IV. Знакомство с текстом изложения.
1. – Сегодня из рассказа А. Куприна «Ю-Ю» мы узнаем о привычках еще одного животного. А вот какого, вы отгадайте сами.
У нашей бабуси
Сидит зверь в кожуси,
Возле печки греется,
Без водички моется.
(Кошка.)
2. Самостоятельное прочтение текста детьми (упр. 399).
– В каком предложении заключается главная мысль текста?
– Как автор относится к кошке?
– Какой он человек? Почему?
– Выберите подходящие слова: добрый, отзывчивый, заботливый, внимательный, скромный, любимый.
– Объясните свой выбор.
3. Беседа по содержанию.
Составление «кадров для фильма».
– О чем рассказывает основная часть текста?
– Сколько в ней частей?
– Представьте себя режиссерами. Перечитайте текст. Сколько кадров для своего фильма вы бы сделали?
– Какой частью речи мы могли бы подписать каждый кадр?
4. Составление текста.
– В первой части текста какие «кадры» вы бы обозначили?
1) Сидит… Лежит…
2) Вхожу
3) Останавливаюсь… Смотрит… Читаю…
– Во второй части текста какие «кадры»?
1) Поднимаю…
2) Делаю…
3) Накрываю…
4) Втягивается…
5) Спит…
6) Ухожу…
– Можно ли считать, что мы составили план?
– Как бы вы озаглавили первую часть?
– Как вторую?
Возможный план текста:
1) Приказ Ю-ю.
2) Я исполняю приказ.
5. Словарно-орфографическая работа.
– Какие слова в тексте требуют проверки безударной гласной в корне слова?
– Назовите слова, в которых надо проверить парную согласную.
– Объясните правописание приставок.
– Назовите слова, написание которых надо запомнить.
– В каком слове есть непроизносимая согласная?
(На доску выписать слова: шевельнулся, не цыпочках.)
V. Написание изложения.
VI. Проверка. Итог урока
& Домашнее задание: записать 2–3 загадки о животных, указать, в каком времени употреблены глаголы.
Урок 101
снова рассказываем и пересказываем
Цель: развивать умения выделять в каждой части текста основную мысль, письменно передавать содержание повествовательного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ предыдущей работы.
Работа над ошибками.
III. Работа с текстом изложения.
1. – Сегодня мы продолжим знакомиться с интересными рассказами из жизни животных.
– Угадайте героя сегодняшнего урока.
Летом гуляет,
Зимой отдыхает.
(Медведь.)
2. – Определите количество частей в тексте до его прочтения. Как вы это сделали?
– Прочитайте текст. О чем говорится в каждой его части?
– Какое предложение относится ко всему тексту?
3. Озаглавливание текста. Составление плана.
– Определите тему и главную мысль текста.
– Как озаглавить рассказ?
Возможные варианты: «Маленькие озорники»; «Медвежата-шалуны».
– Какие слова текста помогут составить план?
Примерный план:
1) Принесли медвежат.
2) Придумали развлечения!
4. – От какого лица ведется рассказ?
– Понаблюдайте за сменой времени глаголов.
– Форма какого времени позволяет нам стать как бы свидетелями действий медвежат?
– Какие формы глагола есть еще в тексте?
– Как писатель избегает повторения названия героев?
5. Словарно-орфографическая работа.
– Назовите слова из текста, для которых проверочными являются предложенные.
понёс вёсны
привал сидя
зарос
взгляд
– Найдите в тексте слова с непроверяемыми гласными.
Охотники, медвежата, озорничать, однажды, кирпич, развлечение, удовольствие.
– Найдите в тексте глагол, у которого на конце произносится [ца]. Объясните его правописание.
6. Работа с планом текста.
– Перечитайте план, представьте все происходившее так, будто все это видели.
7. Перечитывание текста.
Пересказ текста.
IV. Написание изложения.
V. Итог урока.
& Домашнее задание: упр. 402.
– Определить, каким видом работы учащиеся хотят заняться на следующем уроке: сочинение по серии картинок, письменный рассказ своей истории.
Урок 102
снова рассказываем и пересказываем
Цель: развивать умение составлять повествовательный текст по серии картинок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ предыдущей работы.
III. Подготовка к написанию сочинения.
– Какие части речи особенно важны, когда речь идет о каких-либо действиях?
– Какую роль при этом выполняют другие части речи?
– Как можно уйти от повторов имен существительных?
IV. Беседа по серии картинок(учебник, с. 23).
1. – Рассмотрите картинки.
– Какие секреты писателей вы помните?
– Прочитайте план. Сколько частей в рассказе?
– Есть ли необходимость включать в рассказ имена собственные? Зачем?
– Какие глаголы уместно использовать в пересказе?
– В каком времени вы будете употреблять глаголы?
– Какие слова помогут начать повествование? (Однажды… Как-то раз… Как-то утром…)
– При помощи каких слов можно перейти от одной части текста к другой? (Вернулся и решил… А рядом… И вот… Тут… Так и…)
2. Обобщение к памятке (учебник с. 126).
3. – Пользуясь памяткой, расскажите получившуюся историю.
(Несколько детей рассказывают, учитель и ребята корректируют услышанные тексты.)
V. Написание сочинения.
VI. Итог урока.
Чтение получившихся сочинений.
Выбор лучшего.
& Домашнее задание: упр. 404, 405.
Урок 103
что ты знаешь о предложении?
Цель: уточнить представления детей о предложении как целостной единице речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– Сколько ты насчитал предложений? Как догадался?