Кому обязателен пост в месяце Рамадан.

Когда наступает месяц Рамадан, каждый мусульма­нин и каждая мусульманка, достигшие совершенно­летия, здоровые и не находящиеся в пути, должны совершать пост в этом месяце. Тот же из них, кто в этот месяц болен или находится в пути, не совер­шает пост, а переносит его на другие дни. Всевыш­ний Аллах сказал:

«… и тот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней».[75]

Тот же, кто застал пост в преклонном возрасте или тот, кто болен хроническим заболеванием и у него нет надежды на выздоровление в какое-то время (не имеет значения мужчина это или жен­щина) не должен поститься, но должен за каждый день поста давать еду одному бедняку в размере половины са’ из того, что обычно едят люди в этом городе. Всевышний Аллах сказал:

«А на тех, которые могут это, – выкуп накорм­лением бедняка».[76]

Абдуллах бин Аббас сказал: «Это относится к пожилому человеку, у которого нет надежды на выздоровление».[77] Поло­жение больного, не надеющегося на выздоровление, соответствует положению пожилого человека. Он также не должен совершать пропущенный пост из-за отсутствия возможности сделать это.

Женщине соответствуют те уважительные при­чины, которые позволяют ей не совершать пост в Рамадане, а совершать его в другие дни. Они следуюшие:

1– менструация и послеродовой цикл: Женщине запрещается поститься в эти периоды и она должна совершить его в другие дни. В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Аишы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала: «Нам было приказано совершать пропущенный пост и не совер­шать пропущенную молитву». Она это сказала, когда одна женщина спросила ее: «Почему женщина, пере­живающая менструацию, совершает пропущен­ный пост, но не совершает пропущенную молитву?» Аиша, да будет доволен ею Аллах, объяснила ей, что эти дела зависят от божественных повелений.

Мудрость, содержащаяся в этом: шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, в «Маджму аль-Фатава» (25/251) сказал: «Менструация сопровождае­тся потерей крови. Женщина, переживающая ее, может поститься в другое время, а не во время кровотечения. В этом случае ее пост бывает сораз­меренным, у нее не вытекает кровь, укрепляющая ее тело и являющаяся его питательным веществом. Пост во время менструации является причиной того, что у нее вытекает кровь, питающая ее, что способ­ствует недостатку питательных веществ в ее теле, ее слабости и несоразмеренности ее поста. Поэтому ей приказано поститься в другое время, а не во время менструации».

2– Беременность и кормление, если пост наносит вред женщине, ее ребенку или им обоим. В этом случае она не постится. Если вред наносится не жен­щине, а только ее ребенку, то она должна впослед­ствие совершить пропущенный пост и накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Если же вред наносится ей самой, то ей достаточно совер­шить пропущенный пост. Это все потому, что бере­менная и кормящая женщина входит в контекст слова Всевышнего:

«А на тех, которые могут это, – выкуп накорм­лением бедняка».[78]

Аль-Хафиз Ибн Касир, да простит его Аллах, в своем толковании (1/379) сказал: «В значение этого аята входит также беременная или кормящая жен­щина, боящаяся за себя или за своего ребенка». Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал: «Если беременная женщина боится за свой плод, то она не должна держать пост, но должна затем совершить пропущенный пост и за каждый день накормить бедняка в размере одного ратля[79] хлеба».[80]

Примечания:

· Женщина во время послеменструального цикла (то есть та, кровь которой не является мен­струальной, как было сказано выше) должна пос­титься, и ей не разрешается нарушать пост из-за послеменструального цикла. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, упоминая разговение женщины во время менструаций, сказал: «Другое дело – послеменструальный цикл, так как он рас­пространяется на все время, и нет какого-либо времени, в котором ей было приказано не совер­шать пост во время него. Этого нельзя избежать, как, например, нельзя избежать естественной рвоты, кровотечения из раны или прыщей, поллюцию и т.д. То есть вещи, у которых нет определенного времени и которых нельзя избежать. Поэтому это не мешает посту в отличие от менструации».[81]

· Женщины, переживающие менструацию, а также беременные и кормящие, если они не пос­тились, должны совершить пропущенный пост в промежутке между прошедшим и будущим Рама­данами. Лучше всего сделать это как можно быс­трее. Если до наступающего Рамадана остается то количество дней, которое они должны совершить, то пост в это время совершать обязательно, чтобы на них не было долга за предыдущий Рамадан, когда наступит следующий. Если же они этого не сделают и наступит новый Рамадан, в то время как на них лежит пост за предыдущий Рамадан, и у них нет уважительной причины, допускающей отсрочку поста, то вместе с совершением этого пропущен­ного поста нужно за каждый день накормить одного бедняка. Если же у них есть уважительная причина, то нужно только совершить пропущенный пост. То же самое относится и к тем, кто не постится из-за болезни или путешествия. Их положение такое же, как и у переживающих менструации, в соответствии с вышесказанным.

