V. Тренировочные упражнения.
– Спишите, вместо точек допишите слова, данные в скобках.
Гулял без …, надел свитер под …, пуговица от … (пальто).
Катался в …, доехал на …, читал о московском … (метро).
VI. Итог урока.
– О каких двух секретах вы узнали сегодня на уроке?
& Домашнее задание: упр. 178.
– Не забывайте об этих секретах при выполнении домашнего задания.
Урок 38
сравниваем ИМЯ прилагательное и глагол
Цель: познакомить учащихся с единым способом действий для правильного выбора рода у одной из форм глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– От чего зависит окончание имени прилагательного?
Учитель показывает карточки с окончаниями прилагательных, а ученики называют словосочетания из домашнего задания, относящиеся к ним.
– Какие слова не поддались изменению? (Ножницы, брюки.)
– Почему?
III. Орфографическая минутка.
Д..машний, пог..ворил, з..л..тистая, м..лчала, г..ревало, б..льшое.
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Глаголы и прилагательные.)
– Что общего у всех слов? (Самостоятельные части речи, безударная гласная «о».)
IV. Сообщение темы урока.
– По окончанию глаголов из «Орфографической минутки» мы можем определить род у глагола?
– Сегодня мы откроем один из секретов речи «Кто командует глаголом?».
– Как узнавали, какого рода форма глагола? (Подставляли местоимения – он, она, оно.)
– Какие окончания имеет глагол в ж. р., ср. р., м. р?
– От чего зависит род глагола в этой форме, узнаем из сообщения в учебнике на с. 63 и проверим свои рассуждения.
– Какой частью речи еще командует существительное?
V. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр. 186.
– Объясните научным словом такое изменение глагола.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали!
2. Игра «Найди свой причал».
На доске заголовок «Прошедшее время» и 4 наборных полотна – «причала» (м. р., ср. р., ж. р.).
Учитель предлагает ребятам пристать своей лодкой к нужному причалу. Глаголы напечатаны на «лодочках».
– Какая лодка не причалила? Почему? (Множественное число – род не определяется.)
3. – Перед самостоятельной работой давайте повторим по таблице учебника, как правильно определить род у прилагательного и у одной из форм глагола.
Выполнение упр. 187.
– Художница «Прилагательное» забыла дописать слова в предложения, а Глагол стер окончания в своих словах. Помогите восстановить текст.
Пришл.. _____ весна. Пригрел.. ______ солнышко. Зазеленел.. ______ травка. И наше деревце тоже зазеленел...
VI. Итог урока.
– Кто командует прилагательным и глаголом?
– Как определить род у существительного?
& Домашнее задание: упр. 188.
– Примените дома свои знания, выполняя упражнения.
Урок 39
как еще могут изменяться
имена существительные?
Цель: познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Запись на доске:
Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Жёлтые, красные, оранжевые – целая флотилия.
– Что же это за флотилия? (Листочки.)
– Как вы догадались?
– Что за часть речи «листочки»?
– Что знаем об этой части речи?
– Сегодня я расскажу вам о приключении зеленого листа.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», – парашютист
Головой качает …
Ветер вновь с листом зелёным
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь попал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
– Где побывал наш лист?
– Давайте понаблюдаем за существительным «лист», ведь в этом стихотворении это слово употребляется несколько раз.
Учитель вместе с учениками выписывает слово и вопрос к нему.
что? лист
у чего? у листа.
что? лист
с чем? с листом
о чем? о листе
– Это родственные слова или форма одного и того же слова? (Форма слова, так как меняется только окончание.)
– Как же изменяется это существительное? (По вопросам.)
– Изменение существительного по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
– Что такое падеж? Это слово произошло от латинского и очень похоже на русское слово «падёж». Но падёж – это гибель животных от заразной болезни. А слово «падеж» обозначает падение, потому что как бы падает по ступенькам вниз.
– Обратите на это внимание в упр. 192.
– В русском языке, по подсчетам ученых, нужно только шесть падежей, чтобы правильно употреблять слова в речи. А немецкие ученые считают, что им нужно только 4. У финнов – их 15.
– Какая тема нашего урока сегодня? (Изменение существительного по падежам.)