Искусство Священного Служения
Я вырос в ресторанном бизнесе. Моя мать всегда готовила и подавала еду. Это было главным в ее жизни. Моя первая работа — помощник диетолога на больничной кухне. После этого я работал в ресторанах, управлял ресторанами, открывал оптовую пекарню, обслуживал частные вечеринки. Затем на какое-то время ушел из сферы услуг, создал компанию по производству поздравительных открыток и начал продавать косметику. Но мне нравилось обслуживать людей...
Однажды вечером (мне тогда было сорок с небольшим) я вернулся домой после трудной смены в ресторане, размышляя о том, почему я до сих пор этим занимаюсь. Когда же придет мой черед быть обслуживаемым? В ту ночь мне приснилось, будто Иисус (которого я люблю и чье учение знаю) просит меня прислуживать на Тайной Вечере. Когда я проснулся на следующее утро, у меня был абсолютно новый взгляд на служение. Я понял, что, хотя было бы здорово поприсутствовать на Тайной Вечере, мое истинное призвание — обслуживать ее. Это высшее призвание и признак истинного лидера — служить всем. Я горжусь тем, что могу быть полезен. Помню, как вскоре после открытия нашего кафе я испытывал радость, очищая фильтры кухонных раковин и глядя на клиентов и менеджеров, выполнявших более «чистую» работу. Для меня не имело никакого значения, что именно делать, — я был уверен, что в любом случае приношу пользу.
Священное Служение происходит, когда мы устраняем с дороги свое «Я». Вот почему наша практика прояснения имеет такую ценность. Когда сотрудники уделяют внимание неудачам или другим обстоятельствам своей жизни, им сложно находиться здесь и сейчас, полностью посвящать себя обслуживанию посетителей. Поймите нас правильно: мы не советуем вам игнорировать условия жизни ваших сотрудников, а рекомендуем делать их более сильными, обучая сосредоточенности на настоящем, которое является единственным местом, где человек способен что-либо создать.
Священное служение подразумевает видение себя как выражения божественного, единой сущности, источника всей жизни и любви. Когда вы воспринимаете себя как любовь, все, что вам остается, — это служить, приносить пользу. Любовь ощущается только тогда, когда вы делитесь ею, отдаете ее. Служение — это продолжение, воплощение любви: она проходит через человека и выходит в мир.
Тренировка
Приходилось ли вам чувствовать себя на работе принуждаемым к чему-то, застрявшим на одном месте или недооцененным? Как бы вы воспринимали подобную ситуацию, если бы стали проводником любви и осознали, что эта ситуация — возможность осуществлять священное служение? Что, если бы каждый рабочий контакт был просто возможностью проявить любовь? Что, если бы вас знали на работе как человека, который всех любит?
Глава 12
Нет ничего неправильного
Большинство из нас выросло в рамках культуры, где принято считать: то, что не соответствует нашим ожиданиям, неправильно. Осознанно или неосознанно, нас приучали верить, что жизнь должна быть такой-то и такой-то, а если она не такова — значит, что-то не в порядке с нами, с теми, кто нас окружает, и с самой жизнью. Отказаться от этого представления бывает трудно, поскольку мы привыкли верить и в следующее: изменения в жизни происходят тогда, когда что-то идет в ней настолько неправильно, что мы просто не можем больше этого выносить. Мы хотим, чтобы вы поняли: осознание того, что изменения могут быть инициированы в любое время и для этого не нужно, чтобы что-то шло «не так», дает силу.
Для того чтобы начать двигаться вперед, вовсе не требуются какие-то особые негативные предпосылки. Когда вы считаете что-то или кого-то «неправильным», это унижает вас и вашу жизнь, позволяет и другим людям осуждать вас, отделяет от единства жизни. Только составляя с жизнью единое целое, мы можем чувствовать себя удовлетворенными и полноценными личностями, которым всего хватает. Многие люди проводят свою жизнь, пытаясь реализовать себя при помощи каких-то достижений. А что, если истинная самореализация возможна лишь тогда, когда мы осознаем себя как неотъемлемую часть жизни в целом, без разделения и суждений?
