Если человек, находится в пути во время Рамадана и соблюдает пост, ему лучше разговляться или продолжать поститься?

Четыре Имама и большинство сподвижников и табиинов придерживались мнения, что соблюдение поста в пути разрешено, и этот пост является правильным. Когда путник постится, его пост является действительным, и он не должен его возмещать. См. «ал-Мавсу’а ал-Фикхийа» (том 28, стр. 73).

Что касается того, что лучше, то это зависит от следующих ситуаций:

Ситуация первая: Когда соблюдение поста и разговение является одинаковым в том смысле, что пост не влияет на него. В этом случае, соблюдение поста лучше для него, из-за следующих доказательств:

1. Передаётся, что Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в месяце Рамадан в такую сильную жару, что один из нас положил руку на голову от этой жары. И никто среди нас не постился, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абд-Аллаха б. Равахьа».Хадис передали ал-Бухари (1945) и Муслим (1122).

2. Поститься в пути, значит поспешить с выполнением своей обязанности, потому что возмещение означает задержку, а соблюдение поста в Рамадане – опережение.

3. Это, как правило, легче для того, кто обязан поститься, потому что соблюдать пост и разговляться вместе с другими легче, чем возмещать пост.

4. Пост соблюдается в самое благословенное время, которым является месяц Рамадан. Поистине, Рамадан лучше, чем остальное время, потому что это время соблюдения обязательного поста.

В свете этих доказательств, мнение аш-Шафии (да смилостивится над ним Аллах) о том, что соблюдение поста лучше для того, для кого соблюдение поста или разговение является одинаковым, является более предпочтительным.

Вторая ситуация: Когда для него легче не поститься. В этом случае, мы говорим: разговение предпочтительнее. А если что-нибудь доставляет ему трудности, то пост для путника становится нежелательным (макрух), потому что совершение того, что доставляет трудности, когда есть облегчение, означает, что он отвергает облегчение, данное ему Всемогущим и Великим Аллахом.

Третья ситуация: Когда поститься очень тяжело и невыносимо. Пост в таком случае является харамом для путника.

Доказательством этому является хадис, который приводит Муслим от Джабира б. Абд-Аллаха (да будет доволен Аллах им и его отцом) о том, что в год покорения Мекки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь во время Рамадана. Он постился до тех пор, пока не доехал до местечка Кура‘а ал-Гамим, и люди так же постились. Затем он попросил принести ему кружку воды и поднял ее, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. В ответ он сказал: «Это – ослушники! Это – ослушники!».

В другой версии хадиса говорится, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: «Людям становится тяжело соблюдать пост, и они ждут твоего решения». Тогда он велел принести ему кружку воды, после предвечерней (‘аср) молитвы. Он назвал тех, кто продолжал поститься, несмотря на трудность, ослушниками. См. аш-Шархь ал-Мумти’ Шейха Мухаммада б. Усаймина, да смилостивится над ним Аллах (том 6, стр. 355).

Ан-Навави и ал-Камал б. ал-Хумам сказали: - Хадисы, указывающие на предпочтительность разговения, относятся к тому, кто может пострадать от поста, а в некоторых из них это ясно утверждается. Такая трактовка необходима, чтобы согласовать эти хадисы, и это лучше, чем игнорировать некоторые из них или утверждать без убедительного доказательства, что они отменены. Те, которые уравнивают пост и разговение, ссылаются на хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Хамза б. ‘Амр ал-Аслами, да будет доволен им Всевышний Аллах, спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Должен ли я поститься в пути?» — а он постился много, — на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если хочешь, постись, а если хочешь, разговляйся». Согласованный хадис. Источник: Ал-Мавсу’а ал-Фикхиййа (28/73).

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они (сподвижники)

считали, что тот, кто находит в себе силу, соблюдает пост, и это хорошо (для него). А тот, кто чувствует слабость, не соблюдает пост, и это хорошо (для него)» [Муслим, 1117].

Хамда ибн ‘Амра однажды спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о посте в пути, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Делай из этого то, что тебе легче! Разговляйся, если пожелаешь или постись». Тамам в “аль-Фауаид” 1/161. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/889.

Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):«Пост не является из благочестия во время сафара»(аль-Бухари 1946 и Муслим 1115).

Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал это в то время, когда некий человек, будучи в пути, соблюдал пост, несмотря на то, что ему было тяжело держать его.

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот хадис является одним из доводов тех ученых, которые считают, что в пути лучше не держать пост…

Однако мы говорим, что Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал это«Пост не является из благочестия во время сафара» - относительно этого конкретного положения, а эта тяжесть, которая довела этого человека до того положения, что его начали покрывать от солнца и что люди столпились около него так, будто он находится в состоянии предсмертного заболевания». Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\73).

Вопрос:Что лучше для путника, поститься или же разговляться?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил:

«Ханбалиты считают лучшим не поститься, более того, они считают порицаемым поститься в пути.

Шафи’ты же говорят, что поститься лучше.

Правильное мнение заключается в подробном изложении. Если для путника поститься и разговляться легко, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше разговляться.

Довод на это служит следующий хадис: Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)когда был в пути, разговелся лишь тогда, когда ему сообщили, что людям тяжело поститься, и они ожидали действие Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). Во время похода для открытия Мекки, Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)постился, пока не дошел до места, которое называется «кур’ ал-гъамим*, несмотря на то, что сподвижники знали, что постящийся имеет выбор между постом и разговением, однако они желали подражать Посланнику(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям). После чего Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)после ‘асра (послеполуденного намаза) велел принести кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Сподвижники наблюдали за ним, чтобы подражать ему. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. Тогда он сказал:«Они неповинующиеся! Они неповинующиеся!» (Муслим 1114), поскольку они постились с тяжестью.

Поэтому мы говорим, что если тяжело поститься в пути, то лучше тогда не поститься. А если эта тяжесть невыносимая, то поститься в таком случае запрещено».

Источник: «Шарх Мумтиъ» 3\20-22.

*Кур’ ал-гъамим – это название долины, которая находится на расстоянии 64 км от высокочтимой Мекки. Источник: Шейх Бассам ибн АбдуЛлах Бассам «Шарх Булугуль-Марам» 2\223).

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «И это мнение у меня является более правильным, что поститься в пути лучше. За исключением того человека, который ощущает тяжесть, даже если это небольшая трудность, в таком случае ему лучше не поститься в пути. Кто опасается за себя вреда или ощущает непереносимую тяжесть, то пост в отношении его является запретным, поскольку он отказывается от разговения, несмотря на то, что ощущает невыносимую тяжесть, что указывает на излишество в религии.Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Пропали излишествующие!»»

Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\72.

[Конец примечания].

Наши рекомендации