Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах).
Али ибн Абу Талиб ибн Абдуль-Мутталиб (да будет доволен им Аллах) — сын дяди посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), муж его дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллах), четвёртый праведный халиф и один из десяти сподвижников, которым был обещан Рай. Он родился за 10 лет до пророческой миссии Мухаммада. Али был первым ребёнком, принявшим Ислам. Он остался в постели Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь его хиджры (переселения) в Медину, завернувшись в его плащ, чтобы ввести мушриков (многобожников) в заблуждение.
Али (да будет доволен им Аллах) прославился своей храбростью, героизмом и участием в битвах на пути Аллаха. Так в битве у рва, когда объединённые войска союзных племён выступили против мусульман, он принял вызов нескольких богатырей и могучих воинов арабов и легко справился с ними, убив их в поединке. Он участвовал вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во всех его боевых походах, кроме битвы при Табуке, когда, по причине отдалённости намеченной цели, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил его опекуном своего семейства.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему следующие слова: «Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?» [«Сахих» Муслима (2404)].
В «Сахих» Бухари и в «Сахих» Муслима пришёл хадис, в котором передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлёт посредством него победу» [«Сахих» Бухари (3701) и «Сахих» Муслима (2406)].
Когда наутро люди явились к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему. Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «У меня никогда не было желания командовать, кроме этого дня!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Где Али ибн Абу Талиб?» И когда он пришёл, вручил ему знамя. Несмотря на свои достоинства, Али не считал себя лучшим и признавал превосходство Абу Бакра и Умара над собой (да будет доволен ими Аллах). Ибн Хаджар в своей книге «Лисануль-мизан» привёл следующие слова Али, которые он сказал, когда узнал, что люди ставят его выше Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими всеми Аллах): «Если кто-нибудь будет ставить меня выше Абу Бакра и Умар, то я велю наказать его ударами плетью, как клеветника» [«Лисануль-мизан» Ибн Хаджара (3/289), «Китабус Сунна» Ибн Абу Асима (2/575) , «Китабус Сунна» АбдуЛлаха ибн Ахмада (2/562) и «Иътикад» Байхаки (1/358)].
После убийства Усмана (да будет доволен им Аллах), по настоянию мусульман, Али стал халифом, и люди присягнули ему.
Тогда имели место некоторые события между сподвижниками, относительно которых мы скажем те же слова, которые сказал Шейхуль-ислам Ибн Таймийя: «Позиция ахль-сунна валь джамаъа в этом вопросе – воздерживаться от комментариев того, что произошло между сподвижниками. Так как их достоинства непоколебимы, а дружба и любовь к ним обязательны».
Во время его правления произошла верблюжья битва, которую разожгли сабаиты [Последователи лицемера АбдуЛлаха ибн Саба] и их приспешники, а вслед за ней и битва при Сиффине. Также произошло большое сражение между Али (да будет доволен им Аллах) и хариджитами при Нахраване. Закончилось это тем, что один из хариджитов, по имени Абдуррахман ибн Мулджам, замыслил убийство Али (да будет доволен им Аллах). Он напал на него в Куфе, когда Али (да будет доволен им Аллах) шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Он обошёл его и нанёс удар мечом в переднюю часть головы.
Али (да будет доволен им Аллах) прожил 63 года, правил 4 года 8 месяцев и 4 дня, да будет доволен им Аллах!
О Аллах, даруй нам любовь к сподвижникам Твоего посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Сделай нас из людей, относящихся к ним с уважением и почтением и защищающих их честь! О Аллах, погуби тех, кто проклинает их и враждует с ними! О Аллах, дай величие Исламу и мусульманам, окажи помощь Своим рабам единобожникам! О Аллах, прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!
Бедствия языка.
Урок двенадцатый.
Хвала Аллаху, достойная Его величия и величия Его власти! Благословение и приветствия пророку Мухаммаду, посланному как милость для миров, его семье и всем его сподвижникам!
Язык – один из величайших благ, дарованных Аллахом, один из Его удивительно тонких творений. Он мал по своей величине, но велик в оказании пользы и вреда. Ведь невозможно отличить, предел послушания или ослушания иначе, как по свидетельству языка.
При помощи этого маленького органа человек изъявляет свои желания, выражает чувства, говорит о нужде, выступает в свою защиту и изливает душу. Посредством его он поддерживает беседу с собеседником и не даёт скучать спутнику. Язык – причина падения человека или его возвышения.
