Действия, выводящие человека из Ислама.
Урок десятый.
Хвала Аллаху, Который знает и видит Своих рабов. Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия Зодиака и установил на нем светильник и освещающую луну. Он — Тот, Кто чередует день и ночь для тех, кто желает помнить и благодарить. Благословение и приветствие нашему пророку Мухаммаду, его семье и тем, кто последовал истине!
Знай, о мусульманин, что Аллах Всевышний обязал Своих рабов войти в Ислам, крепко придерживаться его и остерегаться всего, что противоречит ему. Он отправил своего пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) для того, чтобы он призывал к этому. Аллах Всевышний сообщил нам, что тот, кто последовал за его Посланником, пошёл прямым путём, а тот, кто отвернулся от его призыва, заблудился. Во многих аятах Корана Он предупредил нас о причинах вероотступничества и других видов ширка и неверия. Учёные нашей уммы (да помилует их Аллах) в главе «Положение вероотступника» упоминали о том, что порой мусульманин отступается от своей религии по причине разного вида действий, выводящих человека из Ислама. Существуют много таких действий, о которых упомянули ученые. Но наиболее опасными из них и часто встречающимися являются десять. Мы вкратце напомним тебе о них, чтобы ты остерегался и предупреждал о них других. Это следующие десять действий:
1 Ширк — придавать Аллаху сотоварищей в поклонении.
Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса, 116).
Он также сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников».(Аль-Маида, 72). Сюда же относится дуа к мёртвым, обращение к ним за помощью, приношение им жертв.
2Тот, кто выдвигает между человеком и Аллахом посредников, молит их о заступничестве, покровительстве и помощи и уповает на них, становится кафиром (неверующим), по единогласному мнению учёных.
Аллах Всевышний сказал:«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено». (Саба, 22-23).
Он также сказал:
«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников. Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный». (Йунус, 106-107).
3Тот, кто не считает мушриков (язычников, христиан и иудеев) неверующими, или будет сомневаться в их неверии или будет считать правильным их путь, становится кафиром.
Аллах Всевышний сказал:«Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха»». (Аль-Мумтахана, 4).
Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Аль-Маида, 51).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кровь и имущество того, кто сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и проявил неверие ко всему, чему поклоняются, помимо Аллаха, запретны, а его расчёт перед Аллахом» («Сахих» Муслима 23).
4 Также считается неверующим тот, кто убеждён, что есть более правильный путь, помимо пути посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), или есть более совершенные законы, чем те, что он принёс. Такой человек подобен тем, кто даёт предпочтение законам, придуманным теми, кто управляет не по руководству Корана и Сунны.
Сюда относятся и те, кто считает, что изобретённые людьми системы и законы лучше исламского Шариата, или считают, что они равны законам Шариата. Сюда относятся так же те, кто полагает, что разрешается вынесение решений на основе этих придуманных законов, если даже они и считают что исламский Шариат лучше. В их числе и те, кто считает, что Ислам и исламский строй не подходят 21 веку и не соответствуют духу времени или, что Ислам стал причиной отсталости мусульман. Или говорят, что Ислам ограничивается внутренней верой (т.е. связью человека со своим Господом) и не распространяется на другие сферы жизнедеятельности человеческого общества. Сюда также относятся убеждения о том, что указанные Шариатом меры наказания (отрубать руку вору, забивать камнями до смерти женатого прелюбодея или замужней прелюбодейки и т.д.) не соответствует нашей эпохе и не подходят в условиях современного мира. Сюда также относятся убеждения о том, что наряду с Шариатом можно издавать и практиковать другие законы в уголовных и гражданских делах, если даже этот человек не считает эти законы превыше законов Шариата. Потому что этим он разрешает то, что однозначно запретно в религии. Такой человек является кафиром по единогласному мнению учёных.
5Ненависть к чему-либо из того, с чем пришел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), если даже этот человек сам совершает то, к чему испытывает ненависть и неприязнь. Аллах Всевышний сказал: «Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад, 9).
6Высмеивание чего-либо из религии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)или из того, что он рассказал относительно вознаграждения и наказания, Рая и Ада, и всего того, что включает в себе Ислам, также выводит человека из Ислама. Доказательством этому являются следующие слова Аллаха:
«Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»». (Ат-Тауба, 65-66).
7Колдовство со всеми его разновидностями. Сюда относятся заговоры с целью повлиять на чувства человека, действия, посредством которых добиваются любви или ненависти мужа и жены (парня и девушки). Неверующим является тот, кто занимаясь этим проявляет лояльность по отношению к таким действиям и доволен ими. Доказательством этому являются следующие слова Аллаха: «Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим»». (Аль-Бакара, 102).
