Второй вопрос из фетвы № 16842
Вопрос: Когда наступил Рамадан, моя жена была на втором месяце беременности. По истечении пятнадцати дней поста у неё появились кровотечения, не похожие на менструальную кровь. Эти выделения продолжались у неё семь дней и, несмотря на это, она продолжала совершать молитву и поститься. После этого у неё произошёл выкидыш, по причине чего она прервала пост в оставшиеся дни месяца Рамадан. Считается ли действительным её пост до выкидыша, в те дни, когда были кровотечения, или она должна возместить эти дни?
Ответ: Кровяные выделения, произошедшие у вышеупомянутой беременной женщины, являются болезненными выделениями, на которые не надо обращать внимания. Поэтому она правильно поступила, что не прекратила пост и не перестала совершать намаз. Её пост и намаз до выкидыша действительны, и, следовательно, не надо возмещать их. Что касается случая с выкидышем, то религиозное положение вопроса будет отличаться в зависимости от времени, а именно, в какой из четырёх стадий беременности произошёл выкидыш.
Первый случай: выкидыш происходит в первых двух стадиях.
Первая стадия – стадия капли (нутфа), образованной после смешения мужской и женской жидкостей. Этот этап происходит в первые сорок дней после того, как сперматозоид зацепляется в матке.
Вторая стадия – стадия сгустка крови (‘аляка). На данном этапе капля становится сгустком крови. Это происходит в течение следующих сорока дней, пока не достигает восьмидесяти дней. Если происходит выкидыш эмбриона в течение этих двух стадий, то эти выделения не считаются послеродовыми выделениями (нифас). Поэтому женщина продолжает поститься и совершать намаз, как будто и не было выкидыша. И по этому вопросу нет разногласий среди учёных.
Второй случай: выкидыш происходит на третьей стадии. Этот этап называется этапом куска мяса (мудга). На этой стадии формируются части тела и форма эмбриона. Эта стадия продолжается в течение следующих сорока дней, а именно, с восемьдесят первого дня вплоть до сто двадцатого дня. Эта стадия включает в себя два случая.
Во-первых, если эмбрион на данном этапе не был ещё сформирован, так что ни явно, ни примерно не был похож на человека, или акушерка подтвердила, что эмбрион ещё не был сформирован в виде человека, то выкидыш этой плоти относится к выделениям, которые происходят в первых двух стадиях. А именно, эти выделения не имеют какого-либо религиозного положения.
Во-вторых, если эмбрион уже был сформирован в виде человека или принял человеческие формы так, что чётко были выражены руки, ноги или другие части тела, или примерно стал похож на человека, или акушерка подтвердила, что началось формирование человеческой формы, то в таком случае эти выделения имеют религиозные положения. Данные выделения считаются послеродовыми кровотечениями (нифас). Кроме того, с данным выкидышем прекращается выжидательный период (‘идда).
Третий случай: выкидыш происходит на четвёртой стадии, это после того, как в эмбрион вдувается душа. Этот этап происходит по истечении ста двадцати одного дня, в начале пятого месяца беременности. Данная стадия также имеет два случая.
Во-первых, если ребёнок выходит без признаков жизни (не кричит, не плачет). В такой ситуации эмбрион относится к вышеупомянутой третьей стадии, поэтому распространяются на него те же самые религиозные положения. Однако добавляется к этим религиозным положениям следующее: следует омыть этого ребёнка, завернуть в саван, совершить погребальный намаз (джаназа), дать имя, а также за него совершается ‘акыка (закалывается животное).
Во-вторых, если ребёнок родится с признаками жизни (начинает плакать, кричать и т.д.), то в таком случае на него распространяются религиозные положения полноценного родившегося ребёнка, упомянутые в предыдущем случае, а также добавляется к этому то, что он становится владельцем имущества, которое получает в качестве завещания или наследства. Этот ребёнок наследует и оставляет наследство и т.д.
И Аллах более Сведущ!
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!
Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/73-75. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.