Она благополучна вплоть до наступления зари».

Эта ночь избавлена от несчастий и зла, поскольку приносит с собой огромное благо. Она начинается с захода солнца и заканчивается с наступлением зари. Существует много хадисов о превосходстве этой ночи. Известно, что это – одна из десяти последних ночей месяца рамадан, и искать ее следует особенно в нечетные дни. Ночь предопределения не потеряет своей важности и своего блага вплоть до наступления Судного дня. Пророк Мухаммад (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) в последние десять дней рамадана уединялся в мечети, где он всецело отдавался поклонению Аллаху, чтобы не упустить ночь предопределения.

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

________________________________________


4 Определение судеб в ночь предопределения и на каждый день.

Мы уже разъяснили, что Аллах предопределил судьбы рабов за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Из Корана и сунны также следует, что, помимо этого, существует повседневное и ежегодное определение судеб.

Определение судеб на ближайший год осуществляется в ночь предопределения, когда из хранимой скрижали выписывается, кто родится или умрет в следующем году, какой удел получат творения, сколько выпадет дождя, какие деяния совершат рабы и т.п. Всевышний сказал:

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылали [пророков и Писания]» (Ад-Духан, 3-5).

Повседневное определение судеб — это соотнесение судеб с заранее определенными для них сроками. Всевышний сказал:

«Его просят те, кто на небесах и на земле, и каждый день Он занят делом» (Ар-Рахман, 29).

Ибн Джарир передал со слов Муниба бин ‘АбдуЛлаха, что отец того рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел этот аят, мы спросили: “Посланник Аллаха, что это за дела?” Он ответил: “Прощение грехов и избавление от скорби, возвышение одних людей и унижение других”».

В целом, мнение комментаторов по поводу этого аята сводится к тому, что «Аллах каждый день дарует жизнь и умерщвляет, творит и ниспосылает удел, возвышает одних и унижает других, исцеляет больных и помогает несчастным, избавляет от скорби и отвечает на молитвы, одаряет просящих и прощает кающихся, и всех дел Его, касающихся творений, просто не сосчитать».

[Эти слова принадлежат известному комментатору Корана аль-Багави. См.: Ма‘аридж аль-кабул (1/346)].

________________________________________


5 Хадисы о ночи предопределения.

Анас ибн Малик рассказывал: “Когда наступил Рамадан, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, явился к вам этот месяц! В нем есть ночь – лучшая, чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего ее блага, и не лишится ее благо никто, кроме лишенного!»” Ибн Маджах 1/289. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1307.


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в Ночь предопределения ангелов на земле больше, чем мелких камешков». ат-Таялиси 2545, Ибн Хузайма 2/223. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2205.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи» (Этот хадис передали аль-Бухари, 2014 и Муслим).

Передают со слов Абу Зарра, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! Поведай мне о Ночи предопределения: в Рамадане ли она или нет?» Он ответил: «В Рамадане». Абу Зарр спросил: «Это продлится только, пока живы пророки, или до Судного Дня?» Он сказал: «До Судного Дня» (Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи).


Сообщается, что ‘Аиша спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?”Он сказал: «Говори: "О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!"» ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 4423.

/Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни/.

________________________________________


6 Значение слова Къадр в названии ночи.

Арабское слово «кадр» переводится на русский язык как «предопределение» и «величие». Эта ночь величественна, и Всевышний Аллах предопределяет в ней все, что произойдет в наступающем году. Всевышний сообщил, что Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Это означает, что она превосходит тысячу месяцев по своему величию и по той награде, которую получает верующий, поклоняющийся Аллаху этой ночью. Поэтому тот, кто проводит эту ночь в поклонении с верой в Аллаха и надеждой на вознаграждение, заслуживает прощение прошлым грехам.

Существует еще одно мнение, согласно которому название этой ночи произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». Прежде всего, в эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно. Кроме того, точная дата ее бывает известна лишь узкому кругу избранных рабов.

Вопрос: 2004 Почему ночь предопределения называется ночью аль-кадр.

https://youtu.be/wzT8PCuATQY

Вопрос: Какова причина названия этой ночи, «ночью Къадар» (ночью предопределения)?

Ответ:

Относительно этого вопроса упомянули несколько причин такого названия из этих предположений первое предположение что ночь предопределения называется «аль-Къадр» ночью предопределения, а слово «Къадр» - что то предопределять потому что Всевышний Аллах субхана уа та`аля предопределяет в эту ночь все что будет на следующий год происходить в бытие до следующей ночи предопределения.

И на правильность этого предположения указывают Слова Всевышнего Аллаха субхана уа тагъаля: «В эту ночь решаются всякие мудрые дела».

Из этих предположений так же то что эта ночь названа из-за своего величия и большого почета и положения т.е. от слова «Къадр» - почет положение. Имеет высокое положение и высокий уровень перед Всевышним Аллахом субхана уа та`аля .

Т.е. слово Къадр можно перевести как предопределение чего либо, а можно перевести как почетное положение.

Поэтому разошлись во мнениях относительно этого почему Ночь предопределения называется так

А некоторые сказали эта ночь называется ночью предопределения потому что те благие деяния которые совершаются в эту ночь обладают великим почетом и великой наградой.

И есть другие предположения почему эта ночь называется таким образом. И в этом вопросе необходимо отметить то, что ни одно из предположений утвердить абсолютно, не получается. Потому что есть возможность этого и этого, и каждая из этих возможностей является возможным и предлагаемым, поэтому мы говорим: что эта ночь аль-Къадр названа так из-за всех этих возможностей либо от слова Къадр предопределение либо от слова Къадр почет и положение.

Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.

________________________________________


7 Ночь предопределения все еще имеется в месяцы рамадана или ее уже нет.

Вопрос: 2005 Ночь предопределения все еще имеется в месяцы рамадана или ее уже нет.

https://youtu.be/6fsPXyQt9WQ

Вопрос: ночь предопределения все еще имеется в месяц Рамадан или она была поднята? Т.е. имеется в виду, что ночь предопределения была только во времена пророка, саляЛлаху алайхи уа салям, или она есть каждый год до самого Судного дня?

Ответ:

Правильное мнение в этом вопросе, на которое указывает множество доводов, то что эта ночь остается и она присутствует каждый год, в одну из ночей месяца Рамадан.

А что касается того что пришло у имама аль-Бухари, со слов Убады ибн Самита, а так же у имама Муслима со слов Абу Саида аль-Худри. А так же со слов Аль Фильтана ибн Асима у аль-Баззара и этот хадис в в книге шейха Мукбиля «сахих муснад» (передается): «То что однажды пророк саля Ллаху алайхи уа саллям, вышел к людям что сообщить им о ночи предопределения (т.е. в какую она будет ночь) и увидел двух человек которые громко спорили друг с другом,и тогда Пророк саляЛлаху алайхи уа салям, приостановился перед ними и сказал я вышел к вам, что бы сообщить о том когда будет ночь предопределения, и начали громко спорить такой-то, и такой-то и оно поднялось»

Что поднялось? Некоторые сказали: ночь предопределения поднялась, имеется в виду все наличие ночи предопределения отменилось и больше ни в каком году ее больше нет т.е. она была только во времена пророка, саляЛлаху алайхи уа салям.

Но правильное понимание этого хадиса то, что под словом: «поднялось», имеется в виду: «знание мое об этом поднялось», я забыл о том, когда конкретно эта ночь предопределения.

В этом хадисе имеется ввиду что поднялось знание о том какая конкретно ночь является ночью предопределения, и некоторые говорят из ученых то что эта ночь действительно поднялась и больше ее нет ни в одном из годов, ни в одном из месяцев Рамадан, но это говорит что это слово является отклоненными и слабым и неправильным.

Сказал Ан-Науауи: «Это слово которое выдумали эти отклонившиеся от основной группы ученых является ошибкой явной, более того является явной глупостью, потому что конец этого хадиса опровергает их. Потому что Пророк саляЛлаху алайхи уа саллям, сказал и это знание было поднята от меня и может быть это даже лучше для вас поэтому ищите эту ночь в 29 или 27 или 25 ночь».

Т.е. в самом же приходит: «ищите эту ночь», это говорит тебе о том, что поднялось не сама ночь, а поднялось знание о том, когда конкретно. И пророк саляЛлаху алайхи уа саллям, сказал: «что это может быть лучше для вас». Потому что если бы я вам сказал: что эта ночь такого-то числа 25 конкретно или только 27, то это привело бы к вашей лени, вы бы перестали выстаивать все остальные ночи и выстаивали бы только эту ночь. Но т.к. как вы не знаете эту ночь, то вам придется выстаивать каждую ночь, чтобы добиться достижения ночи предопределения.

Говорит Ан-Науауи: «а если бы под словом «поднялось», имелось бы ввиду поднятие самой ночи и то что она больше не присутствует в месяцах Рамадана, то пророк саляЛлаху алайхи уа салям, не приказал бы искать ее». Но он сказал: ищите ее, 29, 27 или 25 ночь вот если бы эта ночь поднялась, и больше вообще не существовала, то пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) не приказал бы искать ее, потому что нет смысла искать то, чего нет.

Правильное мнение, то, что «Ляйлятуль Къадр» (ночь предопределения) продолжает присутствовать каждый год в месяц Рамадан, и ее необходимо искать (то есть поклоняться Аллаху в ночах рамадана).

Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.

________________________________________


8 Когда эта ночь наступает?

По поводу точной даты Ночи предопределения мусульманские богословы высказывали разные мнения. Более сорока из них приводятся в книге «Фатх аль-Бари» выдающегося богослова Ибн Хаджара. Тем не менее, достоверно известно, что она наступает в Рамадане, так как Всевышний Аллах сообщил о том, что он ниспослал Коран в эту ночь и ниспослал его в Рамадане.

Всевышний сказал:«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» (аль-Кадр, 97:1).

В другом аяте говорится:«В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2:185). Из этих откровений становится ясно, что Ночь предопределения приходится на месяц Рамадан.


Ночь предопределения наступает в последнюю декаду Рамадана.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите Ночь предопределения в последние десять ночей Рамадана, когда останется девять, или семь, или пять ночей». (Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Абу Давуд).

Наши рекомендации