Хадисы об обрядах хаджа, их версии и источники.

Следует знать, что стержень хадиса Джабира, повествующий об обрядах хаджа, опирается на семь человек, которые являются великими и заслуживающими доверия передатчиками:

1 - Мухаммад бин Али бин Аль-Хусайн бин Али бин Аби Талиб Абу Джафар Аль-Бакыр.

2 - Абу аз-Зубайр бин Мухаммад бин Муслим аль-Макки;

3 - Ата бин Аби Рабаха аль-Макки;

4 - Муджахид бин Джабир аль-Макки;

5 - Мухаммад бин аль-Мункадир аль-Мадини;

6 - Абу Салих Закван ас-Самман аль-Мадини;

7 - Абу Суфьян Тальха бин Нафи’ аль-Васити, уроженец Мекки.

Основой, на которую мы опирались при описании этих обрядов хаджа, послужила первая версия (риваят) хадиса (от Мухаммада бин Али бин Аль-Хусайна бин Али бин Аби Талиба Абу Джафара Аль-Бакыра), содержащаяся в «Сахихе» Муслима, тогда как в остальных версиях приводятся лишь незначительные дополнения, некоторые из которых больше других. Все они соответствуют тому порядку, который приведен выше. Я извлек дополнительные полезные сведения, содержащиеся в них, и добавил их к основной, первой версии хадиса, указывая при этом на те источники, откуда они были взяты, и помечая их условными обозначениями в целях краткости.

[Прим. редактора: в данном издании книги на русском языке все источники хадисов приводятся полностью, без условных обозначений].

Что касается источников приводимых хадисов, то они таковы:

1) Первую версию хадиса (от Мухаммада бин Али бин аль-Хусайна бин Али бин Аби Талиба Абу Джа’фара аль-Бакыра) привели Муслим (4:38-43), Абу Нуайм в «Аль-Мустахрадж ‘аля Сахих Муслим» (17:149-150:1), Абу Дауд (1:298-300), ад-Дарими (2:45-49), Ибн Маджа (2:252-258), Ибн аль-Джаруд в «Аль-Мунтака» ( № 465 и 469), аль-Байхаки (5:7-9) через путь передачи от Джафара бин Мухаммада ас-Садыка и далее до конца. Текст хадиса, как было указано ранее, приводится в соответствии с изложением Муслима, а значительную часть этого хадиса через данного передатчика также приводят ат-Тайалиси в своем «Муснаде» (№ 1668) и Ахмад (3:320-321). Разрозненные части этого хадиса от данного передатчика приводят Муслим (4:27, 43, 64), Абу Дауд (1:305), ан-Наса’и (2:12, 13, 16, 17, 19, 22, 38, 39, 40, 41, 42, 45, 48, 49), ат-Тирмизи (2:80, 91, 93, 95; 4:71), ад-Дарими (2:23), Ибн Маджа (2:214, 216, 223, 225, 227, 280), Малик в «Аль-Муватта» (1:332, 333, 337, 339), в том числе через его путь передачи от Мухаммада в «Аль-Муватте» (стр. 213, 220), аш-Шафии (1:303, 304; 2:4, 9, 39, 40, 65), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1:361, 363, 371, 381, 393, 398, 411) и в «Мушкиль аль-Асар» (1:346, 2:73, 3:160), ат-Табарани в «Аль-Муджам ас-Сагир» (стр. 16, 245, 251), ад-Даракутни в «Ас-Сунан» (стр. 269, 270), аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» (1:455), Ибн Хузайма в «Ас-Сахих», о чем упомянуто в «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб», аль-Байхаки в «Ас-Сунан аль-Кубра» (5:6, 32, 39, 40, 45, 74, 83, 90, 92, 93, 101, 111, 112, 114, 115, 118, 121, 124, 125, 129, 134, 144, 146, 147, 170), Ахмад в «Аль-Муснад» (3:388, 340, 333, 331, 397, 394), Ибн Са’д в «Ат-Табакат аль-Кубра» (2:1:127), Абу Нуайм в «Хильят аль-Аулия» (3:200, 199, 189; 5:65; 7:234, 233; 9:299).

