Предметы быта и одежды, (школьный музей Малая Уба,фото 2009г.)
Наряду с сарафаном женщины чаще надевают юбки. Кички (головной убор «полячек» - В.Ш.), носят по праздникам, на богослужение, в обычное время просто повязывают голову шалью», - увидела и записала в своем дневнике М.В. Швецова, в 1898 году.(11.стр35).
«При въезде в Секисовку», - пишет П.П.Семёнов Тян-Шанский, «меня поразили некоторые особенности в одежде и жилищах обитателей этого селения. Внутренность их жилища отличались замечательной чистотой, некрашеные деревянные полы были тщательно вымыты. Мебель, в особенности шкафы. А также потолки и стены были выкрашены яркими красками».(14стр68).
«Дома старинной русской архитектуры с высоким крыльцом, с точеными столбиками, выкрашенные в разные цвета», - описывала в своем путешествии Мария Швецова старообрядческую деревню, – «затейливая резьба по окнам и крыши. Ведущая в сени дверь украшена рисунками.».(11стр35.). «Внутри жилище разделено на две половины: “чистую” и “черную”. Большая печь в “черной” половине выбелена, а низ оббит досками, раскрашенными цветами или фантастическими животными. Обязательными украшениями всех комнат, как чистой, так и черной, были зеркала, на которых повешены полотенца с вышитыми краями. В переднем углу комнаты - божница с иконами и восьмиконечный старообрядческий крест с изображением Святого Духа над ним».(11.стр36).
Социально-экономическая жизнь «польской» деревни, к началу ХХ в. была относительно стабильна - с постоянным ростом старообрядческого капитала. Главная причина экономического благополучия кроется в упорстве, в трудолюбии, в достижении поставленной цели, в сплоченности и коллективной взаимопомощи староверов.
Вид на д. Черемшанку: дом среднего достатка «поляка». Змеиногорский уезд. Риддерская волость. Фотограф С.П.Швецов. 1920гг..(42.стр27).
Просвещение
Государственные школы в «польских» селах появились только во второй половине XIX века, хотя в некоторых деревнях было частное обучение. Доподлинно известно - в 1883 году старовер по фамилии Грошов обучал грамоте быструшинских ребятишек. А в д. Малая Уба местный дьяк учил письму пятерых учеников.(17.стр78). Платное образование не всем крестьянам было «по карману». Да и государственные школы не могли принять всех желающих. В Шемонаихинской школе, например, в 1886-1887 учебном году обучалось 18 учеников в неприспособленном для занятий помещении. Местный учитель рассказывал о школе в д. Лосиха (Верх-Уба): « Крайне мала, неудобна, холодна. Стены промерзают, сырость страшная, сидеть приходиться в шубах».(17стр79).
Название деревни | Количество школ | Положено школ согласно числу детей |
Бутаково | Одна | Две |
Черемшанка | Одна | Три |
Орловка | Одна | Две |
Пихтовка | - | Одна |
Поперечная | - | Две |
Стрежевная | - | Одна |
Итого | Три | Одиннадцать |
Таблица №6
Таблицы №6 указывает, что школ в 1912 году в Риддерской волости, как впрочем, и во всей Российской империи катастрофически не хватало.(43). Основная масса населения деревень была неграмотна. Например, на сходе села жителей Быструха, из 329 присутствующих домохозяев под итоговым документом смогли поставить свою роспись только 28 человек.(44).
Под давлением общественного мнения и в связи с большим притоком переселенцев Кабинету пришлось включить в свой указ от 1899г. пункт « Об обязательном выделении земельных участков школам и под строительство новых школ». Указ неукоснительно выполнялся землеустроителями и во Владимирской волости д. Секисовка техник отвел участок под новую школу 157,72 десятины.(45). Согласно указу, под строительство новых школ отводилось не менее 45 десятин. Выходило, что в д. Секисовка, кроме существующей, (открытой в 1888г.) школы, должно быть еще три образовательных заведения. В деревнях Малая Уба и Быструха техники отвели пять участков (1участок-15 дес.), в д. Зимовье и Александровка - три, а в Волчихе менее одного участка.
Не все жители «польских» селений радовались строительству новых школ. Ответ кроиться в заявлении заместителя старосты д. Быструхи Проходова поданном в землеустроительный отдел г. Змеиногорска в 1912г.: « Пять участков школе много, достаточно трех, так как в деревне мало земли для жителей».(46). Жалобу рассмотрела комиссия под председательством господина Барокка и дала ответ: «Возражение на пять участков школе не может быть принято во внимание, так как Высочайшим утверждением от 2 июня 1899 года отвод школам обязателен. Жалобу оставить без следствия».(46).
Все отведённые участки в обязательном порядке передавались под роспись ответственным лицам. Таковыми являлись местные учителя, старосты или священники. Например, технику Томилову дал расписку учитель д. Зимовье Быков: « Я, нижеподписавшийся, взял для школьного участка землю, она будет использована по назначению».(47).
Конечно, проследить за судьбой отведенных участков под строительство школ нам не представляется возможным. Но мы можем предположить, что строительство затягивалось, вначале из-за нехватки выделяемых правительством денежных средств, а в 1914г. империалистическая война окончательно закрыла школьный вопрос. Участки были разделены местными жителями между собой. В д. Быструха например, семья Васильевых построили собственный дом в 1914 году.
Чему учили крестьянских ребятишек в государственной школе? Вспоминала жительница села Быструха Л. К. Рибнер (1901 г. рожд.): « Школа была деревянная, классов – четыре. Все занятия проходили в одной комнате. Учеников в школе насчитывалось 50 – 60 человек. Учебный год начинался с первого сентября и заканчивался с наступлением праздника – Пасхи, каникулы – десять дней на Рождество. Преподавали арифметику, письмо, чтение Закон божий. С утра до обеда один учитель, а с обеда до вечера – другой».