Нет предела применению языка, также как нет границ и предела его возможностям и областям применения. Язык может служить одинаково и во благо, и во вред. Он приводит к мучениям каждого, кто распустил язык. Того, кто не следил за языком и дал ему волю, шайтан завлечёт в свои ущелья, бросит его на край разваливающейся пропасти, чтоб вынудить его вступить в путь, ведущий к Аду. Люди будут ввергнуты лицами в Огонь только благодаря последствию своих речей. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его уздечкой шариата, то есть последовал ему.
Каждому мусульманину следует оберегать свой язык, произнося лишь речи, в которых есть явная польза для его мирской и Последней жизни. В случае, когда от произнесения слов или молчания будет одинаковая польза, лучше промолчать. Потому что порой дозволенная речь может привести к запретному или нежелательному в шариате действию, что зачастую и происходит. Потому обезопасить себя бесспорно лучше.
Есть два великих бедствия языка: бедствие речи и бедствие молчания. Каждое из этих бедствий в своё время может быть хуже, чем другое. Так, скрывший истину – это бессловесный шайтан, лицемер и заискивающий потворщик, если только его не остановил страх за свою жизнь. А изрекающий ложь — говорящий шайтан, ослушавшийся Аллаха.
Бедствия языка заключаются в следующих действиях: оплошность, ложь, хула (злословье), сплетни, лицемерие, непристойность, ханжество, хвастовство и обеление себя, ведении праздных разговоров, споры и пререкания, причинение людям страданий и посягание на их честь.
Молчание человека должно сопровождаться совокупностью энергичности и присутствием величавости. Также размышлением о величие Аллаха, Его поминанием и поклонением Ему. И главное — человек должен быть спасённым от ответственности за слова в этой и Последней жизни.
Верующий должен избегать всего, что было перечислено выше, ведь он непременно будет спрошен за всё и получит соответствующее воздаяние. Аллах Всевышний сказал:
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Коф, 18).
Он также сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу».(Аль-Исра, 36).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит нечто благое или молчит» [«Сахих» Бухари (6018) и «Сахих» Муслима (47)].
Одной из сторон красоты Ислама является отречение от всего, что не приносит человеку пользы. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одним из качеств хорошего мусульманина является оставление то, от чего нет пользы» [«Сунан» Тирмизи (2419), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (5911) сказал, что хадис достоверный].
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о причинах, по которым люди чаще всего попадают в Ад, он ответил: «Язык и половой орган» [«Сунан» Тирмизи (2004) и «Сунан» Ибн Маджа (4246)].
Вдумайся о серьёзности последствий этого дела, и какова может быть опасность слов, произносимых языком человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, раб Аллаха может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что он опустится в Аду на расстояние, подобное расстоянию между востоком и западом» [«Сахих» Бухари (6477) и «Сахих» Муслима (50), (2988)].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), как будто бы предвидя некоторые явления, присущие сегодняшнему дню, сказал: «Поразительно, что человеку легко удается оберегать себя от употребления запретного, совершения несправедливости, прелюбодеяния, кражи, удерживать себя от распития спиртного, от взгляда на запретное и т.п. Но ему тяжело удерживать свой язык. Бывает, видишь человека, на которого указывают как на религиозного, аскетичного, занятого поклонением человека, но он произносит слова, вызывающие гнев Аллаха, и не обращает на это внимания. Сколь много видим мы людей, которые страшатся совершения непристойного и допущения несправедливости. Язык же их пускается в злословие о чести живых и мертвых, и не обращают они внимания на то, что говорят».
Ата ибн Абу Рабах (да помилует его Аллах) сказал:
«Те, которые были до вас, считали лишними все слова, кроме книги Аллаха, приказа к одобряемому и запрета от порицаемого, а также повседневных разговоров, без которых не обойтись. Разве вы отрицаете, что над вами есть хранители — благородные писцы (ангелы), сидящие справа и слева и записывающие деяния, стоит лишь произнести слово. Разве не будет совестно человеку в тот миг, когда развернут свиток с записями его дел, которые он совершал, и обнаружится, что там нет ничего из дел, приносящих пользу в Последний день?!»
Наиболее распространённой из болезней языка является хула. Хула – это слова, которыми ты поминаешь человека, и которые ему не понравятся, если они дойдут до него. И неважно, говоришь ли ты о недостатках его внешности, происхождении, характере, делах, словах, религии, о его имуществе и даже одежде, доме или машине.
