Раздел 3. Почему Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) запретили поклоняться Аллаху в местах захоронений?
Наверное, читатель обратил внимание на эту удивительную, на первый взгляд, жесткость пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом вопросе и на уровень угроз Всевышнего Аллаха.
Почему же, несмотря на то, что человек поклоняется только одному Аллаху, искренне перед ним в религии, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял его, назвал его одним из худших людей, после чего назвал его худшим творением перед Аллахом в Судный День, разъяснил то, что гнев Аллаха усилился по отношению к нему и т.д.?
Это потому что шариат Всевышнего всячески закрывает всякие пути, которые могут привести к многобожию, даже в отдаленной перспективе.
Сказал имам Ибн уль-Кайим: «В общем же говоря, тот, кто понимает, что представляет из себя многобожие, каковы его причины, какие пути к нему ведут и понимает, что имел в виду Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своими приказами и запретами, тот однозначно скажет, что вся эта жесткость, проклятия и запреты были высказаны не просто потому, что места захоронений – места нечистые,* но причиной этому нечистота многобожия…
Все это для защиты границ единобожия, чтобы не приобщилось к нему многобожие и не накрыло его». [«Игасат уль-Ляхафан» 1/296-297].
*[Имам Ибн уль-Кайим говорит об этом, потому что некоторые из ученых высказали мнение о том, что поклоняться Аллаху на могилах нельзя потому, что могилы это места нечистые].
Сказал шейх Сулейман ибн ‘Абдиллях: «Также из тех, кто разъяснил эту жесткость страхом перед многобожием, имам аш-Шафи’и, Абу Бакр аль-Асрам, Абу Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) аль-Макдиси, шейх уль-Ислам Ибн Таймия и другие, и это истина, в которой нет сомнения». [«Тайсир уль-‘Азиз иль-Хамид» с. 329].
И в конце раздела, хотелось бы еще раз обратить внимание читателя на важную деталь. Все эти угрозы и запреты касаются человека, который является единобожником и не имеет каких-либо неправильных убеждений о том, что поклонение у могил более любимо Аллаху, или что эти могилы благословенны, или что эти покойники слышат его и т.п. Это не говоря уже о явных проявлениях многобожия, как возвеличивание могил, или убеждение о том, что этот праведник является его заступником перед Аллахом и т.д.
Все это не говоря уже о тех, кто не просто поклоняется Аллаху у могил, а занимаются призывом людей к посещению этих мест, организовывает эти поездки, печется о сохранении этих мест, оказывает физическое и духовное давление на тех, кто пытается разъяснить людям суть этого деяния. Что же за наказание ждет тех, кто тратит на пути установления многобожия силы, энергию, средства, считая это делом всей своей жизни?!
Раздел 4. Что значит превращать места захоронений в места поклонения?
Превращение могил в места поклонения (масажид) несет в себе три значения:
1 Совершать в этих местах поклон Аллаху (сажда или же намаз).
2Совершать в этих местах любые другие виды поклонения (поминание Аллаха (зикр), чтение Корана, жертвоприношение и т.д.).
3Строить на этих местах мечети, которые являются домами для поклонения.
Все эти три значения касаются тех, кто совершает что-либо из поклонения, стоя или сидя прямо на самой могиле, или же, повернувшись в сторону могилы, или же рядом с могилой.
Доводы на данное деление придут в разбросанном виде в последующих разделах этой главы.
Раздел 5. О запрете возведения чего-либо над могилой, будь-то мечеть или что-либо иное.
Уровень возвышения могилы.
Ученые всех четырех мазхабов, кроме шафиитского, высказались о нежелательности насыпать поверх могилы землю, кроме той земли, которая вышла из самой могилы.
Что же касается ученых ханафитского мазхаба, то они высказались не просто о нежелательности, но о запрете этого (харам). [«Радд уль-Мухтар» 2/236].
И мнение ученых ханафитского мазхаба самое верное в этом вопросе. Другими словами, после того, как могилу выкопают и положат в нее умершего, в могилу засыпается только та земля, которая вышла из могилы при ее выкапывании, и к этой земле не добавляется земля посторонняя. При этом высота могилы над землей получится около 20-25 см (шибр). [Расстояние между мизинцем и большим пальцем вытянутой ладони]. Возвышенность над уровнем земли возникает по причине насыпания той земли, которая остается от выкапывания углубления, в которую ложат умершего (ляхед). [Это слова Бахути в «Кашф уль-Кана’» 2/140].
