IV. Знакомство с текстом изложения.

1. – Сегодня из рассказа А. Куприна «Ю-Ю» мы узнаем о привычках еще одного животного. А вот какого, вы отгадайте сами.

У нашей бабуси

Сидит зверь в кожуси,

Возле печки греется,

Без водички моется.

(Кошка.)

2. Самостоятельное прочтение текста детьми (упр. 399).

– В каком предложении заключается главная мысль текста?

– Как автор относится к кошке?

– Какой он человек? Почему?

– Выберите подходящие слова: добрый, отзывчивый, заботливый, внимательный, скромный, любимый.

– Объясните свой выбор.

3. Беседа по содержанию.

Составление «кадров для фильма».

– О чем рассказывает основная часть текста?

– Сколько в ней частей?

– Представьте себя режиссерами. Перечитайте текст. Сколько кадров для своего фильма вы бы сделали?

– Какой частью речи мы могли бы подписать каждый кадр?

4. Составление текста.

– В первой части текста какие «кадры» вы бы обозначили?

1) Сидит… Лежит…

2) Вхожу

3) Останавливаюсь… Смотрит… Читаю…

– Во второй части текста какие «кадры»?

1) Поднимаю…

2) Делаю…

3) Накрываю…

4) Втягивается…

5) Спит…

6) Ухожу…

– Можно ли считать, что мы составили план?

– Как бы вы озаглавили первую часть?

– Как вторую?

Возможный план текста:

1) Приказ Ю-ю.

2) Я исполняю приказ.

5. Словарно-орфографическая работа.

– Какие слова в тексте требуют проверки безударной гласной в корне слова?

– Назовите слова, в которых надо проверить парную согласную.

– Объясните правописание приставок.

– Назовите слова, написание которых надо запомнить.

– В каком слове есть непроизносимая согласная?

(На доску выписать слова: шевельнулся, не цыпочках.)

V. Написание изложения.

VI. Проверка. Итог урока

& Домашнее задание: записать 2–3 загадки о животных, указать, в каком времени употреблены глаголы.

Урок 101
снова рассказываем и пересказываем

Цель: развивать умения выделять в каждой части текста основную мысль, письменно передавать содержание повествовательного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ предыдущей работы.

Работа над ошибками.

III. Работа с текстом изложения.

1. – Сегодня мы продолжим знакомиться с интересными рассказами из жизни животных.

– Угадайте героя сегодняшнего урока.

Летом гуляет,

Зимой отдыхает.

(Медведь.)

2. – Определите количество частей в тексте до его прочтения. Как вы это сделали?

– Прочитайте текст. О чем говорится в каждой его части?

– Какое предложение относится ко всему тексту?

3. Озаглавливание текста. Составление плана.

– Определите тему и главную мысль текста.

– Как озаглавить рассказ?

Возможные варианты: «Маленькие озорники»; «Медвежата-шалуны».

– Какие слова текста помогут составить план?

Примерный план:

1) Принесли медвежат.

2) Придумали развлечения!

4. – От какого лица ведется рассказ?

– Понаблюдайте за сменой времени глаголов.

– Форма какого времени позволяет нам стать как бы свидетелями действий медвежат?

– Какие формы глагола есть еще в тексте?

– Как писатель избегает повторения названия героев?

5. Словарно-орфографическая работа.

– Назовите слова из текста, для которых проверочными являются предложенные.

понёс вёсны

привал сидя

зарос

взгляд

– Найдите в тексте слова с непроверяемыми гласными.

Охотники, медвежата, озорничать, однажды, кирпич, развлечение, удовольствие.

– Найдите в тексте глагол, у которого на конце произносится [ца]. Объясните его правописание.

6. Работа с планом текста.

– Перечитайте план, представьте все происходившее так, будто все это видели.

7. Перечитывание текста.

Пересказ текста.

IV. Написание изложения.

V. Итог урока.

& Домашнее задание: упр. 402.

– Определить, каким видом работы учащиеся хотят заняться на следующем уроке: сочинение по серии картинок, письменный рассказ своей истории.

Урок 102
снова рассказываем и пересказываем

Цель: развивать умение составлять повествовательный текст по серии картинок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ предыдущей работы.

III. Подготовка к написанию сочинения.

– Какие части речи особенно важны, когда речь идет о каких-либо действиях?

– Какую роль при этом выполняют другие части речи?

– Как можно уйти от повторов имен существительных?

IV. Беседа по серии картинок(учебник, с. 23).

1. – Рассмотрите картинки.

– Какие секреты писателей вы помните?

– Прочитайте план. Сколько частей в рассказе?

– Есть ли необходимость включать в рассказ имена собственные? Зачем?

– Какие глаголы уместно использовать в пересказе?

– В каком времени вы будете употреблять глаголы?

– Какие слова помогут начать повествование? (Однажды… Как-то раз… Как-то утром…)

– При помощи каких слов можно перейти от одной части текста к другой? (Вернулся и решил… А рядом… И вот… Тут… Так и…)

2. Обобщение к памятке (учебник с. 126).

3. – Пользуясь памяткой, расскажите получившуюся историю.

(Несколько детей рассказывают, учитель и ребята корректируют услышанные тексты.)

V. Написание сочинения.

VI. Итог урока.

Чтение получившихся сочинений.

Выбор лучшего.

& Домашнее задание: упр. 404, 405.

Урок 103
что ты знаешь о предложении?

Цель: уточнить представления детей о предложении как целостной единице речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

– Сколько ты насчитал предложений? Как догадался?

Наши рекомендации