Запреты, связанные с недоделанной работой и орудиями труда
55. Почему нельзя было в определенные дни недели, праздники (когда именно?) оставлять на виду веретено и прялку: веретена ужами в лес уйдут, будешь видеть летом змей и т.д.?
56. Как называется остаток кудели на прялке (недопрядок, недокудилок, борода, колтун)? Как называется остаток «мычки» (волокна) на гребне (например, колтун, клок)?
57. Что будет, если оставить на прялке, гребне кудель или мычку («у деда борода вырастет», «ночь спрядет»)? Что будет, если оставить их на праздник: лен не будет родиться, будут сорняки и т.п.? Был ли обычай специально оставлять на прялке, гребне немного волокна на какой-либо праздник или на лето? Когда и зачем это делали (например, на лето, чтобы «погуляла» корова)?
58. Почему нельзя оставлять на ночь основу в доме, на дворе, проходить под ней, переступать через нее: черти будут сновать и все перепугают; умрет тот, кто будет носить одежду из этого полотна; семья не будет спать, овцы будут голодными, новорожденный будет обвит пуповиной и т.д.?
59. Можно ли оставлять на лето сплетенную основу или навитую на воротило? Если нет, то почему (например, волки будут «сноваться»)? Что делали, если приходилось ее оставлять (замыкали замком)?
60. Что будет, если оставить недотканные кросна на праздник (например, будут нападать волки)? Что делали, если приходилось их оставлять (замыкали замком)?
Обереги
61. Как относились к приходу постороннего во время падения, снования, навивания, тканья? Что делали, чтобы он не «испортил» работу (например, показывали два кукиша через нить)? Что должен был сказать пришедший работающим? Что ему отвечали?
62. Как оберегали от сглаза, порчи при прядении и сновании (затыкали иголку, бросали уголек или «печинку», клали топор или молоток, посыпали основу пылью из-под порога, посыпали хату льном), при навивании и тканье (бросали соль, хлеб, нож, вытыкали иголку)?
63. Что делали при тканье, если не шла работа: проводили штанами по кроснам, кропили кросна помоями с кочергами или с руки, чтобы снять «уроки», и т.п.?
Передача инвентаря
64. Можно ли было передавать, в частности после захода солнца, атрибуты пряденье и тканье (основу, нить, бердо, веретено, прялку и пр.) в чужой дом, в чужое село, за реку? Если нельзя, то почему: волки набегут (будут «сноваться»), будет град, пожар, пчелы переведутся и т.п.?
65. Какие предосторожности соблюдали при выносе из дому и передаче в другой дом этих предметов (обвязывали их нитками, заворачивали, замыкали замком)?
66. Каким образом и когда следовало возвращать взятые предметы: обернув волокном, пряжей, отрезанными концами основы
67. и т. д.? Почему?
Костра
68. Что делали с кострой (высыпали в поле, на скотный двор, на дорогу, где ходят коровы, закапывали на дворе, сжигали)? Зачем это делали (чтобы был хороший урожай, чтобы распознать ведьму и т.д.)? Куда нельзя было выбрасывать костру и почему?
Первая пряжа
69. Что делали с пряжей, впервые спряденной девочкой (например, сжигали и давали есть пепел)?
Четверговая нить
70. Прялась ли иногда особая нить? Когда (в Чистый четверг до восхода солнца, в ночь на Ивана Купалу)? Как она называлась? Из чего ее пряли (из крапивы, из «пухли-ка» и т.п.)? Где и как ее пряли (например, сидя на пороге, молча, крутя веретено в обратную сторону, левой рукой, без веретена)? Как она использовалась (для лечения ломоты, судорог, выведения бородавок, для гадания, наведения порчи)?
Полотно, закрученное вихрем
71. Что делали с полотном, закрученным вихрем (вешали на придорожные кусты, закапывали, сжигали, продавали иноверцу и т.д.)?
Хлеб
Повседневный хлеб
72. Как назывался и как выглядел хлеб из ржаной муки, который пекли в будни для каждодневного употребления (например, буханка, кулидка, паляница)? Какой он был формы? Зарисуйте схематически, укажите размеры.
73. Как назывался хлеб из гречневой, ячменной и другой муки (гречник, ячник и т.д.)? Какой он был формы и когда его пекли?
74. Как назывался хлеб из остатков теста в даже (например, поскребач)? Что с ним делали?