2) Что касается версии хадиса, которую передал Абу аз-Зубайр, то ее привели Муслим (4:7, 35, 36, 67, 70, 79, 80, 88), Абу Нуайм в «Аль-Мустахрадж ‘аля Сахих Муслим» (19:147:1-2 и 170:1), Абу Дауд (1:282, 295, 309), ан-Наса’и (2:42, 46, 49, 50), ат-Тирмизи (2:101, 103, 104), ад-Дарими (2:62), Ибн Маджа (2:228, 247), аш-Шафии (2:12, 44, 53, 64), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1:360, 399, 404, 406, 414) и в «Мушкиль аль-Асар» (3:247), ад-Даракутни (стр. 262), аль-Хаким (1:480), аль-Байхаки (4:347, 353; 5:27, 31, 95, 100, 101, 107, 116, 125, 127, 130, 131, 149, 156), ат-Тайалиси (№ 1727), Ахмад и Ибн Са’д.

3) Что касается версии хадиса, которую передал Ата, то ее привели Аль-Бухари (3:325, 337, 478, 441, 439, 398, 396, 486, 480), Муслим (4:36-38), Абу Нуайм (17:148:1), Абу Дауд (1:282), ан-Наса’и (2:17, 23, 30, 43), ад-Дарими (2:57), Ибн Маджа (2:230, 246, 247), аш-Шафии (2:3), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1:361, 399, 423, 442) и в «Мушкиль аль-Асар» (2:73, 3:160-161), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (№1012 – «Мавариду Даман»), аль-Хаким (1:460, 473, 477), аль-Байхаки (4:326, 338; 5:3,4, 18, 23, 38, 41, 95, 122, 143, 170), ат-Тайалиси (№ 1676, 1684, 1685), Ахмад (3:302, 304, 305, 317, 318, 326, 366, 368, 373, 378, 385, 389) и Ибн Са’д (2:1:126 и 134).

4) Что касается версии хадиса, которую передал Муджахид, то ее привели аль-Бухари (3:338), Муслим (4:38), аль-Хаким (473:1) аль-Байхаки (5:23, 40) и Ахмад (3:356, 363, 365).

5) Что касается версии хадиса, которую передал Мухаммад бин аль-Мункадир, то его привели ат-Тирмизи (2:112), Ибн Маджа (2:214), аль-Байхаки (5:156) и Ахмад (3:304).

6) и 7) Что касается версий хадисов, которые передали Абу Салих и Абу Суфьян, то они приводятся в «Аль-Муснаде» (3:313, 371, 364).

Таким образом*, в данной книге приводятся хадисы, которые в своих сборниках передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и, ат-Тирмизи, ад-Дарими, Ибн Маджа, Малик («Аль-Муватта»), аш-Шафии («Аль-Муснад» и «Ас-Сунан» посредством «Бада’и аль-Минан»), Ибн Са’д, ат-Тахави («Муджам ас-Сагир»), Ибн Хузайма («Ас-Сахих»), ад-Дарими, Ибн Хиббан, Ибн аль-Джаруд, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тайалиси, Ахмад и Абу Нуайм.

*[Прим. редактора: в этом разделе шейх аль-Альбани, да будет милостив к нему Аллах, указал напротив каждого автора, хадисы которых он привел в данной книге, условное обозначение. Поскольку, как было отмечено ранее, все источники хадисов приводятся в русском издании книги полностью, эти условные обозначения не переведены с арабского языка].

Кроме того, я снабдил книгу полезными примечаниями, в которых раскрывается значение некоторых выражений, содержащихся в хадисах. Я разъяснил и прокомментировал их в соответствующих местах, указав при этом на некоторые правовые аспекты рассматриваемых вопросов, однако в целях краткости я не высказывался о них слишком пространно. Я также дополнил книгу некоторыми обрядами хаджа, которые не были в ней достаточно отображены, доведя тем самым до конца полезное содержание данной книги, повествующей о ритуалах паломничества. Я назвал ее «Хадж Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказали великие и заслуживающие доверия передатчики со слов Джабира».

Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним перед Его Благословенным Ликом и полезным для всех мусульман, ибо, воистину, Он – Всеслышащий, Отвечающий на мольбы!


Совет первый.

Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.

Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа»(сура «Корова», аят 197).

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).

Под “приближением к жене” в этом хадисе подразумевается «вступление в половую близость».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов”.

В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: “Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (тауаф аль-ифада) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным”. Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. “Аль-Мухалла”(7/186), ибо, поистине, этот вопрос является важным.

Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.

Наши рекомендации