Некоторые считают, что оборотной стороной тезиса «нет ничего неправильного» является покорность внешним обстоятельствам. Но мы говорим совсем не об этом. Мы отстаиваем возможность защищать то, во что веришь, создавать бизнес как потенциальную возможность инициировать мощное изменение мира, способствовать пробуждению людей. И представление о том, что нет ничего неправильного, является для этого хорошей стартовой площадкой.
Мне вспоминается случай, когда с нами захотел пообщаться один сотрудник, чувствовавший себя раздраженным и недооцененным. Столкнувшись с его эмоциями, я рефлекторно начал думать, для чего мы так стараемся оставить этого человека на его должности. Поймав себя на мысли: «Это пустая трата времени», — я переключил внимание на пользу, которую этот сотрудник приносил компании. А также подумал о благотворных изменениях, которые мы можем привнести в жизнь этого человека. Осуждение отделило меня от беспроигрышной ситуации, в которой мы находились по отношению друг к другу, от процесса пробуждения, в котором мы все участвовали. Мы могли учиться и развиваться, находясь в контакте. Этот человек действительно принес большую пользу, в особенности тем, что помог мне избавиться от нетерпимости. Освободившись от желания сделать сотрудника неправым, я сразу же почувствовал себя неодиноким и благодарным.
Тренировка
Выявите на работе ситуацию, в которой у вас формируется убеждение: «что-то не так, должно быть по-другому». А теперь поразмыслите, какое влияние на вашу жизнь оказывает такая позиция. Представьте, что будет, если вы избавитесь от этого убеждения и будете воспринимать ситуацию такой, какая она есть. Каковы будут ваши ощущения? Что вы почувствуете? Какие действия сможете предпринять?
Глава 13
Отказаться быть правым
Обратите внимание на тот факт, что мы, как человеческие существа, выработали в себе почти непреодолимую привычку «быть правыми». Сколько раз вы отстаивали в споре позицию, в правильности которой даже не были уверены? Стоит подумать о том, чтобы заменить правоту добротой. Далай-лама сказал: «Моя религия — доброта».
В том, чтобы быть правым, нет никакой пользы, — это всего лишь позиция, которую приходится защищать. Мы учим наших менеджеров извиняться первыми и брать на себя стопроцентную ответственность. То же самое делаем и мы сами. Такая позиция дает свободу и силу. Любая ситуация — это возможность осознать: собственные устремления, собственное исцеление, собственные проявления отделенности стоят на пути переживания нами Единого. Когда нам удается избавиться от потребности быть правыми, мы можем устанавливать связь и работать с другими людьми, а не тратить всю энергию на защиту своей точки зрения или позиции.
Открыв первое кафе «Гратитюд», мы раздали сотрудникам передники из льняного полотна, но они неважно сидели и на них были очень заметны пятна. Мы поменяли фартуки на черные. Вскоре сотрудники стали говорить, что им не нравится такая форма. Мы встретились с менеджерами и обсудили различные варианты, предложив сотрудникам высказать свои идеи и пожелания. Введение униформы было для нас серьезным шагом, поскольку наши работники были яркими индивидуальностями. Разработав униформу, мы представили ее на общем собрании и почувствовали со стороны сотрудников определенное сопротивление. В течение нескольких недель они творчески модифицировали свои униформы. Однако мы попросили их в целом придерживаться первоначально выбранного варианта и поблагодарили за вклад и участие. Униформа просуществовала почти год, после чего сотрудники сказали нам, что передники слишком длинные и ограничивают их движения. Мы прислушались к их совету: теперь передники стали короче. Так нам удалось избавиться от представления о том, что «должно быть», и в сотрудничестве с персоналом выработать оптимальное решение. Конечно, на это ушло время, но если бы мы безоговорочно ввели униформу и считали себя «правыми», то нам пришлось бы потратить гораздо больше времени, отстаивая свою позицию и политику. Не исключено, что при этом мы потеряли бы нескольких отличных сотрудников, которые тоже считали бы свою точку зрения правильной, вследствие чего отказались бы работать с нами.
Тренировка
Пообщайтесь с сотрудником, обсудив с ним следующее: какой точкой зрения на компанию каждый из вас не готов поступиться? Чего каждому из вас стоит выбранная позиция (как она влияет на вашу жизнь)? В заключение расскажите ему, что, на ваш взгляд, могло бы произойти, если бы вы от данной позиции отказались (что заняло бы ее место).
