Говорит дальше имам Аль Барбахари: «Ислам - это Сунна, а Сунна - это Ислам, и одно не может существовать без другого».
Комментарий: Мы не можем сказать, что если есть какая, то вещь в сунне, то это не ислам, и не можем сказать, что есть, какая-то вещь в исламе и это не сунна. Чтобы не было в исламе, оно является сунной Пророка (салаЛаху алейхи уа саллям), потому, что сунна - это тарика (путь) посланника Аллаха (салаЛаху алейхи уа саллям). И чтобы не было в Исламе - это сунна и чтобы не было в сунне, оно непременно является исламом. В этом заключается разъяснение этих слов.
Вопрос: Каждый ли кто вышел из сунны, вышел из ислама? И каждый, кто вышел из ислама, вышел из сунны?
Ответ: Мы говорим, что те, кто вышел из ислама, стал неверующим, тот вышел из сунны, перестал быть суннитом, но не каждый, кто вышел из сунны, сразу вышел из ислама. Кто вышел из сунны, может быть нововведенцем, но тем не менее оставаться в исламе, потому, что бид`а (новшество) бывает двух видов:
1 Бид`а му кафара - нововведения, которые достигают уровня неверия, как например нововведения рафидитов, джахимитов, некоторых суфистов и тому подобных.
2 Бид`агъайри мукафара - новшество которое не достигает неверия.
Но вместе с тем, человек уже не является суннитом, а выходит из рамок сунны.
Поэтому не нужно понимать эти слова Аль Барбахари, что кто выйдет из сунны, тот вышел из ислама. Потому, что выход из сунны и выход из ислама, это два разных понятия. Где-то они встречаются, а где-то они разъединяются. Потому, что выход из сунны может быть двух видов хурудж кулли и хурудж джуз`и всеобщий выход, то есть который так же является вообще выходом из религии и частичный выход из сунны, который не влечёт за собой выхода полностью из ислама и не влечёт за собой неверия. И этот частичный выход из сунны может быть либо запретным мухаррам, то есть человек совершает какой либо грех – зина (прелюбодеяние), риба (ростовщичество), убийство без права, он выходит этим из сунны в языковом смысле. Например: тот кто, берёт кредит (ростовщический), - он не стал нововведенцем, но он вышел из сунны в каком смысле? Совершение греха не является сунной, в этом смысле он выходит из сунны, совершая грех. С другой стороны, выход из Сунны может быть совершением нововведения. И если нет никаких уважительных причин, то он вышел из сунны, но может продолжать оставаться в исламе.
3 Легкомысленное отношение к некоторым суннам.
Так вот, необходимо знать, то, что Ислам, относится очень серьёзно к легкомыслию, относительно некоторых сунн. Если человек легкомысленно относится к сунне. Говоря про обладателей писания, Всевышний Аллах сказал: «они забыли некоторые из вещей, которые им напоминались». Онизабыли некоторые вещи, которые для них были сунной. И результатом этого стало что? Сказал Аллах: «И тогда Мы посеяли между ними вражду и ненависть до судного дня». То есть, здесь говорится, о том, что причиной вражды и ненависти между людьми стало или забывание или легкомысленное отношение к некоторым вещам, которые им упоминались. Говорит так же Всевышний Аллах: «Пусть побоятся те, которые противоречат приказу Посланника Аллаха, чтобы не постигла их смута». А приказы посланника Аллаха могут быть, касающиеся, например идеологии, которой, если противоречит человек, вообще может выйти из религии. Могут быть такими, например, если человек не выполнит их не возьмет грех, как например сунна после зухра. Могут быть то из сунны при оставление чего человек попадает в грех. То есть оставление некоторой сунны являются вещью очень серьёзной в наши дни. Не нужно думать, что человек - грешник, оставляет сунну, не делает многие вещи из религии, но знает о том, что нужно делать, или зная, что в этом вопросе сунна такая то, но намеренно противоречит ей, то не нужно думать, что всё сойдёт с рук и не будет он за это наказан. Нет, это несёт за собой последствия, как в этой, так и следующей жизни.
Говорит Шейх Уль Ислам ибн Таймия: «Ты не найдёшь ни одного нововведенца, который оставил что либо из Сунны, в которую надо уверовать и действовать по ней, кроме как непременно попал в бид`а (нововведение). И не найдешь ни когда нововведенца кроме как он оставил что-то из Сунны».Источник: «Маджмуа фатава» 7 том 173 страница.
