Iv. знакомство с новыми словами.
1. – С развитием науки, техники, промышленности, культуры язык постоянно пополняется новыми словами, которые служат названиями новых предметов, явлений, понятий.
*Для учителя. Новые слова называются неологизмами.
2. – А вот новые слова, которые появились в наши дни. К одним вы уже успели привыкнуть, к другим – еще нет. Придумали конструкторы такой прибор, который сам, без летчика, ведет самолет. Ведь и он требует, чтобы у него было название. Какое же слово дали ему люди?
«ТУ» летит
Во мраке ночи
Отдыхает в кресле
Лётчик.
Гладкая дорожка,
Подремлю немножко.
Автомат – автопилот
Сам ведёт самолёт.
Г. Сапгир
– Как же назвали автоматического летчика?
– Запишите ряд слов, начинающихся с авто-.
3. Отгадайте загадку.
Мы забрались в этот шар,
На волнах качаемся,
Потихоньку, не спеша
В море опускаемся.
Дело наше вот такое:
Изучаем дно морское. (Батискаф.)
Г. Сапгир
4. «Угадай-ка».
– Какое из слов моложе других?
Корабль, автомоход, парусник.
Лётчик, космонавт, пилот, авиатор.
5. Слова, образовавшиеся по образцу.
– Новые слова могут образовываться и по образцу старых.
приземлиться – прилуниться
тракторист – бульдозерист
– Почему со словами происходят такие изменения?
– Даже маленькие дети, которые знают еще немного слов, создают свои новые слова по образцу известных.
Говорили Вове:
– Вова,
Хоть немного съешь второго!
Вова встал,
Взглянул на рыбу,
Что поджарена была.
– Я напервился, спасибо! –
И пошёл из-за стола.
И. Демьянов
– Какое слово придумал Вова?
– По образцу каких слов оно создано?
V. Итог урока.
– О каких словах вы узнали?
– Почему слова устаревают?
– Откуда берутся новые слова?
& Домашнее задание: записать по 5 слов, ушедших из русского языка и новообразованных, объяснить (устно) их значение.
Урок 150
снова проверяем свои умения
Цель: обобщить знания об изученных орфограммах, формировать умения применять знания на письме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие устаревшие слова вы записали?
– Что они обозначают?
– Почему они «ушли» из русского языка?
– Какие новые слова вы записали?
– Почему они появились в русском языке?
III. Работа по теме урока.
1. На доске записаны слова.
Ненастный, полевой, далёкое, зелёная, радостный, огромный, гористая, медовая, грустное, близкий, узкая, счастливая.
– Что объединяет эти слова? (Прилагательные; содержат орфограмму.)
– На какие три группы можно разделить эти слова? (По родам.)
– На какие четыре группы можно их разделить? (По орфограммам.)
– Какое слово можно записать в две группы? (Счастливая – 2 орфограммы.)
I вариант записывает слова с орфограммой, содержащей гласную.
II вариант записывает слова с орфограммой – согласной.
2. Выполнение упр. 574 (коллективная работа).
– Какие орфограммы принято считать главными опасностями письма?
– Как вы понимаете условные обозначения из «Справочного бюро»?
– Какие из представленных орфограмм изучали в 3 классе?
(Практическую часть задания ребята выполняют с комментированием по цепочке.)
3. Работа в парах.
Упражнение 575.
– Прочитайте задание в тетради-задачнике.
(Детям предлагается инструкция для работы.)
– Следуя инструкции, дети выполняют задания в тетради.
Мы сейчас идём шажком.
То леском, то бережком.
Подрастём и на рассвете
Улетим с тобой в ракете.
4. После работы над правописанием орфограмм учащиеся приступают к разбору указанных слов по составу.
– Проверьте, правильно ли показано строение слов на доске.
IV. Письмо под диктовку.
(Дети записывают под диктовку текст из упр. 576, оставив место для заголовка.)
– Проверьте написанный текст самостоятельно.
– Кто допустил ошибки?
– Объясните орфограмму, в которой допустили ошибку.
– Как можно озаглавить текст вопросительным предложением?
– Подчеркните главные члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.
– Выполните разбор слов по составу.
(Проверка по готовому образцу на доске.)
V. Итог урока.
– Какие орфограммы в словах нам встретились на уроке?
– Все ли орфограммы можно проверить?
& Домашнее задание: подобрать к схемам по 2 слова, относящихся к разным частям речи.
Урок 151
снова проверяем свои умения
Цель: обобщить знания, усвоенные учащимися, развивать умения применять знания при решении разнообразных задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
К написанным на доске схемам дети подписывают соответствующие по составу слова.
– К какой схеме было труднее всего подобрать слова, относящиеся к разным частям речи?
– У кого это получилось?
III. Работа по теме урока.
1. Выполнение упр. 577.
– Прочитайте текст.
– Что можете сказать? (Не указаны границы предложений.)
– Как вы расставите знаки?
– В каком предложении заключена главная мысль текста?
– Как бы вы озаглавили текст одним словом, двумя, тремя?