Глава 14
Сила просьбы
Обращение с просьбами — важный аспект деятельности сильного лидера. История показывает, что лидеры часто приходят, с одной стороны, к ощущению вседозволенности, а с другой — к чувству переутомления и недооцененности. У нас нет сформированного культурной средой убеждения, что другие люди желают нам того же, чего мы желаем себе. Поэтому нам кажется, что необходимо и, может быть, даже благородно обходиться без просьб. Но в Священной Коммерции такое ограничение не является обязательным — ведь мы ценим друг друга и хотим для других того же, чего и для себя.
Одна из наших менеджеров захотела отправиться на Гавайи, но, вместо того чтобы прийти на собрание и попросить отпуск, купила билет, а потом сказала нам: «У меня уже есть билет, так что мне нужен отпуск». Мы помогли ей увидеть, что таким образом она принизила не только собственный опыт пребывания в коллективе, где начальство всегда поддерживает сотрудников, но и отношение к себе менеджеров, которые, безусловно, были готовы изменить свой график, чтобы ее поездка состоялась. Она же заранее обеспечила себе «оправдание» и только потом обратилась с просьбой, поскольку не верила, что мы можем выполнить ее просто так.
Обычно от обращения с просьбой людей удерживает либо чувство неловкости, либо страх отказа. Помните, что «нет» на самом деле означает лишь «не сейчас». Любой другой смысл, приписываемый этому ответу, — только лишний «груз»: «Я им не нравлюсь», «Я никогда не получу то, что хочу», «Они считают меня эгоистом», «Они не ценят работу, которую я для них делаю». Для других людей ваша просьба — возможность вам помочь. Вот тут-то и можно говорить о том, что достойно, а что нет. Если вы неспособны принять помощь, не чувствуя себя обязанным или не сомневаясь в себе, то, конечно, будете избегать просьб. Умение обращаться с просьбами — ценный и необходимый элемент построения здорового сообщества и компании.
Тренировка
Выберите себе партнера и вместе с ним поупражняйтесь в обращении с просьбами, которые вам обычно трудно бывает озвучить. Ваш партнер должен отвечать «нет». Вы повторяете просьбу, он снова отвечает отказом. Продолжайте делать это до тех пор, пока не осознаете, что «нет» не означает ничего, кроме «не сейчас». Поменяйтесь ролями.
Глава 15
Дар признательности
Признательности не может быть слишком много. Однако наша культура в большей степени культивирует не щедрость, а критическое отношение к себе и окружающим. Признательность — акт щедрости. Мы говорим не о благодарности, выражаемой кому-то за что-то, а о признательности, которая может возникать из ничего. Чаще всего в жизни мы благодарим людей за то, что они сделали, или за то, чем мы можем воспользоваться. С нашей же точки зрения, благодарность сама должна порождать, выявлять нечто, взывать к сущности. Например, я могу поблагодарить сотрудника за смелость и тем самым помочь ему не бояться своей работы. Это не означает, что он уже совершил какой-то смелый поступок, а означает, что я пробуждаю в нем смелость, поскольку даю понять, что считаю его именно таким.
Предположим, школьному учителю поручили вести класс детей, отстающих в учебе, но сказали, что у них высокие IQ. И, поскольку он ориентировался именно на это, результаты тестов у ребят значительно улучшились. Точно так же, если бы ему дали класс одаренных детей, сообщив об их посредственных показателях, последние действительно бы снизились — к этому привели бы заниженные ожидания, которые педагог проецировал на учеников.
Когда мы признаем присутствие в людях ума или божественности, то эти качества проявляются. В этом магия признания! Это не значит, что вы должны таким образом манипулировать людьми. Мы говорим об истинной признательности, идущей от сердца, с любовью. Постарайтесь увидеть, что они уже обладают этими качествами и что ваша неспособность эти качества видеть — плотина на пути потока. Начиная их признавать, мы начинаем видеть то, что ищем. Видеть лучшее в других — чрезвычайно эффективная практика. Качества божественного всегда присутствуют в каждом из нас — их не может не быть, просто мы на них не сосредоточены. Признательность — практика сосредоточения на данных качествах в других и в себе.