Что касается доводов на запрет возвышения могилы более чем на шибр, то они следующие:
1Джабир ибн ‘Абдиллях рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил возводить строение над могилой, а также добавлять к ее земле, землю постороннюю, а также покрывать могилу гипсом». (Хадис достоверный; Муслим 970; Насаи 2154; Абу Дауд 3226; Бейхакый 6735).
2Сумама ибн Шуффай’ рассказывал: «Однажды, мы вместе с Фудайлем ибн ‘Убайдом были на земле римлян на Родосе. Во время нашего пребывания там, скончался один из наших сподвижников. Тогда Фудайл ибн ‘Убайд приказал сровнять могилу с землей и сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал сравнивать могилы с землей».(Хадис достоверный; Муслим 968; Абу Дауд 3219; Насаи 2029).
3 Абу аль-Хайядж аль-Асади рассказывал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем же поручением, с которым меня послал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Он послал меня с тем, чтобы я не оставил ни одного изображения, кроме как стер его, и ни одной возвышенной могилы, кроме как сровнял ее».
(Хадис достоверный; Муслим 969; Абу Дауд 3218; Тирмизи 1049; Насаи 2030).
Сказал имам аш-Шаукани: «В этом хадисе указание на то, что возвышение могилы слишком высоко не является Сунной. Причем здесь нет разницы в том, кто захоронен в могиле – почетный человек, или человек не из почетных. Явный текст этого хадиса также указывает на то, что возвышение уровня могилы выше разрешенного уровня запрещено (харам)». [«Нейл уль-Аутар» 4/131].
Что же касается некоторых яростных могилопоклонников, то они утверждают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял ‘Али с этим поручением в страны неверующих, чтобы он уравнял могилы неверующих, а не могилы мусульман. Это утверждение является ложным и не имеет основы. В одном из риваятов этого хадиса, который приводит имам Ахмад, указывается на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посылал его на окраины Медины.
4 Му’авия сказал: «Выравнивание могил – Сунна. Что же касается их возвышения, то так делают иудеи и христиане, не уподобляйтесь же им».
(Сказал Хафиз аль-Хейсами: «Его передатчики – передатчики достоверного сборника». (см. «Мажма’ уз-Зауаид» 3/60); Табарани в «аль-Кабир» 19/352 (823)).
5 Также передается от ‘Усмана ибн ‘Аффана, что «он приказал выравнивать могилы, возвышая их над землей на высоту шибра».(Ибн Аби Шейба 3/222; Ибн Хазм в «аль-Мухалля» 5/133).
Когда же ему указали на одну из могил и сказали, что это могила его дочери Умм ‘Амр, он приказал сровнять могилу с землей. (Ибн Аби Шейба 4/138).
6 ‘Амр ибн Шарахбиль говорил: «Не возвышайте мою могилу, поистине, я видел, что мухаджиры порицали это».(Сообщение достоверное, что подтвердил шейх аль-Албани в «Тахзир ус-Сажид» с. 131; Ибн Са'д в «Табакат» 6/108).
Из всех вышеприведенных хадисов и сообщений становится понятно, что если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) или его сподвижники видели возвышенную могилу или узнавали о ее существовании, то выравнивали ее так, чтобы ее уровень над землей оставался около шибра. Если же эти могилы находились далеко, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял для уравнивания их с землей некоторых из своих сподвижников.
Что же мешает организаторам поездок в Булгар подчиниться приказу посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), последовать его примеру, более того, последовать в этом своему мазхабу?! И что же заставляет их оберегать места этих захоронений и оставлять их в ненадлежащем виде?! Следуют они в этом дорогой рафидитов, которые являются основателями обычая возведения построек над могилами. Именно они ввели этот дурной обычай среди мусульман, согнав людей на места захоронений, в мавзолеи и гробницы, опустошив этим мечети – дома Аллаха. Именно они в 549 г/х построили гробницу Хусейна в Каире.
За рафидитами в этом дурном обычае последовали представители различных суфийских тарикатов и сильно распространили это среди мусульман.
Что же касается причины запрета излишнего возвышения могил, то она заключается в том, что возвышение могил приводит к их почитанию, что, в свою очередь, приводит к многобожию. Именно поэтому, закрывая дверь к многобожию и укрепляя основы единобожия, Всевышний Аллах установил этот запрет.