75. Как назывались двойные (слипшиеся) буханки (например, близнята)? Что с ними делали: разламывали над головой ребенка, ломали и давали новобрачным на свадьбе и т.д.?
76. Как назывался хлеб, забытый в печи (например, «забытый хлеб»)? Что с ним делали (использовали для лечения, давали съесть, чтобы не бояться покойника, и т.п.)?
77. Как называется маленькая булочка (пампушка, пирожок, палюшка и т.д.)? Какой формы бывали маленькие булочки и когда их пекли?
78. Как надо было делить хлеб — резать или ломать? В каких случаях хлеб можно было только ломать (например, на поминках)?
79. Какие существовали гадания с хлебом и о чем (запишите рассказ полностью): пускали хлеб по воде, выставляли собаке на выбор, клали под подушку, клали колосья в поле, оставляли на развилке дорог, на предполагаемом месте нового дома и т.д.?
80. Был ли обычай оставлять хлеб на перекрестках, в лесу, в поле, в овине, под печкой, бросать в воду — в реку или колодец? Зачем это делали (для гадания, избавления от болезни, для наведения порчи)?
81. Запишите легенду о том, что прежде колос начинался от самой земли. Какая роль в этой легенде отводилась кошке, собаке и т.д.? Был ли обычай при выпечке первого хлеба из нового урожая кормить им кошку и собаку?
82. Известна ли быличка или загадка о «муках хлеба» (хлебу завидуют, что он в почете; хлеб отвечает, что прежде он претерпел много мук: его молотили, месили, на огне пекли и т. д.)? Запишите их.
УТВАРЬ И ОДЕЖДА
Хлебная дежа.
83. Что делали с дежой, крышкой дежи на свадьбе (сажали на дежу невесту, заставляли невесту переступить через дежу, клали на крышку дежи каравай, чепец)?
84. Что делали с дежой, крышкой дежи, чтобы остановить дождь (выносили на двор, забрасывали на крышу и т.д.)?
85. Что делали с дежой при зажине (например, обвязывали перевяслом)?
86. В какой день (к какому празднику) мыли дежу? Что еще делали с ней в этот день: выносили на двор, ставили на покуть, обвязывали красным поясом? Как это называлось (например, «дежа говеет»)?
87. Какие были известны поверья о деже (если заглянуть в дежу, не будешь бояться покойников; если мужчина заглянет в дежу, у него не будет расти борода, и т.п.)?
88. е) Что делали с дежой, если не удавался хлеб (окуривали, натирали луком, воском и пр.)?
Горшок. Кувшин.
89. Что делали с горшком, кувшином во время засухи (крали у соседей, вдовы, инородца, гончара; бросали в колодец)? Вешали ли целый или дырявый горшок на забор и для чего (от засухи, для оберега цыплят и т.п.)?
90. Когда били посуду (горшки): на свадьбе, на крестинах, на похоронах и т.д.? Для чего это делали?
91. Что делали с черепками (бросали в подол женщине, на порог; клали молодым на голову; бросали в колодец; носили на огород)? Для чего?
92. Что делали с горшком каши на свадьбе?
93. Что делали с горшком каши на крестинах?
94. Какие поверья связаны с горшечником (гончаром): если на святки придет гончар, девушек не будут брать замуж; если украдешь горшок, на том свете встретишь горшечника и т.д.?
Ложки
95. Какие обрядовые и магические действия и когда совершались ложками (выкладывали на стол на «деды», гадали с ними на святки, носили в курятник, связывали на свадьбе)?
96. Какие запреты связаны сложками (например, нельзя класть ложку выемкой кверху или книзу, нельзя наливать в нее молоко, стучать ложкой по посуде с молоком, по столу)?
Печь и печная утварь
97. Какие обрядовые или магические действия (и когда) совершались с печной утварью (кочергой, ухватом, хлебной лопатой, печной заслонкой, помелом): выбрасывали на двор, чтобы остановить тучу, дождь, град; стучали ухватом в потолок на свадьбе, били хлебной лопатой на свадьбе; гадали о замужестве, становясь на заслонку; переворачивали ухваты при проводах в армию; сажали больных детей на хлебную лопату, на печную заслонку; скакали на кочерге вокруг дома и т.д.?
Решето, сито.
98. Какие обрядовые и магические действия совершались с решетом или ситом: лили воду в решето (для чего?), навешивали на рога корове, обходили отелившуюся корову с решетом, жгли старое решето и окуривали им больного и т. д.?
Ступа и пест.
99. Какие обрядовые и магические действия совершались со ступой и пестом (обводили нечестную невесту вокруг ступы, заставляли толочь в ступе, клали пест ей в постель)? Почему нельзя было оставлять пест в ступе на ночь (например, дети будут косматые)?
100. Известен ли шутливый свадебный приговор типа «Дарую ступу с толкачом..,»? Известен ли рассказ о «свадьбе ступы с толкачом»? Запишите их. Известны ли рассказы о женитьбе других предметов: печки и «комина» (трубы), мешка и торбы и т.д.?
Веник.
101. Как называется старый, стертый веник (например, дыркач)? Что делали со старым веником — выбрасывали или сжигали? Чего нельзя было делать: выбрасывать на улицу, сжигать, бить им скотину, человека, переступать через него?
102. Какие обрядовые и магические действия совершали с веником? Был ли обычай рубить, сечь старый веник на пороге, колоде, в воротах? Как и когда это делали? Что при этом приговаривали? Что делали с разрубленным веником? Что еще делали со старым веником: жгли (зачем?); вносили в новый дом при переезде; клали в гроб; били старым веником возле левой руки, если не сбивалось масло; били веником скотину в лечебных целях и т. д.?
103. В какие дни, время суток было принято мести дом (например, подметали в субботу вечером, чтобы огород не зарос травой)? С какими событиями и праздниками было связано обрядовое метение двора, дома (свадьба, похороны и т.п.)? Известен ли обычай обметать могилу?
104. Когда нельзя было мести хату (когда в доме покойник, когда кто-либо из домашних в отъезде, в праздники)? Почему?
105. Что делали с мусором? Куда и когда можно, куда и когда нельзя было выбрасывать его? Как и когда гадали с мусором?
Борона.
106. Какие обрядовые и магические действия связаны с бороной (катали на бороне повитуху, тещу, молодых, невесту, свата, распознавали ведьму; гадали о замужестве; клали в гнездо аиста и т. д.)?
Обувь.
107. Как называются старые лапти — «постолы» (остопки, выстопки, недотопки, выходки, выкидки, недодирки, кастопки)? Совершались ли какие-либо действия со старой обувью (сжигали ее в купальском огне, развешивали на купальском дереве, бросали на огороде, гадали с ней, выводили домашних насекомых и т.д.)?
Одежда.
108. Какие обрядовые и магические действия и когда совершались с предметами одежды:
109. Шапкой (клали для наседки, надевали на невесту, клали в гроб, обтирали шапкой при болезни);
110. Мужской или женской рубахой (заворачивали новорожденного, вешали в хлеву, протаскивали рубаху больного через прокоп в земле);
111. Мужскими штанами (вешали в хлеву, сажали на них больного, пекли на свадьбе печенье в виде штанов);
112. Фартуком (вешали на могильные кресты, фартуком беременной женщины обтирали корову перед случкой);
113. Поясом (гадали о замужестве, подкладывали под порог при первом выгоне скота);
114. Кожухом (сажали на него молодых, клали новорожденного и т. д.).
115. В каких случаях выворачивали одежду (на свадьбе, на крестинах, на святки, во время засухи, для предохранения от сглаза, порчи и пр.)? Существовал ли запрет выворачивать одежду (например, одежду ребенка до года)?
Нагота.
116. При каких обрядовых действиях считалось необходимым раздеваться полностью или частично (при засевании, обходе или опахивании села во время стихийных бедствий, метении, побелке хаты, выведении насекомых, мышей)? Что именно снимали (юбку, платок, крест, пояс и т.п.)?
117. В каких случаях нужно было снимать обувь (например, при выборе места для нового дома)?
Предметы-обереги.
118. Какие предметы носили с собой в качестве оберега невеста, беременная женщина, женщина после родов, дети?
119. Что клали в колыбель (нож, соль, уголек, «печинку», хлеб и т. д.)?
120. Что говорили тому, кто похвалил ребенка, чтобы избежать сглаза (например, «соль тебе в очи, горшок между щек»)?
Демонологии
Русалка
121. Кто мог стать русалкой: безгрешный человек; некрещеный ребенок; невеста, умершая до или во время свадьбы; знахарь, колдун; человек, умерший (родившийся) на Русальной неделе, и т. д.?
122. Как выглядели русалки (волосы, одежда): как дети (девочки), девушки, железная баба, мужчины, полулюди-полуживотные (например, коровы) и т. п.?
123. Когда можно было увидеть русалок: на Русальной неделе, в какое-то другое время? Когда именно?
124. Где можно было видеть русалок (в жите, на лугу, у воды, в лесу, на кладбище)? Куда они уходили после Русальной недели (в могилу, на тот свет, в воду, в источники, в лес)?
125. Что делали при встрече с русалками: крестили, давали имена (какие?), бросали одежду, платки и т.д.?
Русальная неделя.
126. Как иначе называется Русальная неделя? Когда она бывает? Что делали на Русальную неделю: вывешивали одежду, белье (кто это делал?); «провожали» русалок и т.д.? Опишите проводы русалок.
Домовой.
127. Считалось ли, что каждого дома, семьи есть свой покровитель? Как он выглядел (змея, уж, кот, ласка, заяц, белка, воробей, человек и пр.)? Где он жил и что он делал?
128. Можно ли было убивать ужа, который живет в доме (где именно?)? Если нет, то поему?
129. Запишите быличку об уже (люди перенесли яйца ужа, уж отравил людям питье, а когда обнаружили яйца на прежнем месте, опрокинул сосуд с отравой).
Волк-оборотень.
130. Что такое волколак (вовколака, вовкулака, вовкун и т.п.)? Как происходило обращение человека в волка: путем втыкания ножа в пень, колоду; перепрыгивания через забор, колья; пролезания через дужку ведра, хомут; подкладывания под порог пояса ведьмы; накидывания волчьей шкуры; перекидывания гребня? Как ему возвращали человеческий облик (например, втыкали нож в хлебное тесто, били вилами между глазами)? Когда происходило обращение (на Святки, Купалу, в новолунье, по ночам, днем и т.д.)?
131. Известны ли рассказы об обращении на свадьбе людей в животных (волков, собак, медведей и др.) Запишите эти раззказы.
Черт.
132. В каком облике мог появиться черт: виде ребенка, взрослого человека (солдата, охотника, музыканта, священника, инородца и т.д.); в виде человека без спины, со звериными копытами, хвостом, рогами, в «капелюше»?
133. Укажите цвет одежды и форму «капелюша» и головы; виде животного (свиньи, барана, теленка, зайца, собаки, утки);в виде ветра, вихря, водоворота, огненного столба и других стихий; в виде колеса, клубка и т.п.?
Леший, водяной и др.
134. Как называется, как выглядит и чем опасна нечистая сила:
а) живущая в лесу (лесун, лесовик);
б) живущая в воде – реке, озере, болоте (например, водяник);
в) появляющаяся в поле, на меже (полевик, межник);
г) появляющаяся в полдень, в полночь (полудник, полудница, «полночь» и т.д.)?
135. Кем и как пугали детей (бабой, железной бабой, бабой Мезой, мужиком, дурным дедом, водяным дедом, русалкой, волком, ужом, жабой и пр.), чтобы они не ходили:
в огороде; к колодцу; к реке;в лес; в поле, в жито и т.д.?
136. Как говорили о порче (сглазить, сурочить, накинуть, перевести, приробить, вроблять; уроки, пристроек, примовка)? Как говорили о снятии порчи (например, отробить)?
Ведьма, колдун.
137. Как называются: колдун, знахарь (ведьма, ведьмак, колдуник, шептун, чаровник, чернокнижник), ведьма, знахарка (ведьма, шептунья, чаровница, волшебница)? Чем они отличаются друг от друга?
138. В каком облике могла появиться ведьма (в виде жабы, кота, собаки, овцы, жука, колеса, клубка и т.п.)?
139. В какие дни, праздники оберегались от ведьм (например, на Купалу, на Пасху, в Чистый четверг)?
140. Когда и каким способом можно было распознать ведьму (смотрели через зубья бороны, шли в церковь с кусочками сыра во рту, калечили животных)?
141. С какими занятиями людей связывают способность к колдовству? Кому ее чаще всего приписывают (кузнецу, мельнику, пчеловоду, пастуху, музыканту, строителю и т.д.)?
Представления о природе