Тренировка
Пригласите кого-нибудь потренироваться вместе с вами. Попробуйте выразить ему признательность за любое качество божественного: смелость, красоту, спокойствие, жизнерадостность, достоинство, любовь и т. д. Сосредоточьтесь на том, насколько он (или она) неординарный человек. Затем попробуйте попросить о признательности. Попросите партнера поблагодарить вас за то, за что вам хочется быть оцененным, и постарайтесь по-настоящему принять истину признательности. Поменяйтесь ролями и позвольте партнеру попросить вас о признательности. Она выявит лучшее в каждом из вас.
Глава 16
Ценность добросовестности
Мы не трактуем добросовестность как что-то хорошее или плохое. Добросовестность — качество целостности, неразделенности, завершенности. Это внимание к работе, проявляющееся во всем. И это ключевой момент для роста и развития бизнеса. Согласно нашим наблюдениям, любая неудача связана с недобросовестностью. Мы обращаем внимание на любые отклонения от добросовестности в нашей компании. Например, нам стало известно, что один из менеджеров не стал вносить в письменный отчет информацию о дисциплинарном взыскании в отношении некоего сотрудника. Он решил, что принятых им мер достаточно. У него не хватало людей, и он не хотел, чтобы эта история имела продолжение, боясь остаться с еще меньшим количеством работников. Однако информация об этом случае распространилась, и другой сотрудник, наказанный ранее в соответствии с протоколом, начал возмущаться таким несправедливым отношением. А у других работников стало складываться мнение, что из любого правила может быть сделано исключение и что в регламенте всегда можно найти лазейку. В результате наша организационная система затрещала по швам. Пострадала ее целостность. Проводя подготовку менеджеров, мы стремимся донести до них свое отношение к добросовестности как к выполнению собственных обещаний. А если ты не собираешься выполнять обещание, сообщи об этом, проясни ситуацию, а затем продолжай работать, основываясь на новых обязательствах. Этот процесс формирует доверие.
Был период, когда у нас регулярно возникали недостачи наличности. Этот вопрос обсуждался на общем собрании. Мы говорили с сотрудниками о том, что при недостачах страдают все: появляется всеобщая подозрительность, ни в чем не повинные сотрудники начинают беспокоиться, опасаясь, что менеджеры заподозрят их. Люди не могут свободно говорить о своих денежных обстоятельствах, думая, что их слова кто-то воспримет как намек на недостаток средств и желание незаконно ими завладеть. Все утрачивают доверие друг к другу. Мы дали понять, что собираемся восстановить целостность, присущую добросовестному отношению к делу, и попросили людей, которые это сделали, прийти к нам и признаться, восстановив свое честное имя. Эту кражу мы расценили именно как нарушение целостности всего сообщества. Кто же мы такие, если среди нас живет человек, пребывающий в отчаянном положении, а мы не знаем об этом? Мы пообещали никого не увольнять, объяснив, что для нас эта ситуация — крик о помощи и мы хотим поддержать причастного к ней человека. Тогда никто не вышел вперед и не сознался, но пропажи денег прекратились. Через несколько месяцев два сотрудника решили уволиться из компании, и оба признались, что это они брали деньги. И принесли искренние извинения.
Подумайте об этом в более широкой перспективе: многие из нас все отчетливее осознают, какое воздействие наш рацион оказывает на планету. Рацион, включающий в себя мясо, требует экстенсивного использования ресурсов: земли, воды, зерна, топлива. Продукты метаболизма домашних животных — один из главных источников парниковых газов, что не мешает людям продолжать есть мясо. Вы можете называть это недобросовестностью: в некоторых регионах царит голод, ресурсы истощаются, жизнь на планете под угрозой, а мясо продолжает потребляться в огромных количествах. Разве мы не являемся частью этого круговорота? Мы можем не есть мясо ежедневно, но каждый из нас всегда делает выбор сам. Мы живем, постоянно защищая свои личные границы: свою машину, свое парковочное место, свою пищу, свой дом, своих детей. 80 процентов государственных налоговых поступлений тратится на «защиту» самих себя, своих границ, своего права не делиться с другими. Нынешнее качество жизни имеет свою цену: мы либо живем на бессознательном уровне, либо остаемся безразличны к воздействию, которое оказываем на людей благодаря своему выбору. Где же здесь работа на благо целого?
Мы не выступаем с обвинениями. Мы воспринимаем все нарушения целостности как возможности для роста и исцеления. Кто-то решит, что мы безнадежно наивны, если воспринимаем кражу денег в своем кафе как мольбу о любви и помощи. Но кто на самом деле наивен в такой ситуации? Мы пришли к пониманию того, что ожесточение — это часть модного имиджа, который успешных людей призывают культивировать. Нарушение целостности приводит к фрагментации, а фрагментация — мольба о воссоединении с целым. Мы много работали над тем, чтобы исключить суждения о недобросовестности как о чем-то плохом или хорошем. Это просто нарушение целостности, возможность восстановления связи и открытого единения с человеком, который старается изо всех сил. Быть готовым к любой возможности — трюизм в бизнесе, но многие ли бизнесмены воспринимают нарушение целостности и недобросовестность как возможность? Любовь, которую вы демонстрируете всем, — это и есть бизнес Священной Коммерции.
Тренировка
Расскажите партнеру о недавнем случае собственной недобросовестности. Чем вы его объясняете? Чего он стоил вам и вашей компании? Потом расскажите о том, как вы собираетесь взяться за восстановление целостности: написать письмо, сделать телефонный звонок, откровенно поговорить, простить себя.
Глава 17
Отношение к неприятностям
У нас есть свой взгляд на проблемные ситуации, который помогает людям в их разрешении. Многие из нас ходят вокруг да около, избегая огорчений, пытаясь уклониться от гнева, конфронтации, разочарования и беспокойства. А мы говорим, что, огорчаясь, люди получают возможность исцелиться, восстановить связи и сохранить что-то в памяти. Вместо того чтобы прятаться от проблемы или избегать ее, мы встречаемся с ней лицом к лицу, обнаруживая, что она обладает одним или несколькими из следующих качеств, используя которые, нам легче справляться с огорчением.
• То, что вас огорчает, напоминает вам о похожем опыте из прошлого.
• У вас были намерения, которые не осуществились.
• У вас были ожидания, которые не оправдались.
• У вас есть информация, которую вам не удалось донести до адресата.
Когда вы сможете видеть, что играет главную роль внутри вашего огорчения, то научитесь относиться к нему по-другому. Испытывая огорчение, вы чувствуете, что оно все время с вами, что вы — человек, который испытывает боль. Поймите: вы — человек с неоправдавшимися ожиданиями, нереализованными намерениями, недонесенной информацией или с сожалениями о прошлом.
Видите ли вы, находясь рядом с огорченным человеком, что он не реагирует на вас, что он погружен в свое горе? На этот раз страдает он: у него есть неоправдавшиеся ожидания, нереализованные намерения, недонесенная информация и сожаления о прошлом. Заметьте, пожалуйста: если вы как-то прореагировали на чужое расстройство, оно становится вашим, и у вас с этим человеком появляются равные возможности исцеления, достижения завершенности, становления единым. Мы, как менеджеры, утверждаем, что наша обязанность — давать огорчениям проходить, как плохой погоде. Это священная позиция и благородная обязанность менеджмента: просто позволять огорчениям быть, помогать людям смотреть на них по-новому и становиться сильнее. Это сохранение священного пространства, осуществление процесса пробуждения.
Проблемы — они не «плохие». Мы все преодолеваем свои барьеры, усваиваем свои уроки, исцеляем свои раны. Огорчения — наши союзники, наша истинная сущность, показывающая, где мы создаем разделенность, в чем мы не едины. Они дают нам возможность расширить свое маленькое «Я» до безграничного Единого, которым мы являемся.
Как-то один из наших менеджеров попросил официанта накрыть стол. Тот ответил что-то вроде: «Разве похоже, что я ничем не занят?» Менеджер спокойно спросил: «Что ты услышал из того, что я сейчас сказал?» И в этот момент официант осознал, насколько неуместным и надуманным был его ответ, как много лишнего смысла он придал простой просьбе менеджера. Ответь он с самого начала: «Я слышал: вы сказали, чтобы я накрыл стола, как будто я ничем не занят», — и у менеджера появилась бы возможность либо пояснить свою просьбу, либо снять ее и извиниться за то, что он был не прав, посчитав официанта не полностью загруженным работой.
Тренировка
Обратитесь с просьбой к партнеру или коллеге. Пусть он отреагирует так, словно вы его расстроили. Затем спросите: «Что ты услышал из того, что я сейчас сказал?» — и дайте ему ответить. Это очень эффективное упражнение — оно помогает понять, что из сказанного нами прошло через «фильтры» собеседника и было неправильно им интерпретировано. Упражнение позволяет каждому из нас научиться по-настоящему слышать сущность и замечать, насколько часто мы добавляем к ней нечто, создающее раздражение.
Поменяйтесь ролями с партнером и потренируйтесь снова.
Глава 18
Принять неудачу
Я совершил за свою карьеру более девятисот неудачных бросков. Проиграл почти три сотни игр. Двадцать шесть раз команда рассчитывала, что я сделаю победный бросок, а я мазал. Я терпел неудачи снова и снова, и поэтому я преуспел.
Майкл Джордан
Большую часть своей жизни мы пытаемся избежать неудач. Мы когда-то научились думать, что неудача — это плохо. Но понимаете ли вы, что неудача кажется чем-то плохим лишь в том случае, если мы пытаемся что-то завоевывать и доказывать? Попробуйте воспринимать жизнь как пробуждение, и вы без труда поймете, что неудача — важная часть жизненного процесса. Обычно люди быстрее всего растут именно тогда, когда сталкиваются с неудачами. Это плодородная почва для преображения. В прошлом я пряталась за вредными привычками, была замужем за человеком, который ежедневно пил. Но, благодаря краху нашего брака, мы оба пробудились для исцеления и утвердили свое полноценное «Я». Не так давно я получила от своего бывшего мужа примирительное письмо, которое восприняла как благодарность за наше совместное путешествие и завершение неудачной главы нашего прошлого.
Мы вдохновляем своих сотрудников на неудачи: ведь если они никогда не будут с ними сталкиваться, то станут перестраховываться, то есть жить в зоне комфорта, не стремясь к преображению. В кафе «Гратитюд» мы празднуем свои ошибки! Если кто-то разбил стакан, забыл внести заказ в компьютер или принес посетителю не то блюдо, он объявляет: «Я совершил ошибку!» Это служит сигналом для менеджеров, если требуется их участие в разрешении ситуации, и освобождает человека, допустившего оплошность, от чувства стыда и самоуничижения, которые в дальнейшем только мешали бы работе.
Мэтью говорил мне, что, когда мы открывали первое кафе «Гратитюд» в Сан-Франциско, он был свободен, мог действовать без оглядки и радоваться неудачам, поскольку не был зациклен на успехе.
Я, со своей стороны, считаю, что неудачи происходят каждый день, и это помогает мне смещать фокус своего внимания, разрабатывать планы на будущее. Неудачи говорят мне, где нужно добавить, а где перенаправить силы. Это моя работа — наблюдать за неудачами и учиться на них. Неудача — мой союзник!
С первых дней работы нашего кафе мы подавали в нем вегетарианское мороженое. Начали с маленьких морожениц, но когда спрос превысил их возможности, приобрели большую машину. Я работала над рецептом мороженого несколько месяцев, прежде чем составила тот, который можно было реализовать на нашей машине, не делая при этом мороженое слишком твердым или чересчур сладким. Он использовался в течение двух с половиной лет, но был слишком трудоемким. Когда я не смогла постоянно находиться в кафе, чтобы обслуживать машину, менеджеры стали жаловаться, что она часто ломается. По мере расширения нашего бизнеса и увеличения числа машин проблема стала принимать угрожающие масштабы.
В ответ на эту неудачу/возможность мы открылись для новых решений. И занялись производством мороженого! Приобрели большой морозильный аппарат и продали прежние машины. Теперь мы делаем вкуснейшее мороженое на центральной кухне и развозим его в рефрижераторах по всем кафе. Наша собственная линейка продуктов с соответствующими этикетками позволяет продавать стаканчики, брикеты и эскимо. «Неудача» с холодильными машинами и моим рецептом подтолкнула нас в направлении успеха, стимулировала дальнейшее развитие. Благодаря «неудаче» у нас появилась новая линия вегетарианского натурального мороженого. Теперь мы располагаем более вкусным и доходным продуктом, способствующим расширению нашей компании.
Тренировка
Выберите какой-то период своей жизни, который считаете неудачным, или конкретное событие, которое воспринимаете аналогичным образом. Расскажите кому-нибудь об этом времени (событии), объяснив, почему считаете его далеко не самым лучшим. А теперь постарайтесь разобраться, какой урок был преподан вам неудачей и что вы из него вынесли. К чему привела неудача, какова была ее ценность, чему вы научились? Понимаете ли вы теперь, что неудача внесла свой вклад в вашу жизнь, в ваше развитие, в ваш бизнес?
А теперь поменяйтесь местами и позвольте партнеру поделиться с вами. Если вы тренируетесь без партнера, просто записывайте свои соображения.
Глава 19
Быть завершенным
Мы считаем, что для сосредоточения на настоящем очень важно быть и оставаться завершенным. Ведь в чем бы ни проявлялась ваша незавершенность, она мешает вашей способности находиться здесь и сейчас. Мы отвлекаемся, боимся и колеблемся. Обрести завершенность — значит общаться, брать на себя ответственность, избавляться от груза прошлого, чтобы между вами и другими людьми не оставалось ничего, кроме любви. Понятно, что этот процесс никогда не прекращается. Вы не можете стать завершенным и на этом успокоиться. В конце каждого дня оглянитесь назад и посмотрите, не осталось ли в нем чего-либо, создающего разделение между вами и кем-то еще. Другой вариант — спросить себя: «Как я могу восстановить любовь к этому человеку или к этой ситуации? Что я должен сказать, о чем попросить?»
Тренировка
Разделите лист бумаги на две колонки. С одной стороны напишите имя человека, в отношениях с которым исчезла былая любовь. А во второй колонке — напротив имени — напишите слова, характеризующие то, что вам мешает: гнев, застенчивость, долги прошлого. Продолжайте до тех пор, пока таких людей больше не останется. Постарайтесь никого не пропустить. Если чье-то имя всплыло у вас в сознании, запишите его. Рядом с каждым именем обозначайте дату, к которой вы обязуетесь восстановить завершенность. Не давайте себе слишком много времени. Способом восстановления может быть письмо, телефонный звонок, личное общение. Помните: принимая на себя ответственность, извиняясь и избавляясь от груза прошлого, вы обретаете доступ к способности полностью сосредоточиться на настоящем. Выполняйте это упражнение время от времени, добавляя к списку новые имена по мере необходимости.
Глава 20
Свобода извиниться
Мы полагаем, что лидеры всегда должны брать на себя стопроцентную ответственность и извиняться первыми. Неправда, что вы, будучи руководителем, всегда несете стопроцентную ответственность, но к этому необходимо постоянно стремиться. От того, насколько вы ответственны, зависит, слышат ли окружающие то, что вы говорите. Когда один человек берет на себя ответственность, другому становится гораздо легче сделать то же самое. Если вы защищаете свою точку зрения или цепляетесь за свое драгоценное мнение, то же самое, скорее всего, будут делать и окружающие. Извинение — это практика отказа от собственной правоты. Мы уже говорили о том, что человеческие существа демонстрируют навязчивое желание быть правыми. Извинение — сильнейшее средство от этой дурной привычки. К чему вы больше стремитесь: быть добрым и сильным или доминировать? Подумайте, какой из подходов лучше воспримут ваши подчиненные.
Недавно одна женщина написала свой отзыв в онлайн-блоге одного из наших кафе. По всей видимости, она вошла в кафе сразу после того, как у нее на улице отобрали телефон. Ее отзыв был не слишком благожелательным. Я решила написать ей, извиниться за неудачное посещение и пообещала разобраться. Она ответила, описав ситуацию, которую я не считала недопустимой, хотя и видела, как мы можем улучшить обслуживание. Дискуссия в блоге продолжилась, многие люди оставили свои комментарии, назвав мое извинение «борьбой с последствиями». Я не расстроилась — скорее восприняла это как возможность поделиться с людьми, которые не были нашими постоянными клиентами, тем, кто мы и к чему стремимся. Мои извинения были искренними, как и моя ответственность за то, с каким настроением человек вышел из кафе. Через несколько дней женщина дополнила свое сообщение, более подробно описав события и поблагодарив меня за ответы. Мое извинение позволило установить контакт и войти в реальность другого человека.
