Сравнение мужчин и женщин

В 20 веке ученых интересовал вопрос, насколько мужчины и женщины превосходят друг друга в разных видах деятельности.

Парикмахеры, дизайнеры, драматурги – лучше мужчины, но они хуже учатся в школе. Гипотезы: мальчики позже созревают; девочки покладистым характером больше импонируют учителю – лучше развивается вербалика; исчезающая одаренность девочек (мужчин поощряют, женщин - тормозят).

Причины:

1. Женщины поздно начинают делать карьеру.

2. На женщин больше оказывают влияние изменения в политической и экономической сфере.

3. Женщины склонны недооценивать дружескую солидарность

4. Переоценивают рост и культурное самосовершенствование

5. Женщины много энергии трвтят на то, что они не хуже мужчин.

6. Ролевой конфликт

7. Обидчивы, чувствительны, сильно реагируют на критику.

8. Переоценивают значение на работе личностных контактов.

Сравнение по отдельным способностям.

А) Вербальные – женщины – скорость овладения речью – лучше понимает письменную речь, более внятно говорит о своих чувствах.

Б) Пространственные способности – мужчина более успешно управляет автомобилем, лучше объясняют дорогу и т.д.)

В) Математические способности – различия в математической логике, не в счете.

У женщин более развита мелкая моторика, способность к секретной деятельности, упорядочивание документов, сохранение и передача информации.

Теории воли в психологии

Волю очень мало изучали, но очень рано нашли. Часто воля отождествлялась с эмоционально-потребностной сферой, характером, а как самостоятельная часть плохо изучена.

3 этапа становления воли (Джемс выделяет триаду основных психических составляющих):

- интеллект

- чувство

- воля

70-е годы – провал в изучении воли, 80-е – повышенный интерес к воле, в частности волевые регуляции. В отечественной психологии изучали волю в спорте, в космосе, военные разработки.

Воля – регулирующая функция мозга, которая выражена в способности человека управлять свое поведение и способности, преодолевать препятствия на пути и цели (Селиванов).

Воля - произвольное управление собственными движениями (Ильин).

Исследование воли: нет прямой зависимости эффективности деятельности и волевого усилия; проблема отношения к исследованию; трудности, связанные с тесной взаимосвязью эмоций и воли; проблема оценочного критерия, данные загрязнены рядом факторов.

Виды методов.

1. Экстенсивные – различные виды экстенсивной оценки волевых качеств, краткосрочный эксперимент.

2. Экспериментальные

а) естественный эксперимент

б) лабораторный эксперимент (нр., прыжок с закрытыми глазами через пламя).

Теории воли

- автономные – рассмотрение воли как самостоятельного психического феномена

- гетерономные – воля связана с другими психическими проявлениями или частный случай.

Классификация Ильина:

1. волюнтаризм – Скотт, Шопенгауэр, Гертман – воля – самостоятельная сила психики, стоящая надо всеми психическими процессами

2. воля как свободный выбор (Спиноза, Локк, Джемс, Челпанов)

3. воля как произвольная мотивация. Родоначальник –Аристотель: предложил отличать действия – под давлением (желанием) и произвольно выполняемые.

Левин – 2 типа поведения:

1) детерминированное полем

2) волевое поведение

В качестве движущей потребности – квазипотребности. Существует несколько вариантов этой теории:

- отождествление мотивации и воли

- тесная взаимосвязь. Воля – механизм выбора мотивов, как процесс обслуживающий мотивационную сферу (Левин, Корнилов, Мясищев)

- воля и мотивация не связаны (Узнадзе, Чхартишвили)

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При
этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения - источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны
и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом волевых действий.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды.

Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке.

Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающим эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.

Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так,
в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.

По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий.

В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

Наши рекомендации