Это указывает на то, что оставление чего-либо из сунны Пророка (салаЛлаху алейхи уа саллям) - это причина выхода из сунны полностью, в конце концов. Это вместе с тем, что бывает оставление сунны, которое не несёт за собой выход из сунны, как например, не совершение двух ракаатов после зухра. Однако скопление всех этих вещей, витр не делает, правой ногой в мечеть не заходит, правой рукой не кушает, бисмиЛлях не говорит, разные, разные сунны оставляет в большинстве своём, это может стать причиной того, что Аллах выведет его из сунны или даже выведет его полностью из Ислама.
Говорит имам Аль Багъауи, это пришло в его книге «шархуль сунна» 1 том, 227 страница: «Каждый человек, мусульманин, если он увидит кого-либо из мусульман который совершает что либо из нововведений, с тем, что он убеждён в этих нововведениях или легкомысленно относится к некоторым суннам, то тот должен бойкотировать его, и должен отрекаться от него, и должен оставить его живым или мёртвым, не должен давать ему салям когда встретит его, не должен ему отвечать на салам, пока он не оставит это своё нововведение и не вернётся к истине».
Это не означает, что если он не совершил два раката после зухра, ты не отвечаешь ему на салам. Это касается того человека, который нарушает какую-либо вещь, которая касается сунны. И ты ему указываешь на это с доводом, а он, несмотря на это упорствует, и не принимает. Тогда он заслуживает отречения от него, что бы оставили его, не разговаривали и т.п. И примеров тому среди сподвижников множество.
Передается, что Ибн Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им».Согласно другой версии хадиса: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им». Билял, сын ибн Умара, сказал: «Клянусь Аллахом, мы откажем им». На что АбдуЛлах ибн Умар ответил ему: «Я рассказываю тебе то, что пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а ты смеешь говорить: «Мы откажем им?!».Оба сообщения переданы Муслимом.
Его другой сын говорил, что ибн Умар обругал его (своего сына Биляля) такими словами, которые он никогда не слышал, и сказал: «Я сказал, что Посланник Аллаха сказал, что не запрещает, а ты мне говоришь, клянусь Аллахом, я всё равно буду запрещать? После этого он сказал, «я не буду разговаривать с тобой никогда». И приходит с других риваятах, что Ибн Умар не разговаривал со своим сыном до смерти за то, что он вошёл в противоречие словам Пророка (салалЛаху алейхи уа саллям).
Если муж запретит жене выйти в мечеть, является это харамом или нововведением?
Ответ: Нет. Но, не смотря на это ибн Умар из-за того, что Биляль пошел в противоречие этому хадису, отец перестал с ним разговаривать до конца жизни. Почему? Потому, что человек, услышав довод, пошёл в противоречие ему.
Один из сподвижников увидел, как дети кидаются мелкими камнями. И привёл им хадис, что Пророк (салалЛаху алейхи уа саллям) сказал: «Не кидайтесь мелкими камнями. Поистине, мелкими камнями не убьешь врага, не повредишь его, но выбьешь кому-нибудь глаз или ранишь, кого ни будь».На следующий день, он увидел, что они ещё кидают. И сказал им: «Я сказал вам, что Пророк (салалЛаху алейхи уа саллям) сказал не кидаться мелкими камнями? И вы всё равно кидаетесь? Клянусь Аллахом, не буду с вами разговаривать никогда».
То есть попустительство в отношении некоторых Сунн, приводит к тому, что человек отрекается от него.
Пришло в хадисе о Бану Исраиль Пророк (салалЛаху алейхи уа саллям) сказал, что Бану Исраиль погубило то, что кто-либо из них совершать грех, это не мешало продолжать им с ним общаться, продолжать с ним кушать, ходить и т.д.
То есть человек делает ему насыха (советует), тот игнорирует, и этот всё равно продолжает с ним ходить. Это стало причиной гибели Бану Исраиль.
Это о важности, относительно серьёзности отношения к любой из сунн, пришедшей от посланника Аллаха (салалЛаху алейхи уа саллям).
Поэтому от имама Ахмада пришло, когда он прочёл аят: «Пусть же остерегаются те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!»(Сура «ан-Нур», 63-аят).
А что такое смута, кроме как многобожие, возможно, что если человек отвергнет какую-то часть из слов Пророка (салаЛлаху алейхи уа саллям), какой-то приказ Пророка (салаЛлаху алейхи уа саллям), сердце его попадет в заблуждение. Его сердце заблудится полностью и это погубит его окончательно, в итоге». Источник: “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 1084-1085.