По единогласному мнению учёных хула запретна. Кроме лишь тех случаев, когда это необходимо для пользы. Как, например, в науке исследования хадисов [Наука, в которой изучаются личностные качества передатчиков хадисов], при наставлении человека и т.д.
Аллах Всевышний сказал: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата»(Аль-Худжурат, 12).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил нам, что такое хула. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей: «Знаете ли вы что такое хула?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше!» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это поминание тобой твоего брата (за его спиной) тем, что ему не нравится».Один человек спросил: «А если то, что я скажу, и вправду есть у него?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если то, что ты сказал, и вправду есть у него, то ты совершил хулу, а если у него этого нет, тогда ты оклеветал его»[«Сахих» Муслима (2589)].
Этими словами посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам разницу между хулой и клеветой. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал, что возводить на человека ложь – это клевета. Наговаривать на человека запретно, является ли он мусульманином или неверующим, благочестивым или нечестивцем. Но измышление лжи на мусульманина — более страшный грех.
Хулой считается также и затрагивание чести мусульманина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерёг от этого следующими словами: «Ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас» [«Сахих» Бухари (67) и «Сахих» Муслима (1679)].
В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому мусульманину запретны кровь, имущество и честь другого мусульманина»[«Сахих» Муслима (2564)].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), описывая болезни душ и сердец, открытых для наущений шайтана,сказал: «Некоторые люди только и делают, что осуждают других, забывая о добрых делах представителей различных групп и национальностей, упоминая только об их недостатках. Такой человек подобен мухе, которая покидает здоровое место и садится на рану, а причина этого кроется в порочности душ и дурном нраве».
Остерегайся хулы, избегай злословья и не прислушивайся к нему. Ведь она, как сказал об этом Али ибн Хасан (да помилует его Аллах): «Приправа к словам людей ничтожных, подобных собакам».
Хула не сводится только к словам. К хуле также относятся намеки, знаки рукой, головой, глазами, а также надписи и все вещи, посредством которых можно передать смысл – все это включается в понятие хулы и является запретным.
Стремись всегда, о мусульманин, защищать честь брата в обществе людей, в собраниях, торжествах и т.д. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах защитит от Огня в День воскресения» [«Сунан» Тирмизи (1996)].
Также распространены среди людей насмешки и издевательства над другими, что является запретным в Исламе. Аллах Всевышний сказал:«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них».(Аль-Худжурат, 11).
Издевательства – это глумление над людьми, их унижение или указывание на их недостатки или пороки, что может выражаться в словах или делах, или даже в знаках.
Самый худший вид насмешек – это насмешки над Исламом и его последователями. Тяжесть такого поступка очень велика. Учёные едины в том мнении, что насмешки над Аллахом, Его религией и Его посланником являются явным неверием, выводящим человека из Ислама.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине насмешки над Аллахом, Его аятами и Его посланником – неверие. Тот, кто поступил так, становится неверующим после того, как уверовал».
Изощрёнными являются виды таких насмешек и издевательств. Есть те, кто насмехается над хиджабом (одеждой мусульманок), над применением шариатских законов. Другие отпускают колкости в адрес «Организации призыва к одобряемому шариатом и порицания запретного им». Находятся и любители насмехаться над сунной посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Один осмеивает бороду, другой укороченную одежду, хотя это из сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Знайте об опасности насмешек над человеком, живущим, претворяя в свою жизнь Ислам.
Аллах Всевышний сказал:«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками». (Ат-Тауба, 65-66).
Причиной ниспослания этого аята стало то, что один лицемер сказал: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана».Эти слова дошли до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда же тот человек прибыл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы извиниться, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал, обращаясь к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, мы только болтали и забавлялись».Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочёл ему этот аят.
Аллах Всевышний разоблачил сущность людей, потешающихся над верующими в следующем аяте: «Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает».(Аль-Бакара, 212).
Некоторые люди, когда ты указываешь им на то, что их слова относятся к насмешке над Исламом, отвечают: «Я не осмеиваю Ислам и не смеюсь над самим человеком, а лишь шучу и веселюсь». Бедняга, он не знает, куда его доведут эти шутки и забавы! Всё это обернётся ему горем в этом мире и наказанием в Последней жизни.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерёг от того, чтобы всякими неправдами смешить людей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей, горе ему и еще раз горе ему!» [«Муснад» Ахмада (5/5), ( 5/7), «Сунан» Абу Дауда (4990) и «Сунан» Тирмизи (2417). Албани в «Сахих аль-джамиъ» (7136) назвал хадис достоверным].