· Женщина не имеет права совершать добро­вольный пост, если у нее есть муж, но только с его разрешения; в соответствии с тем, что передали аль-Бухари, Муслим и другие от Абу Хурейры о том, что Пророк сказал: «Не разре­шается женщине поститься, если у нее есть муж, не иначе как с его разрешения». В некоторых сооб­щениях у Ахмада и Абу Давуда говорится: «Кроме Рамадана». Если же муж разрешит ей совершить добровольный пост, или он отсутствует, или же если у нее нет мужа, то совершать такой пост считается похвальным. Особенно это поощраяется в те дни, в которые пост является похвальным; как понедельник, четверг, три дня от каждого месяца, шесть дней месяца Шавваль, десять дней в месяце Зу-ль-Хиджжа, день Арафа, день Ашура вместе с днем до него или после него. Но она не должна совершать добро­вольный пост, если на ней лежит пост, просро­ченный в Рамадане, до тех пор пока она не лик­видирует эту задолженность.

Если женщина, переживающая менструации, очис­тится в дневное время суток в Рамадане, то она должна воздерживаться от еды в оставшееся от этого дня время, а затем совершить пост за этот день вместе с постом тех дней, которые она про­срочила из-за менструации. Ее воздержание от еды в оставшуюся часть дня, во время которого она очис­тилась, необходимо из уважения к этому времени.

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ:

ОСОБЕННОСТИ ПАЛОМНИЧЕСТВА ЖЕНЩИНЫ

Хадж (паломничество) к Священному Дому Аллаха каждый год является обязательным для исламской нации. Каждый мусульманин обязан совершить Хадж один раз в жизни, если ему соответствуют условия обязательности Хаджа. Можно добровольно совер­шать Хадж больше одного раза. Хадж – один из столпов Ислама. Он является для мусульманки долей из джихада, в соответствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах, о том, что она сказала: «О Посланник Аллаха! Должны ли женщины совершать джихад?» Он сказал: «Да. На них джихад, в котором нет сражения – Хадж и Умра».[82] Аль-Бухари сообщает о том, что она сказала: «О Посланник Аллаха! Мы считаем джихад самым лучшим из деяний, не совершать ли нам его?» Он сказал: «Самый лучший джихад – благочестивый Хадж».

В Хадже есть положения, касающиеся женщины:

1– Махрам. В Хадже есть условия, общие для мужчины и женщины, т.е. нужно быть мусульма­нином, в здравом уме, свободным, совершеннолетним и иметь финансовую возможность. Для женщины существует еще одно условие – наличие махрама (т.е. близкого родственника), который бы сопрово­ждал ее в Хадже. Махрам – это муж женщины и все, за кого она никогда не может выйти замуж из-за родословия, как, например, ее отец, сын или брат, а также по другим причинам, как, например, ее молочный брат, муж ее матери или сын ее мужа.

Доказательством тому то, что сообщил Ибн Аббас о том, что он слышал как Пророк сказал во время своей проповеди: «Не разрешается мужчине оставаться наедине с жен­щиной не иначе как с ее махрамом. Женщина не может отправляться в путь не иначе как со своим махрамом». Один мужчина встал и сказал: «О Пос­ланник Аллаха! Моя жена пошла в Хадж, а я запи­сался для такого-то сражения». Он сказал: «Иди и совершай хадж вместе со своей женой!»[83] От Ибн Омара сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Не разрешается женщине идти в путь на три дня, не иначе как со своим махрамом».[84] Есть множество хадисов, запрещающих женщине совершать путешествия в Хадж и другие места без махрама, потому что женщина слабая, в пути ее подстерегают трудности, перенести которые могут только мужчины. Кроме того, она является предметом желаний нечестивых людей, поэтому ей нужен махрам, который бы оберегал и защищал ее от их вреда.

Махраму, сопровождающему женщину в Хадже, должны соответствовать условия: он должен быть в здравом уме, совершеннолетним и должен быть му­сульманином, потому что нельзя доверять женщину неверному. Если же у нее нет махрама, то она должна послать в Хадж кого-нибудь, кто выполнит Хадж вместо нее.

