Вопрос: 1835. Если человек совершил половой акт по забывчивости.
https://youtu.be/RRPcPYQSJqM
Вопрос: Если человек держал пост и совершил половой акт забыв что он держит пост.
Ответ:В этом вопросе несколько мнений.
Первое мнение. То, что нет на нем ничего, ни греха и пост не становится недействительным, не должен возмещать. Это мнение Муджахида ибн Джабар и Хасана Басри.
[Примечание редактора стенограммы]: Хасан аль-Басри и Муджахид сказали: “Тот, кто совершил половой акт по забывчивости, не должен ничего возмещать”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/452. [Конец примечания].
Также это мнение Имама Шафии и абу Ханифы, Исхака ибн Рахавайха, Дауда Аз Захири, Ибн Мунзира и других и это мнение которое выбрал ибн Абдуль Барр а также Ибн Теймия. И это мнение является правильным основываясь на доводы которые мы приводили в вопросе того кто поел или попил по забывчивости. И в риваяте у Хакима пришло: «кто разговелся» и это слово более общее, чем слово которое пришло в хадисе у Бухари Муслиме: «кто поел или попил по забывчивости». Слово «разговелся» более широкое понятие, включает в себя и того кто поел и попил и также того кто совершил половой.
Второе мнение. То, что человек обязан возместить это день после рамадана, это мнение Ата ибн Аби Рабаха, Аль Аузаи, Лейса ибн Саада, Имама Малик и Ахмада и это одно из двух мнений у шафиитов. И довод их, они сказали тяжело представить то, что человек совершил половой акт по забывчивости, можно представить то, что человек покушал по забывчивости. А раз тяжело представить то пусть возместит один день после Рамадана.
Третье мнение. То, что человек не только должен возместить один день после рамадана, но еще должен совершить искупительные действия (за половой акт, а какие они у нас дальше в книге приде).
И это мнение известное мнение в мазхабе имама Ахмада и в довод они привели хадис о том человеке, который совершил половой акт со своей женой, в дневное время рамадана в то время когда он держал пост, и пророк сала Ллаху алейхи уа салям, приказал ему совершить искупительные действия.
Кто-то может сказать, он намеренно совершил половой акт, а этот не намеренно как вы совершаете кыяс (аналогию) одно действие на второе!? Они сказали потому что пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, не задал ему дополнительных вопросов совершил ли половой акт намеренно или по забывчивости и оставление пророка сала Ллаху алейхи уа салям, подробного расспрашивания в то время как есть предположение, (что может он забыл, может он сделал намеренно), такое действие от пророка сала Ллаху алейхи уа салям, принимается как общность в слове, (то есть если он сказал, соверши кафару, то это постановление общее касается как того кто сделал по забывчивости так того кто сделал намеренно, потому что пророк сала Ллаху алейхи уа салям, не расспрашивал в то время как предположение возможно).
И опровержение этому логическому выводу, состоит в том что в хадисе приходит указание на то что этот человек не совершил половой акт по забывчивости, но совершил его, намеренно зная что он держит пост и зная что совершать половой акт во время поста не разрешено, потому что человек пришел к пророку саля Ллаху алейхи ва салам, и сказал «я погиб» в другом варианте приходит «я сгорел», то есть как бы что попаду в ад за то что совершил половой акт. А если он бы сделал по забывчивости, то человек таких слов не произносил бы, подобной фразы не произносит никто кроме того кто совершил грех намеренно, а не тот который совершил грех по забывчивости.
Значит, если человек совершил половой акт по забывчивости, в дневное время рамадана, в то время когда он держал пост, то его пост остается действительным и не должен его возмещать после рамадана и должен додержать пост до магриба этого дня.
[Примечание редактора стенограммы]:
Высшему совету ученых Саудовской Аравии задал вопрос некий мужчина о своем положении, что он как обычно после пробуждения по привычке вступил со своей женой в половую связь, забыв о посте, тогда как его супруга знала о посте, но не знала о положении совокупления в светлое время месяца рамадан, на что ученые ответили следующим образом: «Если это действительно так, как ты упомянул, что ты по забывчивости совокупился с женой, то нет на тебе ни возмещения, ни искупления, поскольку тебя оправдывают по причине забывчивости. Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал:«Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил». И совокупление входит в этот смысл хадиса. Что касается жены, то более безопасным будет в отношении нее – возмещение и искупление, поскольку, судя по внешнему твоему рассказу, при ней было знание, однако она отнеслась к этому беспечно. Просим у Аллаха прощения!...
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\306.
[Конец примечания].