Аят об очищении, непорочность и руководство имама Али и его семейства (ДБМ).
Имам Али (ДБМ) говорит: Я посетил пророка в доме Умму Салме, и тогда был ниспослан этот аят: «Аллах лишь желает удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением». Пророк сказал мне: «Этот аят ниспослан в отношении тебя и твоего потомства, то есть Хасана, Хусейна и тех имамов, которые займут пост руководства». Я спросил у него: «О, посланник Аллаха! Сколько человек после тебя займут пост руководства?» Он сказал: «После меня ты будешь имамом, после тебя Хасан, после Хасана Хусейн, после Хусейна его сын Али, после Али его сын Мухаммад, после Мухаммада его сын Джафар, после Джафара его сын Муса, после Мусы его сын Али, после Али его сын Мухаммад, после Мухаммада его сын Али, после Али его сын Хасан, после Хасана его сын Мухаммад займут пост руководства. Эти имена по этому порядку были преподнесены с неби, и я спросил у Бога: «Кто они?». Он ответил: «Это имена имамов, которые будут после тебя; они непорочны и их враги будут прокляты».
Поэтому, аят об очищении относится к четырнадцати непорочным, и пророк Ислама в многочисленных преданиях дал понять людям, что пост имамата останется лишь за этими назначенными личностями, так они имеют непорочность и другие признаки этого поста.
Два предания в отношении непорочности
Ибн Аббас говорит: «Я слышал от Пророка (ДБМ), который сказал: «Я, Али, Хасан, Хусейн и девять человек из потомства Хусейна являемся непорочными».
Повелитель правоверных Али (ДБМ) сказал: «По истине, Всевышний Бог сделал нас непорочными, своими избранниками на земле и воссоединил нас спутниками Корана. И ни мы отделимся от Корана, ни Коран от нас.
***
Вопросы
1. Приведите умственное доказательство имамата имама Али (ДБМ).
2. Кто подразумевается под Ахл-аль-бейт (люди дома) в аяте об очищении и по этому поводу приведите предание.
3. Почему аят об очищении нельзя соотнести к жёнам пророка?
4. Изложите предание от Али (ДБМ) в отношении руководства двенадцати имамов.
УРОК 26:
Коран и руководство имама Али (ДБМ)
Аят о покровительстве
«Ваш покровитель – только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, в то время как находятся в преклонении»(Трапеза, 55)
Согласно правилам арабской грамматики в этом аяте присутствует правило ограничения, и определил покровительство в трёх обстоятельствах (Бог, пророк и те, кто уверовали, выполняют молитву, дают очищение во время преклонения).
Обстоятельство ниспослания аята: С самого аята очевидно покровительство Бога и его пророка, но к третьей части (те, которые уверовали) из суннитских и шиитских источников приведено множество преданий, что этот аят относится к имаму Али (ДБМ), который во время преклонения подал просящему в качестве милостыни своё кольцо.
Как шииты, так и сунниты в этом плане сходятся во мнениях и в таких источниках, как «Тафсир-аль-Кабир» от Фахр Рази, «Тафсир-аль-Кашшаф» от Замахшари, «Аль-Кашф уа аль-Байан» от Саалаби; Нейшабури, Бейдави, Бейхаки, Наззири и Калаби в своих толкованиях, а также «Аль-хасаис» от Табари, «Манакиб» от Хорезми, «Аль-муснад» от Ахмада бен Ханбаля и даже Тафтазани и Кушчи приведено это предание (для получения больших сведений можно обратиться в такие источники, как «Аль-гадир» и «Аль-мураджиат»).
Этот вопрос настолько очевиден и известен, что многие арабы даже слагали про это стихотворения, и мы приводим здесь перевод одного из них:
Ты был тем, кто в преклонении подал подаянье.
И я бы за это, отдал душу за тебя.
Воздал Аллах тебе благое руководство за благодеянье
И в Коране о тебе изрёк, тебя любя.
Некоторые учённые из ахлу-Сунна считают, что слово «Уали» означает друг и помощник, но не покровитель. В ответ мы говорим:
- во-первых, вышесказанное изречение противоречит содержанию аята к тому же слово «Уали» в словарной терминологии и народном лексиконе означает покровитель, а придание других значений зависит особых свойств, например, слово «Ауля в 6-ом аяте суры «Сонмы», который гласит: «Пророк ближе к верующим, чем они сами», и слово «Мауля» в предании о событии Гадир хум: «Тот, кому я был покровителем, Али ему покровитель», где с уверенностью можно сказать, что «Мауля» означает покровитель;
- во-вторых, в аяте о покровительстве применено правило ограниченности и дружба не только не ограничивается лишь Посланником Аллаха (ДБАР) и Али (ДБМ), но и все верующие в отношении друг друга являются друзьями и этому утверждение Корана: «А верующие мужчины и верующие женщины, они – друзья одни другим»(Покаяние, 71)
Поэтому, признак дружбы не ограничивается с Посланником и Али (ДБМ) и этот признак касается всех верующих. Несмотря на то, что рассматриваемый аят имеет ограниченные свойства, то без сомнения будет означать покровительство.
Некоторые сказали, что Али с тем особым вниманием, которое он имел в отношении молитвы, даже во время вытаскивания стрелы из его ноги во время молствы, не обратил на это внимание, то, как же возможно, чтобы он услышал голос просящего и обратил на него внимание?
В ответ мы говорим, что Али (ДБМ) во время молитвы полностью был обращён к Богу и был далёк от внешнего мира, но слышать голос бедного и помочь ему – это не обращение внимания на себя, а подобно обращению к Богу, иначе говоря, поступок имама является богослужением в богослужении. К тому же полное обращение к Богу не означает то, что он полностью будет отрезан от внешнего мира или же будет бесчувственным, но и при желании его внимание охватывает и то, что будет приемлемо и неприемлемо на пути Бога. Здесь молитва – богослужение, подаяние – тоже богослужение и оба на пути довольства Бога. Поэтому, внимание имама Али (ДБМ) было приковано лишь к Богу и доказательством этому является ниспослание аята, которое многими было доказано.