Конец этого мира начало другого при великом возгласе

Во многих аятах Корана указано на трубный глас и, в целом, все они говорят о том, что будет два гласа:

1. В конце существования мира, где погибнут все существа и это – глас смерти;

2. При наступлении Судного дня все снова оживут и это – глас жизни.

«И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят вторично, и вот – они стоя смотрят» (Толпы, 68); «[Помни, Мухаммад], о том дне, когда прозвучит трубный глас. И тогда устрашатся те, кто на небесах и на земле, кроме тех, к кому благоволит Аллах. И все предстанут перед Ним покорно» (Муравьи, 87); «И возгласили в трубу, и вот – они из своих могил к своему Господу устремляются» (Йа син, 51); «И когда подуют в трубу, то не будет в тот день родства среди них, и не будут они расспрашивать друг друга» (Верующие, 101).

По этому поводу существуют и другие аяты с незначительным отличием в содержании, но мы ограничимся лишь этими. Для большего ознакомления можете обратиться к следующим сурам: Пещера, 99; Та ха, 102; Весть, 18; Скот, 73; Каф, 20 и 42; Йа син, 49 и 53; Сад, 15 и другие.

Из всех вышеперечисленных аятов видно, что конец этого мира и начало другого произойдёт неожиданно и с великим возгласом. Вполне очевидно, что это великое событие и дуновение в трубу является необычным обстоятельством – оно поразит всех. Всевышний одним своим приказом и с лёгкостью дуновения в трубу умертвит все существа на небе и земле и с другим Его приказом все снова оживут для Судного дня. Расстояние между этими двумя приказами нам неизвестно.

Книга деяний

В аятах Корана и преданиях непорочных имамов более обширно рассмотрен вопрос о книге деяний, в которой записываются все деяния человека и в Судный день она будет показана ему.

1.Записывание деяний: «Ведь Мы оживляем мёртвых и записываем, что они уготовили раньше, и их следы, и всякую вещь Мы сочли в ясном оригинале» (Йа син, 12); «И всякая вещь, которую они сделали, - в писании, и всё малое и великое записано» (Месяц, 52-53); «…ведь Наши посланники записывают ваши хитрости» (Йунус, 21); «Или думают они, что Мы не слышим их тайны и переговоры? Да, и посланцы Наши у них записывают» (Украшения, 80); «И если же кто творил добрые дела, будучи верующим, не будет непризнания его старанию, и Мы для него запишем» (Пророки, 94).

2.Проявление деяний: «и когда свитки развернутся узнает душа, что она приготовила» (Скручивание, 10,14); «Да, обнаружилось пред ними то, что онискрывали раньше…» (Скот, 28); «Ведь человек тогда самого себя наблюдатель» (Воскресение, 14); «Каждому человеку Мы надели на шею список судьбы и в День воскресения представим ее ему в виде развернутого свитка [и скажем]:» (Перенес ночью, 13); «Перед ними] будет положена книга [их деяний], и ты увидишь, как устрашатся грешники того, что в ней засчитано. Они скажут: "Горе нам! Что это за книга! В ней не забыт ни малый, ни большой грех, все записано". Но ведь они своими глазами увидят лишь то, что вершили. Да! Господь твой никого не обидит [понапрасну]» (Пещера, 49).

Книга деяний в преданиях непорочных имамов

Имам Бакир (ДБМ) в толковании аята 13-ого суры «Перенес ночью», сказал, что «Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой.», говорит: «Добро и зло человека таким образом сопровождают его, что он не сможет отделиться от них до того времени, пока не будет преподнесена книга его деяний».

Имам Садик (ДБМ) говорит: «Когда наступит Судный день, то человеку будет преподнесена книга его деяний. Затем ему скажут: «Читай!» Повествователь предания говорит: «Узнает ли он то, что дано ему в руки?» Имам ответил: «Бог напомнит ему таким образом, что уже не будет никакого мгновения, не сможет произнести хоть слова, не сможет двигаться и не сможет совершать других деяний, разве что лишь при Его напоминании, как будто он совершил эти деяния в то самое мгновение. Поэтому, они говорят, что это за книга для нас, записаны все большие и малые деяния?»

Что такое книга деяний?

Очевидно то, что все деяния людей записываются. Но записываются ли они на бумаге или книге или в ином виде? По этому поводу приведены различные толкования. Фейд Кашани в своём «Тафсир-ас-сафи» говорит: «Книга деяний косвенно указывает на душу человека, имеющая воздействие на его поступки». Алламе Табатабаи в своём «Тафсир-аль-мизан» говорит: «Книга деяний включает в себя сущность человеческих деяний и она отличается от обычных книг со строками и рисунками; эта книга деяний показывает человеку суть его деяний, с содержанием которых бог открыто осведомит человека и кроме наблюдения за этим процессом нет никакого доказательства. Это мнение толкователь применил в толковании 30-ого аята суры «Семейство Имрана», который говорит: «В тот день всякая душа найдёт представленным то, что она сделала доброго и что она сделала злого».

Некоторые толкователи уподобили книгу деяний с неким видеофильмом и магнитными лентами. Потому как вопрос о книге деяний в значительной мере повествуется в Коране и преданиях, то мы должны верить этому, пусть даже мы не знаем о нём в подробностях.

***

Вопросы

1.Что такое глас трубы? Когда произойдёт это событие?

2.Что говорит имам Бакир (ДБМ) о книге деяний?

3.Что такое книга деяний?

УРОК 37:
Правдивые свидетели Судного дня

Взвешивание деяний

Всевышнему полностью ведомы хорошие и плохие деяния людей, будь то открыто совершённые поступки или же совершены втайне. Мудрая воля Бога соотнесена к тому, что в Судный день все счета людей будут опираться на книгу деяний и свидетельства правдивых свидетелей, в которые включены:

1.Бог – первый свидетель: «Аллах – свидетель всякой вещи» (Препирательство, 6); «Поистине, Аллах – над вами надсмотрщик!» (Женщины,1); «…и к Нам их возвращение. Потом Аллах засвидетельствует то, что они делают» (Йунус, 46).

2.Пророки и имамы: «… чтобы посланник был свидетелем относительно вас» (Корова, 143); «…и придём с тобой, как свидетелем против них» (Женщины, 41); «В тот день, как Мы пошлём от каждого народа свидетеля (против них).

Абу Басир от имама Садыка (ДБМ) в толковании слова Бога: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей, и чтобы посланник был свидетелем относительно вас»говорит: «Мы являемся свидетелями для людей в том, что им дозволено и запретно, и в том, что утратили».

3.Ангелы: «И пришла всякая душа, а с нею погонщик и свидетель» (Каф, 21); «Не произнесёт он и единого слова, иначе как у него – готовый надсмотрщик» (Каф, 18).

Имам Али (ДБМ) в молитве «Кумейл» говорит: «Господи! Прости мне все те грехи, которые по твоему приказанию записывают ангелы и сделал их свидетелями вместе с моими органами».

4.Земля: «в тот день расскажет она (земля) свои вести» (Землетрясение, 4). Когда пророк прочитал этот аят, сказал: «Знаете ли вы, что означает весть земли? Джебраил мне сказал, что в Судный день земля оповестит о том, что на ней произошло».

Имам Али сказал: «Молитесь в разных местах мечети, так как каждая его часть в Судный день будет свидетельствовать в его пользу». Также имам говорит: «Когда я выделял из общей казны средства, и хранилище опустошалось, то становился на молитву и в обращении земли этого хранилища говорил: «В Судный день засвидетельствуй о том, что я собрал эту казну на верном пути и верно их раздал».

5.Время (день и ночь): Имам Садык (ДБМ) сказал: «Каждый день говорит человеку: «Эй, дитя Адама! Я – новый день. Говори в этот день благое, чтобы в Судный день свидетельствовать для тебя и после этого ты меня никогда не увидишь».

Имам Багыр (ДБМ) говорит: «Когда наступает ночь, то глашатай возглашает так, что кроме людей и духов все слышат: «Эй, дитя Адама! То, что происходит во мне, я являюсь свидетелем. Поэтому, припасись от меня, так как, если взойдёт солнце, то ты уже не сможешь что-либо сделать в этот день и не сможешь омыть свой грех. Этот же призыв есть и у дня, когда пройдёт ночь».

6.Органы тела человека: «в тот день, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали» (Свет, 24); «Сегодня Мы наложили печать на их уста, и будут говорить нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Йа син, 65); «А когда пришли они к Нему, свидетельствовали против них слух, зрение и кожа о том, что они сделали» (Разъяснены, 20).

7.Проявление деяния: «В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (Землетрясение, 6-8); «И они нашли налицо всё, что совершили. Твой Господь никого не обижает» (Пещера, 49); «В тот день всякая душа найдёт представленным то, что она сделала доброго и что она сделала злого. И захочет она, чтобы между ней и этим было великое расстояние» (Семейство Имрана, 30).

Вопрос о проявлении деяния приведён во многих преданиях, где шейх Бахаи по этому поводу говорит: «Проявление деяний в ином мире приведено во многих шиитских и суннитских источниках». В качестве образца приведём одно предание от пророка Ислама (ДБАР), который говорит: «Когда люди поднимутся из своих могил, в его сопровождении будут его деяния, совершённые в этом мире, так как деяния каждого человека в могиле находятся вместе с ним».

Весы деяний в Судный день

В Коране и преданиях непорочных имамов множество раз упомянуто о весах деяний в Судный день. Весы – это средство взвешивания, в котором всякая вещь будет равномерна той же вещи. Весы – средство взвешивания продуктов. Для измерения количества воды и электричества существует счётчик. Для измерения температуры воздуха существует термометр. И, наконец, весы в Судный день – это средство для взвешивания деяний людей.

Прежде чем обратимся к значению весов в Судный день, обратим внимание на аяты Корана: «И устроили Мы весы верные для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чём; хотя было бы это весом горчичного зерна. Мы принесём и его. Достаточны Мы как счётчики» (Пророки, 47); «Вес в тот день – истина: у кого весы тяжелы, те будут счастливы, а у кого весы легки, те нанесли убыток самому себе за то, что были несправедливы к Нашим знамениям» (Преграды, 8-9); «И вот тот, у кого тяжелы весы, в жизни блаженной. А тот, у кого легки весы, - мать его – «пропасть» (Поражающее, 6-9).

Что означают весы в Судный день? Алламе Табарси говорит: «Вес – это справедливость в Судный день и никому не будет причинено зла; или же вес – это проявление степени величия верующего и приниженности неверующего и подобно этому утверждение аята 105-ого суры «Пещера», гласящий: «…и не восстановим Мы для них в день воскресения веса». Аят «и вот у кого тяжелы весы» подразумевает превосходство благодеяний и преумножение благ и в аяте «у кого легки весы» подразумевается незначительность благодеяний» (это предание алламе Табарси приводит от имама Садыка (ДБМ) через Хишама бен Хакама).

Как будет проводиться взвешивание? В толковании «Тафсир-ас-сафи» в определении значения весов говорится: весы людей в Судный день состоят из значимости каждого человека, то в счёт будут браться его убеждения, поведение и поступки, чтобы воздать должное каждому из них. Средством подобного взвешивания являются пророки и избранники Бога, так как значимость каждого человека соответствует его следованию и приближённости к ним, и лёгкость весов каждого человека – это отдалённость от пророков и избранников Бога. В предании от имама Садика (ДБМ) в толковании аята «и устроили Мы весы верные для дня воскресения» сказал: «Это пророки, избранники Бога и имамы».

Алламе Маджлиси приводит предание от шейха Муфида: «Поистине, Повелитель правоверных Али (ДБМ) и непорочные имамы в Судный день являются весами справедливости» т.е. всех будут сравнивать с ними.

Согласно вышесказанному, весы – это справедливость Бога и пророк Ислама (ДБАР) и непорочные имамы (ДБМ) являются образцами его справедливости. Согласно утверждениям некоторых исследователей непорочные избранники подобны одной чаше весов и люди с их деяниями, убеждениями и намерениями находятся на другой чаше и взвешиваются между собой. Если их убеждения и деяния будут близки и подобны нашим, то их чаша будет тяжёлой. Алламе Табарси в толковании аята 105-ого суры «Пещера» говорит: «В Судный день будут подведены великаны, вес которых меньше крыла мухи», то есть не имеют никакого веса и значимости, так как их деяния, убеждения и личность не соответствует их внешней действительности.

***

Вопросы

1.Изложите вкратце, кто являются правдивыми свидетелями в Судный день?

2.Что такое весы? Что означают весы в Судный день?

3.Как будет проводиться взвешивание?

УРОК 38:
Что будет спрошено в Судный день?

В Судный день вначале будет спрошено о том, к чему придаётся больше важности.

Передаётся от имама Резы (ДБМ), который передаёт от имама Али (ДБМ), что пророк Ислама (ДБАР) однажды сказал: «Первый вопрос, который будет спрошен у человека, -- любовь к моему роду (ахл-альхбейт).»

Предаётся от Абу Басира, который, услышав от имама Бакира (ДБМ) предание, сказал: «Первое, что будет подвержено счёту – это ежедневная молитва и, если она будет принята, то все другие богослужения будут приняты».

Первый вопрос относится к убеждениям, а второй к деяниям.

Имам Садык (ДБМ) в толковании аята, повествующего об ответственности ушей, глаз и сердца, сказал: «Будет спрошено то, что слышало ухо, то, что видел глаз, и то, к чему было склонно его сердце».

Передаётся от имама Садика (ДБМ), что пророк Ислама (ДБАР) сказал: «Я тот, кто первым явится к Богу, затем войдёт писание Бога (Коран), затем войдёт моё семейство, затем – моя община. Они встанут, и Бог спросит у них: «Что вы сделали с моим писанием и семейством вашего Пророка (ДБАР)?»

Предаётся от имама Казыма (ДБМ), что пророк Ислама (ДБАР) сказал: «Никуда не ступит нога раба божьего до того времени, пока у него не будет спрошено четыре вещи: как провёл свою жизнь? на что потратил свою молодость? как добыл своё имущество и на что потратил? и о любви к нам, ахл-альбейт? »

Наши рекомендации