Если пожилой человек беден и не способен кормить бедняка, спадает ли с него эта обязанность.
https://youtu.be/y9vsHOlEMqo
Вопрос: Если мы прикажем пожилому человеку кормить бедняка или прикажем кормить бедняка больному, который отчаялся, оттого что когда-либо выздоровеет. Но в это время, т.е. во время уразы он, т.е. старик или больной - бедный, не может никого накормить, сам себе не может найти еду, и тем более не может накормить других. Что делать с этим человеком? Т.е. с него спадает ответственность или на нем остается ответственность, и он должен накормить, когда появится у него возможность?
Ответ:
Сказал ан Навави в этом вопросе есть 2 мнения, подобно тому как есть 2 мнение относительно возместительных действий. (Т.е. если человек совершил половой акт с женой в месяц рамадан, то он должен сделать возместительные действия, держать уразу или кормить бедняка и тому подобное, этот вопрос придет далее). То же самое относительно этого рассматривается вопрос, если он не может накормить такое количество бедняков сразу, с него ответственность спадает или нет? Или на нем остается ответственность и он должен накормить, когда у него появится материальная возможность.
Говорит и в этом, и в другом вопросе есть 2 мнения. Более правильное мнение относительно кафары то, что она остается, т.е. ответственность остается на нем пока не придет к нему облегчение в материальном положении. Потому что это кафара взамен за преступление границ шариата, т.е. преступил границы и должен возместить, и то, что он не способен сделать этого сейчас, не снимает ответственность с него вообще.
И здесь нужно указать на то, что она (фидья) не спадает с человека. Но в нашем случае наоборот необходимо отметить то, что необходимость кормление бедняка спадает с человека и он не обязан кормить, когда станет ему легче, и это подобно закят аль-фитр. Если ты закят аль-фитр не выплатил вовремя, не смог по причине того что у тебя не было денег, обязан ли ты потом его выплачивать через месяц? Известно, что нет, т.е. либо выплачиваешь сейчас, а если ты такой бедный, что не можешь выплатить до праздничного намаза после рамадана, тогда спадает с тебя эта ответственность. В данном случае мы проводим аналогию на закят аль-фитр. Потому что во время приказа человек не способен накормить, так как находится в стесненном материальном положении. И это не произошло взамен на преступление.
Что касается нас, то мы говорим, что какое бы мнение не было правильным, мы не обязаны кормить бедняка, поэтому если он способен кормить бедняка, он не обязан его кормить, и если не способен, то тоже не обязан кормить. Поэтому если не накормил в сам день уразу, то тем боле после рамадан он кормить не обязан.
[Примечание редактора стенограммы]:
Выше в примечание было доказано что пожилой человек который не постится, обязан кормить бедняка если способен на это.
Ибн Къудама говорил: “Если старый мужчина или женщина не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»(аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
Вопрос: "Моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца Рамадан, и болезнь изнурила ее, поскольку она преклонного возраста. По этой причине она смогла соблюдать пост месяца Рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, и возместительный пост ей уже не по силам. Должна ли она сделать пожертвование, и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь ее кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с нее пожертвование в том случае, если у нее нет на это средств?"
Ответ Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима):
"Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжелой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний Аллах сказал:«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка»(аль-Бакъара 2: 184).
Ибн Аббас сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста". аль-Бухари.
Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый не соблюденный день поста, предоставляя ему половину са' обычной для данной местности пищи.
Если же у нее нет на это средств, то от нее ничего не требуется. Если же ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо нее, то это будет благодеянием с твоей стороны. А Аллах любит творящих благое". Источник: "Фатауа ас-сыям" 58.
[Конец примечания].