II. Анализ орфографических ошибок.
Для учителя.
Наиболее часто встречаются в работах детей ошибки:
1. Правописание безударных гласных.
– Как проверить безударную гласную в корне?
Задание 1.
– Подберите и запишите по 3 слова с безударными гласными.
Лёг – … , … , … .
Глядя – … , … , … .
Хитрый – … , … , … .
Тащит – … , … , … .
Задание 2.
– Образуйте от данных слов существительное, прилагательное и глагол с безударной гласной в корне.
Бег – … , … , … .
Крик – … , … , … .
Смотр – … , … , … .
2. Правописание парных согласных.
– Как проверить парную согласную?
Задание 1.
– Придумайте и запишите по 2 слова, которые оканчивались бы:
на -вка, -дка, -зка, -бка, -шка, -жка, -ска, -тка, -пка.
Задание 2.
– Объясните постановку буквы.
Тра(в, ф)ка, площа(д, т)ка, воро(в,ф)ка, расска(з, с), мя(г, к)ость, ла(п, б)ка, голо(в, ф)ка, ло(в, ф)кий.
3. Правописание непроизносимых согласных.
– Вставить пропущенные согласные там, где это нужно.
Чу..ство, грус..ный, ужас..но, счас..ливый, со..нце, прелес..ный, прекрас..ный.
(После работы над каждой орфограммой дети из своих работ выписывают слова, в которых допущены ошибки, дописывая проверочные слова.)
4. Правописание приставок.
– Объясните правописание приставок на месте пропусков.
П..длетела, п..бежала, н..скочила, п..д..шла, пр..гляделась, п..думала, з..таилась, ..твлекли.
III. Итог урока.
& Домашнее задание: записать отредактированный и исправленный текст.
Урок 160
рисуем словесные этюды
Цель: ознакомить учащихся с понятием «этюд», обучить построению словесных зарисовок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с текстом.
Барсуки
(Вытащила, вынесла) бабушка из норы малышей. Барсучки рады зелёной траве и солнцу. Малыши (играют, резвятся). Мать (сидит, сторожит) рядом. Она (сторожит, охраняет) детей. Вот (хрустнула, скрипнула) ветка. Барсучиха (осмотрела, посмотрела) местность. Мать (увидела, заметила) опасность. Барсуки (спрятались, убежали) в нору.
– Какой из предложенных глаголов подходит больше?
– Запишите получившийся текст.
– Какие слова с безударной гласной, проверяемой ударением, вам встретились?
– Назовите слова с ошибкопасными местами в корне.
– К какому типу мы отнесли текст?
III. Работа по теме урока.
1. Обозначение темы.
– Прочитайте тему (записано на доске).
– Какое слово в заголовке пока не знакомо?
– Прочитайте сообщение об этом на с. 102.
– Какое еще слово выделено? Понимаете ли вы его значение?
2. Работа с текстами.
а) – Перечитайте тексты из упр. 584, 595, 600.
– Каким новым словом вы теперь можете их назвать?
– Что в них: описание предмета или повествование?
– По каким признакам вы это определили?
б) Выполнение задания упр. 608.
– Прочитайте первый текст.
– Вы узнали, о каком растении идет речь?
– Впишите нужные слова.
– Какие слова вам помогли представить то, что нарисовано.
– Вставьте пропущенные буквы, устно объясните правописание.
– Прочитайте второй текст.
– О каком растении идет речь?
– Какие сравнения есть в словесных зарисовках?
– С каких слов начинаются сравнения?
– Что заметили при написании слова «как»? (Перед ним стоит запятая.)
– Напишите строку слова «будто».
– Стоит ли запятая перед ним?
– Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание друг другу (в парах).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
в) Выполнение задания упр. 609.
– О каком дереве идет речь?
– Впишите его название.
– Пришлось ли вам изменить форму слова? Почему?
– Встретились ли сравнения в этом тексте?
– С каких слов начинались? Обратите внимание на постановку запятой.
– Какой вывод сделаете?
– Запишите в тетрадь предложения с теми сравнениями, которые наиболее понравились.
– Решите орфографические задачи в тексте.
IV. Самостоятельная работа.
– Как вы думаете, можно ли словами передать звуки? Какими?
– Прочитайте рассказ «Лесной оркестр» из упр. 610.
– Вы услышали звуки леса?
– Какие слова помогли это сделать?
– Выполните задание авторов учебника после текста.
V. Итог урока.
– С каким новым словом мы познакомились?
– Что же такое «этюд»?
– Какой прием словесный этюд делает более выразительным? (Сравнение.)
& Домашнее задание: составить 3 предложения со сравнением.
Урок 161
рисуем словесные этюды
Цель: развивать умения составлять словесные этюды, употреблять сравнение, грамотно оформлять их на письме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения.
– Какие слова вы употребили при сравнении?
– Как оформляли это на письме?