2– Если Хадж является добровольным, то усло­вием является разрешение мужа, а так он из-за Хаджа теряет некоторые права над своей женой. В «аль-Мугни» (3/240) говорится: «Что касается добро­вольного Хаджа, то он может запретить ей совер­шить его». Ибн аль-Мунзир сказал: «Все ученые, которых я знаю, сошлись во мнении, что он может запретить ей идти в добровольный Хадж. Потому что обязанность по отношению к мужу – обяза­тельна и ее нельзя нарушать тем, что необязательно, также как в отношениях господина к рабам».

3– Женщине разрешается совершать Хадж и Умру (малый Хадж) за мужчину. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал в «Маджму аль-Фатава» (26/13): «Женщине разреш ется совер­шать Хадж за другую женщину по всеобщему мне­нию ученых, все равно является ли она ее дочерью или нет. Также разрешается женщине совершать Хадж за мужчину по мнению четырех имамов (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад) и большинства ученых; и потому что Пророк приказал женщине из племени Хас’ам совершить Хадж вместо ее отца, когда она сказала: «О Посланник Аллаха! Предписания Аллаха для своих рабов относительно Хаджа коснулись и моего отца, но он – старик». Поэтому Пророк приказал ей совершить Хадж за отца, несмотря на то, что ихрам (состояние во время Хаджа) мужчины совершеннее ихрама женщины».

4– Если во время пути в Хадж женщину постиг­нет менструация или послеродовой цикл, то она должна продолжать свой путь. Если это постигнет ее во время вхождения ихрама, то она входит в состояние ихрама, как другие очищенные женщины, потому что чистота не является условием ихрама. В «аль-Мугни» (3/293-294) говорится: «Одним словом разрешается ритуальное купание (гусль) для женщин перед ихрамом (т.е. состоянием совершения Хаджа) также, как это разрешено мужчинам, потому что это – поклонение. Гусль еще более важен для жен­щины во время менструального и послеродового циклов, так как об этом сообщается в хадисе. Джабир сказал: «Когда мы подошли к Зу-ль-Хулайфе, Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра и послала спросить у Посланника Аллаха что ей делать. Он сказал: «Соверши гусль, завяжи повязку на место кровотечения и войди в ихрам»».[85] Ибн Аббас сооб­щает о том, что Пророк сказал: «Женщины во время после родов и во время менструации входят в ихрам у микатов (т.е. границ священной территории) и вы­полняют все обряды, кроме обхода вокруг Каабы».[86] Пророк приказал Аише совершить гусль для совершения Хаджа, когда у нее были менструации.

Мудрость в гусле для ихрама для женщины во время менструального и послеродового циклов со­стоит в том, что это способствует очищению и уда­лению неприятного запаха, чтобы он не причинял неудобство людям, а также облегчение от скверны. Если же женщин постигнет менструация или после­родовой цикл во время ихрама, то это не оказывает влияния на ихрам, и они остаются в нем и сторонятся противоречащих ему вещей. Но они не совершают обход вокруг Каабы до тех пор, пока не очистятся от менструации или послеродового цикла и не совершат гусль. Если же придет день Арафа и они не очистятся, в то время как они вошли в ихрам для совершения умры, чтобы затем совершить Хадж, то они должны войти в ихрам для Хаджа и соединить вместе Хадж и умру. Доказательством тому является то, что Аишу, да будет доволен ею Аллах, постигла менструация в то время, как она совершала умру. Тогда к ней вошел Пророк и увидев, что она плачет, спросил: «Ты зачем плачешь? Наверное тебя постигла менструация?» Она сказала: «Да». Он сказал: «Это Аллах предписал дочерям Адама. Делай же то, что делает паломник, только не совершай обход вокруг Каабы».[87] В хадисе Джабира, передан­ного аль-Бухари и Муслимом, говорится: «… Затем Пророк зашел к Аише и увидел, что она плачет. Он сказал: «Что с тобой?» Она сказала: «У меня менструация. Люди уже совершили умру и вышли из ихрама, а я нет. Я еще не совершила обход Каабы, а люди уже собираются совершить Хадж». Он сказал: «Это то, что предписал Аллах дочерям Адама. Соверши же гусль и затем войди в ихрам для хаджа». Она сде­лала это и совершила все обряды. Когда же она очистилась, то совершила обход вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва, и Пророк сказал: «Ты совершила свой Хадж и умру вместе».

Великий ученый Ибн аль-Кайим в книге «Тахзиб ас-Сунан» (2/303) сказал: «Достоверные хадисы ясно сообщают о том, что она сначала совершала умру, а затем Посланник Аллаха приказал ей совершить Хадж, когда у нее случилась менструация, так что она объединила хадж и умру. Поэтому Пророк сказал ей: «Тебе достаточно обойти вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва для твоего Хаджа и умры».

5– Что должны делать женщины перед ихрамом: женщина делает то же, что делает мужчина, т.е. гусль, очищение, укорачивание волос и ногтей, устранение неприятного запаха, если это понадоби­ться, чтобы не было нужды совершать это в ихраме, т.к. в состоянии ихрама это запрещено. Если же она не нуждается во всем этом, то и делать этого не следует, т.к. это не является особенностью ихрама. Ей разрешается умащаться благовониями, не имею­щими резкий запах, в соответствии с хадисом Аишы: «Мы выходили вместе с Посланником Аллаха и перед ихрамом протирали наши лбы мускусом. Когда же какая-либо из нас потела, мускус проливался ей на лицо, и Пророк видел это и не запрещал».[88] Аш-Шаукани говорит в «Найль аль-Аутар» (5/12): «Молчание Про­рока указывает на разрешение, т.к. он не молчит, когда совершается что-либо неправильное».

6– При намерении войти в ихрам женщина должна снять бурку’ и никаб, если она надела их до ихрама. Бурку’ и никаб – это специальные покры­вала для лица с двумя отверствиями для глаз, через которые смотрит женщина. Снимать их надо потому, что Пророк сказал: «Женщина, вошедшая в ихрам, не носит никаб».[89] Бурку’ же является более сильным покрывалом, чем никаб. Также нужно снять перчатки, если она одела их до ихрама. Она должна закрывать лицо чем-либо, кроме никаб и бурку’, например, головным платком или платьем при виде мужчин, не являющихся ее махрамом. Также платьем нужно закрывать кисти рук, так как лицо и руки являются слабыми частями тела, которые нужно скрывать от мужчин в ихраме и вне его. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал: «Что касается женщины, то она является слабым местом и поэтому ей разрешается надевать все, что скрывает ее, и находиться внутри паланкина. Но Пророк запретил ей надевать никаб или перчатки. Перчатки – это то, чем покрываются руки. Если же женщина закроет лицо чем-либо неприкасающимся к лицу, то это разрешается по всеобщему мнению. Если же это будет соприкасаться с лицом, то наиболее правиль­ное мнение состоит в том, что это также разре­шено. От женщины не требуется отдалять свое пок­рывало от лица деревяшкой, рукой и т.д., потому что Пророк не сделал различия между ее лицом и рука­ми, и все они являются подобными телу мужчины, а не его голове. Жены Пророка закрывали свои лица, не со­блюдая при этом отделение одежды от лица. И никто из ученых не сообщил о том, что Пророк сказал: «Ихрам женщины в ее лице». Это всего лишь выска­зывание некоторых праведных предков».

Великий ученый Ибн аль-Кайим в «Тахзиб ас-Сунан» (2/350) сказал: «От Пророка не сообщается ни одного слова относительно открывания женщиной лица во время ихрама, кроме запрещения носить никаб… Достоверно сообщается о том, что Асма, будучи в ихраме, закрывала свое лицо. Аиша сказала: «Всад­ники ехали вместе с нами, когда мы были вместе с Пророком . И когда они проезжали мимо нас, мы закрывали наши лица покрывалами, а когда они отъезжали – открывали их».[90]

Мусульманка, находящаяся в ихраме! Знай, что тебе не разрешается закрывать лицо и кисти рук одеждой, специально сшитой для этих органов, как никаб и перчатки. Но ты должна закрывать свое лицо и кисти рук от мужчин, не являющихся твоими махрамами, своим головным платком, платьем и т.д. Поднятие покрывала от лица с помощью палки, чалмы и прочих вещей для того, чтобы оно не каса­лось лица, не имеет под собой никакого основания.

7– Женщине во время ихрама разрешается наде­вать любую женскую одежду, в которой нет укра­шения, уподобления мужчинам, которая не является узкой и не выделяет частей ее тела, не является прозрачной, не закрывающей то, что под ней, а также не является короткой, так что ноги или руки оставались бы неприкрытыми. Напротив, одежда должна быть толстой и свободной. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись во мнении о том, что женщина в ихраме может носить рубахи, панталоны, головные платки и носки».[91] Нет специального цвета, который должна носить женщина, как например, зеленый. Она может одевать женскую одежду любого цвета: красного, зеленого или черного. Она также имеет право менять одежду, когда захочет.

8– После вхождения в ихрам для женщины являе­тся Сунной произносить слова так, чтобы она слы­шала сама себя. Ибн Абдульбирр сказал: «Ученые сошлись во мнении в том, что Сунна для женщины – не поднимать голоса. Она должна слышать саму себя. Поднятие же ею голоса порицается из-за опас­ности ввести мужчин в соблазн. Поэтому азан и икама не являются Сунной для женщины. Если же она хочет указать на что либо во время намаза, то она должна хлопать руками, а не произносить «Субханаллах».[92]

9– Во время обхода вокруг Каабы женщина должна быть полностью закрыта, должна понижать голос и притуплять взгляд и не должна смешиваться с мужчинами, особенно возле Камня или возле Йеменского угла. Совершать обход в самом далеком от мужчин месте лучше для нее, чем обход вблизи Каабы, смешиваясь с ними, так как смешение с ними запрещено из-за опасности соблазна. Что же касае­тся близости к Каабе и целования камня, то это является Сунной, если для этого есть возмож­ность. Но нельзя совершать запрещенное ради со­вершения Сунны. Напротив в случае смешения с мужчинами это не явлется Сунной для нее (потому что Сунна для нее – указывать на камень рукой при прохож­дении мимо него). Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму’» (8/37) сказал: «Наши ученые сказали: «Для женщин является похвальным целования Камня и прикосновение к нему только лишь ночью, когда место для обхода свободно или в другое время, так как в этом есть вред для них и от них»». В «аль-Мугни» (3/331) говорится: «Для женщины считается похвальным обход ночью, так как она менее заметна в это время и нет большого количества людей. И поэтому она может подойти к Каабе и прикоснуться к Камню».

10– В «аль-Мугни» (3/394) говорится: «Обход женщинами вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва весь состоит из ходьбы. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись во мнении на счет того, что женщина не должна совершать бег вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва, а также не должна открывать плечо, так как основа этого – показ кожи, что не является приемлемым для женщин. Напротив, для женщин приемлемо закрываться, а во время бега или открытия плеча женщина подвергается открытию».

11– Какие из обрядов Хаджа должна и какие не должна совершать женщина во время менструаль­ного цикла до тех пор, пока она не очистится: женщина в период менструаций совершает все обряды Хаджа – ихрам, остановку на горе Арафат, ночлег на горе Муздалифа, бросание камней, но она не совершает обход вокруг Каабы до тех пор, пока не очистится, так как Пророк сказал Аише, когда у нее были менструации: «Сделай то, что делает паломник, только не совершай обход вокруг Каабы, пока не очистишься».[93] В варианте Муслима говорится: «Со­вершай же то, что совершает паломник, только не обходи вокруг Каабы, пока не совершишь гусль».

Аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (5/49) сказал: «Хадис явно указывает на то, что женщине в мен­струальный период запрещено совершать обход вокруг Каабы, пока не прекратится кровотечение – пока она не совершит гусль. Запрещение указывает на неправильность действия, то есть его недействи­тельность. Таким образом, обход женщиной вокруг Каабы во время менструации является недействи­тельным, что является мнением большинства ученых». Она также не должна совершать обход между горами ас-Сафа и аль-Марва, так как этот обход считается действительным только лишь после обхода вокруг Каабы. Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/82) сказал: «Если человек совершил обход между горами ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы, то его обход недействителен по нашему мне­нию и по мнению большинства ученых. Мы уже рас­сказывали, что аль-Мавирди сообщил о единогласии ученых по этому вопросу, что является также мне­нием Малика, Абу Ханифы и Ахмада. Ибн аль-Мунзир рассказывает, что Ата и некоторые ученые-хадисоведы считают этот обход действительным. Он сказал: «Это передали наши доверенные люди от Аты и Давуда».

Наше же доказательство основано на том, что Пророк совершал обход между ас-Сафа и аль-Марва после обхода вокруг Каабы. Пророк сказал: «… чтобы учились у меня своим обрядам». Но в хадисе Ибн Шурайха говорится: «Я вышел в Хадж вместе с Посланником Аллаха . Некоторые из людей, подходивших к нему, спрашивали: «О Посланник Аллаха! Я совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы» или «Я сделал что-то раньше или что-то позже», и Пророк говорил: «Нет греха, кроме как на том, кто задел честь мусульманина, будучи несправедливым. Вот он-то и пропал и согрешил».[94] Что касается этого хадиса, то его значение заключается в следующем, как отметил аль-Хаттаби и другие слова: «Я совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы», – означают, что этот человек совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после первого и перед вторым обходом Каабы.

Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да простит его Аллах, в своем толковании «Адва аль-Байан» (5/252) сказал: «Знай, что большинство уче­ных считают обход между ас-Сафа и аль-Марва дей­ствительными лишь после обхода вокруг Каабы. Поэтому, если человек совершит обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы, то его обход недействителен по мнению большинства уче­ных, включая и четырех имамов. Аль-Мавирди и дру­гие сообщили о всеобщем мнении ученых по этому вопросу». Затем он процитировал вышесказанные изречения ан-Навави и его ответ, относительно хадиса Ибн Шурайка, и затем сказал: «Слова: «… до обхода вокруг Каабы» означают до второго обхода, считающегося одним из столпов Хаджа, и не про­тиворечат тому, что он совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после первого обхода вокруг Каабы, который не является столпом Хаджа».

В «аль-Мугни» (5/240, издательство «Хиджр») говорится: «Обход между ас-Сафа и аль-Марва» сле­дует после обхода вокруг Каабы и считается дей­ствительным только лишь после него. Если же обход между горами ас-Сафа и аль-Марва совершен до обхода вокруг Каабы, то он недействителен. Так сказали Малик, аш-Шафии и рационалисты. Ата же сказал, что это делать можно, а Ахмад разрешил делать это в случае, если человек забыл. Если же он сделал это намеренно, то его обход между ас-Сафа и аль-Марва не разрешен, так как Пророка спросили о раннем совершении или откладывании тех или иных действий по незнанию или забывчивости и он сказал: «Нет греха». Но вообще Пророк совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после обхода вокруг Каабы. Он сказал: «… чтобы вы учились у меня своим обря­дам». Из всего вышесказанного становится ясно, что в хадисе, который используют те, кто разрешает обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы, нет никакого доказательства, так как этот хадис можно объяснить двумя вещами: либо он относится к тому, кто обошел между ас-Сафа и аль-Марва до второго и после первого обхода вокруг Каабы и поэтому его обход между ас-Сафа и аль-Марва происходит после обхода вокруг Каабы, или же хадис относится к тому, кто не знал или забыл, а не к тому кто сделал это намеренно. Я много места уделил этому вопросу, потому что сейчас появились люди, разрешающие обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы вообще. Поэтому надеемся на помощь Аллаха!

Замечание:

Если женщина совершила обход вокруг Каабы и после обхода ее постигла менструация, в этом случае она должна совершить обход между ас-Сафа и аль-Марва, так как чистота не является условием этого обхода. В «аль-Мугни» (5/246) говорится: «Большинство ученых считают, что чистота не являе­тся условием для обхода между горами ас-Сафа и аль-Марва. Среди тех, кто говорит это, – Ата, Малик, аш-Шафии, Абу Саур и рационалисты… Абу Давуд сказал: «Я слышал, как Ахмад говорил: «Если женщина совершила обход вокруг Каабы, а затем ее постигла менструация, то она должна совершать обход между ас-Сафа и аль-Марва и затем про­должить остальные обряды». Ахмад сообщил, что Аиша и Умм Саляма сказали: «Если женщина совершит обход вокруг Каабы и прочитает после этого намаз в два рак’ата, а затем ее постигнет менструация, пусть совершит обход между ас-Сафа и аль-Марва».[95]

12– Женщинам разрешается покидать долину аль-Муздалифа вместе со слабыми людьми после захода луны и бросать камни в Джамрат аль-Акаба по достижении долины Мина, – из-за опасности попасть в давку.

Аль-Муваффик говорит в «аль-Мугни» (5/286): «… Разрешается пускать в начале слабых и женщин. Из тех, кто пускал вперед слабых людей из своей семьи, были Абдуррахман бин Ауф и Аиша. Такого мнения придерживаются также Ата, ас-Саури, Абу Саур и рационалисты, и мы не знаем какого-либо разногласия по этому поводу, так как в этом заключается снисхождение к слабым и женщинам, защита их от давки и подражание Пророку ».

Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (5/70) сказал: «Доказательства указывают на то, что время бросания камней начинается после восхода солнца для тех, у кого нет уважительных причин. Тем же, у кого есть уважительные причины, как для женщин и других слабых людей, разрешается совершать бросание камней раньше этого времени».

Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/125) сказал: «Аш-Шафии и его ученики говорят: – В соответ­ствии с Сунной нужно пропускать вперед женщин и других слабых людей из долины Муздалифа в долину Мина после полуночи и до рассвета, чтобы они бросали камни в Джамрат аль-Акаба до наступления давки…». Затем ан-Навави упомянул хадисы, указы­вающие на это.

13– Женщина укорачивает волосы на голове во время Хаджа и Умры на размер кончика пальца и ей не разрешается брить голову наголо. Под кончи­ком пальца подразумевается верхняя фаланга пальца до первого сустава. В «аль-Мугни» (5/310) говорится: «Женщине предписано укорачивание, а не бритье и в этом нет разногласия между учеными. Ибн аль-Мунзир сказал: «На этом сошлись мнения всех уче­ных, так как бритье женских голов является урод­ством. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Жен­щины не должны брить головы, а всего лишь должны укорачивать волосы».[96] Он также сказал: «Посланник Аллаха запретил женщине брить голову».[97] Ахмад говорил: «Женщина должна укорачивать каж­дую косу на размер кончика пальца». Этого же мне­ния придерживаются Ибн Умар, аш-Шафии, Исхак и Абу Саур. Абу Давуд сказал: «Я слышал, как Ахмада спросили, должна ли женщина укорачивать все волосы на голове, и он сказал: «Да. Она должна собрать все волосы спереди, а затем укоротить концы волос на размер кончика пальца».[98]

Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» сказал: «Все уче­ные сошлись во мнении на том, что женщине не приказано брить голову, и ее обязанностью является всего лишь укорачивание волос головы. Бритье же является для женщин нововведением и уродством».

14– Если женщина во время менструации бросит камни в Джамрат аль-Акаба и укоротит волосы на голове, то она выходит из состояния ихрама и ей разрешается все, что было ей запрещено, кроме сношения с мужем, до тех пор, пока она не совер­шит обход паломничества вокруг Каабы. Если же она войдет в сношение с мужем до обхода, то будет обязана совершить искупление, т.е. зарезать одного барана в Мекке и раздать его мясо беднякам, про­живающим на священной территории, так как ее сношение с мужем произошло после первого освобождения от ихрама.

15– Если женщину настигнет менструация после обхода паломничества, то ей разрешается покинуть Мекку, когда она захочет и с нее падает обязан­ность совершить прощальный обход, – в соот­ветствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Сафийу бинт Хайий постигла менструация после того, как она совершила паломничество, и я рассказала об этом Посланнику Аллаха и он сказал: «Она нас задерживает?» Я сказала: «О Посланник Аллаха, она совершила обход паломничества вокруг Каабы, а затем ее постигла менструация после обхода». Он сказал: «Пусть тогда уезжает».[99]

Ибн Аббас сказал: «Людям приказано, чтобы их последней обязанностью перед Каабой был обход, но это правило облегчено в отношении женщин во время менструаций».[100] Он также сказал, что Про­рок «… разрешил женщине во время менструации уезжать до прощального обхода, если она уже совершила обход паломничества».[101] Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/218) говорит: «Ибн аль-Мунзир сказал: «Этого мнения придерживаются многие ученые, среди которых есть Малик, аль-Аузаи, ас-Саури, Ахмад, Исхак, Абу Саур, Абу Ханифа и другие». В «аль-Мугни» (3/461) говорится: «Это мнение боль­шинства ученых». Там также сказано: «Положение женщины во время послеродового цикла такие же, как и во время менструации, так как положения, касающиеся послеродового цикла такие же, как и положения при менструации в том, что обязательно и необязательно».

16– Для женщины считается похвальным посетить мечеть Пророка[102] для совершения в ней молитвы и обращения с молитвами, но ей запрещается посе­щать могилу Пророка так как женщине запрещено посе­щение могил. Шейх Мухаммад бин Ибрахим Аль аш-Шейх, муфтий Саудовской Аравии, да простит его Аллах, в своем «Сборнике религиозных указов» (3/239) сказал: «Правильное мнение по этому поводу таково, что женщинам запрещено посещение могилы Пророка из-за двух вещей: во-первых, доказательства и запре­щение являются общими и нельзя в них делать исключения без какого-либо основания. Во-вторых, причина эта существует и сейчас». Шейх Абдульазиз бин Баз, да хранит его Аллах, в своей книге, посвя­щенной обрядам Хаджа, упомянув посещение могилы Посланника для тех, кто посещает его досточтимую мечеть, сказал: «Это посещение относится исклю­чительно к мужчинам. Что же касается женщин, то им нельзя посещать никакие могилы, так как изве­стно, что Пророк проклял женщин, посещающих могилы, а также тех людей, которые строят на могилах мечети и устанавливают там фонари.

Что же касается посещения Медины для совер­шения молитвы в мечети Посланника молитвы в ней и других дел, разрешенных в других мечетях, то это разрешено всем людям».

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ:

БРАК И РАЗВОД

Всевышний Аллах говорит:

«Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!».[103]

Всевышний также говорит:

«И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!».[104]

Имам Ибн Касир, да простит его Аллах, говорит: «Это приказ жениться. Группа ученых считает брак обязательным для тех, кто имеет на это возмож­ность. Они основываются на следующее изречение Пророка : «О молодежь! Кто имеет из вас возможность, пусть женится. Потому что брак лучше для потупления взора и сохранения целомудрия. А кто не может жениться, пусть держит пост, так как пост его удерживает».[105] Затем Ибн Касир упомянул, что брак является причиной богатства, основываясь на слова Всевышнего:

«Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью».[106]

Он упомянул, что Абу Бакр ас-Сиддик сказал: «Повинуйтесь Аллаху в том, что он приказал вам из брака, чтобы он дал вам то, что обещал из богатства. Всевышний сказал:

«Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью».[107]

Ибн Мас’уд сказал: «Ищите богатства в браке. Всевышний Аллах говорит:

«Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью».[108]

Аль-Багави тоже самое сообщает и от Омара.[109]

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в «Маджму аль-Фатава» (32/90) сказал: «Всевышний Аллах разрешил верующим жениться и разводиться, а также вновь жениться на женщине, с которой развелся, после того как она выйдет замуж за другого. Среди хри­стиан некоторым запрещено жениться, а кому разре­шено жениться, тому нельзя разводиться. У иудеев разрешен развод, но в случае, если разведенная женщина выйдет замуж за другого мужчину, то ей запрещается затем вновь выйти замуж за первого мужа. У христиан нет развода, а у иудеев нельзя заново вернуть женщину после того, как она вышла замуж за другого. Но Всевышний Аллах разрешил верующим и то и другое».

Имам Ибн аль-Кайим, да простит его Аллах, в «аль-Хадй ан-Набави» (3/149) сказал: «Объясняя пользу полового сношения, являющегося одной из целей брака, нужно отметить, что в основе своей половой акт установлен из-за трех вещей, являющихся истин­ными его целями: во-первых, это охрана потомства и продолжение рода до тех пор, пока не будет произведено то количество людей, появление кото­рых в этом мире предопределил Аллах.

Во-вторых, извлечение жидкости, задержка кото­рой в теле вредит всему организму.

В-третьих, утоление желания, достижение удо­вольствия и использование блага».

Брак содержит в себе великие блага. Самое вели­кое из них – это защита от прелюбодеяния и со­хранение взгляда от запретного. К ним также отно­сятся и появление потомства и охрана родословной, а также совместная жизнь супругов, душевное спо­койствие, помощь супругов друг другу в формиро­вании праведной семьи, которая является одной из ячеек мусульманского общества. К благам относится также и содержание мужем жены и ее защита, занятие женщиной домашними делами и исполнение ею своей истинной обязанности в жизни. Не так, как думают враги женщины и общества, что жен­щина участвует вместе с мужчиной в работе вне дома. Так они вывели ее из дома, лишили ее своей истинной обязанности, поручили ей чужую работу, а ее работу дали другим людям, так что нарушился порядок в семье и ухудшилось взаимопонимание между супругами, что очень часто приводит к разводу или к продолжению совместной жизни в страданиях и тягости. Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити в своем толковании «Адва аль-Байан» (3/422) сказал: «Знай же, да приведет меня и тебя Аллах к тому, что Он любит и им Он доволен, что уравнивание мужчины и женщины во всех делах является ошибочной и недопустимой мыслью, проти­воречащей чувству и разуму, а также небесному откровению и закону Творца. Она содержит в себе порочность и нарушение порядка в человеческом обществе, что видно всякому, кроме того, взор которого ослепил Аллах. Это потому, что Всевыш­ний Аллах сделал женщину с ее особенностями при­годной для содействия в строительстве человече­ского общества путем тех дел, которые никто кроме нее не может делать, таких как беремен­ность, роды, кормление грудью, воспитание детей, уход за домом и занятие домашними делами, таких как приготовление пищи, уборка и т.д. Заслуги за дела, которые совершает женщина для человече­ского общества в своем доме под покровом и защи­той, соблюдая целомудрие, охраняя честь, доброде­тель и общечеловеческие ценности, ни чуть не меньше заслуг мужчины в зарабатывании средств на существован<

Наши рекомендации