8Поддержка неверующих и оказание им помощи в борьбе против Ислама и мусульман. Доказательством служат следующие слова Аллаха:
«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них».(Аль-Маида, 51).
9 Вера в то, что некоторым из людей (кто бы это ни был) разрешается выходить за рамки Шариата и жить по другим законам, выводит человека из религии. Аллах Всевышний сказал:
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».(Али Имран, 85).
10 Полное игнорирование Ислама, не изучая и не практикуя его (не соблюдая его основ, столпов и предписаний), является неверием и выводит человека из Ислама. Доказательством служат следующие слова Аллаха Всевышнего:
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам».(Ас-Саджда, 22).
И нет во всём выше перечисленном разницы между тем, кто сделал это в шутку или всерьёз, или из-за боязни, кроме того, кого принудили. Самыми опасными и часто встречающимися среди людей действиями является все, о чем мы упомянули. Поэтому мусульманин должен остерегаться этих деяний и бояться за себя. Да обережет нас Аллах от того, что приводит к Его гневу и Его мучительному наказанию. Мы прибегаем к Единственному Аллаху от всех действий, вызывающих Его гнев и приносящих боль Его наказаний.
О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Рае, а также о словах и делах, которые приближают к нему! И я прибегаю к Твоей защите от Ада, а также от слов и деяний, которые приближают к нему! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой раб и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и Твои праведные рабы, прибегаю к Тебе от зла того, от чего прибегал к Тебе Твой раб и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и Твои праведные рабы! О Аллах! Даруй нашим душам богобоязненность и очисти их! Ты лучше всех можешь очистить их. Ведь Ты Покровитель и Господин наших душ! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!
Праведные халифы
Урок одиннадцатый.
Хвала Аллаху, Который даровал высокие качества тем из Своих рабов, кому Он пожелал и возвысил степени Своих любимых рабов в Раю! Благословение и приветствие лучшему из посланников и пророков!
Изучение жизнеописания сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и следование их примеру – это путь, к которому невнимательны одни, и предали забвению другие. Ведь познание жизненного пути сподвижников и их достоинств становится причиной любви к ним и приближения к Аллаху посредством этой любви. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек будет с теми, кого он любил!» [«Сахих» Муслима (2640)].
Достоинство и превосходство четырёх халифов ещё больше, чем у остальных сподвижников, по причине раннего принятия ими Ислама, павших на них испытаний и их самоотверженной борьбы за религию Аллаха. Передаётся, что Масрук (да помилует его Аллах) сказал: «Любить Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) и знать их достоинства есть сунна». У Хасана Басри (да помилует его Аллах) спросили: «Считается ли любовь к Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) сунной?» На что он ответил: «Нет, это является обязательным!». Ибн аль-Джавзи (да помилует его Аллах) упомянул о том, что праведные предшественники прививали своим детям любовь к Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) и говорили о их достоинствах, так же как они обучали их аятам Корана. Посему становится ясным необходимость для мусульман иметь багаж знаний о личности сподвижников, их достоинствах.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «И только благодаря труду праведных халифов и сподвижников (да будет доволен ими Аллах), мусульмане добились всего наилучшего в религии. Сюда относятся такие великие блага: получение и углубление знаний о религии, победа над врагами Ислама, возвышение слова Аллаха. Каждый мусульманин, который уверовал в Аллаха, до самого Судного дня, должен отдавать должное заслугам сподвижников. Лучшие среди сподвижников в стремлении к благому – праведные халифы. Потому что они совершали всевозможные благие деяния, больше чем остальные. Клянусь Аллахом, они были наилучшими людьми этой уммы, самыми чистыми сердцем из всех, наиболее знающими и лёгкими в обхождении. Это люди, которых Аллах избрал для того, чтобы они сопутствовали Его пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и установили Его религию. Каждый человек должен знать их достоинства, следовать по их стопам и придерживаться их религии и нравов, в силу своих возможностей, ведь они были на истинном пути. Во многих аятах Сам Аллах и Его посланник хвалили их, и Он был ими доволен и приготовил для них благополучный исход.
Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом»(Ат-Тауба, 100).
Он также сказал:«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду».(Аль-Фатх, 29).
Достоверно передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Лучшие люди – это моё поколение, затем те, кто следует за ними, и затем последующее» [«Сахих» Бухари(2652) и «Сахих» Муслима (2533)].
Наилучшими из сподвижников, самыми уважаемыми среди них и принесшими самую большую пользу исламской умме являются праведные халифы: Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими всеми Аллах. И мы вкратце расскажем о них.