[Примечание не из урока]:
Шейхуль-Ислам ибн Таймия сказал: «Аль-Фадль ибн Зияд передал: "Я слышал, как Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль говорил: "Я прочитал Коран и нашел в нем приказ подчиняться Посланнику Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), в тридцати трех местах", и потом начал читать аят: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его велению, как бы их не постигла фитна или не постигли их мучительные страдания" (Ан-Нур,63). Он начал повторять этот аят, затем сказал: "А знаешь ли ты, что является фитной? Это – многобожие. Всевышний Аллах может ввести в сердце что-то из уклонения, после чего сердце отклоняется и человек гибнет". И после этого он прочитал аят:"Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, в чем они препираются, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью" (ан-Ниса, 65).
Когда Абу Талибу аль-Мишкани сказали, что люди оставляют хадис и придерживаются мнения Суфьяна и других, то сказал: «Удивляюсь людям, которые слышат хадис, знают о его иснаде и достоверности, но, несмотря на это, оставляют его и придерживаются мнения Суфьяна и других. А ведь Всевышний Аллах сказал: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его велению, как бы их не постигла фитна или не постигли их мучительные страдания".А знаешь ли ты, что является фитной? Это – неверие. Всевышний Аллах сказал: «Искушение хуже, чем убийство» (аль-Бакара,217). В результате они оставляют хадис от Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и их страсти ведут их к мнению» Источник: «Маджму’ аль-фатауа» 20\274.
[Конец примечания].
То есть побойся, брат, высокомерия перед контекстами. Пришел к тебе контекст - не проявляй высокомерие перед ним. Не говори - нет, я этого делать не буду. Не говори: нет, я буду делать наоборот. Даже если ты не совершаешь какую-то сунну, ты не совершаешь ее из-за лени, занятости какими-то другими вопросами, но не совершай ее из-за высокомерия. Не говори: Я не буду ее совершать. Поэтому во многих вопросах приходит, например азан не в сторону киблы, это говорят, противоречит сунне. Азан действительный или нет? Азан действительный. Но учёные говорят, если человек это делает намеренно, желая противоречить сунне, что я не буду делать азан в сторону киблы, буду поворачиваться задом, то это не только превращает его азан в не действительный, но может вывести его из ислама. Потому, что человек относится попустительски к сунне Пророка (салалЛаху алейхи уа саллям) из упорства.
Говорил Абу Бакр Ас-Сыдик: «Я никогда не оставлю даже малого, из того, что совершал Пророк (салалЛаху алейхи уа саллям) кроме как непременно буду это совершать. Потому, что я боюсь, что если оставлю хотя бы что либо из того, что делал Пророк салалЛаху алейхи уа саллям), то я из-за этого заблужусь».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: «Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали”» (аль-Мутаффифин 83: 14). [ат-Тирмизи 3334, Ибн Маджах 4244. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн ‘Ади, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани].
Его сердце полностью превращается в чёрное, так, что он перестаёт отличать истину от лжи, перестает отличать одобряемое от порицаемого. И говорит наоборот, приходит человеку фитна и он отвергает её и сердце его становится белым, очищается от черни и в конце концов становится полностью белым, так что не повредит ему фитна, пока стоят небеса и земля. То есть совершение грехов или попустительство в сунне может привести в итоге к плачевным результатам. Потому, что это вредит сердцу человека. Это хадис от Абу Бакра приходит у Бухари и Муслима.
Так же приходит от ибн Масуда что он сказал: «Приходит народ, и оставляет от сунны вот столько вот и указал на часть пальца, (то есть чуть-чуть оставляет из сунны), если вы оставите их на этом, то они придут к тебе с великой бедой в итоге».
Начинается нововведение с маленького, даже не с нововведений. Приходит народ, оставляет из сунны чуть-чуть, а потом, если ты его на этом оставишь, и не будешь порицать, не будешь ему насыха (наставление) делать, столкнёшься с великой проблемой с великой бедой.
Продолжает ибн Масуд: «Так же началось с обладателей писания. Первое, что они оставили, были некоторые вещи из сунны, а закончилось тем, что оставили намаз».
И пример этому хавариджи хадис от Абу Мусы Аль Ашари*, когда он пришёл и сказал…
Это о важности следования Сунне.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Если ошибочное мнение подобно пяди, то потом среди последователей оно становится подобным локтю, сажени…, и счастлив тот, кто неуклонно следует Сунне». Источник: «Бугьят аль-муртад» (стр. 451).
То есть зачинатель начинает с ошибки в пядь, а те, которые за ним следуют, развивают его эту ошибку и приходят уже с локтем. Как это с ихвану муслимун, начал Саид Кутб, и Хасан Банн. Начали с вещей, которые являлись небольшими проблемами, но, если посмотреть на то, чем они пришли уже сегодня, посмотреть до какой степени, до каких вещей развили эти нововведения, то видишь, что это уже локоть относительно пяди.
*[Примечание не из урока]: