Постоянство в чтении шариатских зикров перед сном.
Эти азкары являются крепостью, защищающей человека от шайтана, с позволения Аллаха, и помогают вставать на ночную молитву.
Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что могло оказаться на его постели после него, а потом скажет: “С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! (Бисмика, Рабби, вада‘ту джанби ва бика арфа‘уху, фа ин амсакта нафси, фархамха, ва ин арсальтаха фахфазха бима тахфазу бихи ‘ибадака-ссалихин!)”». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).
Передается от Аиши, что каждую ночь, ложась спать, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединял свои ладони и слегка поплевывал на них, читая: «Скажи: “Он – Аллах Единый”» (сура 112 «аль-Ихляс»), «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета”» (сура 113 «аль-Фалякъ») и «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей”» (сура 114 «ан-Нас»). Затем он проводил руками по телу везде, куда мог дотянуться, начиная с головы и лица, а затем остальную часть тела. Он проделывал это три раза. Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).
Передается от Абу Мас’уда аль-Ансари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто ночью прочитает два последних аята суры «аль-Бакара» (Корова), будет достаточно их». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).
Передается от Анаса бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложась спать говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас, напоил нас, дал нам достаточно. А сколько тех, у кого нет ни защитника, ни того, кто приютил! (Аль-хьамду лилляхи-ллязи ат’амана ва сакъáнá ва кафáнá. Фа кам мимман ля кáфия ляху ва ля муъвия ляху)». Хадис передал Муслим.
В хадисе Абу Хурейры передается, что шайтан сказал ему: «Когда ты отправишься спать, прочитай Аят аль-Курси (Коран, 2:255), и с тобой будет прибывать хранитель от Аллаха, а шайтан не приблизится к тебе до рассвета».Абу Хурейра рассказал об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Он сказал правду, хотя является лжецом».Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).
Передается от Али бин Аби Толиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей дочери Фатиме, пришедшей попросить у него слугу, и Али: «Не указать ли вам на то, что лучше для вас, чем слуга? Отправляясь спать, скажите по 33 раза «субхана-Ллах» (Слава Аллаху), «аль-хьамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху), «Аллаху акбар» (Аллах велик). Поистине, это лучше для вас, чем слуга». Согласованный хадис. (Передал Бухари и Муслим).
Передается от Анаса бин Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читай перед сном: ‟Скажи: «О неверующие!»” (сура 109 «аль-Кафирун»), ибо это отказ от ширка». Хадис передал аль-Байхакъи, «Сахих аль-Джами’» (1172).
Передается от Хафсы, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ложился спать, он клал правую руку под одноименную щеку и говорил: «Господь мой, защити меня от твоего наказания в День, когда Ты воскресишь Своих рабов! /Аллахумма, кы-ни азаба-кя яума таб`асу ибада-кя/».Хадис передал Абу Дауд, «Сахих аль-Джами’» (4532).
Сообщается от аль-Бараа бин ’Азиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда ты ложишься спать, соверши малое омовение, как для молитвы, ложись на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и обратил к Тебе лицо своё, и вручил Тебе дело своё, и на Тебя положился в стремлении к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в твоего пророка, которого Ты послал”.
/Аллахумма, аслямту нафси иляй-Кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-Кя, ва фаввадту амри иляй-Кя, ва альджа’ту захри иляй-Кя рагбатан ва рахбатан иляй-Кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-Кя илля иляй-Кя, аманту би-китаби-Кя аллязи анзальта ва набиййи-Кя аллязи арсальта/
И если затем ты умрешь, ты умрешь в фитре (в естественном, врожденном состоянии), так сделай так, чтобы это было последним, что ты скажешь». Согласованный хадис. (Этот хадис передали аль-Бухари 247, 6311, 6313, 7488, Муслим 2710).
Мусульманину так же следует читать азкары, предписанные шариатом, после пробуждения. Передается от Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пробудившись ото сна говорите:
“Хвала Аллаху, Который вернул мне мою душу, исцелил мое тело и позволил мне поминать Его”».
/Аль-хьамду ли-Лляhи-ллязи ‘афани фи джасади ва радда ‘алеййа рухьи ва азина ли би зикриh/
Хадис передали ат-Тирмизи и ан-Насаи, «Сахих аль-Джами’» (326).
Передается от ‘Убады бин ас-Самита, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, проснувшись ночью скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала, Он всё может, хвала Аллаху; слава Аллаху, нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Аллах велик, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха (Ля иляха илля-Ллаху вахьдаху ля шарикя ляху, ляхуль-мульку, ва ляхуль-хьамду, ва хува ‘аля кулли шайъин къадир; аль-хьамду ли-Ллях, ва субхьана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хьавля ва ля къуввата илля би-Ллях)”,а потом скажет: “О Аллах, прости меня! (Аллахумма-гфир ли!)”— или же обратится к Аллаху с иной мольбой, то он получит ответ. И если он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята».
Хадис передал аль-Бухари.
Имам Ибн Батталь сказал: «Аллах обещал через Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тому, кто проснется ночью со словами тавхида на устах, подчинившись Его владычеству, признавая Его милости словами восхваления и превознося Его над всем, что не приличествует Ему, словами тасбиха, возвеличивая Его словами такбира, предаваясь Ему путем признания своей немощи без Его поддержки, то получит ответ на свое дуа и его молитва будет принята. Каждый, до которого дошел этот хадис, должен практиковать его с чистым намерением ради Господа, свят Он и велик».
Передается со слов аль-Бараа бин ‘Азиба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пробудившись ото сна, говорил:
«Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Нему воскрешение».
/Аль-хьамду ли-Лляhи-ллязи ахьйа-на ба’да ма амата-на ва илейhи-н-нушур/
Хадис приводит Муслим. [Аль-Бухари 6314, Муслим (2711)]
В хадисе Ибн Аббаса говорится, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просыпался ночью, то прогонял сон, проводя рукой по лицу, затем смотрел в небо и читал последние десять аятов суры «Семейство имрана»: «Воистину, в сотворении небес и земли…»и до конца суры (Коран, 3:190-200). Хадис передал Муслим.
Ан-Навави сказал: «В этом хадисе говорится о желательности стирать с лица следы сна и желательности читать эти аяты, вставая ото сна».
Послеобеденный отдых.
Это короткий сон перед дневной молитвой (Зухр) или после нее. Передается от Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдыхайте (спите) днем, ибо, поистине, шайтаны днем не отдыхают».Хадис передал ат-Табарани, см. «ас-Сахиха» (2647).
Исхакъ бин Абд-Аллах сказал: «Дневной сон относится к деяниям благих людей, он оживляет сердце и придает силы в ночной молитве».
Аль-Хасан аль-Басри прошел мимо людей на рынке в середине дня и, услышав их шум, спросил: «Разве они не отдыхают днем?». Ему ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Сдается мне, что ночь их плоха».
Умеренность в еде и питье.
Излишество в еде и питье является одним из серьезнейших препятствий, удерживающих человека от ночной молитвы.
Сообщается от аль-Микъдама бин Ма’д Йакриб, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком — это его желудок. Для поддержания сил достаточно несколько кусочков пищи. Если ему не достаточно этого, то: треть (желудка) — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания». Хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа, «Сахих аль-Джами’» (5674).
Сообщается от Абу Джухайфы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному человеку, который рыгнул в его присутствии: «Старайся рыгать меньше – поистине, наиболее пресыщенные в этой жизни будут наиболее голодными в День Воскрешения». Хадис передал аль-Хьаким, «Сахих аль-Джами’» (1190).
Суфйан ас-Саври сказал: «Ешьте мало, и вы сможете совершать ночную молитву».
Увидев людей, которые ели слишком много, Ма’къаль бин Хабиб сказал: «Не думаю, что наши компаньоны желают совершить ночную молитву».
Вахб бин Мунаббих сказал: «Наиболее милее шайтану люди, которые много едят и много спят».
Борьба с самим собой.
Это одна из наиболее эффективных видов помощи в совершении ночной молитвы, поскольку душа человека, по своей природе, склонна к злу, тяготеет ко всему плохому и порицаемому, и она губит тех, кто подчиняется ее зову.
Всевышний Аллах приказал нам бороться: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом» (22:78),«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями»(29:69), «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой»(32:16).
Передается от Фудаля бин ‘Убайда, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Муджахид – это тот, кто ведет борьбу с собой ради Аллаха». Хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Хиббан, «ас-Сахиха» (549).
В Хадисе ‘Укъбы бин ‘Амира приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек из моей общины встает ночью, борясь с собой, чтобы совершить омовение, и на нем есть узлы. Когда он моет руки, то исчезает узел. И когда он моет лицо – исчезает узел. И когда он протирает голову – исчезает узел. И когда он моет ноги – исчезает узел. И тогда Всемогущий и Великий Аллах говорит тем, кто находится за покровом (т.е. ангелам): «Посмотрите на Моего раба, который борется с собой и просит Меня. Мой раб получит все, что просит у Меня». Хадис передали Ахмад и Ибн Хиббан, «Сахих ат-Таргиб» (627).
Мухаммад бин аль-Мункадир сказал: «Я боролся с собой 40 лет, пока не подчинил свою душу».
Сабит аль-Бунани сказал: «Я боролся 20 лет, чтобы заставить себя совершать ночную молитву, и наслаждался ею 20 лет».
‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз сказал: «Лучшее из деяний – то, к совершению которого нужно себя принуждать».
‘Абд-Аллах бин аль-Мубарак сказал: «Праведники прошлого совершали благодеяния с охотой, а нам необходимо заставлять себя. Поэтому нам нужно пересиливать себя».
Къатада сказал: «О, сын Адама! Ты хочешь совершать благое только тогда, когда ты бодр и полон энергии, но душа тяготеет к праздности и лени, а истинно верующий проявляет упорство».