Тренировка
Расскажите партнеру о человеке, которого считаете неправым и которому не хотели бы приносить извинения. Как вы его воспринимаете? Чего вас лишает ваше осуждение? Попробуйте извиниться перед партнером так, словно это тот самый человек. Будьте щедры, берите на себя стопроцентную ответственность. Обратите внимание на то, что вы при этом почувствуете. А теперь подумайте об извинениях перед реальным человеком.
Глава 21
Прощение — это дар
Мы определяем прощение как умение «вернуть все, как было», не оставляя между вами и другим человеком ничего, кроме любви. Прощение дает возможность быть полностью сосредоточенным, жить настоящим и свободно отдавать. Когда-то я получила письмо от бывшего супруга: он искренне прощал меня, но не мог пообещать, что забудет, поскольку все человеческие существа непостоянны, тем не менее постарается не жить воспоминаниями.
Кого вы можете простить?
Если вы являетесь стороной, принимающей извинения, попробуйте вернуться на уровень, где между вами и извиняющимся ничего не стояло, не было никакого разделения. То, чего вы не можете простить, овладевает вами. Прощение — это дар, создающий пространство, в котором ваша жизнь становится максимально светлой.
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради себя самого и грехов твоих не помяну.
Исаия, 43:25
Тренировка
По отношению к кому у вас сохраняется обида, разочарование, огорчение? Чего вы лишаетесь в жизни из-за этого? Что нужно сделать, чтобы простить этого человека? Сделайте это.
Глава 22
Культура работы с людьми
Мы относимся к своим менеджерам по кадрам как к хранителям культуры. Они являются для наших людей источником уверенности в том, что мы будем верны своей миссии, что дадим сотрудникам образование и навыки, которые им обещали. Менеджеры по кадрам видят общую картину и в то же время поддерживают каждого, кто участвует в обеспечении и обновлении повседневного существования кафе «Гратитюд». А облик кафе начинается с людей, которые в нем работают. Если сотрудники и менеджеры не имеют священного опыта, мы не можем дать его и нашим посетителям.
Для нас священный опыт — это жизнь в Едином, готовность устранить с пути все, что создает разделение. Нет ничего удивительного в том, что мы называем кафе «Гратитюд» большим безрассудным проектом, напоминающим Ноев ковчег. Представьте себе, как люди создают бизнес, в котором занято более двухсот человек, обслуживающих пятьсот посетителей в день, говоря при этом: «Мы собираемся поэкспериментировать с Единением».
«Работать с кадрами» в нашем понимании — значит сохранять Единение, прислушиваться к людям и учить их ответственности за любое проявление разделенности, не объявляя при этом неправыми. Поддерживать такой баланс гораздо сложнее, чем вы можете подумать. Проявляя разделенность, люди почему-то начинают чувствовать в этом свою абсолютную правоту. Всегда находится множество «доказательств» того, что кто-то является жертвой, мучеником, праведником и т. п. Доказательства — это то, что мы создаем, когда бываем правы.
Менеджеры по кадрам сохраняют настрой на развитие нашего мировоззрения в людях и в методах работы. Эти методы разработаны для актуализации нашей миссии и поддержания ее в формате, позволяющем нашему сообществу (компании) процветать.
Многие из наших сотрудников сталкивались в своей жизни с непростыми проблемами, стараясь избавиться от дурных привычек, наладить отношения с родителями или с возлюбленными, решить проблемы со здоровьем, расплатиться с долгами и т. д. Они уверены: если у них возникнут неприятности, мы их поддержим, будем вместе с ними. Помогая исполнить заветные желания своих коллег, наши сотрудники часто скидываются деньгами, зная, что при необходимости то же самое сделают и для них.
Культура нашей компании — это культура любви, не ограниченной условиями, и в этом пространстве возможности безграничны.
Тренировка
Если бы вы формировали культуру своей компании (сообщества), какие качества и характеристики были бы для вас наиболее важны? Насколько вы сами соответствуете этим качествам? Составьте их список и кратко опишите, каким образом вы могли бы им соответствовать.
Глава 23