Вопрос: 1865. Что лучше для путника (мусафир) - держать уразу или разговеться.
https://youtu.be/5NP8dA3i4MY
Вопрос: Что является более предпочтительным для совершения путнику: держать уразу или разговляться во время пути?
Ответ:
Первое мнение, в этом вопросе которого придерживались Аль Аузаи, Исхак и имам Ахмад, о том, что путнику лучше разговляться и не держать уразу. И в пользу этого мнения привели следующие доводы:
1-й довод слова Пророка (саля Ллаху алейхи вассалям), который сказал: «Не является благочестием держать уразу в пути».
2-й довод слова Пророка (саля Ллаху алейхи ва ссалям): «Придерживайтесь тех позволений (рукса) у Всевышнего Аллаха (Субхана ва Та’аля), которые Он вам позволил».То есть снисходительностей , которые вам дал Всевышний Аллах (Субхана ва Та’аля) дал. Если он позволил вам разговляться во время пути, то разговляйтесь. Придерживайтесь тех снисходительностей, которые вам даны от Всевышнего Аллаха (этот хадис приводит имам Муслим).
3-й довод, слова Пророка (салляЛлаху алейхи вассалям): «Поистине, Всевышний Аллах (Субхана ва Та’аля) любит, чтобы выполнялись Его разрешения (рухса), также как Он не любит чтобы совершалось ослушание Его».
[Примечание редактора стенограммы]:
Хадис 420 из книги Булуг Аль Марам: Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда пользуются льготами, и не любит, когда ослушаются Его». Этот хадис передал Ахмад, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным. В одной из версий хадиса говорится: «Воистину, Аллах любит, когда пользуются льготами, так же, как любит, когда выполняют Его предписания».
Комментарий:Под льготой (рухса) подразумевается религиозное предписание, облегченное для определенной группы лиц в связи с трудностями или по другой уважительной причине. Это может быть освобождение от выполнения обязательных предписаний или позволение совершать нечто запрещенное. Как уже было отмечено выше, некоторые ученые к таким льготам относится позволение во время поездки сокращать полуденный, послеполуденный и вечерний намазы до двух рак‘атов. Именно поэтому Ибн Хаджар упомянул данный хадис в этой главе, несмотря на то, что он не имеет непосредственного отношения к сокращению намазов. Опираясь на него, можно предположить, что выполнение облегченных предписаний предпочтительнее, чем выполнение тех же предписаний полностью. Однако имам ас-Сан‘ани отметил, что такой вывод преждевременный, поскольку хадис указывает лишь на то, что пользоваться предоставленными льготами не предосудительно. См. «Субуль ас-Салам», т. 2, с. 38.
[Конец примечания].
4-й довод, хадис от Хамзы ибн Амра аль-Аслями о том, что он сказал: «О, Посланник Аллаха я нахожу в себе силы, для того чтобы держать пост в пути, есть ли на мне грех? И ответил Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Это разрешение от Аллаха, и кто взял ее – поступил хорошо, а кто же предпочел поститься, то нет на нём греха» (Муслим). Этот хадис является достоверным. То есть в этом хадисе есть указание на то, что желательным является брать разрешение от Всевышнего Аллаха и не держать уразу в пути.
5-й довод, слова Всевышнего Аллаха: «Всевышний Аллах (Субхана ва Та’аля) желает вам облегчения и не желает вам затруднения». (аль-Бакъара 2: 185).
И это мнения назвал правильным ибн Кудама, а также шейх Ислам ибн Таймия.
Второе мнение в этом вопросе, которого придерживались Умар ибн Абдул-Азиз и назвал его правильным ибн Мунзир то, что лучше из этих 2-х деяний для человека то, что ему легче. Если ему легче продержать уразу в пути, так чтобы потом не возмещать уразу после месяца Рамадан, когда все будут не постящимися, то лучше, если он его продержит. А если ему легче в пути разговеться и держать уразу тяжело, то лучше ему разговеться. И в довод они привели аят: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения».(аль-Бакъара 2: 185).
Который привели в довод, так же приверженцы первого мнения.
