Доказательства того, что совершающий тяжкие грехи не становится неверующим
Доказательства того, что человек, совершающий тяжкие грехи, не становится из-за них неверующим, имеются как в Коране, так и в Сунне.
Из Корана можно привести высказывание Всевышнего: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных.& Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат, 9-10).
Эти два аята имеют отношение к обсуждаемому нами вопросу, потому что в них Аллах назвал верующими тех, кто ослушался Его и начал сражаться с правоверными, несправедливо покушаясь на их права. Этот поступок относится к тяжким грехам, тем не менее, Всевышний Аллах назвал сражающихся мусульман братьями и приказал остальным верующим помирить своих братьев по вере.
Среди доказательств из Сунны можно упомянуть хадис Абу Саида аль-Худри, переданный Муслимом, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Обитатели Рая войдут в Рай, и Аллах введет туда по Своей милости тех, кого пожелает, а обитатели Ада попадут в Ад. Затем Он скажет: «Посмотрите, у кого в сердце вы найдете веру весом хотя бы с горчичное семечко, и выведите его оттуда…».[258]
Этот хадис имеет отношение к нашей теме, потому что в нем подчеркивается, что грешники, совершавшие тяжкие грехи, не останутся в Аду навечно, и что оттуда выйдут все, в чьих сердцах есть хотя бы крошечная крупица веры. Из хадисов также следует, что одни верующие превосходят других по своим деяниям, и что вера может увеличиваться, а может и уменьшаться, если человек перестает совершать обязательные предписания и увязает в грехах.
Тема III. Ихсан
Что такое ихсан?
Слово «ихсан» означает «добродетель». Смысл ее заключается в том, что человек осознает, что Всевышний Аллах наблюдает за ним, когда он уединяется с самим собой или когда он находится в обществе. Осознавая это, он испытывает любовь к Аллаху и страх перед Ним, надеется на Его вознаграждение и опасается Его наказания. А для этого он регулярно совершает обязательные и добровольные предписания религии и остерегается запрещенных и нежелательных поступков. И поэтому творящие добро – это те, которые опережают других и состязаются друг с другом в совершении праведных дел.
Доказательства этого
К доказательствам из Корана относятся слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (ан-Нахль, 128).
Среди доказательств из Сунны можно отметить хадис о Джибриле, в котором сообщается, что он попросил Пророка, e: «Расскажи мне об ихсане». Тот сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя».[259]
Тема IV. Связь между исламом, верой и ихсаном
Ислам, вера и ихсан упоминаются в хадисе о том, как ангел Джибрил пришел к Пророку, e, и расспросил его об этих трех понятиях. Отвечая про ислам, он назвал внешние обряды, такие как произнесение свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха», совершение намаза, выплата закята, совершения хаджа к Дому. Говоря о вере, он перечислил внутренние, незримые предписания религии, такие как вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом. Ихсаном же он назвал осознание того, что Аллах наблюдает за человеком, и когда тот уединяется с самим собой, и когда он находится в обществе. При этом он сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя».
Таким образом, если эти три понятия упоминаются вместе, то каждое из них приобретает конкретное, присущее ему значение. В таком случае под исламом подразумеваются обряды, совершаемые телом; под верой – убеждения и деяния, которые совершаются в душе; под ихсаном – наивысшая степень набожности и религиозности. Если же ислам упоминается в отдельности, то он включает в себя и веру. Точно так же, если вера упоминается в отдельности, то она включает в себя и ислам, и если ихсан упоминается в отдельности, то он включает в себя ислам и веру.
Глава II. Дружба и вражда: смысл и условия
Что такое дружба и вражда?
Арабское слово «вала» является производным от глагола «валийа», означающего «быть близким», «находиться рядом». Здесь это слово использовано в значении дружба и близость с мусульманами, оказание им помощи, поддержка их в борьбе с врагами, проживание рядом с ними.
Слово «бара» происходит от глагола «бара», означающего «разрывать», «резать». Арабы используют его в выражении «резать карандаш». Здесь же оно означает разрыв отношений с неверующими, в результате которого верующий перестает любить их, не поддерживает их и проживает рядом с ними только в случае крайней необходимости.
Дружба и вражда – это требования единобожия
Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего. Всевышний приказал любить верующих и дружить с ними: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются.& Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (аль-Маида, 55-56); «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (аль-Маида, 51); «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (аль-Муджадила, 22).
Из этих прекрасных аятов становится ясно, что любить верующих и дружить с ними обязательно, и что это приносит всем им огромную пользу. В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости с ними и от скверных последствий этого.