III. Тренировочные упражнения.
1. Игра «Поймай грамматическую основу».
(Учитель диктует текст, а ребятам нужно записать только основу каждого предложения. Побеждает пара, допустившая наименьшее число ошибок.)
Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай. В саду слышны звонкие голоса ребят. Взрослые укладывают яблоки в ящики. Скоро город получит много свежих фруктов.
(Проверка работы. Выявление победителей.)
– А сейчас попробуйте по основам предложения восстановить текст. У кого он окажется близким к оригиналу?
Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
(Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.)
2. Составьте предложения, используя следующие цифры.
Члены предложения | Слова | |||
Кто? | Что? | Что делает? | Что делают? | |
Подлежащее | ||||
Сказуемое |
Шифр: 1 и 7. 2 и 4. 1 и 8. 2 и 7.
– Устно распространите их второстепенными членами предложения.
IV. Итог урока.
– Какие трудности испытали на уроке?
& Домашнее задание: упр. 458.
– Какие слова подсказывают возможные главные мысли? Поразмышляйте и подготовьте ответ.
Урок 118
рисуем словесные картинки И УЧИМ ДРУГА
Цель: учить умению передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
1. Отгадай-ка!
1. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
1. Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает.
(Снег.)
2. Не драгоценный камень, а светит.
(Лёд.)
3. Бежит по снегу, а следу нет.
(Позёмка.)
4. Гуляет на воле, в лесу, в чистом поле,
Крутит, воет, ворчит,
По сёлам, городам летает,
Знать никого не желает.
(Вьюга.)
5. Кручу, верчу, знать никого не хочу.
(Метель.)
2. – На какую тему слова-отгадки?
– В упражнении 458 какое слово называет тему рассказа, а какие слова подсказывают возможные главные мысли?
– Подумайте, какие слова могут подойти к первой главной мысли «Сказочно красиво!», а потом ко второй – «Как весело!»?
– А наши отгадки к какой группе подойдут?
– Давайте поразмышляем над первой из выделенных главных тем.
Выполнение упр. 459.
– Помогите ребятам выбрать группы слов, которые, по-твоему, подходят к тексту с главной мыслью «Сказочно красиво!»
– Подберите и запишите свои сравнения для зимней словесной картинки. Для этого вспомните, представьте, на что похожи улицы, крыши домов, кусты, деревья, а помогут вам в этом картины зимней природы, висящие на доске.
(Чтение групп слов, придуманных учениками.)
3. – Прежде чем мы с вами нарисуем словами одну общую картину, послушайте, как рисовали словесные картины зимы известные писатели.
Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет своё лицо, – прямо в глаза строят немые смешные рожи.
В. Тендряков
Зима. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они убирают в алмазный наряд тонкие ветки деревьев и превращают в бриллиантовое ожерелье паутину, которую еще осенью паук перекинул с одного дерева на другое.
Д. Кайгородов
– Попробуйте теперь вы стать писателями и нарисовать словами, но постарайтесь не испортить свой текст ошибками, лучше оставьте на месте орфограммы «окошки».
(Достаточный объем детских зарисовок – несколько предложений.)
III. Итог урока.
– Помогают ли в работе над словесными зарисовками ваши личные наблюдения?
& Домашнее задание: упр. 461.
– Напишите словесную картину «Лепим снеговика».
Урок 119
рисуем словесные картины и учим друга
Цель: продолжать обучение учащихся деловой речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте свои словесные зарисовки «Лепим снеговика».
– Смешной ли получился рассказ?
III. Сообщение темы урока.
1. – Для нас привычное дело зимой кататься на лыжах, санках, лепить снеговика. А вот для нашего друга-иностранца это в диковинку! Он просит прислать ему инструкцию, как лепить этого снежного человека.
– Будет ли отличаться словесная зарисовка, которую вы писали дома, от текста-инструкции?
– Как строятся тексты-инструкции?
План
1. Сообщается, что нужно приготовить для работы.
2. Назвать, какие действия и в каком порядке должны быть выполнены.
– Когда мы используем такие тексты?
(В таких текстах часто ребята допускают ошибки – повторы слов. Для правильного написания инструкции необходимо выбрать форму, в которой будут стоять глаголы, смешивать такие формы нельзя.)
– Перед такой сложной работой необходимо отдохнуть.
Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
(Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони.)
2. Работа в парах.
– Расскажите друг другу свой текст. Задача слышащего – оценить, правильно ли указана последовательность действий.
3. В написании инструкции вам поможет карточка-помощник в упр. 462.
(Чтение получившихся инструкций, обсуждение ошибок, допущенных в них.)
IV. Итог урока.
– Чем отличается словесная зарисовка от делового текста?
& Домашнее задание: вернуться к написанному вами тексту, проверить его и подкорректировать.
Урок 120
вспоминаем об именах
Цель: обобщение изученного об имени прилагательном и имени существительном.
Ход урока
I. Организационный момент.