– Спишите текст, отмечая все орфограммы.
– Выполните разбор слов по составу.
– Есть ли в тексте слова с тем же составом, что и предложение для разбора. Назовите их.
2. Игра «Наоборот».
– Подберите и запишите 3 слова к каждому так, чтобы имеющееся слово являлось проверочным.
колкий – … , … , … .
полз –
лёжа –
ходит –
в чести –
– Какие изученные орфограммы содержат слова, вами написанные?
3. Выполнение упр. 579.
– Прочитайте текст. Озаглавьте его.
– Спишите текст, решая орфографические задачи.
– При списывании будьте внимательны!
(Дети записывают текст.)
– Какие правила написания вы вспомнили при выполнении этого задания?
– Какие знаки вы поставили в конце последних предложений? Объясните почему?
– Какое предложение называется нераспространенным? Найдите такое предложение в тексте.
– Какие слова называются сложными?
– В тексте такие встретились? (Ледоход, половодье.)
4. Работа над правописанием сложных слов.
– Что вы знаете о правописании сложных слов?
– Какие способы образования сложных слов существуют?
– Подберите к схемам слова:
(Слова записывают в тетрадь, объясняя способ образования слова и правило написания.)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
IV. Самостоятельная работа.
(По вариантам.)
– Выпишите из текста слова с орфограммами:
а) проверяемая безударная гласная в корне;
б) парная согласная в слабой позиции;
в) непроизносимая согласная.
I вариант.
Поздней осенью выпадает первый снег. Побелели дорожки и крыши домов. Блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет. Как прекрасна берёзовая роща! На гладкой поверхности виднеются следы зверюшек. В эти дни дома не сидится. Каждому хочется почувствовать свежесть первого морозца, поиграть в снежки.
II вариант.
Был прекрасный июльский день. Робкая заря разливается коротким румянцем. Солнце мерно всплывает под узкой длинной тучкой. Радостно хлынули играющие лучи. Появляется много круглых облаков. Небесный цвет не изменяется целый день. К вечеру облака исчезают. Наступает звёздная ночь.
V. Итог урока.
– Встретились ли вам слова с непроверяемыми гласными?
& Домашнее задание: упр. 578.
– Подготовьтесь к словарному диктанту.
Урок 152
снова проверяем свои умения
Цель: обобщить знания, развивать умения применять полученные знания при решении разнообразных практических задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
а) Слова диктуются тройками, дети стараются запомнить и записать все.
Автобус, гладить, аккуратный.
Декабрь, библиотека, карман.
Огромный, плавать, картофель.
Клеить, жёлтый, месяц.
Коллекция, товарищеский, февральский.
Шоссе, строить, лаять.
б) Самопроверка по учебнику.
в) Ученики оценивают свою работу на полях тетради.
– Кто доволен результатом своей работы, поставьте на полях «+», кто не доволен – «–».
– На какие три группы можно разделить эти слова? (На три части речи.)
– Вы знаете, откуда к нам «пришло» слово «библиотека»?
(Детям предлагается узнать это из тетради-задачника с. 52.)
III. Работа по теме урока.
1. Выполнение упр. 580.
а) – Прочитайте текст.
– Как можно его озаглавить?
– Объясните орфограммы на месте пропусков.
– Какие орфограммы в словах этого текста не выделены?
б) – Запишите текст, выделяя все орфограммы.
в) – Найдите в тексте слова, подходящие по составу к схемам:
скрипело запищало деревне
разгадали в лесу
дупло
птичья
2. Образуйте от данных слов существительные, прилагательные, глаголы с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
бег –
крик –
смотр –
лёд –
3. Распределите слова в два столбика.
Дом..к, веноч..к, из ромаш..к, телёноч..к, стол..к, ключ..к, билет..к, замоч..к, ёрш..к, платоч..к, дружоч..к.
– В какой части слова находится орфограмма?
– Что необходимо помнить о правописании суффиксов?
4. Игра «Почтальон».
– Помоги распределить «письма» в два ящика:
I вариант – записывает сочетания с глаголами на -тся.
II вариант – записывает сочетания с глаголами на -ться.
Помог одет?ся, стены красят?ся, результат сказывает?ся, собака кусает?ся, любит кусат?ся, долго валяет?ся, стоит появит?ся, надо крепит?ся, котёнок царапает?ся, глазки светят?ся, не надо бодат?ся, перестать красоват?ся, очень радует?ся, не спит?ся, боит?ся вскарабкат?ся, стоит поразмят?ся.
– Выделите ту часть слова, в которой находится орфограмма.
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
IV. Тренировочный диктант.
1. Оставьте место для заголовка.
2. Запись текста под диктовку учителя.
Однажды охотники пошли добывать дичь. Скоро небо потемнело. Замолчали птицы. Стояла вечерняя тишь. Охотники решили остановиться на ночь. Они достали спички, собрали сучья и развели огонь. Он сразу охватил концы тоненьких веточек. Скоро затрещали и толстые поленья. Вспыхнуло яркое пламя.
3. Работа над правописанием орфограмм (по тексту).
а) На доске записаны слова.
Дичь, тишь, остановиться, ночь, сучья, огонь, тоненьких, поленья.
– Что объединяет эти слова?
– Какую роль выполняет ь в каждом из слов?
– Назовите слова, где написание ь зависит от рода.
– Назовите несколько слов на это же правило.
б) На доске записаны слова:
Однажды, охотники, потемнело, замаячили, стояла, вечерняя, решили, остановиться, развели, огонь, охватил, концы, затрещали, поленья.
– Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (Правописание безударной гласной.)
– В каких словах безударная гласная не проверяется?
(Дети называют слова, учитель выделяет цветом гласную, которую нужно запомнить.)
– Назовите проверочные слова для оставшихся.
V. Итог урока.
– Какие орфограммы мы повторили на уроке?
& Домашнее задание: упр. 581.
Урок 153
снова проверяем свои умения.
контрольная работа
Цель: проверить сформированность умений писать слова на изученные орфограммы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стоял. Муравьи вылезли на тёплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Всё просыпается. Ожил пруд. В нём уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ.
Начался разлив рек. Вода стала заливать всё вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкам.
(Сообщить об окончании в слове «на лодке», напомнить о постановке запятой перед союзом а.)
III. Задание.
1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания, указать части речи.
2. Проанализировать как часть речи слова:
I вариант – проснулась, летучая, мышь
II вариант – на тёплое солнце, вылезли.
3. Разобрать по составу:
I вариант – вылезли, зверюшкам
II вариант – увидели, летучая.
IV. Итог урока.
Урок 154
оцениваем, описываем, повествуем
Цель: ознакомить учащихся с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование), развивать умения пользоваться различными типами речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками.
1. Коллективная работа.
Выделение наиболее типичных ошибок:
а) правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
(Дети записывают слова, подбирают к ним по 2 проверочных слова.)
б) правописание парных согласных.
(Дети записывают слова с 2 проверочными словами.)
в) правописание приставок. (Выписывают из текста слова, в которых допустили ошибки, и придумывают 5 слов с той же приставкой.)
г) правописание слов с ь.
(Дети записывают слова, объясняя роль ь.
2. Индивидуальная работа.
Каждый ребенок самостоятельно выписывает слова, в которых допущены ошибки, объясняя их написание.
III. Работа по теме урока.
1. На доске записано предложение:
Этот человек особенный.
– О ком говорится?
– Удалось узнать человечка? Почему?
– Продолжите читать упр. 582.
– Теперь вы его узнали? (Это Буратино.)
– Какие особенности человека помогли его узнать?
– А почему это не удалось узнать из первого предложения?
2. Прочитайте сообщение авторов на с. 93.
– Что узнали нового?
– Заполните схему:
– Сравните предложение о Буратино на доске и текст о нем в тетради.
– Где кукла оценивается, а где описывается?
– Какие признаки куклы называются?
– А говорится ли о ее действиях?
3. Выполнение упр. 584.
– Продолжите читать текст о Буратино.
– О чем сообщается в тексте: о признаках, о действиях или о том, как предмет оценивается?
– Спишите текст, решая орфографические задачи.
– Действия, которые рисует писатель, происходили одновременно или одно за другим?
– Что было сначала? Что потом?
4. Прочитайте сообщение авторов в упр. 585.
Маша шла, шла, шла
(Дети шагают на месте),
Маша ягодку нашла
(Присели).
Опустилась, подняла –
(Поднялись):
«Ах, какая ягодка!»
(Показывают, как любуются ягодкой).
Поглядела на лужок
(Смотрят из-под ладошки),
Увидала там цветок.
5. Игра «Мы – режиссеры».
– Давайте попробуем на основе текста составить фильм о Буратино.
– Сколько кадров потребуется, чтобы снять на пленку описание Буратино?
– Что изображено в кадре?
– Сможем ли повествование о бегстве Буратино поместить в один кадр? Почему?
– Сколько кадров потребуется, чтобы снять на пленку оценку предмета?
(Этот человек особенный)
– Заполни таблицу.
Тип текста | Количество кадров |
Текст-повествование | несколько |
Текст-описание | один |
Оценка предмета | – |
6. Сравните свои выводы с выводом авторов учебника (упр. 587).
7. Работа с загадками.
– С повествованием, описанием и оценкой мы встречаемся в загадках. Давайте определим тип речи.
Сели на страничку
Тридцать три сестрички,
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят.
(Азбука.)
Не сердятся, а усами ворочают.
Не молчат, а слова не скажут.
Идут, а с места не сдвинутся.
(Часы.)
Что за диво? Что за спинка!
Два бугра, одна ложбинка.
(Верблюд.)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник.)
IV. Итог урока.
– С какими типами речи мы познакомились?
& Домашнее задание: упр. 588.
Урок 155
оцениваем, описываем, повествуем
Цель: обучать построению описания предмета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– О чем говорится в предложениях: о признаках предмета, о действиях?
– Дается ли оценка предметов?
– Прочитайте предложение-оценку.