В фетве «Комитета по научным исследованиям и фетвам» относительно человека, обратившегося к другому человеку словами «О бородач!» в насмешку над ним, говорится следующее: «Насмешка над бородой является одним из скверных грехов. Если человек сказал эти слова с целью осмеять бороду, то это является неверием. Но если он позвал его так, чтобы дать знать, кого именно из людей он имел в виду, то ему впредь не стоит звать его таким образом».
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да помилует его Аллах) сказал: «Среди людей есть такие, которые взяли себе привычку выслеживать и выискивать ошибки знающих людей. Они говорят про них: «Эти, бородатые такие-то… они сделали то-то…!» Есть опасность, что такой человек станет вероотступником. Нельзя питать к ним злобу только потому, что они являются религиозными людьми».
Завершим этот благословенный урок хадисом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которому нам следует воздать должный почёт и непременно применять в жизни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, обращаясь к своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества».Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» [«Сахих» Муслима (2581)].
О Аллах, очисти наши языки от всего того, что может обесславить нас и подчини Твоему послушанию! О Аллах, исправь положение мусульман! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!
Страх перед Аллахом.
Урок тринадцатый.
Хвала Аллаху, предоставляющему прибежище тем, кто страшится Его, дающему спасение тем, кто является богобоязненным! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Некоторые из людей всецело предаются обманчивым надеждам. В результате этого большинство из них стало небрежно относиться к повиновению Аллаху и совершать запрещённые им деяния. Откладывание на потом не даёт покаяться за свои грехи вовремя, а удовлетворённость этой жизнью и её благами заставляет забыть об ужасах наказания за эти грехи, которые их ожидают впереди. Страх не посещает их сердца, боязнь за грехи не сопутствует им. И они всецело отдаются радостям и печали преходящей жизни так, будто бы они будут жить вечно.
Для того, кто боялся Его в этой жизни, Аллах, Всемогущ Он и Велик, приготовил двойную награду. Аллах Всевышний сказал:«Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада». (Ар-Рахман, 46).
Куртуби (да помилует его Аллах) в тафсире этого аята сказал: «Смысл этих слов — боялись расчёта перед своим Господом и оставляли грехи».
А Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Боялся предстать перед своим Господом и услышать решение, вынесенное относительно себя, удерживал себя от страстей и направил свои силы поклонению Аллаху. пристанищем будет Рай.т.е. конечный пункт его возвращения — благоухающие сады Рая».
Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с (такой) проповедью, подобной которой я никогда раньше не слышал, и (среди прочего) он сказал: «Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!».Тогда сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прикрыли себе лица руками и принялись плакать, не раскрывая ртов» [«Сахих» Бухари (4621) и «Сахих» Муслим (2359)].
Страх и боязнь Аллаха проявляются в том, что человек чувствует в сердце боль и горечь от того, что может впасть в грех. Когда он чувствует опасность впадения в грех, он готовится к этому, всеми силами старается обойти этот грех. Искренний страх перед Аллахом – это отдаление от запретов шариата и спешка в совершении благих дел.
Второй праведный халиф в этой умме, различающий истину ото лжи, — Умар ибн Хаттаб — из-за присутствия великого страха в сердце и сопровождавшей его постоянной боязни Аллаха, спросил Хузайфу (да будет доволен ими Аллах): «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, упоминал ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) моё имя среди имён лицемеров?» Он ответил: «Нет! После тебя я никому не дам характеристики (т.е. никому не отвечу на этот вопрос)».
Следование страстям и обманчивые надежды — основа всех пороков. Следование страстям ослепляет человека и не даёт ему познать истину и стремиться к нему. А обманчивые надежды заставляют забыть Последнюю жизнь и не дают подготовиться к нему должным образом. Аллах Всевышний похвалил людей, боящихся Его, следующими словами:
«Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (Ан-Нур, 37).
Хасан Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Что ты думаешь о том дне, когда люди будут стоять на ногах пятьдесят тысяч лет, без какой-либо пищи и без единого глотка воды. Когда их горла пересохнут от жажды, а животы стянутся от голода, их – ослушников и грешников – поведут к Огню и будут поить из обжигающего кипящего источника».
Комментируя следующие слова Аллаха:
«которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся»(Аль-Муъминун, 60), учёные сказали: «Они совершали благие дела в надежде на то, что это поможет им спастись от наказания Аллаха».
Страх перед Аллахом является крепостью и защитой, охраняющей человека от опасностей и не дающей споткнуться. Обязательный минимум необходимого для человека страха – это страх, побуждающий его к выполнению обязательных предписаний шариата и к отстранению от его запретов. Если боязнь Аллаха превысит эту степень и станет причиной того, что человек возьмётся за дополнительные виды поклонения, отстранится от мелких нежелательных деяний и будет умерен в применении дозволенного, то это является похвальным достоинством. Но если он в своём стремлении превысит это, вызывая для себя болезнь, смерть или старость, перестав трудиться для обретения любимых Аллахом высоких качеств, то это не будет являться похвальным.
Человек в двух случаях предстаёт перед Аллахом: когда он стоит перед Ним для молитвы и в день встречи с Ним. Тому, кто воздаст право первого предстояния, облегчится и второе. А тому, кто пренебрегает первым предстоянием, не отдавая ему своё право, осложнится и второе. Аллах Всевышний сказал:«а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью. Воистину, эти любят жизнь ближнюю и оставляют позади себя Тяжкий день». (Аль-Инсан, 26-27).
Ибрахим ат-Тайми (да помилует его Аллах) сказал: «Я застал в этой нашей мечети шестьдесят человек из друзей АбдуЛлаха (ибн Мас`уда). Самим младшим из них по возрасту был аль-Харис ибн Сувейд (да помилует его Аллах). Я слышал, как он читал суру «Аз-Зальзаля» (Сотрясение), и когда дошёл до аята «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его».(Аз-Залзала, 7),он заплакал, а затем сказал: «Это очень тонкое исчисление!»
С тех пор, как были сотворены люди, они не перестают путешествовать. И нет у них остановок в пути. Их остановка будет или в Раю, или в Аду. Разумный человек знает, что путешествие состоит из трудностей и сопряжено с опасностями. И, как правило, от путешествия не ожидают безмятежного блаженства, приятных наслаждений и благоприятного покоя. Совершенно ясно, что всё это можно вкусить только после завершения путешествия. Известно, что каждый шаг, каждое мгновение пути и самого путника не остановить. Положение путника таково, каковым требует быть его статус: иметь при себе достаточно того, что доставит его благополучно до цели. И если он останавливается, спит, отдыхает, то это только для того, чтобы набраться сил и продолжить свой путь.
О, обольщённый пустыми мечтами, Иблис (дьявол) был проклят и лишился своего высокого положения только за то, что не сделал один единственный поклон, который ему было велено совершить! Адам (мир ему) был выведен из Рая из-за кусочка пищи, который он съел! Прелюбодея велено казнить самой позорной смертью за то, что всего в размер мизинца проник в запретное ему! Предписано бить плетью по спине за одно лишь слово клеветы или всего лишь за каплю спиртного! Из-за трёх дирхамов человек может быть лишён части своего тела – она может быть отрублена! Никто не застрахован от того, что будет ввергнут в Огонь из-за одного единственного греха. Аллах Всевышний сказал:
«И не опасался Он последствий этого». (Аш-Шамс, 15).
Женщина вошла в Ад по причине одной кошки. Человек может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что он опустится в Аду на расстояние, подобное расстоянию между востоком и западом. Человек в самом конце своей жизни, при смерти, может оставить несправедливое завещание и из-за этого конец его деяний будет плохим, и он окажется в Огне. Ведь о жизни судят по её завершению, дела оцениваются по их окончанию.
Абдур-Рахман ибн Джабир спросил у Язида ибн Мазида (да помилует их Аллах): «Почему я вижу в твоих глазах слезы?» Он спросил его: «С какой целью ты меня об этом спрашиваешь?» Абдур-Рахман ответил: «Быть может, я возьму для себя пользу от этого». Тогда он сказал: «Аллах грозит заключить меня в Ад, если бы Он запер меня только в бане, то мне бы уже стоило проливать слёзы».
Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Страх и надежда – это два верховых животных, два орудия верующего, с помощью которых он добьётся Рая».
Страх перед Аллахом и надежда на Его милость непременно должны сопутствовать друг другу. Если будет преобладать страх, то это лучше, но не перед встречей со смертью. А когда человек близок к своей смерти, лучше, если будет преобладать надежда на милость Аллаха.
Ибнуль-Кайим сказал (да помилует его Аллах): «Сердце в своем пути к Аллаху подобно птице. Любовь является ее головой, а страх и надежда ее крыльями. И когда голова и крылья целы, то полет птицы хорош. Если отрезать голову, то птица умирает. А когда утеряны крылья, она становится мишенью для всякого охотника и хищника».
Во многих местах Своей книги Аллах Всевышний хвалит людей, которые сочетают страх с надеждой. Так Аллах сказал о Своих пророках следующее: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом» (Аль-Анбийа, 90).
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Страх всегда содержит в себе надежду, в противном случае это было бы отчаянием. Также и надежда требует страха, иначе это было бы безопасным спокойствием. Люди, боящиеся наказания Аллаха и одновременно надеющиеся на Его милость, – это люди знания, которых похвалил Аллах».
Как-то АбдуЛлах ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) выпил холодную воду и сильно заплакал. Его спросили: «Отчего ты плачешь?» Он ответил: «Я вспомнил следующий аят из книги Аллаха:«Между ними и тем, что они пожелают, будет воздвигнута преграда»(Саба, 54).
И понял, что ведь обитатели Ада не пожелают ничего, они будут жаждать прохладной воды. Аллах Всевышний сказал, что они будут говорить:
«Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах»(Аль-Аъраф, 50).
Затем АбдуЛлах ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) заплакал вновь и плач его усиливался. Он плакал так, что впоследствии заболел, и люди ходили его навестить.
Однажды увидели Хасана аль-Басри (да помилует его Аллах) плачущим и спросили его: «Что заставило тебя плакать?» На что он ответил: «Я боюсь, что Аллах бросит меня в Огонь и даже не придаст этому значения».
Саад ибн аль-Ахрам (да помилует его Аллах) рассказывал: «Как-то я шёл вместе с АбдуЛлахом ибн Масъудом (да будет доволен им Аллах). Мы проходили рядом с кузнецами. В это время они вытащили железо из огня. Ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) остановился, посмотрел на огонь и заплакал».
Умар ибн Абдуль-Азиз (да помилует его Аллах) – набожный халиф — молился в одну из ночей и дошёл до следующих слов Аллаха: «когда с оковами на шеях и в цепях их поволокут в кипяток, а потом разожгут в Огне». (Гафир, 71-72),он начал повторять их и плакать до самого утра.
Что касается лучшего из людей, нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что АбдуЛлах бин Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел мне: «Почитай мне (Коран)». Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда тебе он был ниспослан?!» — однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я люблю слушать (когда его читают) другие». И я стал читать ему суру «Женщины», а когда дошёл до (того аята, в котором говорится):«А как же, когда приведём мы от каждой общины свидетеля и приведём тебя как свидетеля против них?!» (Ан-Ниса, 41). — он сказал: «Хватит», (и тут я увидел, что) из глаз Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) текут слёзы» [«Сахих» Бухари (4586)].
Мутарриф ибн АбдуЛлах (да помилует его Аллах) передал, что его отец (АбдуЛлах ибн аш-Шиххийр) сказал: «Я пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и застал его за молитвой. Он так сильно плакал, что от него исходил звук, схожий с шипением кипящего котла». [«Муснад» Ахмада (4/25,26) и «Сунан» Насаи (3/13)].
Ибнуль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал: «Самое совершенное положение – это когда страх перед Аллахом и надежда на его милость присутствуют в человеке в равной степени, а любовь к Аллаху преобладает над ними. Любовь – это караван, надежда – погонщик, страх – ведущий каравана, а Аллах Всевышний указывает своей милостью путь».
Верь и надейся, о мусульманин, ведь ты у дверей Господа, Щедрого и Милостивого. Прислушайся к словам Ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах): «Если человек будет прислуживать правителям этого мира, извлечёт от этого пользу. Каков же выигрыш того, кто посвятил себя служению тому, кому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом.
Будь воздержанным в этом мире, не поддавайся обманчивым надеждам и пустым мечтам. Обманчивые надежды – продолжительная неизлечимая болезнь. Если она утвердится в сердце, испортит его сущность. Тогда станет трудным его лечение. Болезнь не оставит его, а лечение будет бесполезно. Чем длиннее будут мечты человека, тем хуже будут становиться его дела.
Береги своё время, о мусульманин. Спеши к благим делам и покаянию. Чаще вспоминай смерть и то, что ожидает тебя после смерти – расчёт, Рай или Ад.
Молю Аллаха, чтобы Он сделал меня, тебя, наших родителей и всех наших любимых среди тех Своих рабов, которые будут в безопасности в страшный день Суда. Из тех, кому скажут в тот Великий день:«Войдите в Рай! Вы не познаете страха и не будете опечалены»(Аль-Аъраф, 49).
Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!