Третье мнение, которое придерживалось большинство ученых, из них имам Малик, а также имам аш- Шафии то, что ураза для путника лучше, если он способен его держать и не приносит ему это осложнения и затруднения. То есть это 3-е мнения примерно похоже на 2-е мнения. И привели следующие доводы:
Во-первых, хадис Абу Дарды, аль-Бухари и Муслима, когда он сказал:«Однажды, мы вышли с Посланником Аллаха (саля Ллаху алейхи ва ссалям) в путь в сильную жару и это было в месяц Рамадан. И не было среди нас никого из постящихся, кроме Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи ва ссалям), а так же АбдуЛлаха ибн Раваха». В этом хадисе указание на то, что Пророк (саля Ллаху алейхи вассалям) не смотря на сильную жару, и не смотря на то, что он был в пути, держал уразу в месяц Рамадан. Отсюда ты берешь, что все эти хадисы, которые приводит приверженцы первого мнения, они являются не такими неограниченными, но являются ограниченными. И то, что в них пришло, что необходимо пользоваться разрешениям Аллаха, это не является неограниченным постановлениям, но оно может ограничиваться тем, кому тяжело держать уразу или кому легко держать уразу. Потому что, разрешение направляется на человека, который нуждается в этом разрешении, а нуждается в разрешении тот, которому тяжело держать уразу. А если ему не тяжело держать уразу, то он как таковое в основе своей в разрешениях не нуждается, то есть может держать уразу и ему не наносит это трудность. Поэтому Пророк (саля Ллаху алейхи вассалям) и АбдуЛлах ибн Раваха держали уразу, находясь в пути.
Второй довод, хадис Абу Саида аль Худри у имама Муслима где он сказал: «Мы держали уразу в пути и тот, который держал уразу в пути не порицал того, кто ее не держал. А тот, который уразу не держал, также не порицал того, кто уразу в пути держал». То есть было разрешено во времена Пророка (саля Ллаху алейхи вассалям) сподвижникам, если они хотели держать в пути уразу, то держали, а если нет, то нет. Сподвижники считали, что если кто-то находит в себе силы для уразы и держит уразу, то это прекрасно, а тот, который найдет в себе слабость и ему тяжело держать уразу и он разговеться, то это тоже прекрасно. Сподвижники разделяли этот вопрос по параметру тяжело держать уразу или легко держать уразу.
Третий довод, слова Всевышнего Аллаха: «Устремитесь к прощению вашего Господа». То есть, если человек не будет откладывать уразу на время после месяца Рамадан, а продержит её в свой день (в Рамадан), даже если он путник, то это лучше с той стороны, что он добьется прощение от своего Господа быстрее. А также слова Всевышнего Аллаха: «Соревнуйтесь друг с другом в благих делах». То есть, есть опасность, что человек после Рамадана, возможно, умрет или заболеет какой-то болезнью, что не сможет, возместить дни Рамадана, поэтому лучше будет, если он продержит уразу сразу и этим самим сможет соревноваться с другими людьми в благих делах.
Четвертый довод, то, что это быстрее для человека, чтобы освободиться от ответственности за уразу. То есть на каждом человеке ответственность за уразу в месяц рамадан. И если человек продержит её, непосредственно, в месяц Рамадан он добьется снятия с себя ответственности за эту уразу быстрее, чем тот, который отложит уразу на потом. А так же потому что держать человеку уразу вместе с людьми легче, чем держат уразу после месяца Рамадана, когда ее никто уже не держит.
А что касается доводов первого мнения, то большинства ученых ответили на них следующим образом:
То, что под этими хадисами имеются в виду люди, которым тяжело держать уразу в пути или те люди, которым эта ураза наносит вред, вред здоровью или вред остальным делам человека. А также эти хадисы касаются человека о котором можно предположит что он может отказываться от разрешения Всевышнего Аллаха(Субхана ва Та’аля), не принимать их намеренно. Т.е. есть такие люди, которые не берут разрешения Аллаха из убеждений, что этого делать не нужно и что лучше делать то, что сложнее всегда. Чтобы таких людей переубедить, нужно их заставлять разговляться в пути. А также касаются, тех которые боятся за себя и за свое здоровье или за которых мы опасаемся, что если он начнет держать уразу в пути, то может его постичь самообольщения или показуха. Т.е., когда допустим, все разговляются, он держит уразу и из-за этого может начать восхваляться этим, и постигнет его самообольщения или показуха.
А что касается мнения Умара ибн Абдул-Азиза и также ибн Мунзира, т.е. приверженцев 2ого мнения, то на самом деле их мнения возвращается к мнению большинства ученых, оно подобное ему.
Четвертое мнение в этом вопросе, в котором придерживались некоторые из обладатели знания . То что для путника одинаково, если желает держит уразу, а хочет разговляется, никакой разницы между этими 2-мя деяниями в данном случае нет.
Но правильное мнение в этом вопросе, и Аллаху известно лучше это мнение большинства ученых. И это мнение за правильное посчитали ан Навави и ибн Хаджар.
Итог: Если человеку держать уразу легко и не наносит ему вреда здоровью или не наносит ему тяжести, тогда ему лучше держать уразу. А если ему тяжело держать уразу в пути, тогда ему лучше разговеться, а затем возместить эту уразу после месяца Рамадан, находясь у себя дома.
[Примечание редактора стенограммы]: