Рецензент: Профессор ВКГТУ им. Д. Серикбаева, доктор исторических наук Алексеенко А.Н.
Введение
Рудный Алтай всегда привлекал своими тайнами ученых: археологов, этнографов, историков, демографов. Здесь в разные эпохи происходили интересные события, связанные с жизнью племен и народов, населявших древнюю землю Восточного Казахстана. Об одном из таких исторических событий повествует данная работа. Она рассказывает историю раскольников выселенных из Польши в середине XVIII века на Алтай. История алтайского старообрядчества, тесным образом связанная с освоением Сибири и широко освещена в научных исследованиях.
Как объект изучения, старообрядчество Рудного Алтая занимало ученых c XVIII века. О раскольниках писали, путешественники академик П.С.Паллас (в 1770г) и П.П.Семенов Тян-Шанский, который побывал в деревне Секисовка в 1857 году, исследователи от Западно-сибирского Русского географического общества М.В.Швецова (в 1898г.) и А.А.Новоселов (в 1912г.). Писатель-этнограф Г.Д. Гребенщиков и историк Сибири П.А.Словцов, служитель старообрядческой церкви Ф.Е.Мельников и учёный Е.Шмурло. По мере необходимости в своих работах о староверах говорили доктор исторических наук профессор Алексеенко Н.В. и профессор АлексеенкоА.Н., Т.С.Мамсик и писатель С.Е.Черных, журналист Андрей Кратенко, историк Владимир Толочко, сотрудник Восточно-Казахстанского областного этнографического музея Татьяна Шарабарина и ещё многие другие замечательные люди. Целенаправленно в советское время, с 20-х годов ХХ в. проводились этнографические экспедиции из Ленинграда под руководством Е.Э.Бломквист и Н.П.Гринковой, в 1975г. И.И.Барановой и И.И.Шангиной. В 1993 г. состоялась экспедиция из Новосибирска на Рудный Алтай Н.С. Мурашовой и В. В. Мурашова, а в 2010 году экспедиция из Санкт-Петербурга Русского этнографического музея исследователей А.Б.Островского и А.А.Чувьюрова. Изучения этих, а также многих других исследователей дают общее представление о начальных этапах истории старообрядчества и его дальнейшем развитии культуры, жизни и быта.
В настоящей работе рассматривается экономическая и культурная сторона жизни староверов, их борьба за социальное и духовное единство против зарождающихся капиталистических отношений внутри религиозных общин «польских» деревнях. В работе будет сделана попытка осветить историю старообрядчества на Алтае через торговый и финансовый капитал. Используя документы, которые хранятся в областном архиве города Усть-Каменогорска, научную литературу и рассказы местных жителей, а так же материалы школьных музеев современных сёл Восточного Казахстана Быструхи, Секисовки, Малой Убинки, показать дореволюционный жизненный уклад, проблемы землепользования в старообрядческих деревнях Рудного Алтая в XVIII- начале XX веках.
Поморье, Стародубье, Ветка.
Для народа России XVII век был самым не предсказуемым и опасным, часто ставивший само существования государство на край пропасти. Оправившись от «Смутного времени» царское правительство усилило феодальный гнет, вынудив вновь простой люд взяться за топоры и вилы. Тяжелыми налоговыми обложениями и повинностями государство «привязало» крестьян к феодалам, а посадский торгово-ремесленный слой населения обязало «быть в тягле» в пользу казны. Да и в духовном согласии народа произошел раскол. Патриарх Никон в 1653г., стремясь к единообразию религиозного культа в православии, переиздает церковные книги и требует молиться троеперстием. Государственная власть поддерживало церковную реформу, а на ослушников кто не принял нововведения, пошли великие гонения. Людей не желавших мириться с крепостными порядками в стране и не принявших реформу, упорно продолжающих исполнять религиозные «треба» по старому, назвали «староверами», «раскольниками».
Постоянно преследуемые - староверы были вынуждены уходить подальше от центра на окраины и за рубеж государства. Стойкость последователей раскола перед жестокими гонениями со стороны церковной и светской властью еще больше придавал уверенности в правильности старообрядческой веры.
Первая ячейка старообрядческой церкви была заложена купечеством из московского посада в 1667 году. Прибыв в Стародубье (территория Польши и Литвы), под руководством московского священника Кузьмы и священника из г. Белёва Стефана, они в 70-х годах XVII века основали слободу Понуровку. А через некоторое время посадские эмигранты перебрались на реку Сож остров Ветку во владения польского воеводы Халецкого. Постоянный приток беглецов из России способствовал быстрому росту колонии раскольничьей эмиграции. При царствовании Петра I в Нижегородской губернии на р.Керженце были разорены и разогнаны мужские и женские обители раскольников и толпы старообрядцев бежали в Стародубье и на Ветку. За 5-10 лет Ветка раскинулась на 40-50 верст в окружности, где к 1722 году проживало 40 тысяч человек в 23 селениях. Строительство своих монастырей и церквей требовало и своих «правильных» попов. Поначалу беглых попов хватало, но позже в них возникла острая необходимость. Само определения «беглый» к раскольникам не отождествляется с чем-то преступным, нехорошим. Священнослужитель, писатель и полемист старообрядческой церкви Ф.Е.Мельников говорил: «Бегство от истины, от кроткого и смиренного Христа, от Его св. Церкви - это преступление. Бегство же ото лжи, от коварного и жестокого дьявола, от его учеников - гонителей и мучителей - это подвиг, святое дело, это путь Христа и Его учеников. В этом бегстве - жизнь и спасение святой Церкви».(1.стр103).
«Без попов нам быть никак не возможно»,- говорили ветковцы. Погоня за попами дало староверческому согласию название «беглопоповцы» или «поповцы». Перемазыванием, делать «правильных» служителей культа взял на себя обязанность в 90-х годах XVII века Феодосий Ворыпин.(2.стр240). До своего гонения он начинал карьеру священником в городе Рыльске Курской губернии.
Кроме посадского люда бежали в Польшу и крестьяне. Пробираясь потаенными тропами заграницу разрозненными группами, они не имели своих духовных наставников, приходили без попов. Объединил «беспоповцев» -безбрачников в единое согласие заграницей дьяк Феодосий Васильев. Впервые годы существования беспоповщинское течение в России было представлено поморским толком, основанным в 1694 г. на реке Выг в Олонецкой и Архангельской губерниях братьями Андреем и Семеном Денисовыми и дьяком Данилой Викулиным. Лидеры беспоповцев провозгласили недопустимость брака. Однако вскоре часть поморцев отказалась от безбрачия. Полное безбрачие могло привиться в монастырях или «пустынях», а в обыкновенной или мирской жизни это было не реально. Беспоповцы, отказавшиеся от безбрачия, получили название «брачники». Также, появились беспоповцы, у которых не было своих храмов, и они не служили ни утрени, ни часов, ни вечерни и потому их согласия называлось «нетовское». Сами нетовцы в большей степени называли себя «спасовцами», то есть надеялись только на одного Спасителя. Основателем согласия, возникшего на рубеже XVII-XVIII вв., был керженский скитник Козьма Андреев. Жестокость светской и церковной власти по отношению к раскольникам породило ещё одно беспоповское согласие - это «бегуны» или «странники». По мнению большинства исследователей, этот толк придумал беглый солдат Евфимий в середине XVIII века. Странники отвергали все, что связано было с государством, и налоги, и присяги, и паспорта и даже деньги (таких беспоповцев называли «безденежниками»).
На Ветки Феодосий Васильев до 1706 года ещё как то поддерживал связь с Выговской общиной беспоповцев Поморья. Но в дальнейшем, из-за разногласий в проблеме таинства брака, и контактов последних со светской властью, привело к разрыву сложившихся отношений. В силу экономической необходимости и в первую очередь получения право заниматься торговлей и промыслами Выговская община пошла на компромисс, признала Петра Первого своим царем и дала приписать себя к Олонецким заводам.(3.стр 268). Потому беспоповская эмиграция отделилась от поморцев и стала называться «федосеевским»- безбрачниками, в честь основателя и главы согласия в Польше.