную молитву двадцать седьмого Рамадана, то думали, что не успеем на предрассветную трапезу (сухур)”. Ахмад 4/272, ан-Насаи 1/238. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.
Имам аль-Хаким сказал: “В этом хадисе содержится четкое указание на то, что совершение молитвы тарауих в мечетях является установленной Сунной. И ‘Али ибн Абу Талиб побуждал ‘Умара, чтобы он повелевал выполнять эту Сунну”. См. “аль-Мустадрак” 1/440.
Абу Зарр рассказывал: “Мы соблюдали пост вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Рамадан, и он не совершал с нами ночных молитв, пока не осталось семь ночей. Затем он совершил с нами молитву, пока не прошла первая треть ночи. Когда осталось шесть ночей, он опять не молился с нами. Затем, когда осталось пять ночей, он совершил с нами намаз до середины ночи, и мы сказали: “О посланник Аллаха, почему бы нам не помолиться и оставшуюся часть ночи?” А он сказал: «Поистине, человек, совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока имам не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь». Абу Дауд 1375, ан-Насаи 1364. Достоверность хадиса подтвердили Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Альбани.
И подобных указаний, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал совместно с людьми молитву тарауих в Рамадан, множество.
Дозволено также принимать участие в молитве тарауих и женщинам, и более того, если есть возможность, то для них назначается отдельный имам. Достоверно известно, что “когда ‘Умар собирал людей для ночной молитвы в Рамадане, он ставил имамом у мужчин Убай ибн Ка’ба, а у женщин Сулеймана ибн Абу Хасму”. аль-Байхакъи 2/494.
Также Арфаджа ас-Сакъафи рассказывал: “Когда ‘Али ибн Абу Талиб повелевал выстаивать ночную молитву в Рамадане, он назначал имама у мужчин и имама у женщин. И я был имамом у женщин”. Ибн Наср в “Къияму-ллейль” 93.
Но если нет такой возможности, то можно совершать эту молитву и за одним имамом, как мужчинам, так и женщинам, если есть для них место и они не будут смешиваться с мужчинами.
Женщины могут совершать любые групповые намазы в мечетях, если они этого желают, однако их молитва дома лучше, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не запрещайте вашим женщинам ходить в мечети, однако молитва их дома лучше для них!» Абу Дауд 567. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.