III. Тренировочные упражнения.

1. Игра «Поймай грамматическую основу».

(Учитель диктует текст, а ребятам нужно записать только основу каждого предложения. Побеждает пара, допустившая наименьшее число ошибок.)

Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай. В саду слышны звонкие голоса ребят. Взрослые укладывают яблоки в ящики. Скоро город получит много свежих фруктов.

(Проверка работы. Выявление победителей.)

– А сейчас попробуйте по основам предложения восстановить текст. У кого он окажется близким к оригиналу?

Вот за партами ребята

Расшалились, как котята:

Парты пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

(Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.)

2. Составьте предложения, используя следующие цифры.

Члены предложения Слова
Кто? Что? Что делает? Что делают?
Подлежащее
Сказуемое

Шифр: 1 и 7. 2 и 4. 1 и 8. 2 и 7.

– Устно распространите их второстепенными членами предложения.

IV. Итог урока.

– Какие трудности испытали на уроке?

& Домашнее задание: упр. 458.

– Какие слова подсказывают возможные главные мысли? Поразмышляйте и подготовьте ответ.

Урок 118
рисуем словесные картинки И УЧИМ ДРУГА

Цель: учить умению передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

1. Отгадай-ка!

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька.)

1. Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает – ковром устилает.

(Снег.)

2. Не драгоценный камень, а светит.

(Лёд.)

3. Бежит по снегу, а следу нет.

(Позёмка.)

4. Гуляет на воле, в лесу, в чистом поле,

Крутит, воет, ворчит,

По сёлам, городам летает,

Знать никого не желает.

(Вьюга.)

5. Кручу, верчу, знать никого не хочу.

(Метель.)

2. – На какую тему слова-отгадки?

– В упражнении 458 какое слово называет тему рассказа, а какие слова подсказывают возможные главные мысли?

– Подумайте, какие слова могут подойти к первой главной мысли «Сказочно красиво!», а потом ко второй – «Как весело!»?

– А наши отгадки к какой группе подойдут?

– Давайте поразмышляем над первой из выделенных главных тем.

Выполнение упр. 459.

– Помогите ребятам выбрать группы слов, которые, по-твоему, подходят к тексту с главной мыслью «Сказочно красиво!»

– Подберите и запишите свои сравнения для зимней словесной картинки. Для этого вспомните, представьте, на что похожи улицы, крыши домов, кусты, деревья, а помогут вам в этом картины зимней природы, висящие на доске.

(Чтение групп слов, придуманных учениками.)

3. – Прежде чем мы с вами нарисуем словами одну общую картину, послушайте, как рисовали словесные картины зимы известные писатели.

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет своё лицо, – прямо в глаза строят немые смешные рожи.

В. Тендряков

Зима. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они убирают в алмазный наряд тонкие ветки деревьев и превращают в бриллиантовое ожерелье паутину, которую еще осенью паук перекинул с одного дерева на другое.

Д. Кайгородов

– Попробуйте теперь вы стать писателями и нарисовать словами, но постарайтесь не испортить свой текст ошибками, лучше оставьте на месте орфограммы «окошки».

(Достаточный объем детских зарисовок – несколько предложений.)

III. Итог урока.

– Помогают ли в работе над словесными зарисовками ваши личные наблюдения?

& Домашнее задание: упр. 461.

– Напишите словесную картину «Лепим снеговика».

Урок 119
рисуем словесные картины и учим друга

Цель: продолжать обучение учащихся деловой речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте свои словесные зарисовки «Лепим снеговика».

– Смешной ли получился рассказ?

III. Сообщение темы урока.

1. – Для нас привычное дело зимой кататься на лыжах, санках, лепить снеговика. А вот для нашего друга-иностранца это в диковинку! Он просит прислать ему инструкцию, как лепить этого снежного человека.

– Будет ли отличаться словесная зарисовка, которую вы писали дома, от текста-инструкции?

– Как строятся тексты-инструкции?

План

1. Сообщается, что нужно приготовить для работы.

2. Назвать, какие действия и в каком порядке должны быть выполнены.

– Когда мы используем такие тексты?

(В таких текстах часто ребята допускают ошибки – повторы слов. Для правильного написания инструкции необходимо выбрать форму, в которой будут стоять глаголы, смешивать такие формы нельзя.)

– Перед такой сложной работой необходимо отдохнуть.

Вот за партами ребята

Расшалились, как котята:

Парты пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

(Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.)

2. Работа в парах.

– Расскажите друг другу свой текст. Задача слышащего – оценить, правильно ли указана последовательность действий.

3. В написании инструкции вам поможет карточка-помощник в упр. 462.

(Чтение получившихся инструкций, обсуждение ошибок, допущенных в них.)

IV. Итог урока.

– Чем отличается словесная зарисовка от делового текста?

& Домашнее задание: вернуться к написанному вами тексту, проверить его и подкорректировать.

Урок 120
вспоминаем об именах

Цель: обобщение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации