Кому обязателен пост в месяце Рамадан.
Когда наступает месяц Рамадан, каждый мусульманин и каждая мусульманка, достигшие совершеннолетия, здоровые и не находящиеся в пути, должны совершать пост в этом месяце. Тот же из них, кто в этот месяц болен или находится в пути, не совершает пост, а переносит его на другие дни. Всевышний Аллах сказал:
«… и тот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней».[75]
Тот же, кто застал пост в преклонном возрасте или тот, кто болен хроническим заболеванием и у него нет надежды на выздоровление в какое-то время (не имеет значения мужчина это или женщина) не должен поститься, но должен за каждый день поста давать еду одному бедняку в размере половины са’ из того, что обычно едят люди в этом городе. Всевышний Аллах сказал:
«А на тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка».[76]
Абдуллах бин Аббас сказал: «Это относится к пожилому человеку, у которого нет надежды на выздоровление».[77] Положение больного, не надеющегося на выздоровление, соответствует положению пожилого человека. Он также не должен совершать пропущенный пост из-за отсутствия возможности сделать это.
Женщине соответствуют те уважительные причины, которые позволяют ей не совершать пост в Рамадане, а совершать его в другие дни. Они следуюшие:
1– менструация и послеродовой цикл: Женщине запрещается поститься в эти периоды и она должна совершить его в другие дни. В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Аишы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что она сказала: «Нам было приказано совершать пропущенный пост и не совершать пропущенную молитву». Она это сказала, когда одна женщина спросила ее: «Почему женщина, переживающая менструацию, совершает пропущенный пост, но не совершает пропущенную молитву?» Аиша, да будет доволен ею Аллах, объяснила ей, что эти дела зависят от божественных повелений.
Мудрость, содержащаяся в этом: шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, в «Маджму аль-Фатава» (25/251) сказал: «Менструация сопровождается потерей крови. Женщина, переживающая ее, может поститься в другое время, а не во время кровотечения. В этом случае ее пост бывает соразмеренным, у нее не вытекает кровь, укрепляющая ее тело и являющаяся его питательным веществом. Пост во время менструации является причиной того, что у нее вытекает кровь, питающая ее, что способствует недостатку питательных веществ в ее теле, ее слабости и несоразмеренности ее поста. Поэтому ей приказано поститься в другое время, а не во время менструации».
2– Беременность и кормление, если пост наносит вред женщине, ее ребенку или им обоим. В этом случае она не постится. Если вред наносится не женщине, а только ее ребенку, то она должна впоследствие совершить пропущенный пост и накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Если же вред наносится ей самой, то ей достаточно совершить пропущенный пост. Это все потому, что беременная и кормящая женщина входит в контекст слова Всевышнего:
«А на тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка».[78]
Аль-Хафиз Ибн Касир, да простит его Аллах, в своем толковании (1/379) сказал: «В значение этого аята входит также беременная или кормящая женщина, боящаяся за себя или за своего ребенка». Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал: «Если беременная женщина боится за свой плод, то она не должна держать пост, но должна затем совершить пропущенный пост и за каждый день накормить бедняка в размере одного ратля[79] хлеба».[80]
Примечания:
· Женщина во время послеменструального цикла (то есть та, кровь которой не является менструальной, как было сказано выше) должна поститься, и ей не разрешается нарушать пост из-за послеменструального цикла. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, упоминая разговение женщины во время менструаций, сказал: «Другое дело – послеменструальный цикл, так как он распространяется на все время, и нет какого-либо времени, в котором ей было приказано не совершать пост во время него. Этого нельзя избежать, как, например, нельзя избежать естественной рвоты, кровотечения из раны или прыщей, поллюцию и т.д. То есть вещи, у которых нет определенного времени и которых нельзя избежать. Поэтому это не мешает посту в отличие от менструации».[81]
· Женщины, переживающие менструацию, а также беременные и кормящие, если они не постились, должны совершить пропущенный пост в промежутке между прошедшим и будущим Рамаданами. Лучше всего сделать это как можно быстрее. Если до наступающего Рамадана остается то количество дней, которое они должны совершить, то пост в это время совершать обязательно, чтобы на них не было долга за предыдущий Рамадан, когда наступит следующий. Если же они этого не сделают и наступит новый Рамадан, в то время как на них лежит пост за предыдущий Рамадан, и у них нет уважительной причины, допускающей отсрочку поста, то вместе с совершением этого пропущенного поста нужно за каждый день накормить одного бедняка. Если же у них есть уважительная причина, то нужно только совершить пропущенный пост. То же самое относится и к тем, кто не постится из-за болезни или путешествия. Их положение такое же, как и у переживающих менструации, в соответствии с вышесказанным.
· Женщина не имеет права совершать добровольный пост, если у нее есть муж, но только с его разрешения; в соответствии с тем, что передали аль-Бухари, Муслим и другие от Абу Хурейры о том, что Пророк сказал: «Не разрешается женщине поститься, если у нее есть муж, не иначе как с его разрешения». В некоторых сообщениях у Ахмада и Абу Давуда говорится: «Кроме Рамадана». Если же муж разрешит ей совершить добровольный пост, или он отсутствует, или же если у нее нет мужа, то совершать такой пост считается похвальным. Особенно это поощраяется в те дни, в которые пост является похвальным; как понедельник, четверг, три дня от каждого месяца, шесть дней месяца Шавваль, десять дней в месяце Зу-ль-Хиджжа, день Арафа, день Ашура вместе с днем до него или после него. Но она не должна совершать добровольный пост, если на ней лежит пост, просроченный в Рамадане, до тех пор пока она не ликвидирует эту задолженность.
Если женщина, переживающая менструации, очистится в дневное время суток в Рамадане, то она должна воздерживаться от еды в оставшееся от этого дня время, а затем совершить пост за этот день вместе с постом тех дней, которые она просрочила из-за менструации. Ее воздержание от еды в оставшуюся часть дня, во время которого она очистилась, необходимо из уважения к этому времени.
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ:
ОСОБЕННОСТИ ПАЛОМНИЧЕСТВА ЖЕНЩИНЫ
Хадж (паломничество) к Священному Дому Аллаха каждый год является обязательным для исламской нации. Каждый мусульманин обязан совершить Хадж один раз в жизни, если ему соответствуют условия обязательности Хаджа. Можно добровольно совершать Хадж больше одного раза. Хадж – один из столпов Ислама. Он является для мусульманки долей из джихада, в соответствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах, о том, что она сказала: «О Посланник Аллаха! Должны ли женщины совершать джихад?» Он сказал: «Да. На них джихад, в котором нет сражения – Хадж и Умра».[82] Аль-Бухари сообщает о том, что она сказала: «О Посланник Аллаха! Мы считаем джихад самым лучшим из деяний, не совершать ли нам его?» Он сказал: «Самый лучший джихад – благочестивый Хадж».
В Хадже есть положения, касающиеся женщины:
1– Махрам. В Хадже есть условия, общие для мужчины и женщины, т.е. нужно быть мусульманином, в здравом уме, свободным, совершеннолетним и иметь финансовую возможность. Для женщины существует еще одно условие – наличие махрама (т.е. близкого родственника), который бы сопровождал ее в Хадже. Махрам – это муж женщины и все, за кого она никогда не может выйти замуж из-за родословия, как, например, ее отец, сын или брат, а также по другим причинам, как, например, ее молочный брат, муж ее матери или сын ее мужа.
Доказательством тому то, что сообщил Ибн Аббас о том, что он слышал как Пророк сказал во время своей проповеди: «Не разрешается мужчине оставаться наедине с женщиной не иначе как с ее махрамом. Женщина не может отправляться в путь не иначе как со своим махрамом». Один мужчина встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя жена пошла в Хадж, а я записался для такого-то сражения». Он сказал: «Иди и совершай хадж вместе со своей женой!»[83] От Ибн Омара сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Не разрешается женщине идти в путь на три дня, не иначе как со своим махрамом».[84] Есть множество хадисов, запрещающих женщине совершать путешествия в Хадж и другие места без махрама, потому что женщина слабая, в пути ее подстерегают трудности, перенести которые могут только мужчины. Кроме того, она является предметом желаний нечестивых людей, поэтому ей нужен махрам, который бы оберегал и защищал ее от их вреда.
Махраму, сопровождающему женщину в Хадже, должны соответствовать условия: он должен быть в здравом уме, совершеннолетним и должен быть мусульманином, потому что нельзя доверять женщину неверному. Если же у нее нет махрама, то она должна послать в Хадж кого-нибудь, кто выполнит Хадж вместо нее.
2– Если Хадж является добровольным, то условием является разрешение мужа, а так он из-за Хаджа теряет некоторые права над своей женой. В «аль-Мугни» (3/240) говорится: «Что касается добровольного Хаджа, то он может запретить ей совершить его». Ибн аль-Мунзир сказал: «Все ученые, которых я знаю, сошлись во мнении, что он может запретить ей идти в добровольный Хадж. Потому что обязанность по отношению к мужу – обязательна и ее нельзя нарушать тем, что необязательно, также как в отношениях господина к рабам».
3– Женщине разрешается совершать Хадж и Умру (малый Хадж) за мужчину. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал в «Маджму аль-Фатава» (26/13): «Женщине разреш ется совершать Хадж за другую женщину по всеобщему мнению ученых, все равно является ли она ее дочерью или нет. Также разрешается женщине совершать Хадж за мужчину по мнению четырех имамов (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад) и большинства ученых; и потому что Пророк приказал женщине из племени Хас’ам совершить Хадж вместо ее отца, когда она сказала: «О Посланник Аллаха! Предписания Аллаха для своих рабов относительно Хаджа коснулись и моего отца, но он – старик». Поэтому Пророк приказал ей совершить Хадж за отца, несмотря на то, что ихрам (состояние во время Хаджа) мужчины совершеннее ихрама женщины».
4– Если во время пути в Хадж женщину постигнет менструация или послеродовой цикл, то она должна продолжать свой путь. Если это постигнет ее во время вхождения ихрама, то она входит в состояние ихрама, как другие очищенные женщины, потому что чистота не является условием ихрама. В «аль-Мугни» (3/293-294) говорится: «Одним словом разрешается ритуальное купание (гусль) для женщин перед ихрамом (т.е. состоянием совершения Хаджа) также, как это разрешено мужчинам, потому что это – поклонение. Гусль еще более важен для женщины во время менструального и послеродового циклов, так как об этом сообщается в хадисе. Джабир сказал: «Когда мы подошли к Зу-ль-Хулайфе, Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра и послала спросить у Посланника Аллаха что ей делать. Он сказал: «Соверши гусль, завяжи повязку на место кровотечения и войди в ихрам»».[85] Ибн Аббас сообщает о том, что Пророк сказал: «Женщины во время после родов и во время менструации входят в ихрам у микатов (т.е. границ священной территории) и выполняют все обряды, кроме обхода вокруг Каабы».[86] Пророк приказал Аише совершить гусль для совершения Хаджа, когда у нее были менструации.
Мудрость в гусле для ихрама для женщины во время менструального и послеродового циклов состоит в том, что это способствует очищению и удалению неприятного запаха, чтобы он не причинял неудобство людям, а также облегчение от скверны. Если же женщин постигнет менструация или послеродовой цикл во время ихрама, то это не оказывает влияния на ихрам, и они остаются в нем и сторонятся противоречащих ему вещей. Но они не совершают обход вокруг Каабы до тех пор, пока не очистятся от менструации или послеродового цикла и не совершат гусль. Если же придет день Арафа и они не очистятся, в то время как они вошли в ихрам для совершения умры, чтобы затем совершить Хадж, то они должны войти в ихрам для Хаджа и соединить вместе Хадж и умру. Доказательством тому является то, что Аишу, да будет доволен ею Аллах, постигла менструация в то время, как она совершала умру. Тогда к ней вошел Пророк и увидев, что она плачет, спросил: «Ты зачем плачешь? Наверное тебя постигла менструация?» Она сказала: «Да». Он сказал: «Это Аллах предписал дочерям Адама. Делай же то, что делает паломник, только не совершай обход вокруг Каабы».[87] В хадисе Джабира, переданного аль-Бухари и Муслимом, говорится: «… Затем Пророк зашел к Аише и увидел, что она плачет. Он сказал: «Что с тобой?» Она сказала: «У меня менструация. Люди уже совершили умру и вышли из ихрама, а я нет. Я еще не совершила обход Каабы, а люди уже собираются совершить Хадж». Он сказал: «Это то, что предписал Аллах дочерям Адама. Соверши же гусль и затем войди в ихрам для хаджа». Она сделала это и совершила все обряды. Когда же она очистилась, то совершила обход вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва, и Пророк сказал: «Ты совершила свой Хадж и умру вместе».
Великий ученый Ибн аль-Кайим в книге «Тахзиб ас-Сунан» (2/303) сказал: «Достоверные хадисы ясно сообщают о том, что она сначала совершала умру, а затем Посланник Аллаха приказал ей совершить Хадж, когда у нее случилась менструация, так что она объединила хадж и умру. Поэтому Пророк сказал ей: «Тебе достаточно обойти вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва для твоего Хаджа и умры».
5– Что должны делать женщины перед ихрамом: женщина делает то же, что делает мужчина, т.е. гусль, очищение, укорачивание волос и ногтей, устранение неприятного запаха, если это понадобиться, чтобы не было нужды совершать это в ихраме, т.к. в состоянии ихрама это запрещено. Если же она не нуждается во всем этом, то и делать этого не следует, т.к. это не является особенностью ихрама. Ей разрешается умащаться благовониями, не имеющими резкий запах, в соответствии с хадисом Аишы: «Мы выходили вместе с Посланником Аллаха и перед ихрамом протирали наши лбы мускусом. Когда же какая-либо из нас потела, мускус проливался ей на лицо, и Пророк видел это и не запрещал».[88] Аш-Шаукани говорит в «Найль аль-Аутар» (5/12): «Молчание Пророка указывает на разрешение, т.к. он не молчит, когда совершается что-либо неправильное».
6– При намерении войти в ихрам женщина должна снять бурку’ и никаб, если она надела их до ихрама. Бурку’ и никаб – это специальные покрывала для лица с двумя отверствиями для глаз, через которые смотрит женщина. Снимать их надо потому, что Пророк сказал: «Женщина, вошедшая в ихрам, не носит никаб».[89] Бурку’ же является более сильным покрывалом, чем никаб. Также нужно снять перчатки, если она одела их до ихрама. Она должна закрывать лицо чем-либо, кроме никаб и бурку’, например, головным платком или платьем при виде мужчин, не являющихся ее махрамом. Также платьем нужно закрывать кисти рук, так как лицо и руки являются слабыми частями тела, которые нужно скрывать от мужчин в ихраме и вне его. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал: «Что касается женщины, то она является слабым местом и поэтому ей разрешается надевать все, что скрывает ее, и находиться внутри паланкина. Но Пророк запретил ей надевать никаб или перчатки. Перчатки – это то, чем покрываются руки. Если же женщина закроет лицо чем-либо неприкасающимся к лицу, то это разрешается по всеобщему мнению. Если же это будет соприкасаться с лицом, то наиболее правильное мнение состоит в том, что это также разрешено. От женщины не требуется отдалять свое покрывало от лица деревяшкой, рукой и т.д., потому что Пророк не сделал различия между ее лицом и руками, и все они являются подобными телу мужчины, а не его голове. Жены Пророка закрывали свои лица, не соблюдая при этом отделение одежды от лица. И никто из ученых не сообщил о том, что Пророк сказал: «Ихрам женщины в ее лице». Это всего лишь высказывание некоторых праведных предков».
Великий ученый Ибн аль-Кайим в «Тахзиб ас-Сунан» (2/350) сказал: «От Пророка не сообщается ни одного слова относительно открывания женщиной лица во время ихрама, кроме запрещения носить никаб… Достоверно сообщается о том, что Асма, будучи в ихраме, закрывала свое лицо. Аиша сказала: «Всадники ехали вместе с нами, когда мы были вместе с Пророком . И когда они проезжали мимо нас, мы закрывали наши лица покрывалами, а когда они отъезжали – открывали их».[90]
Мусульманка, находящаяся в ихраме! Знай, что тебе не разрешается закрывать лицо и кисти рук одеждой, специально сшитой для этих органов, как никаб и перчатки. Но ты должна закрывать свое лицо и кисти рук от мужчин, не являющихся твоими махрамами, своим головным платком, платьем и т.д. Поднятие покрывала от лица с помощью палки, чалмы и прочих вещей для того, чтобы оно не касалось лица, не имеет под собой никакого основания.
7– Женщине во время ихрама разрешается надевать любую женскую одежду, в которой нет украшения, уподобления мужчинам, которая не является узкой и не выделяет частей ее тела, не является прозрачной, не закрывающей то, что под ней, а также не является короткой, так что ноги или руки оставались бы неприкрытыми. Напротив, одежда должна быть толстой и свободной. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись во мнении о том, что женщина в ихраме может носить рубахи, панталоны, головные платки и носки».[91] Нет специального цвета, который должна носить женщина, как например, зеленый. Она может одевать женскую одежду любого цвета: красного, зеленого или черного. Она также имеет право менять одежду, когда захочет.
8– После вхождения в ихрам для женщины является Сунной произносить слова так, чтобы она слышала сама себя. Ибн Абдульбирр сказал: «Ученые сошлись во мнении в том, что Сунна для женщины – не поднимать голоса. Она должна слышать саму себя. Поднятие же ею голоса порицается из-за опасности ввести мужчин в соблазн. Поэтому азан и икама не являются Сунной для женщины. Если же она хочет указать на что либо во время намаза, то она должна хлопать руками, а не произносить «Субханаллах».[92]
9– Во время обхода вокруг Каабы женщина должна быть полностью закрыта, должна понижать голос и притуплять взгляд и не должна смешиваться с мужчинами, особенно возле Камня или возле Йеменского угла. Совершать обход в самом далеком от мужчин месте лучше для нее, чем обход вблизи Каабы, смешиваясь с ними, так как смешение с ними запрещено из-за опасности соблазна. Что же касается близости к Каабе и целования камня, то это является Сунной, если для этого есть возможность. Но нельзя совершать запрещенное ради совершения Сунны. Напротив в случае смешения с мужчинами это не явлется Сунной для нее (потому что Сунна для нее – указывать на камень рукой при прохождении мимо него). Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму’» (8/37) сказал: «Наши ученые сказали: «Для женщин является похвальным целования Камня и прикосновение к нему только лишь ночью, когда место для обхода свободно или в другое время, так как в этом есть вред для них и от них»». В «аль-Мугни» (3/331) говорится: «Для женщины считается похвальным обход ночью, так как она менее заметна в это время и нет большого количества людей. И поэтому она может подойти к Каабе и прикоснуться к Камню».
10– В «аль-Мугни» (3/394) говорится: «Обход женщинами вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва весь состоит из ходьбы. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись во мнении на счет того, что женщина не должна совершать бег вокруг Каабы и между горами ас-Сафа и аль-Марва, а также не должна открывать плечо, так как основа этого – показ кожи, что не является приемлемым для женщин. Напротив, для женщин приемлемо закрываться, а во время бега или открытия плеча женщина подвергается открытию».
11– Какие из обрядов Хаджа должна и какие не должна совершать женщина во время менструального цикла до тех пор, пока она не очистится: женщина в период менструаций совершает все обряды Хаджа – ихрам, остановку на горе Арафат, ночлег на горе Муздалифа, бросание камней, но она не совершает обход вокруг Каабы до тех пор, пока не очистится, так как Пророк сказал Аише, когда у нее были менструации: «Сделай то, что делает паломник, только не совершай обход вокруг Каабы, пока не очистишься».[93] В варианте Муслима говорится: «Совершай же то, что совершает паломник, только не обходи вокруг Каабы, пока не совершишь гусль».
Аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (5/49) сказал: «Хадис явно указывает на то, что женщине в менструальный период запрещено совершать обход вокруг Каабы, пока не прекратится кровотечение – пока она не совершит гусль. Запрещение указывает на неправильность действия, то есть его недействительность. Таким образом, обход женщиной вокруг Каабы во время менструации является недействительным, что является мнением большинства ученых». Она также не должна совершать обход между горами ас-Сафа и аль-Марва, так как этот обход считается действительным только лишь после обхода вокруг Каабы. Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/82) сказал: «Если человек совершил обход между горами ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы, то его обход недействителен по нашему мнению и по мнению большинства ученых. Мы уже рассказывали, что аль-Мавирди сообщил о единогласии ученых по этому вопросу, что является также мнением Малика, Абу Ханифы и Ахмада. Ибн аль-Мунзир рассказывает, что Ата и некоторые ученые-хадисоведы считают этот обход действительным. Он сказал: «Это передали наши доверенные люди от Аты и Давуда».
Наше же доказательство основано на том, что Пророк совершал обход между ас-Сафа и аль-Марва после обхода вокруг Каабы. Пророк сказал: «… чтобы учились у меня своим обрядам». Но в хадисе Ибн Шурайха говорится: «Я вышел в Хадж вместе с Посланником Аллаха . Некоторые из людей, подходивших к нему, спрашивали: «О Посланник Аллаха! Я совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы» или «Я сделал что-то раньше или что-то позже», и Пророк говорил: «Нет греха, кроме как на том, кто задел честь мусульманина, будучи несправедливым. Вот он-то и пропал и согрешил».[94] Что касается этого хадиса, то его значение заключается в следующем, как отметил аль-Хаттаби и другие слова: «Я совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы», – означают, что этот человек совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после первого и перед вторым обходом Каабы.
Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да простит его Аллах, в своем толковании «Адва аль-Байан» (5/252) сказал: «Знай, что большинство ученых считают обход между ас-Сафа и аль-Марва действительными лишь после обхода вокруг Каабы. Поэтому, если человек совершит обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы, то его обход недействителен по мнению большинства ученых, включая и четырех имамов. Аль-Мавирди и другие сообщили о всеобщем мнении ученых по этому вопросу». Затем он процитировал вышесказанные изречения ан-Навави и его ответ, относительно хадиса Ибн Шурайка, и затем сказал: «Слова: «… до обхода вокруг Каабы» означают до второго обхода, считающегося одним из столпов Хаджа, и не противоречат тому, что он совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после первого обхода вокруг Каабы, который не является столпом Хаджа».
В «аль-Мугни» (5/240, издательство «Хиджр») говорится: «Обход между ас-Сафа и аль-Марва» следует после обхода вокруг Каабы и считается действительным только лишь после него. Если же обход между горами ас-Сафа и аль-Марва совершен до обхода вокруг Каабы, то он недействителен. Так сказали Малик, аш-Шафии и рационалисты. Ата же сказал, что это делать можно, а Ахмад разрешил делать это в случае, если человек забыл. Если же он сделал это намеренно, то его обход между ас-Сафа и аль-Марва не разрешен, так как Пророка спросили о раннем совершении или откладывании тех или иных действий по незнанию или забывчивости и он сказал: «Нет греха». Но вообще Пророк совершил обход между ас-Сафа и аль-Марва после обхода вокруг Каабы. Он сказал: «… чтобы вы учились у меня своим обрядам». Из всего вышесказанного становится ясно, что в хадисе, который используют те, кто разрешает обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы, нет никакого доказательства, так как этот хадис можно объяснить двумя вещами: либо он относится к тому, кто обошел между ас-Сафа и аль-Марва до второго и после первого обхода вокруг Каабы и поэтому его обход между ас-Сафа и аль-Марва происходит после обхода вокруг Каабы, или же хадис относится к тому, кто не знал или забыл, а не к тому кто сделал это намеренно. Я много места уделил этому вопросу, потому что сейчас появились люди, разрешающие обход между ас-Сафа и аль-Марва до обхода вокруг Каабы вообще. Поэтому надеемся на помощь Аллаха!
Замечание:
Если женщина совершила обход вокруг Каабы и после обхода ее постигла менструация, в этом случае она должна совершить обход между ас-Сафа и аль-Марва, так как чистота не является условием этого обхода. В «аль-Мугни» (5/246) говорится: «Большинство ученых считают, что чистота не является условием для обхода между горами ас-Сафа и аль-Марва. Среди тех, кто говорит это, – Ата, Малик, аш-Шафии, Абу Саур и рационалисты… Абу Давуд сказал: «Я слышал, как Ахмад говорил: «Если женщина совершила обход вокруг Каабы, а затем ее постигла менструация, то она должна совершать обход между ас-Сафа и аль-Марва и затем продолжить остальные обряды». Ахмад сообщил, что Аиша и Умм Саляма сказали: «Если женщина совершит обход вокруг Каабы и прочитает после этого намаз в два рак’ата, а затем ее постигнет менструация, пусть совершит обход между ас-Сафа и аль-Марва».[95]
12– Женщинам разрешается покидать долину аль-Муздалифа вместе со слабыми людьми после захода луны и бросать камни в Джамрат аль-Акаба по достижении долины Мина, – из-за опасности попасть в давку.
Аль-Муваффик говорит в «аль-Мугни» (5/286): «… Разрешается пускать в начале слабых и женщин. Из тех, кто пускал вперед слабых людей из своей семьи, были Абдуррахман бин Ауф и Аиша. Такого мнения придерживаются также Ата, ас-Саури, Абу Саур и рационалисты, и мы не знаем какого-либо разногласия по этому поводу, так как в этом заключается снисхождение к слабым и женщинам, защита их от давки и подражание Пророку ».
Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (5/70) сказал: «Доказательства указывают на то, что время бросания камней начинается после восхода солнца для тех, у кого нет уважительных причин. Тем же, у кого есть уважительные причины, как для женщин и других слабых людей, разрешается совершать бросание камней раньше этого времени».
Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/125) сказал: «Аш-Шафии и его ученики говорят: – В соответствии с Сунной нужно пропускать вперед женщин и других слабых людей из долины Муздалифа в долину Мина после полуночи и до рассвета, чтобы они бросали камни в Джамрат аль-Акаба до наступления давки…». Затем ан-Навави упомянул хадисы, указывающие на это.
13– Женщина укорачивает волосы на голове во время Хаджа и Умры на размер кончика пальца и ей не разрешается брить голову наголо. Под кончиком пальца подразумевается верхняя фаланга пальца до первого сустава. В «аль-Мугни» (5/310) говорится: «Женщине предписано укорачивание, а не бритье и в этом нет разногласия между учеными. Ибн аль-Мунзир сказал: «На этом сошлись мнения всех ученых, так как бритье женских голов является уродством. Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Женщины не должны брить головы, а всего лишь должны укорачивать волосы».[96] Он также сказал: «Посланник Аллаха запретил женщине брить голову».[97] Ахмад говорил: «Женщина должна укорачивать каждую косу на размер кончика пальца». Этого же мнения придерживаются Ибн Умар, аш-Шафии, Исхак и Абу Саур. Абу Давуд сказал: «Я слышал, как Ахмада спросили, должна ли женщина укорачивать все волосы на голове, и он сказал: «Да. Она должна собрать все волосы спереди, а затем укоротить концы волос на размер кончика пальца».[98]
Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» сказал: «Все ученые сошлись во мнении на том, что женщине не приказано брить голову, и ее обязанностью является всего лишь укорачивание волос головы. Бритье же является для женщин нововведением и уродством».
14– Если женщина во время менструации бросит камни в Джамрат аль-Акаба и укоротит волосы на голове, то она выходит из состояния ихрама и ей разрешается все, что было ей запрещено, кроме сношения с мужем, до тех пор, пока она не совершит обход паломничества вокруг Каабы. Если же она войдет в сношение с мужем до обхода, то будет обязана совершить искупление, т.е. зарезать одного барана в Мекке и раздать его мясо беднякам, проживающим на священной территории, так как ее сношение с мужем произошло после первого освобождения от ихрама.
15– Если женщину настигнет менструация после обхода паломничества, то ей разрешается покинуть Мекку, когда она захочет и с нее падает обязанность совершить прощальный обход, – в соответствии с хадисом Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Сафийу бинт Хайий постигла менструация после того, как она совершила паломничество, и я рассказала об этом Посланнику Аллаха и он сказал: «Она нас задерживает?» Я сказала: «О Посланник Аллаха, она совершила обход паломничества вокруг Каабы, а затем ее постигла менструация после обхода». Он сказал: «Пусть тогда уезжает».[99]
Ибн Аббас сказал: «Людям приказано, чтобы их последней обязанностью перед Каабой был обход, но это правило облегчено в отношении женщин во время менструаций».[100] Он также сказал, что Пророк «… разрешил женщине во время менструации уезжать до прощального обхода, если она уже совершила обход паломничества».[101] Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/218) говорит: «Ибн аль-Мунзир сказал: «Этого мнения придерживаются многие ученые, среди которых есть Малик, аль-Аузаи, ас-Саури, Ахмад, Исхак, Абу Саур, Абу Ханифа и другие». В «аль-Мугни» (3/461) говорится: «Это мнение большинства ученых». Там также сказано: «Положение женщины во время послеродового цикла такие же, как и во время менструации, так как положения, касающиеся послеродового цикла такие же, как и положения при менструации в том, что обязательно и необязательно».
16– Для женщины считается похвальным посетить мечеть Пророка[102] для совершения в ней молитвы и обращения с молитвами, но ей запрещается посещать могилу Пророка так как женщине запрещено посещение могил. Шейх Мухаммад бин Ибрахим Аль аш-Шейх, муфтий Саудовской Аравии, да простит его Аллах, в своем «Сборнике религиозных указов» (3/239) сказал: «Правильное мнение по этому поводу таково, что женщинам запрещено посещение могилы Пророка из-за двух вещей: во-первых, доказательства и запрещение являются общими и нельзя в них делать исключения без какого-либо основания. Во-вторых, причина эта существует и сейчас». Шейх Абдульазиз бин Баз, да хранит его Аллах, в своей книге, посвященной обрядам Хаджа, упомянув посещение могилы Посланника для тех, кто посещает его досточтимую мечеть, сказал: «Это посещение относится исключительно к мужчинам. Что же касается женщин, то им нельзя посещать никакие могилы, так как известно, что Пророк проклял женщин, посещающих могилы, а также тех людей, которые строят на могилах мечети и устанавливают там фонари.
Что же касается посещения Медины для совершения молитвы в мечети Посланника молитвы в ней и других дел, разрешенных в других мечетях, то это разрешено всем людям».
ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ:
БРАК И РАЗВОД
Всевышний Аллах говорит:
«Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!».[103]
Всевышний также говорит:
«И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!».[104]
Имам Ибн Касир, да простит его Аллах, говорит: «Это приказ жениться. Группа ученых считает брак обязательным для тех, кто имеет на это возможность. Они основываются на следующее изречение Пророка : «О молодежь! Кто имеет из вас возможность, пусть женится. Потому что брак лучше для потупления взора и сохранения целомудрия. А кто не может жениться, пусть держит пост, так как пост его удерживает».[105] Затем Ибн Касир упомянул, что брак является причиной богатства, основываясь на слова Всевышнего:
«Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью».[106]
Он упомянул, что Абу Бакр ас-Сиддик сказал: «Повинуйтесь Аллаху в том, что он приказал вам из брака, чтобы он дал вам то, что обещал из богатства. Всевышний сказал:
«Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью».[107]
Ибн Мас’уд сказал: «Ищите богатства в браке. Всевышний Аллах говорит:
«Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью».[108]
Аль-Багави тоже самое сообщает и от Омара.[109]
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в «Маджму аль-Фатава» (32/90) сказал: «Всевышний Аллах разрешил верующим жениться и разводиться, а также вновь жениться на женщине, с которой развелся, после того как она выйдет замуж за другого. Среди христиан некоторым запрещено жениться, а кому разрешено жениться, тому нельзя разводиться. У иудеев разрешен развод, но в случае, если разведенная женщина выйдет замуж за другого мужчину, то ей запрещается затем вновь выйти замуж за первого мужа. У христиан нет развода, а у иудеев нельзя заново вернуть женщину после того, как она вышла замуж за другого. Но Всевышний Аллах разрешил верующим и то и другое».
Имам Ибн аль-Кайим, да простит его Аллах, в «аль-Хадй ан-Набави» (3/149) сказал: «Объясняя пользу полового сношения, являющегося одной из целей брака, нужно отметить, что в основе своей половой акт установлен из-за трех вещей, являющихся истинными его целями: во-первых, это охрана потомства и продолжение рода до тех пор, пока не будет произведено то количество людей, появление которых в этом мире предопределил Аллах.
Во-вторых, извлечение жидкости, задержка которой в теле вредит всему организму.
В-третьих, утоление желания, достижение удовольствия и использование блага».
Брак содержит в себе великие блага. Самое великое из них – это защита от прелюбодеяния и сохранение взгляда от запретного. К ним также относятся и появление потомства и охрана родословной, а также совместная жизнь супругов, душевное спокойствие, помощь супругов друг другу в формировании праведной семьи, которая является одной из ячеек мусульманского общества. К благам относится также и содержание мужем жены и ее защита, занятие женщиной домашними делами и исполнение ею своей истинной обязанности в жизни. Не так, как думают враги женщины и общества, что женщина участвует вместе с мужчиной в работе вне дома. Так они вывели ее из дома, лишили ее своей истинной обязанности, поручили ей чужую работу, а ее работу дали другим людям, так что нарушился порядок в семье и ухудшилось взаимопонимание между супругами, что очень часто приводит к разводу или к продолжению совместной жизни в страданиях и тягости. Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити в своем толковании «Адва аль-Байан» (3/422) сказал: «Знай же, да приведет меня и тебя Аллах к тому, что Он любит и им Он доволен, что уравнивание мужчины и женщины во всех делах является ошибочной и недопустимой мыслью, противоречащей чувству и разуму, а также небесному откровению и закону Творца. Она содержит в себе порочность и нарушение порядка в человеческом обществе, что видно всякому, кроме того, взор которого ослепил Аллах. Это потому, что Всевышний Аллах сделал женщину с ее особенностями пригодной для содействия в строительстве человеческого общества путем тех дел, которые никто кроме нее не может делать, таких как беременность, роды, кормление грудью, воспитание детей, уход за домом и занятие домашними делами, таких как приготовление пищи, уборка и т.д. Заслуги за дела, которые совершает женщина для человеческого общества в своем доме под покровом и защитой, соблюдая целомудрие, охраняя честь, добродетель и общечеловеческие ценности, ни чуть не меньше заслуг мужчины в зарабатывании средств на существован<